Главные вкладки

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 8 классе по химии_2014-15 учебный год
    календарно-тематическое планирование по химии (8 класс) по теме

    Дмитриенко Константин Евгеньевич

    Представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 8 классе по химии по УМК Г. Е. Рудзитиса на 2014-15 учебный год без контрольно-измерительных материалов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОЗЕРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

    КАЙГОРОДСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

    «Согласовано»

    Руководитель МО

    ___________Сергиенко Л.С.

    Протокол № ___ от

    «____»____________2014 г.

    «Согласовано»

    Зам. директора по УВР МКОУ Кайгородской ООШ

    ___________ Ионашку И.В.

    «____»____________2014 г.

    «Утверждено»

    Директор МКОУ Кайгородской ООШ

    ___________ Мищенко Е.П.

    Приказ № ___ от «___»____2014 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по учебному курсу  «Химия»

    8 класс

    Базовый уровень

    Дмитриенко Константин Евгеньевич,

    учитель химии 1 категории

    Рассмотрено на заседании

    педагогического совета школы

    протокол № ____ от «__»_______2014 г.

    п. Кайгородский

    2014

    Пояснительная записка к рабочей программе

    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта основного (общего) образования по химии (базовый уровень), 2004г.; «Обязательного минимума содержания образования по информатике и информационным технологиям», рекомендованного Министерством Образования Российской Федерации, Примерной программы основного  общего образования (Сборник нормативных документов. Химия. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по химии. - М.: Дрофа, 2007), с учетом Учебного плана Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кайгородская основная общеобразовательная школа». Материалы для рабочей программы разработаны на основе авторской программы С. Т. Сатбалдина, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. («Программа курса химии (VIII-IX) С. Т. Сатбалдина», Москва «Просвещение» 1994г.).

    Действия в собственной учебной деятельности учащихся должны быть мотивированы, взаимно соподчинены, причинно-обусловлены и должны разворачиваться по усложнению. И данный курс химии выстроен с таким условием, что понятия также взаимно соподчинены, причинно обусловлены и разворачиваются по усложнению.

    Данная программа выстроена по принципу нисхождения от "конкретного в себе" понятия "химическое явление" к "абстрактному в себе" понятию "атом", затем восхождения к содержательному "для нас" абстрактному понятию "атом — химический элемент", а от него к содержательному "конкретному для нас" понятию "химическая реакция".

    Нисхождение по вертикали. На начальном этапе учащиеся целенаправленно (с помощью химических экспериментов) продвигаются от представления о химическом явлении к представлению о веществе, а затем представлению о молекуле и об атоме.

    При этом действия обучающихся внутренне мотивированы. Анализируя явления окружающего мира, учащиеся с помощью учителя выделяют среди них химические явления и тем самым открывают для себя предмет химии. Затем они практически осуществляют химические реакции и пытаются объяснить эти явления, чтобы самостоятельно владеть ими. В химических явлениях участвуют вещества, поэтому появляется внутренний мотив изучить вещества, участвующие в этих явлениях.

    Однако ознакомление с веществами не позволяет им объяснить ранее наблюдаемые превращения. Вещества имеют сложное строение, которое учащимися еще не изучено. Опять появляется внутренний мотив, формируемая в виде задачи потребность: изучить микрочастицы, составляющие вещества.

    Процесс подведения к этой задаче является очень важным этапом реализации деятельного подхода.

    Он дает осознание потребности начинать изучение химии не с осуществления химических экспериментов и не с изучения микроуровня организации веществ, а с изучения составляющих вещества, различных видов атомов.

    Таким образом, учащиеся познают взаимосвязанную систему основных химических понятий в следующей химической последовательности: элемент (атомарный уровень организации вещества) — вещество (система соединения атомов или ионов) и молекул (макроуровень организации вещества) — химическая реакция (процесс превращения одних веществ в другие вещества).

    В процессе обучения изучается также генетически взаимосвязанная система важнейших классов неорганических веществ: оксиды → гидроксиды → соли.

    Программа была создана на основе результатов многолетних экспериментов по внедрению в школьную практику технологии развивающего обучения на базе организации собственной деятельности обучающихся. Данная рабочая программа может быть реализована  при использовании и традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.

