Методическая разработка по теме: "Чистые вещества и смеси", факультативный курс химии, 7 класс.
методическая разработка по химии (7 класс) на тему
Методическая разработка занятия по теме: "Чистые вещества и смеси" предназначена для пропедевтического курса химии в 7 классе в виде факультатива. Данное мероприятие создает познавательную мотивацию к изучению нового предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativnoe_zanyatie_chistye_veshchestva_i_smesi.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
факультативного занятия по химии.
Тема: «Чистые вещества и смеси».
Цель занятия : Сформировать первоначальные знания по теме «Чистые вещества и смеси», развивать познавательные интересы учащихся и воспитывать у них отношение к химии как возможной области будущей практической деятельности.
Задачи занятия:
1. Сформировать знания учащихся по теме «Чистые вещества и смеси», умения отличать однородные и неоднородные смеси и практически осуществлять разделение неоднородной (гетерогенной) смеси на компоненты;
2. Развивать умение наблюдать за происходящим опытом и на основе наблюдений, делать аргументированные выводы, соблюдать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете;
3. воспитание коммуникативных качеств в процессе обучения , воспитание аккуратности и культуры труда.
Ход занятия.
I . Организационный момент.
Создание психологической атмосферы занятия , включение учащихся в деловой ритм занятия.
II . Постановка цели и задач . Мотивация учебной деятельности учащихся..
Учитель сообщает учащимся тему, цели и задачи урока.
Учитель:
Нет на карте белых пятен,
Вся Земля давно открыта,
Очень трудно жить на свете,
В наше время без открытий.
Учитель: (вводное слово)
Наше занятие я начну со слов известного русского писателя М. Горького:
«…Как можно внимательнее изучайте химию, химию! Это удивительная наука, знайте! ...Она видится мне неким всевидящим оком. Её пронизывающий смелый взгляд проникает в темень земной коры, в невидимые частицы вашего сердца, в тайны строения камня и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит везде и, везде обнаруживая гармонию, упорно ищет начало жизни».
I. Химия – наука о веществах.
Учитель:
- Что изучает наука химия? (вещества и их превращения)
- Что называют веществом? (Вещество – это то, из чего состоят физические тела).
А теперь отгадайте загадку: о каком веществе идёт речь:
«В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.» (вода).
II. Понятие о смеси.
Учитель: Обратите внимание на химические стаканы, которые стоят у вас на парте: в них находиться вода. Каждый из стаканчиков подписан. Прочтите названия. Какой вывод вы сделаете из своих наблюдений? (в одном стакане вода чистая, а в других - в воду добавлены соль, песок, глина).
Задание: разделите стаканчики на две группы. По какому принципу вы будете делить? (вода чистая и вода, в которую добавили песок, глину или соль).
- Как назвать то, что образовалось при смешивании воды с другими веществами? (смесь).
А теперь давай те запишем тему сегодняшнего занятия: «Чистые вещества и смеси».
На сегодняшнем занятии мы постараемся выяснить:
- Какое вещество считают чистым.
- Что такое смесь?
- Какие бывают смеси?
- Какими способами можно разделить смеси?
Учитель: В природе нет абсолютно чистых веществ, однако вещества в чистом виде встречаются. Такие вещества называют самородными – это самородное золото, серебро, сера. К таким веществам можно отнести многие минералы – это мрамор, малахит, мел, известняк.
Ученик: сообщение: «Мрамор».
Ученик: сообщение «Малахит».
Вещества встречаются преимущественно в виде смесей.
- Что означает слово «смесь»? (слово это произошло от слов «смешивать», «перемешивать».
Учитель: Рассмотрите рисунок. Обратите внимание на то, как образуются смеси.
- Почему смесей в природе больше, чем чистых веществ? (в процессе круговорота в природе все вещества перемешиваются).
Учитель: Смесь – это комбинация из нескольких веществ, которые находятся в контакте друг с другом.
- Приведите примеры смесей, встречающихся в природе (молоко, нефть, фруктовый или овощной сок, морская вода, гранит).
- Докажите, что молоко, морская вода являются смесями. ( В составе молока: есть белки, жиры, углеводы, сахара, минеральные соли. Морская вода - это различные соли, растворенные в воде).
Учитель: Назовите отличие чистых веществ от смесей?
Учащиеся делают вывод: чистые вещества состоят из частиц одного какого-либо вещества, а смеси – из частиц разных веществ.
Учитель: Часто частицы веществ хорошо видимы и различимы. Рассмотрите образец горной породы . Это гранит. С помощью лупы рассмотрите вещества, которые образуют эту горную породу. В тетради запишите: гранит состоит из полевого шпата, слюды и кварца. Компоненты гранита – это минералы.
(ученики рассматривают гранит)
-Воздух, которым дышат живые организмы можно назвать смесью?
Рассказ о воздухе, как смеси, которая состоит из газов – азота, кислорода, аргона и др.
- А можем ли мы различить эти газы в воздухе нашего класса? (нет).
- Почему? (эти газы невидимы, без цвета, без вкуса, без запаха)
Задание: Рассмотрите стаканчики со смесями.
Можно ли увидеть частицы, из которых построены смеси? (только в смеси воды с песком хорошо видны частицы)
Задание: стаканчики со смесями веществ разделите на группы.
- По какому признаку вы будете делить? (по принципу видимости частиц в смеси).
III. Классификация смесей.
смеси
однородные неоднородные
Учащиеся делают вывод: Раствор соли – это однородная смесь. Глина в воде, песок в воде – это неоднородные смеси.
Учитель: Обратите внимание на стаканчик, где написано «чистая вода».
