Урок физики Кол-во теплоты +рабочая карта урока
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

ГЛУЩЕНКО НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА

Урок закрепления знаний поможет сформировать умение учащихся применять ранее полученные знания при решении задач различного типа: графических, качественных, количественных, экспериментально - исследовательских.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ КАРТА

Незнающие пусть научатся,

а знающие вспомнят еще раз.

Античный афоризм

14.03.2013г______________________________________________________

ФИ учащегося

КАРТА САМООЦЕНКИ

№ задания

Название задания

Оценка

1.

Физические явления и процессы

2.

Виды теплопередач (экспериментальное задание1)

 Работа в группах

3.

Самостоятельная  работа (по карточкам)

4.

Решение задачи

5.

Участие в проектной деятельности

Экспериментальное задание 2 (л/р)

Итоговая оценка

1. Физические явления и процессы  (трехбалльная система оценки)

2. Работа в группах

Исследовательское
задание 1

«Какой вид теплопередачи имеет место при данном измерении»?

1. Измерить температуру воздуха в непосредственной близости обоснования стакана, сбоку.

2. Измерить температуру воздуха над стаканом, на расстоянии около 5 см.

3.Измерить температуру воды в стакане.

Заполнить таблицу

теплопроводность

конвекция

излучение

(трехбалльная система оценки)  

3. Самостоятельная работа.  Решение графических задач.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка:   за правильный ответ - 1 балл

4.Решения задачи:

Для купания ребенка в ванну налили 4  ведра (40 кг) холодной воды, температура которой была равна 6 0С, а  затем долили горячую воду  температурой 960 С.  Определите массу долитой воды, если температура воды в ванне стала равной 360 С. (Расчет производите без учета нагревания ванны и окружающей среды)

Дано:______  

СИ

Решение:____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Используя памятку для самооценки решения задачи, оцените себя и оценку занесите в карту (1 мин)

5.

Исследовательское
задание 2

Проектирование эксперимента.

выполнение лабораторной работы

Рассчитайте и сравните количество теплоты, полученное заваркой (50 г), с количеством теплоты, отданным кипятком (100г). Считайте удельную теплоемкость воды и заварки одинаковой.

основные этапы работы:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 ____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Вывод:_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Программно-методические обеспечение:

  • программа – базовый уровень
  • использованные учебники:

А.В. Перышкин. Физика, 8 класс. М. Дрофа, 2006 г.;

     С.В. Громов. Физика , 8 класс. М.Просвещение, 2009г

  • использованные мультимедийные ресурсы: презентация  к уроку (выполнена учителем)

Урок  по физике  в 8 классе.

Тема: Расчет количества теплоты, полученной телом или выделенной телом при теплообмене.

Цель урока: обобщить знания учащихся по данной теме во взаимосвязи с природой и жизнедеятельностью человека.

Задачи урока:

Обучающая: закрепление знаний по данной теме: формирование  умений учащихся применять полученные знания при решении задач различного типа ( графические, качественные, количественные, экспериментально-исследовательские).

Развивающая: Развивать смекалку, творческие способности, интерес к получаемым знаниям по предмету, развитие компетентности в сфере  самостоятельной  познавательной деятельности:; развитие навыков работы в группе.

Воспитательная: воспитывать внимательность и культуру научной речи.

Оборудование: мензурки, термометры, вода, табличный материал, рабочая карта урока.

                                         Ход урока.

1.Приветствие. Актуализация темы урока.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей, но это не должно вас смущать. Работаем в прежнем режиме, так как у нас на сегодня запланирована очень интересная работа. Скажите мне, пожалуйста: чем мы с вами занимались последние несколько занятий?

 (изучали внутреннюю энергию тел, способы изменения внутренней энергии, выяснили, что называется количеством теплоты и как рассчитывается)

 А что же нас ждет впереди, после окончания главы?!

Правильно, контрольная работа, бояться которую нам , совершенно, не надо! Потому что мы к ней подготовимся! А для этого мы с вами что должны сделать на сегодняшнем уроке? Правильно, решать задачи. Это и будет темой нашего урока.

К этому уроку у вас на столах лежат: рабочая карта урока, задания  на карточках и оборудование для экспериментальных задач.

А девизом нашего урока будут слова из античного афоризма; « Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз »

2.Актуализация опорных знаний учащихся в ходе решения качественных задач.

Итак, ребята, мы с вами вспомнили, чем занимались на последних уроках. Давайте теперь наши знания определений различных понятий представим в виде таблицы. СЛАЙД  2

Основные понятия

Определение

Связь с другими величинами

Отличитель-ные особенности

Внутренняя энергия

( U,Дж)

Сумма потенциальной и кинетической энергии движения молекул

Зависит от массы и температуры тела

 

Теплопроводность

передача внутренней энергии от одной части тела к другой при непосредственном контакте

 

не происходит переноса вещества

Конвекция

Излучение

перенос энергии струями жидкости или газа

Перенос энергии электромагнитной волной

 

Не может происходить в твердых телах

Происходит в вакууме

Мы уже знаем. Что задачи по физике  можно разделить на качественные и расчетные.  (Качественные, т.к. в условии нет физических величин).

Я предлагаю вам решить задачи, предварительно определив, к какому типу теплообмена их можно отнести. СЛАЙД №3.

1.Почему шерсть, пух, мех и другие пористые тела обладают плохой теплопроводностью?

2. Если температура в комнате 16 0С, то нам не холодно, но если войти в воду, температура которой 20 0С, то мы ощущаем довольно сильный холод. Почему?

 Вода обладает лучшей теплопроводностью, чем воздух. Поэтому энергия нашего тела передается воде лучше, чем воздуху

3. Приведите примеры тел, излучающих энергию

. 3.Солнце, камин, электрич. Плитка, земля,тело человека

4. Почему фруктовые сады не рекомендуется разводить в низинах? 