    В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

    Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.

    В программе реализованы следующие направления:

    • гуманизации содержания и процесса его усвоения;
    • экологизации курса химии;
    • интеграции знаний и умений;
    • логичность курса;
    • последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения.

    Настоящая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

    В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.

    Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

    В основу курса положены идеи:

    • материального единства и взаимосвязи объектов и явлений природы;
    • взаимосвязи состава, строения, свойств, получения и применения веществ и материалов;
    • ведущей роли теоретических знаний для объяснения и прогнозирования химических явлений, оценки их практической значимости;
    • развития химической науки и производства химических веществ и материалов для удовлетворения насущных потребностей человека и общества, что способствует решению глобальных проблем современности;
    • генетической связи между веществами.

    Изучение данного химии в 8 классе основной школе направлено:

    на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

    на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

    на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

    на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

    на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

    В VIII классе рассматриваются основополагающие вопросы общей химии: место и роль химии в системе естественных наук; понятия о веществах и их измерении, химическом элементе и формах его существования; строение атома и периодический закон химических элементов Д. И. Менделеева; строение вещества (виды химической связи и типы кристаллических решеток); состав, строение, общие способы образования названий и классификация веществ; важнейшие классы неорганических соединений. За рассмотрением вопросов «статической» химии следует изучение химических превращений: условий и признаков протекания химических реакций, их классификация.

    В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

    Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне и в логической последовательности теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

    Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

    В соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта общего образования подчеркивается, что химия — наука экспериментальная. Поэтому в VIII классе рассматриваются такие понятия, как: эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод. В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; формированию у учащихся навыков работы с химическим оборудованием и реактивами; соблюдению безопасного и экологически грамотного обращения с веществами в химическом кабинете (лаборатории) и быту.

    Предложенный курс как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, использования в повседневной жизни, роли в природе и материальном производстве. Практическая направленность преследует цель пробудить у учащихся интерес к познанию химии и мотивировать у некоторых из них желание продолжить изучение предмета в старшей профильной школе.

    Программа С. Т. Сатбалдиной по курсу химии в 8 классе рассчитана на 3 часа в неделю. Считаю, что это наиболее логически правильно выстроенная программа обучения химии. Поэтому я взял её за основу, но адаптировал к изучению в 2 часа в неделю. При этом тема «Вода. Растворы» была перенесена с конца 8-го класса в начало 9-го класса последующим причинам:

    1) важность данной темы в последующем обучении, необходимость её хорошей проработки,

    2) на практике, обычно, не хватает 3-4 часа в конце учебного года.

    Оставшееся резервное время можно направить для отработки темы «Основные классы неорганических соединений» и решения расчетных задач.

    Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, контрольных работ как в традиционной, так и в  тестовой формах.

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Неорганическая химия» на ступени основного образования на базовом уровне являются:

    умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

    умение сравнивать объекты, анализировать, оценивать, классифицировать полученные знания;

    умение наблюдать и описывать полученные результаты, проводить элементарный химический эксперимент;

    использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

    исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

    самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

    поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

    умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

    объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

    оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

    использование  мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА

    В результате изучения химии ученик должен

    знать/понимать:

    химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

    важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

    основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

    уметь:

    называть химические элементы, соединения изученных классов;

    объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

    характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

    определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, вид химической связи в соединениях;

    составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

    обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

    распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей;

    вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

    безопасного обращения с веществами и материалами;

    экологически грамотного поведения в окружающей среде;

    оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

    критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

    Данная программа реализована в учебниках:

    1. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия: Неорганическая химия. Учебник для 8 класса средней школы, Москва, Просвещение, 2011г.

    Методические пособия для учителя:

    1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень);
    2. Программы общеобразовательных учреждений (С. Т. Сатбалдина и др.);
    3. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008г.;
    4. Гара Н.Н. Химия: уроки в 8  кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008г.;
    5. «Химия 8-11 классы (тематическое планирование по учебнику Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана), составитель Л. М. Брейгер», издательство Волгоград «Учитель-АСТ», 2002г.