- Эта вода - действительно чистая? (да)
- По какому признаку вы сделали такой вывод? (вода прозрачная, однородная).
- А если я скажу, что эта вода из-под крана. Можно ли назвать её чистой?
Ученики: в водопроводной воде растворены минеральные соли в очень малых количествах, так как вода, проходя через горные породы, растворяет в себе соли.
Учитель: Как называют абсолютно чистую воду? (дисстилированной)
- Есть ли в природе вода, где количество солей очень большое количество?(в морях и океанах)
-Почему в морях и океанах вода соленая? (Реки несут в моря растворенные соли. Вода испаряется, а соли накапливаются в морях и океанах)
Учитель: На планете Земля есть очень соленые озера и даже моря. Назовите эти географические объекты. (Большое соленое озеро в Северной Америке, Мертвое море в Иордании)
Ученик: сообщение о «Мертвое море».
Учитель: Можно ли соленую воду сделать пресной? (да)
- Что для этого нужно сделать? ( воду превратить в пар, а пар снова в воду).
- Как называют процесс очистки воды от солей? (дисстиляция).
IV. Способы очистки веществ от примесей.
? Как же выделить вещество из смеси?
Вспомним сказку про Золушку. Поехала мачеха с дочерями на бал к королю, а Золушке приказала разобрать смесь круп. По каким признакам Золушка разделяла эту смесь? (по величине крупинок, по цвету, по внешнему виду)
Учитель: Представьте, что дома у вас в сахар попала крошки пробки. Как вы разделите эту смесь? (растворим сахар в воде, сахар растает, а крошки всплывут на поверхность воды).
Задание: Обратите внимание на стаканчик, где в воде песок. Предложите способы очистки воды от песка.
Ученики: 1. Подождать, пока песок осядет. Воду слить.
2. Профильтровать.
Лабораторный опыт: «Фильтрование смеси воды с песком».
а) правила изготовления фильтра из фильтровальной бумаги.
б) правила фильтрования;
в) правила техники безопасности работы со стеклянной посудой.
Учитель: Кроме способов дисстиляции и фильтрования существуют другие способы разделения смесей.
1.дисстиляция;
2. фильтрование;
3. отстаивание;
4.выпаривание.
V. Закрепление изученного материала.
- Что называется смесями?
- Какие смеси вы знаете?
- Какие смеси называются однородными?
- Какие смеси называются неоднородными?
- Что называется разделением смеси?
- Какими способами можно разделить неоднородные смеси?
Игра «Крестики - нолики .
Учитель: предлагаю учащимся поиграть в игру «Крестики-нолики».
Выигрышный путь составляет смесь:
Сок | Спирт | Серебро |
Кровь | Воздух | Фосфор |
Золото | Глина | Лимонад |
Ответ: сок, воздух, лимонад.
VI. Домашнее задание:
Использование цифровых ресурсов: нет.
Для всех:
Выполнить презентацию по желанию «Процесс фильтрования в быту, в технике и в природе».
Используемая литература:
- «Химия. Вводный курс. 7 класс.» Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. остроумов, А.К.Ахлебинин - 5-е издание исправленное и дополненное,- Москва: «Дрофа», 2010г.
- Программа курса «Химия. Вводный курс. 7 класс.» для 7 класса общеобразовательных учреждений / И.Г. Остроумов, О.С. Габриелян- М.: «Дрофа», 2010.
- Химия. Рабочая тетрадь к учебному пособию «Химия. Вводный курс. 7 класс.» / О.С. Габриелян, И.Г. остроумов, А.К.Ахлебинин.
Игра «Крестики - нолики .
Выигрышный путь составляет смесь:
Молоко | Спирт | Серебро |
Кровь | Фосфор | Золото |
Нефть | Глина | Лимонад |
Игра «Крестики - нолики .
Выигрышный путь составляет вещество:
Сок | Воздух | Серебро |
Кровь | Спирт | Фосфор |
Золото | Глина | Лимонад |
Игра «Крестики - нолики .
Выигрышный путь составляет смесь:
Молоко | Спирт | мрамор |
Кровь | Яблочный сок | Нефть |
Железо | Мел | Лимонад |
Игра «Крестики - нолики .
Выигрышный путь составляет вещество:
Сок | Спирт | Нефть |
Мрамор | Углекислый газ | Фосфор |
Золото | Глина | Лимонад |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Практикум по составлению и решению задач по курсу 6 класса".
Составление и решение задач по курсу 6 класса....
Методическая разработка "Практикум по составлению и решению задач по курсу 6 класса".
Составление и решение задач по курсу 6 класса....
Методическая разработка "Практикум по составлению и решению задач по курсу 6 класса".
Составление и решение задач, 6 класс....
Факультативный курс "Химия в быту"
Основная цель курса – развитие у школьников любознательности, интереса к химии, явлениям окружающей жизни, обучение умению правильно обращаться с химическими материалами в быту.Программа курса направл...
Программа факультативного курса:"Химия в быту", 8 класс
Программа факультатива по химии для 8 класса...
Методическая разработка "Создание и использование маршрутной карты урока для учащихся 10 классов при изучении курса органической химии"
Работа в классах с разным уровнем знаний учащихся и с разными потребностями, натолкнула меня на мысль создания маршрутных карт урока.Второй год я работаю над составлением маршрутных карт к урокам курс...
Методическая разработка. Географический диктант по проверке географической номенклатуры за курс 7 класса.
Одной из форм проверки знаний учащихся географической номенклатуры являются географические диктанты. В разработке предложен вариант диктанта за курс 7 класса....