4. Холодный воздух более плотный, поэтому он скапливается в низинах, бывают чаще заморозки

5. Почему конвекция не может происходить в твердых телах? .

Конвекция – это теплообмен, осуществляемый потоками или струями вещества, что невозможно в твердыз телах

6. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?

Тела с темной поверхностью лучше поглощают и лучше излучают энергию

ОЦЕНКА

3.

Исследовательское
задание 1

Работа в группах -  решение экспериментальной задачи

 «Какой вид теплопередачи имеет место при данном измерении»?

Заполнить таблицу

теплопроводность

конвекция

излучение

1. Измерить температуру воздуха в непосредственной близости обоснования стакана, сбоку.

Ответ: Излучение, т.к. между термометром и стаканом имеется воздух, обладающий плохой теплопроводностью, и теплопроводности быть не может. Конвекция же происходит снизу вверх.

2. Измерить температуру воздуха над стаканом, на расстоянии около 5 см.

Ответ: Конвекция, т.к. тепло от горячей воды передается потоками воздуха снизу вверх.

3.Измерить температуру воды в стакане.

 Ответ: Теплопроводность, т.к. теплопередача происходит при непосредственном контакте.

Учитель: Мы с вами применили все виды теплопередачи для измерения температуры воздуха и воды.

 

!!!!Оцените свою работу по трехбалльной системе и занесите балл в карту самооценки

4. Самостоятельная работа.  Решение графических задач.

Итак, ребята, мы с вами  повторили, что называется внутренней энергией и   способы ее изменений.

А теперь скажите, что такое количество теплоты?

(часть внутренней энергии, которую тело теряет или получает при теплообмене).

От каких величин зависит Q?

 (масса, температура, удельная теплоемкость)

Запишите в рабочей карте формулу для расчета  количества теплоты.

 А теперь с/р (листы с задачами)

ПРОВЕРКА  самооценка в  таблицу

  1. Подготовка к проектной деятельности в ходе решения задачи в рабочей карте: СЛАЙД4

Для купания ребенка в ванну налили 4  ведра (40 л) холодной воды, температура которой была равна 6 0С, а  затем долили горячую воду  температурой 960 С. Определите массу долитой воды, если температура воды в ванне стала равной з60 С. (Расчет производите без учета нагревания ванны и окружающей среды)

Дано:

СИ

Решение:

Используя памятку для самооценки решения задачи, оцените себя и оценку занесите в карту (1 мин)

6. Физминутка

 7. 

Исследовательское
задание 2

 Проектирование эксперимента.

выполнение лабораторной работы (фронтально)

 Рассчитайте и сравните количество теплоты, полученное заваркой, с количеством теплоты, отданным кипятком. Считайте удельную теплоемкость воды и заварки одинаковой.

Учитель, ссылаясь на решенную ранее задачу, предлагает детям выдвинуть гипотезу (основную идею лабораторной работы), т.е. ответить на вопрос о том, какие величины необходимо заложить в данные эксперимента, тем самым выяснить приборы и оборудование, необходимые при выполнении работы и установить границы рабочих величин

Учитель просит учащихся,  используя полученную в ходе урока информацию, самостоятельно определить основные этапы работы, т.е. спроектировать свою деятельность.  Учитель определяют время на проектирование (определение этапов) хода работы.

         Учитель организует детей на обсуждение полученного результата самостоятельной работы.  

Инструктаж по ТБ при проведении лабораторной работы

       Экспериментальная часть л/р

Обработка данных

Результат.

Вывод.

Самооценка л/р (рубрикатор)

, где Q1 – количество теплоты, отданное горячей водой, (Дж);
m
1 – масса горячей воды (кг);
t
1 – начальная температура горячей воды (оС);
t – температура смеси (
оС);
t
2 – начальная температура заварки (оС);
m
2 – масса  заварки (кг);
с – удельная теплоемкость воды (Дж/кг
оС);
Q
2 – количество теплоты, полученное заваркой, (Дж).
Необходимо отметить, что с – удельная теплоемкость воды и заварки является постоянной, и равна с = 4200 Дж/кг
оС.

Ученики определяют температуру заварки, горячей и смеси. Затем рассчитывают количество теплоты и определяют относительную и абсолютную погрешность измерений.

Погрешность измерений рассчитывается по формулам:

для определения абсолютной погрешности –

для определения относительной погрешности –

Для наглядности, фиксируем полученные значения величин в таблицу измерений:

После вычисления всех нужных физических величин и внесения данных в таблицу измерений, ученики формулируют вывод.

Вывод:

8.Рефлексия.   Я слышу – я забываю,

                            Я вижу – я запоминаю,

                            Я делаю – я понимаю.

Итоги урока

Оценка за урок.

Домашнее задание: подготовить сообщение о теплопродукции человека,

о тепловом балансе между теплотой, вырабатываемой организмом человека и теплотой, отданной в  окружающую среду (группы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме "Давление твердых тел"

Технологическая карта урока физики в 7 классе (работа учащихся в группах) и тест на самопроверку...

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме:«Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии»

Дрябжинская Людмила Владимировна ГБОУ СОШ № 1003.Тема урока: «Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии» (8 класс)Цель урока: сформировать у учащихся научные представления о магнитном поле и устано...

Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.

         Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...

Технологическая карта урока физики по ФГОС, обобщающий урок по теме «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел »

  На данном уроке повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся по теме «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел». Осуществляется поиск необходимой информации для выполне...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"...

Технологическая карта урока физики по теме «Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации»

Технологическая карта урока физики по теме «Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации»...