    Дополнительная литература для учителя

    1. Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для  8-9 классов: пособие для учителя.  – М.: Просвещение, 2004г.

    MULTIMEDIA – поддержка предмета

    1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004г.;
    2. Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение-МЕДИА, 2005г.

    Дидактические материалы:

    1. Комплекты карточек - инструкций для проведения лабораторных и практических работ
    2. Комплекты контрольно- измерительных материалов для промежуточной и итоговой аттестации.
    3. Комплекты тестов-тренажеров и тренажеры на электронных носителях.

    Материально-техническое:

    1. Наглядные пособия:  серии таблиц по неорганической, химическим производствам, коллекции, модели молекул, наборы моделей атомов для составления моделей молекул, комплект кристаллических решеток.
    2. Приборы, наборы посуды, лабораторных принадлежностей для химического эксперимента, наборы реактивов. Наличие лабораторного оборудования и реактивов позволяет формировать культуру безопасного обращения с веществами, выполнять эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ, проводить экспериментальные работы исследовательского характера.

    Наличие компьютера в классе, доступа в кабинете информатики к ресурсам Интернет, наличие комплекта компакт-дисков по предмету позволяет создавать мультимедийное сопровождение уроков химии, проводить учащимися самостоятельный поиск химической информации, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации, её представления в различных формах.

    Учебно-тематический план

    Разделы

    Количество  часов

    В  том  числе

    лабораторных  и  практических  работ

    контрольных  работ

    1.

    От химического явления к атому.

    7

    5 + 2

    2.

    От атома к ПСХЭ (Периодической системе химических элементов).

    16

    1

    3.

    Молекула – система взаимосвязанных атомов.

    12

    1

    4.

    Водород и кислород – простые вещества.

    14

    3 + 0

    1

    5.

    Основные классы неорганических соединений.

    22

    10 + 2

    1

    6.

    Обобщение курса химии 8 класса «От химического элемента к основным классам неорганических веществ и их превращениям».

    1

             Итого

    72

    18 + 4

    4

    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    8 класс 72 ч/год (2 ч/нед.; 0 ч.— резервное время)

    НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ – 8 класс

    Тема 1. Химического явления к атому (7 ч)

    Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

    Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества.

    Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография.

    Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций.

    Практические работы

    • Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

    • Очистка загрязненной поваренной соли.

    Тема 2. От атома к ПСХЭ (Периодической системе химических элементов) (16 ч)

    Общие сведения о строении атома (ядро, электронная оболочка). Состав атомных ядер: протоны и нейтроны.

    Химический элемент как вид атома. Изотопы, ионы как разновидности определенного вида атома. Символы и названия химических элементов. Абсолютная и относительная массы атомов химических элементов.

    Модели атома (демонстрация). Движение электронов в атоме. Орбитали. Электронная плотность, электронное облако.

    Взаимодействие электронов с ядром. Энергетические уровни и подуровни. Последовательность заполнения орбита-лей. Схемы атомов — распределение электронов по энергетическим уровням.

    Состав, строение, свойства элементов, в атомах которых заполняется I, II, III энергетические уровни. Окисление и восстановление. Окислитель и восстановитель.

    Периодическое изменение свойств элементов. Связь этого явления с величиной заряда ядра атома и со строением электронной оболочки. Взаимосвязь понятий: заряд ядра ― радиус атома элемента ― окислительно-восстановительные свойства. Степень окисления элементов.

    Состав, строение, свойства элементов, в атомах которых дополняется III и начинает заполняться IV энергетический уровень.

    Периодическое изменение степеней окисления элементов и состава водородных и кислородных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по значениям степеней окисления и наоборот, определение значений степеней окисления по химическим формулам.

    Периодический закон и периодическая система элементов Д. И. Менделеева, ее короткопериодный и длиннопериодный варианты.

    Структура периодической системы и ее связь со строением атома. Периоды большие и малые. Физический смысл номера периода. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в пределах малых и больших периодов. Группы элементов, их деление на главную и побочную подгруппы. Физический смысл номера группы. Характер изменения свойств элементов и их соединений. Характеристика элементов исходя из местоположения их в периодической системе.

