Конспект урока "Чистый глоток", 8 класс, химия
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Практическая работа по теме "Электролитическая диссоциация" с элементами исследовательской деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лопатина Н.Д. учитель химии МКОУ «Мостовская СОШ»

Дисциплина: Химия

Тема урока: «Чистый глоток» (Анализ безалкогольных напитков)

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Форма урока: Практическая работа

Компетентность:

Познавательная

  • Организация учебной деятельности
  • Аналитические умения
  • Исследовательские умения

Информац. - коммуникативная

  • Представление информации в разных видах
  • Работа с текстом
  • Поиск информации

 Рефлексивная

  • Экологическое сознание  

Цели урока:

Дидактическая: Закрепление знаний о химических процессах, происходящих в водных растворах электролитов.

Развивающая: Развитие общих компетенций: применения теоретических знаний в практической деятельности, умений анализировать, сопоставлять, обобщать факты, делать выводы.

Воспитательная: Формирование коммуникативных компетенций, воспитание чувства ответственности по отношению к своему здоровью.

Межпредметные связи: Экология, биология, валеология, география.

Обеспечение урока

Наглядные пособия:

  1. Таблица «Растворимость солей кислот, оснований в воде»
  2. Плакат «Экологические символы на товарах»

Раздаточный материал:

  1. Карточки индивидуальных заданий (тест «Электролитическая диссоциация»)
  2. Таблица растворимостей
  3. Бланк для проверочной работы
  4. Бланк отчета о практической работе
  5. Лист самоконтроля

Технические средства обучения: компьютер

Приборы и реактивы:

Химическая посуда (пробирки и стаканы)

Штативы для пробирок

Стеклянные палочки

Минеральная вода «Хан-Куль», «Учумская долина», питьевая вода «Аква Минерале», газированный напиток «Зеленое яблоко», газированный напиток «Миринда»

CaCO3 (мел), соляная кислота, хлорид бария ВаCl2, нитрат серебра AgNO3, универсальный индикатор (бумажная полоска)

Содержание занятия

  1. Организационный момент:
  • готовность группы и аудитории к занятию
  1. Настрой студентов на работу:
  • информация о ходе проведения практической работы;
  • инструкция по заполнению листа самоконтроля;
  • текущий инструктаж по ТБ при работе с химическими реактивами.
  1. Выполнение практической работы.

Мотивация

Практическая работа на тему: «Анализ безалкогольных напитков» позволяет закрепить и углубить знания по одному из наиболее важных разделов неорганической химии «Химические реакции в водных растворах». Знания, полученные по этой теме, позволяют понять, как с помощью химических реакций можно обнаружить наличие тех или иных ионов, пищевых добавок в газированных напитках, оценить их влияние на организм человека.

Для проведения практической работы класс делится на пять микрогрупп. Допуском к практической работе является выполнение учащимися тестового проверочного задания. Каждой микрогруппе выдается индивидуальное задание, после обсуждения и выполнения которого правильность подтверждается проведением лабораторного опыта. В начале урока каждому ученику выдается бланк-отчет по практической работе, который заполняется по мере выполнения работы.


План проведения практической работы

  1. Вступительное слово преподавателя
  2. Тестирование
  3. Анализ безалкогольных напитков
  1. Задание № 1. Определение сульфат-ионов в минеральной воде «Хан-Куль»
  2. Задание № 2. Определение хлорид-ионов в питьевой  воде «Аква Минерале»
  3. Задание № 3. Определение гидрокарбонат-ионов в минеральной воде «Учумская долина»
  4. Задание № 4. Исследование влияния напитка «Зеленое яблоко» на зубную эмаль
  5. Задание № 5. Изучение содержания пищевых добавок в напитке «Миринда»
  1. Обсуждение проблемы вредного воздействия пищевых добавок на организм человека. Пути решения этой проблемы
  2. Вывод о проделанной работе
  1. Рефлексия

Краткий конспект урока

«Кто бессильной воды изопьет – вовсе ослабнет»

(Сказка о трех царствах – медном, серебряном, золотом)

3.1. Согласно всеобщей декларации прав человека, каждый имеет право на чистую воду, информацию о качестве воды. Это основные права человека, защищающие не только его здоровье, но и жизнь. Из-за различных заболеваний, связанных с некачественной водой, погибают более 10 млн. человек, большинство из которых дети. В мире более 2 млрд. человек имеют хронические заболевания в связи с использованием некачественной воды.