    Значение периодического закона и периодической системы элементов Д. И. Менделеева.

    Обобщение изученного по понятию "Атом — химический элемент" и подразделение элементов на 2 группы: металлические и неметаллические.

    Тема 3. Молекула – система взаимосвязанных атомов (12 ч)

    Электроотрицательность. Валентность. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности. Взаимодействие атомов одного и того же неметаллического элемента. Химическая связь, ее сущность. Ковалентная связь. Неполярная ковалентная связь.

    Взаимодействие атомов разных неметаллических элементов. Полярная ковалентная связь.

    Взаимодействие атомов металлических и неметаллических элементов. Ионная связь как крайний случай полярной ковалентной связи.

    Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов.

    Общая характеристика состава, строения и свойств  простых веществ с молекулярной, атомной и металлической кристаллическими решетками. Положение элементов в периодической системе и типы кристаллических решеток простых веществ.

    Общая характеристика сложных веществ. Сложные вещества с молекулярной и ионной кристаллическими решетками.

    Закон постоянства состава веществ. Химические формулы.

    Мера количества вещества — моль. Число Авогадро. Относительная молекулярная масса. Молярная масса. Характеристика вещества по формуле.

    Демонстрации. Модели молекул простых веществ. Молекулы сложных веществ. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

    Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

    Тема 4. Водород и кислород – простые вещества (14 ч)

    Водород и кислород как представители простых веществ.

    Водород как химический элемент. Химический знак. Относительная атомная масса, валентность, степень окисления. Водород как молекула. Эмпирическая формула. Относительная молекулярная масса. Водород как простое вещество. Молярная масса. Молекулярный объем, абсолютная плотность.

    Нахождение водорода в природе. Относительная плотность одного газа по второму. Получение и физические свойства водорода. Демонстрация и лабораторный опыт. Химические свойства водорода. Окислительно-восстановительные реакции. Уравнения химических реакций. Водород — окислитель и водород — восстановитель. Техника безопасности работы с водородом. Применение водорода.

    Обобщение. Состав, строение, свойства атомарного, молекулярного и вещественного макроуровня организации водорода. Количественная характеристика.

    Кислород. Кислород как химический элемент, химический знак, относительная атомная масса, валентность. Кислород как молекула. Химическая формула. Относительная молекулярная масса. Кислород как простое вещество. Химическая формула, молярная масса, молярный объем, абсолютная плотность, относительная плотность по воздуху. Нахождение кислорода в природе. Содержание его в воздухе. Получение кислорода в промышленности. Получение в лаборатории, физические свойства и применение кислорода. Кислород и озон. Аллотропия.

    Обобщение. Состав, строение, свойства атомарного, молекулярного и вещественного макроуровня организации кислорода. Количественная характеристика. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление.

    Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. Решение задач по уравнениям химических реакций.

    Окислительно-восстановительные реакции. Тепловой эффект химических реакций, эндо- и экзотермические реакции. Решение задач по тепловому эффекту. Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

    Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

    Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды. Водород — окислитель и водород — восстановитель. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом вытеснения воды. Определение состава воздуха. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

    Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II). Ознакомление с образцами оксидов. Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом. Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.

    Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ. Расчеты по термохимическим уравнениям. Объемные отношения газов при химических реакциях. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

    Тема 5. Основные классы неорганической химии(22 ч)

    Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

    Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение. Индикаторы.

    Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение.

    Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.

    Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

    Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

    Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.

    Практические работы. «Реакция обмена между оксидом меди (II) и серной кислотой».

    Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».


    Календарно-тематическое планирование по химии в 8 классе

     (2 часа в неделю, всего 72 часов: по плану 72 часа и 0 часов резервное время).

    Программа курса химии 8 класса, автор С. Т. Сатбалдина (программа  изменена и переработана с учетом особенностей школы наличия, учебно-методической литературы и часовой сетке).

    п/п

    в уч.

    году

    п/п

    в

    теме

    ТЕМЫ УРОКОВ

    Дата

    про-

    веде-

    ния..

    ТИП урока;

    МЕТОДЫ, применяемые

    на уроке;

    ФОРМЫ организации  учебной деятельности.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ

    ЗНАНИЯ,

    УМЕНИЯ,

    НАВЫКИ.