Здоровье – глобальная проблема человечества, которая является одной из самых важных для каждого из нас. Во многом наше здоровье зависит от того, какую воду и какие напитки мы пьем.

Вашему вниманию предлагается кинофрагмент из фильма «Тайна воды», после просмотра, которого необходимо ответить на вопросы:

  • Как человеку сделать правильный выбор между различными видами минеральной воды и напитков?
  • Как, утоляя жажду, сохранить свое здоровье?

Если вы хотите, утоляя жажду, сохранить здоровье и заботиться о внешнем виде, то должны знать какие вещества должны содержаться в чистой питьевой воде и напитках, а какие вещества являются вредными. Поэтому на нашем занятии мы попытаемся определить содержание некоторых ионов и веществ в напитках и выяснить их влияние на организм, используя знания по разделу курса неорганической химии «Электролитическая диссоциация» и данные системы цифровой кодификации пищевых добавок, обозначенных буквой «Е».

3.2. Допуском к практической работе является выполнение тестового задания по теме «Электролитическая диссоциация» (компьютерное тестирование) так как знания, полученные по этой теме, позволяют понять, как с помощью химической реакции можно обнаружить наличие тех или иных ионов в воде.

В тестовой работе 5 вопросов с тремя вариантами ответов. Необходимо выбрать один правильный ответ. Старший по микрогруппе сообщает о результатах тестирования.

3.3. Анализ безалкогольных напитков.

Объект исследования: минеральная вода, газированные напитки

3.3.1. Задание № 1. Определить содержание сульфат-ионов в минеральной воде «Хан-Куль».

Определение содержания сульфатов

Осадок или помутнение

Концентрация сульфатов, мг/л

Отсутствие мути

Слабая муть, появляющаяся не сразу

Муть, появляющаяся сразу после добавления хлорида бария

Сильная муть, быстро оседающая

менее 5

5-10

10-100

более 100

Сравнить с данными на этикетке бутылки. Записать уравнение реакции взаимодействия сульфата магния с хлоридом бария в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

3.3.2. Задание № 2. Определить содержание хлоридов в питьевой воде «Аква Минерале»

Определение содержания хлоридов

Осадок или помутнение

Концентрация хлоридов, мг/л

Слабая муть

Сильная муть

Образуются белые хлопья

Выпадает белый объемистый осадок

1-10

10-50

50-100

более 100

Записать уравнение реакции взаимодействия хлорида натрия с нитратом серебра в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Сделать вывод: можно ли пить воду с таким содержанием хлоридов или нет.

3.3.3. Задание № 3. Определить содержание гидрокарбоната кальция в минеральной воде «Учумская долина»

Записать уравнение реакции взаимодействия гидрокарбоната кальция Са(НСО3)2 с соляной кислотой в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

Каким простым способом можно избавиться от излишка гидрокарбонатов в питьевой воде?

3.3.4. Задание № 4. Исследуйте напиток «Зеленое яблоко» с помощью универсального индикатора (определить среду):

  • Возьмите стакан с небольшим количеством накипи и прилейте немного напитка. Что вы наблюдаете? Как, по вашему мнению, напиток влияет на зубную эмаль?
  • Какие пищевые добавки присутствуют в напитке. Какие из них могут вредно воздействовать на организм (используете информацию в приложении № 1 и на этикетке бутылки)

3.3.5. Задание № 5. Исследуйте напиток «Миринда» с помощью универсального индикатора (определить среду):

  • Определите, какие пищевые добавки присутствуют в исследуемом напитке. Какие из них могут вредно воздействовать на организм (используйте информацию в приложении № 1 «Обозначение пищевых добавок по международной системе «Е» и их влияние на организм»)

3.4. Теперь, когда мы провели анализ напитков, выяснили какое влияние могут оказывать на организм некоторые пищевые добавки, а их достаточно много, давайте попытаемся ответить на вопрос: «Как человеку в море изобилия различных напитков утолить жажду и при этом сохранить свое здоровье» (беседа, составление «Памятки для покупателя»)

3.5. На этом практическая часть работы закончена и вам предлагается сделать вывод о проделанной работе.