    Опыты, оборудова-ние

    Дом. задание

    1

    1

    От химического явления к атому (7 ч.)

    Предмет химии.

    Вводный, обучающий.

    Комбинированный.

    Лекция-беседа

    Химия

    Д-1

    Лаб.оп. -1 (с.45)

    §1

    2

    2

    Вещество. Чистые вещества и смеси.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы.

    Вещество, смеси

    §2

    3

    3

    Основные способы разделения смесей.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы.

    Отстаивание, фильтрование, дистилляция, хроматография, перегонка, кристаллизация, делительная воронка.

    Лаб.оп. -2 (с.45)

    §2

    4

    4

    Практическая работа №1 «Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности в химическом кабинете»

    Применение знаний. Словесно-наглядно-практический, частично-поисковый.

    Практическая работа.

    Пр. раб. №1

    с. 46-47

    5

    5

    Практическая работа №2

    «Очистка поваренной соли»

    Применение знаний. Словесно-наглядно-практический, частично-поисковый.

    Практическая работа.

    Пр. раб. №2

    с. 47

    6

    6

    Физические и химические явления. Условия и признаки химической реакции.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы, лабораторные опыты.

    Физические явления, химические явления.

    Д-2,

    Лаб.оп. -3,4

    (с.45)

    §3

    7

    7

    Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение (АМУ).  Простые и сложные вещества.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы.

    Атом, молекула. Кристаллические решетки. Простое вещество, сложное вещество.

    Д-4,

    Лаб.оп. - 5

    (с.45)

    §4, §5, §13

    8

    1

    От атома к ПСХЭ (Периодической системе химических элементов)

    (16ч.)

    Состав атома.

    Вводный, обучающий.

    Словесно-наглядный.

    Лекция-беседа

    Ядро, электронная оболочка, протон, нейтрон, электрон, а.е.м..

    §40, записи

    9

    2

    Характеристика атома.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы.

    Спин.

    §40, записи

    10

    3

    Строение атома: химический элемент. Строение атома: изотопы.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы.

    Химический элемент. Изотоп.

    §6, записи  §40 (с.112-113), записи

    11

    4

    Строение атома: ионы. Химическая символика.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы.

    Ион, катион, анион. Химическая символика.

    §8, записи

    12

    5

    Относительная атомная масса химических элементов. Электронные облака: модели.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы.

    Относительная атомная масса (Аr).  Электронное облако.

    §7,  записи.

    13-14

    6-7

    Электронные облака: ориентация в пространстве.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы.

    s-, p-, d-, f- облака (орбитали).

    §40, записи

    15

    8

    Состояние электрона в атоме.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы.

    Записи.

    16

    9

    Энергетические уровни и подуровни.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы.

    Энергетический уровень, энергетический подуровень, энергетическая ячейка.

    Записи.

    17-18

    10-11

    Распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы.

    Записи.

    19

    12

    Структура ПСХЭ

    Д. И. Менделеева.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы.

    Периоды (малые и большие), группы (главные и побочные), металлы, неметаллы, амфотерные элементы

    Записи.

    20

    13

    Характеристика элементов главных подгрупп и побочных подгрупп. Значение ПСХЭ

    Д. И. Менделеева.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы.

    §41-42. записи.

    21

    14

    Обобщение изученной темы.

    Комбинированный, повторение и закрепление знаний.

    Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений

    Беседа.

    22

    15

    Контрольная работа №1.

    Контроль знаний.

    Репродуктивный.

    Контрольная работа.

    23

    16

    Анализ контрольной работы.

    Комбинированный, повторение и закрепление знаний.

    Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений

    Беседа.

    24-26

    1-3

    Молекула – система взаимосвязанных атомов (11ч.)

    Электроотрицательность химических элементов. Валентность химических элементов.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы, решение упражнений.

    Относительная электроотрицательность, валентность.

    §43, §11

    27

    4

    Основные типы химической связи.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы.

    Ионная связь, заряд на атоме, ковалентная полярная неполярная связи, металлическая связь.