Без знаний химии нет здоровья.

4. Подведение итогов. Критерии оценок

Сегодня на уроке мы углубили знания по теме «Электролитическая диссоциация», закрепили их при составлении уравнений реакций и проведении химического эксперимента на примере анализа безалкогольных напитков.

Оценка за работу выставляется с использованием листа самоконтроля. На каждом этапе урока учащийся оценивается по следующим критериям:

  1. Тестовое задание
  2. Активность работы в микрогруппе
  3. Навыки выполнения химического эксперимента
  4. Умение составлять химические уравнения

0-5 баллов

0-2 балла

0-2 балла

0-3 балла

По сумме набранных баллов учащийся получает оценку:

«5»                        8-10 баллов

«4»                        6-7 баллов

«3»                        4-5 баллов

«2»                        0-3 балла

Старший по микрогруппе сообщает о полученных оценках.

5. Домашнее задание: Оцените свое здоровье за последний год и сделайте соответствующие выводы.


Приложение № 1

Классификация пищевых добавок

http://www.dux.ru/reviews/geltech.html

http://www.rg.ru/proekt/book/66.shtm

http://www.3vozrast.ru/article/energia/vitamini/1894/

Обозначение пищевых добавок по международной системе «Е»

и их влияние на организм

Е 102 – запрещен

Е 103-106 – запрещен

Е 110-111 – запрещен

Е 120-127 – запрещен

Е 130 – запрещен

Е 131 – вызывает злокачественные опухоли

Е 141 – запрещен

Е 142 – злокачественные опухоли

Е 150 – запрещен

Е 161 – сомнителен

Е 171-173 – заболевания печени и почек

Е 180 – сомнителен

Е 181 – запрещен

Е 210-211 – злокачественные опухоли, аллергия

Е 215-218 – вызывает аллергию

Е 221-226 – заболевания желудочно-кишечного тракта

Е 220-233 – нарушает функции почек

Е 238 – запрещен

Е 239 – аллерген

Е 240-241 – запрещен

Е 250 – запрещен

Е 251 – противопоказан при гипертонии

Е 310 – вызывает сыпь

Е 311-313 – запрещен

Е 320-322 – заболевание печени, почек

Е 328 – заболевание желудка

Е 330 – злокачественные опухоли

Е 339-341 – заболевания желудочно-кишечного тракта

Е 405 – нарушает пищеварение

Е 447 – злокачественные опухоли

Пищевые добавки - полезные, вкусные и запрещенные

     Жизнь современного человека характеризуется заметным влиянием техногенных - антропогенных факторов, приводящих к нарастанию загрязнения пищи, воды и воздуха чужеродными веществами.

     Смело можно утверждать, что каждый из нас с пищей, водой и воздухом получает несколько граммов чужеродных веществ, которые не относятся к пищевым. Определенный вклад вносят и пищевые добавки. Но в отличие от контаминантов-загрязнителей пищевые добавки, вносимые человеком, контролируются национальными органами Госсанэпиднадзора, нормативными актами и санитарными правилами Минздрава России.

     Тем не менее погасить тревогу населения за свое здоровье нельзя лишь законодательными и нормативными актами. Необходима система просвещения и образования в этой области. Надо понять, что без пищевых добавок сегодня уже не обойтись. И совершенно недопустимо, когда некоторые издания начинают публиковать лжесписки опасности пищевых добавок, объявлять их чуть ли не источником всех бед человека.

     Между тем в России, как и в других странах, при появлении каких-либо достоверных научных данных о возможном неблагоприятном действии пищевых добавок применение их в пищевой индустрии приостанавливается. Заметим, таких ситуаций в нашей стране не было за последние 20 лет. Это говорит о надежности государственной системы контроля за безопасностью их оборота и использования.

Что такое пищевые добавки?

     Это природные, идентичные природным или искусственные (синтетические) вещества, увеличивающие сроки хранения продуктов или придающие им заданные свойства. История применения пищевых добавок (уксусная и молочная кислоты, поваренная соль, некоторые специи и др.) насчитывает несколько тысячелетий. Однако только в ХIХ-ХХ веках им стали уделять особое внимание.

     Вызвано это особенностями торговли с перевозкой скоропортящихся и быстрочерствеющих товаров на большие расстояния, что требует увеличения срока хранения. Спрос современного потребителя на пищевую продукцию с привлекательными цветом, запахом обеспечивают ароматизаторы, красители и т.п.

     Распространение ожирения и сахарного диабета привело к созданию производства продуктов на основе заменителей сахара и подсластителей. Сейчас в производстве продуктов используются почти 500 различных добавок. А если учесть их комбинации, то эта цифра удвоится.

     Европейский союз для гармонизации использования пищевых добавок разработал систему цифровой кодификации их. Система одобрена ФАО-ВОЗ. Каждой добавке присвоен трех- или четырехзначный номер с предшествующей буквой Е. Эти номера (коды) используются в сочетании с названиями функциональных классов, отражающих группу пищевых добавок по технологическим функциям (подклассам). Буква Е и идентификационный номер имеет четкое толкование, подразумевающее, что данное конкретное вещество проверено на безопасность, что для данной пищевой добавки имеются отработанные рекомендации по его технологической необходимости и что для данного вещества установлены критерии чистоты.

     После некоторых Е-номеров (буква Е в сочетании с трехзначным номером) стоят строчные буквы, например Е160-каротины и др. В этом случае речь идет о классе пищевой добавки. Строчные буквы - неотъемлемая часть номера Е и должны обязательно использоваться для обозначения пищевой добавки. В отдельных случаях после Е-номеров стоят римские цифры, которые уточняют различия в спецификации добавок одной группы и не являтся обязательной частью номера и обозначения.

     Наличие пищевых добавок в продуктах должно фиксироваться на этикетке. При этом добавка может обозначаться как индивидуальное вещество или как представитель функционального класса в сочетании с номером Е. Например, бензонат натрия или консервант Е211. Согласно предложенной системе цифровой кодификации, классификация добавок в соответствии с назначением выглядит следующим образом (только основные группы):

     Е100 - Е182 - красители;

     Е200 и далее - консерванты;

     Е300 и далее - антиокислители;

     Е400 и далее - стабилизаторы консистенции;

     Е500 и далее, Е1000 - эмульгаторы;

     Е600 и далее - усилители вкуса и аромата;

     Е700 - Е800 - запасные индексы;

     Е900 и далее - глазирующие агенты, улучшители хлеба.

     Кроме того, специальная комиссия по пищевым добавкам ФАО-ВОЗ относит к ним "непищевые вещества, добавляемые в продукты питания, как правило, в небольших количествах для улучшения внешнего вида, вкусовых качеств, текстуры или для увеличения сроков хранения".

     Действующий в настоящее время в Российской Федерации Закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" дают следующее определение: "Пищевые добавки - природные или искусственные (синтезированные) вещества, преднамеренно вводимые в пищевые продукты с целью их сохранения и (или) придания им заданных свойств".

     Пищевые добавки можно разделить на несколько наиболее важных групп:

     Первая группа - вещества, регулирующие вкус пищевого продукта (ароматизаторы, вкусовые добавки, подслащивающие вещества - заменители сахара и подсластители, широкий класс кислот и регуляторы кислотности).

     Вторая группа - вещества улучшающие внешний вид продукта (красители, отбеливатели, стабилизаторы окраски).

     Третья группа - вещества, регулирующие консистенцию и формирование текстуры (загустители, гелеобразователи, стабилизаторы, эмульгаторы, разжижители и пенообразователи).

     Четвертая группа - вещества, повышающие сохранность продуктов и увеличивающие сроки хранения (консерванты, антиоксиданты, влагоудерживающие агенты и пленкообразователи).

     Это разделение пищевых добавок на основе технологических функций весьма условно. Так, например, пищевая добавка Е339-фосфаты натрия может использоваться как регулятор кислотности, эмульгатор, стабилизатор, комплексообразователь и влагоудерживающий агент, т.е. принадлежит ко всем четыре основным группам.

     В Российской Федерации использование пищевых добавок регламентруется СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" (приложение 7) и СанПиН "Гигиенические требования по применению пищевых добавок" (который в настоящее время находится на утверждении в МЗ РФ). Последний документ вводится впервые в России и имеет важное значение в регуляции использования и оборота добавок с учетом вида пищевой продукции и рекомендуемых их предельных величин. При разработке этих нормативных документов использован не только опыт отечественной гигиены, но и многих международных организаций и комитетов, а также стран ЕС. Так, например, рекомендуемые величины подслащивающих пищевых добавок для пищевых продуктов гармонизированы полностью с требованиями стран ЕС.