    §44

    28-29

    5-6

    Степень окисления.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы, решение упражнений.

    Степень окисления, окислительно-восстановительная реакция, окислитель, восстановитель, процесс окисления, процесс восстановления.

    §46

    30

    7

    Кристаллические решетки.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы.

    Кристаллическая решетка, молекулярная, атомная, ионная и металлическая решетки

    Д: модели пространственных решеток поваренной соли, твердого оксида углерода (IV)

    §45

    31-32

    8-9

    Закон постоянства состава. Химическая формула.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы.

    Химическая формула, закон постоянства состава, индекс, относительная молекулярная масса, качественный и количественный состав вещества, отношение масс.

    Записи, §9,10

    33

    10

    Количество вещества. Моль. Молярная масса. Число Авогадро. Характеристика вещества по формуле.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы.

    Количество вещества, моль. Молярная масса, число Авогадро.

    §17 (с.37 – до  вычисления по хим. уравнениям)

    34

    11

    Контрольная работа №2.

    Контроль знаний.

    Репродуктивный.

    Контрольная работа.

    35

    12

    Анализ контрольной работы.

    Комбинированный, повторение и закрепление знаний.

    Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений

    Беседа.

    36

    1

    Водород и кислород – простые вещества. (14ч.)

    Общая характеристика, получение, свойства и применение водорода.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы.

    Химические свойства, горение, окисление, оксид, круговорот элемента.

    Д:

    1)ознакомление с физическими свойствами водорода,

    2)горение водорода в кислороде и воздухе,

    3)взаимодействие водорода с оксидом меди (II).

    §25- 27

    37

    2

    Общая характеристика, получение, свойства и применение кислорода.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы.

    Сырьё, экологически чистое топливо.

    Д:

    1)сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа,

    2)ознакомление с физическими свойствами кислорода

    §18- 22

    38-40

    3-5

    Закон сохранения массы вещества. Уравнения химических реакций.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы.

    Закон сохранения массы. Уравнения химических реакций, коэффициент.

    Д: опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ.

    §14-15

    41-42

    6-7

    Типы химических реакций: соединения, разложения, замещения, обмена.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы.

    Реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

     Д: разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде.

    Лаб.оп. – 6,7

    (с.45-46)

    Записи, §16; упр.5,7 с.43

    43-44

    8-9

    Решение задач по уравнениям химических реакций.

    Комбинированный, обучающий, закрепление знаний.

    Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений

    Лекция с элементами бесед, решение задач.

    §17 (с.40-42)

    45

    10

    Окислительно-восстановительные реакции.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы, решение упражнений.

    Окислительно-восстановительные реакции, окисление, восстановление, окислитель, восстановитель.

    Д: взаимодействие хлора и йода с металлами как пример окислительно-восстановительной реакции.

    Лаб.оп.: вытеснение галогенов друг другом из растворов их соединений.

    §46 (с.134-135), записи

    46

    11

    Тепловой эффект реакции, эндо- и экзотермические реакции. Решение задач по тепловому эффекту.

    Комбинированный, обучающий, закрепление знаний.

    Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений.

    Решение задач.

    §23-24

    47

    12

    Молекулярный объём. Закон Авогадро. Относительная плотность.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

    Лекция с элементами беседы, решение задач.

    Молярный объём газа, закон Авогадро, относительная плотность газа.

    §47-48

    48

    13

    Контрольная работа №3.

    Контроль знаний.

    Репродуктивный.

    Контрольная работа.

    49

    14

    Анализ контрольной работы

    Комбинированный, повторение и закрепление знаний.

    Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений

    Беседа.

    50

    1

    Основные классы неорганических соединений (21ч.)

    Классификация неорганических соединений. Гидриды.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы.

    Оксиды, гидриды, гидроксиды, основания, кислоты, соли. Летучие и нелетучие водородные соединения.

    Записи

    51-54

    2-5

    Оксиды.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы.

    Солеобразующие и несолеобразующие оксиды; основные, кислотные, амфотерные оксиды.