     Существует принципиальное различие между пищевыми добавками и вспомогательными материалами, употребляемыми в ходе технологической обработки пищи. Вспомогательные материалы - любые вещества и материалы, которые, не являясь пищевыми ингредиентами, преднамеренно используются при переработке сырья и получении пищевой продукции для улучшения технологии. В готовых пищевых продуктах вспомогательные материалы либо отсутствуют, либо могут сохраняться в следовых количествах.

     Принципиальные различия существуют между пищевыми добавками (food additives) и биологически активными добавками к пище (dietary supplements или food supplements). Биологически активные добавки к пище (БАД), согласно Закону РФ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", относятся к пищевым продуктам, т.е. источникам макро- и микронутриентов и других пищевых веществ и природных биологически активных веществ растительного и животного происхождения.

     Безвредность пищевых добавок определяется на основе сравнительных исследований, которые координируются и контролируются Объединенным комитетом экспертов по пищевым добавкам (JECFA) ФАО-ВОЗ. Использование пищевых добавок без соответствующей проверки этого комитета с установлением допустимого суточного потребления (ДСП), как правило, не допускается. В 1987-1991 гг. ВОЗ утвердил специальную систему токсиколого-гигиенических исследований пищевых добавок "Принципы оценки безопасности пищевых добавок и контаминантов в продуктах питания". Согласно Закону Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственный предупредительный и текущий контроль осуществляется органами Госсанэпиднадзора РФ. Безопасность использования добавок в производстве пищевых продуктов регламентируется документами Госсанэпиднадзора Минздрава России на федеральном уровне (СанПиН 2.3.2.1078-01, приложение 7 "Пищевые добавки, не оказывающие вредного воздействия на здоровье человека при использовании, для изготовления пищевых продуктов").

     При определении безопасности ДСП основной показатель выражается обычно в виде цифрового диапазона от О до Х (мг/кг массы тела/сутки). Значение Х (верхнего безопасного уровня) выводится на основе оценки данных о токсичности и использования приемлемого фактора безвредности. При решении вопроса о безопасности обязательно учитываются: опасность для человека, вероятность риска для здоровья, уровень потребления добавки, который не будет опасным для здоровья человека при ее систематическом использовании в течение всей жизни.

     Принципиальная схема определения токсикологической безопасности пищевой добавки включает в себя анализ следующих данных: химической структуры вещества, его прогнозируемого воздействия на организм, его присутствия в качестве нормальных составных частей организма человека, его использования в традиционных продуктах питания, знаний о его воздействии на организм животных (острая токсичность, генотоксичность, снижение плодовитости, тератогенность, подострая токсичность, хроническая токсичность, канцерогенность).

     Лишь после положительного ответа на эти вопросы выносится решение о целесообразности и безопасности применения пищевых добавок. Очень важно, что при этом используется интегральный коэффициент запаса, равный, как правило,100, который означает, что ДСП ниже в 100 раз от минимально действующей дозы.

     В Российской Федерации возможно применение только тех пищевых добавок, которые разрешены Госсанэпиднадзором России и регламентируются Санитарными правилами. Так, в отличие от стран ЕС в РФ запрещены к применению при производстве пищевых добавок следующие: цитрусовый красный (Е121), амарант (Е123), формальдегид (Е240), бромат калия (Е924а) и бромат кальция (Е924б).


ТЕСТ

Тема: «Электролитическая диссоциация»

Инструкция: Выбрать один правильный ответ

1. Что называется электролитической диссоциацией?

а) процесс распада вещества на ионы при растворении или расплавлении;

б) процесс распада вещества на отдельные атомы;

в) самораспад вещества на отдельные молекулы.

2. Какое из уравнений диссоциации хлорида кальция записано правильно?

а) СаСl2 = СаСl+ + Cl;

б) СаСl2 = Са2+ + 2Cl;

в) СаСl2 = Са2– + 2Cl+.

3. Соли – это электролиты, которые диссоциируют на:

а) катионы металла и гидроксо-группу;

б) катионы водорода и анионы кислотного остатка;

в) катионы металла и анионы кислотного остатка.