    Лаб.оп. - 8

    (с.61)

    §33, записи;

    упр.1-6 с.88

    55-58

    6-9

    Основания.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы.

    Основание, гидроксид, индикатор; кислотный, основной, амфотерный гидроксид; нерастворимое и растворимое (щелочь) основание.

    Лаб.оп. – 15-18

    (с.84)

    §32, §34, записи;

    упр.5-7 с.92

    59-62

    10-13

    Кислоты.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы.

    Кислородсодержащие и бескислородные кислоты; одно-, двух- и трёхосновные кислоты.

    Д: показ образцов кислот.

    Лаб.оп. – 9-13

    (с.71-72)

    §28, §35, записи;

    упр.2,7,8 с.95

    63-66

    14-17

    Соли.

    Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

    Объяснительно-иллюстративный, словесный.

    Лекция с элементами беседы.

    Средние (нормальные), кислые, основные, двойные, комплексные соли.

    Д: показ образцов солей.

    §29, §36, записи;

    упр.2,6,7 с.100-101

    67

    18

    Практическая работа №5 «Реакция обмена между оксидом меди (II) и серной кислотой».

    Применение знаний. Словесно-наглядно-практический, частично-поисковый.

    Практическая работа.

    Пр. раб. №5

    с.102

    68

    19

    Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»».

    Применение знаний. Словесно-наглядно-практический, частично-поисковый.

    Практическая работа.

    Пр. раб. №6

    с.102

    69

    20

    Решение расчетных задач по уравнениям химических реакций.

    Комбинированный, обучающий, закрепление знаний.

    Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений

    Лекция с элементами бесед, решение задач.

    70

    21

    Контрольная работа №4.

    Контроль знаний.

    Репродуктивный.

    Контрольная работа.

    71

    22

    Анализ контрольной работы.

    Комбинированный, повторение и закрепление знаний.

    Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений

    Беседа.

    72

    1

    Обобщение курса химии 8 класса «От химического элемента к основным классам неорганических веществ и их превращениям».

    (1 ч.)

    Комбинированный, обучающий, закрепление знаний.

    Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений

    Беседа.

    Пояснительная записка.

    Программа С. Т. Сатбалдиной по курсу химии в 8 классе рассчитана на 3 часа в неделю. Считаю, что это наиболее логически правильно выстроенная программа обучения химии. Поэтому я взял её за основу, но адаптировал к изучению в 2 часа в неделю. При этом тема «Вода. Растворы» была перенесена с конца 8-го класса в начало 9-го класса последующим причинам: 1) важность данной темы в последующем обучении, необходимость её хорошей проработки, 2) на практике, обычно, не хватает 3-4 часа в конце учебного года. Оставшееся резервное время можно направить для отработки темы «Основные классы неорганических соединений» и решения расчетных задач.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс (биология 1 час/нед) Авторы: Пономарёва Н.И., Корнилова О.А., Кучменко В.С. на 2012 – 2013 учебный год

    Рабочая программа на 2012 – 2013 учебный год разработана на основе авторской «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы....

    Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по алгебре для 8-го класса на 2012-2013 учебный год по УМК А .Г. Мордковича и его соавторов.

    Рабочая программа и тематическое планирование предназначены для повседневной работы учителя в 8-ом классе.Программа составлена по УМК А.Г. Мордковича и его соавторов; рассчитана на 105 часов в год и 5...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 8 класса общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 8 класса общеобразовательной школы.Программа рассчитана на 34 учебных часа и разработана на основе авторской программы под общей ред...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 10 класса общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 10 класса общеобразовательной школы.Программа рассчитана на 34 учебных часа и разработана на основе авторской программы под общей ре...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 11 класса общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 11 класса общеобразовательной школы.Программа рассчитана на 34 учебных часа и разработана на основе авторской программы под общей ре...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 8 класса школы VII вида на 2012-2013 учебный год

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 8 класса школы VII вида на 2012-2013 учебный год.Рабочая программа для школы VII вида разрабатывается так же, как програм...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 9 классе по химии_2014-15 учебный год

    Представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 9 классе по химии по УМК Г. Е. Рудзитиса на 2014-15 учебный год без контрольно-измерительных материалов....