4. Растворы каких веществ реагируют между собой с образованием осадка?

а) MgSO4 + BaCl2;

б) NaOH + HCl;

в) AlCl3 + NaNO3.

5. При взаимодействии растворов каких веществ выделится углекислый газ СО2:

а) Nа2CO3 + KCl;

б) Са(НСО3)2 + НCl;

в) СаСО3 + NaNO3.


Тема: Анализ безалкогольных напитков

Цель: Определить содержание сульфат-, хлорид-, гидрокарбонат-ионов в минеральной воде, пищевых добавок в напитках, объяснить их влияние на организм.

Приборы и реактивы:

  1. Минеральная вода «Хан-Куль»
  2. Минеральная вода
  3. Газированный напиток «Зеленое яблоко»
  4. Газированный напиток «Миринда»
  5. Универсальный индикатор (бумажная полоска)
  1. СаСО3 (накипь)
  2. HCl
  3. ВаСl2
  4. AgNO3
  5. Химическая посуда

Ход работы:

Название опыта

Что делал?

Что наблюдал?

Уравнение реакции

1. Определение сульфат-ионов в минеральной воде «Хан-Куль»

2. Определение хлорид-ионов в минеральной воде «Аква Минерале»

3. Определение гидрокарбонат-ионов в минеральной воде «Учумская долина»

Вывод:

Анализ напитков

Показатели качества

цвет, запах

среда (кислая, нейтрально-щелочная)

наличие запрещенных добавок

4. «Зеленое яблоко»

5. «Миринда»

Вывод:

Лист самоконтроля

_________________________________________________

(Фамилия, имя)

Оцените каждый вид деятельности

Вид деятельности

Количество баллов

1) Тест (0÷5)

2) Выполнение химических опытов (0÷2)

3) Составление уравнений химических реакций (0÷3)

4) Активность работы в группе (0÷2)

Общая сумма баллов

Итоговая оценка

Критерии итоговой оценки:

«5» – 8-10 баллов

«4» – 6-7 баллов

«3» – 4-5 баллов

«2» – 0-3 балла

Лист самоконтроля

_________________________________________________

(Фамилия, имя)

Оцените каждый вид деятельности

Вид деятельности

Количество баллов

1) Тест (0÷5)

2) Выполнение химических опытов (0÷2)

3) Составление уравнений химических реакций (0÷3)

4) Активность работы в группе (0÷2)

Общая сумма баллов

Итоговая оценка

Критерии итоговой оценки:

«5» – 8-10 баллов

«4» – 6-7 баллов

«3» – 4-5 баллов

«2» – 0-3 балла

Фамилия, имя ____________________________________

1

2

3

4

5

а

б

в

Число правильных ответов ___________________

Фамилия, имя ____________________________________

1

2

3

4

5

а

б

в

Число правильных ответов ___________________


Фамилия, имя ____________________________________

1

2

3

4

5

а

б

в

Число правильных ответов ___________________

Фамилия, имя ____________________________________

1

2

3

4

5

а

б

в

Число правильных ответов ___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по химии "Самородные металлы" 8 класс.

Открытый урок по химии "Самородные металлы" проведен в месячник естественно - математического цикла в 8 классе. На данном уроке учащиеся узнали много нового и интересного о самородных металлах. Образц...

Конспект открытого урока по химии 9 класс

Урок по химии 9класс. Тема урока : "Факторы, влияющие на скорость химических реакций"...

Конспект открытого урока по химии в 10-ом классе "Химия и Первая Мировая война".

Урок разработан в форме исследования, с целью получения новых знаний, с использованием проблемного подхода и технологии критического мышления.Основная цель урока - в процессе исследования изучить физи...

Конспект интегрированного урока по химии и технологии «Химия в руках художника»

Конспект интегрированного урока по химии и технологии в 8  классе «Химия в руках художника»...

8 класс. Химия. Конспект урока по теме:: Предмет химии. Вещества.

8 класс. Химия. Конспект урока по теме:: Предмет химии. Вещества.Цели:Образовательные: сформировать представление о предмете химии. Дать первоначальные понятия о веществе, химическом элемен...

Конспект открытого интегрированного урока химии в 9 классе "Химия крови"

Открытый интегрированный урок повторения в 9 классе "Химия крови"...