Методическая разработка по теме: "Чистые вещества и смеси", факультативный курс химии, 7 класс.
методическая разработка по химии (7 класс) на тему

Абдулаева Татьяна Ивановна

Методическая разработка занятия по теме: "Чистые вещества и смеси" предназначена для пропедевтического курса химии в 7 классе в виде факультатива. Данное мероприятие создает познавательную мотивацию к изучению нового предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativnoe_zanyatie_chistye_veshchestva_i_smesi.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  

факультативного  занятия по химии.

Тема: «Чистые вещества и смеси».

Цель занятия :  Сформировать первоначальные  знания по теме «Чистые вещества и смеси»,  развивать познавательные интересы учащихся  и воспитывать у них отношение к химии как возможной области будущей практической деятельности.

Задачи занятия: 

1. Сформировать  знания учащихся по теме «Чистые вещества и смеси», умения отличать однородные и неоднородные смеси и практически осуществлять разделение неоднородной (гетерогенной) смеси на компоненты;

2. Развивать  умение наблюдать за происходящим опытом и на основе наблюдений, делать аргументированные выводы, соблюдать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете;

3.  воспитание коммуникативных качеств в процессе обучения , воспитание аккуратности и культуры труда.

 

Ход занятия.

I . Организационный момент.

 Создание  психологической атмосферы занятия , включение учащихся в деловой ритм занятия.

II . Постановка цели и задач . Мотивация учебной деятельности учащихся..

Учитель сообщает учащимся тему, цели и задачи урока.

Учитель:  

Нет на карте белых пятен,

Вся Земля давно открыта,

Очень трудно жить на свете,

В наше время без открытий.

 Учитель: (вводное слово)

Наше занятие я начну со слов известного русского писателя М. Горького:

«…Как можно внимательнее изучайте химию, химию! Это удивительная наука, знайте! ...Она видится мне неким всевидящим оком. Её пронизывающий смелый взгляд проникает в темень земной коры, в невидимые частицы вашего сердца, в тайны строения камня и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит везде и, везде обнаруживая гармонию, упорно ищет начало жизни».

I. Химия – наука о веществах.

Учитель:  

- Что изучает наука химия? (вещества и их превращения)

- Что называют веществом? (Вещество – это то, из чего состоят физические тела).

А теперь отгадайте загадку: о каком веществе идёт речь:

«В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.» (
вода).

II. Понятие о смеси.

Учитель: Обратите внимание на химические стаканы, которые стоят  у вас на парте: в них находиться вода. Каждый  из стаканчиков подписан. Прочтите названия. Какой вывод вы сделаете из своих наблюдений?  (в одном стакане вода чистая, а в других - в воду добавлены соль, песок, глина).

Задание: разделите стаканчики на две группы. По какому принципу вы будете делить? (вода чистая и вода, в которую добавили песок, глину или соль).

- Как назвать то, что образовалось при смешивании воды с другими веществами? (смесь).

А теперь давай те запишем тему сегодняшнего занятия: «Чистые вещества и смеси».

На сегодняшнем занятии мы постараемся выяснить:

  1. Какое вещество считают чистым.
  2. Что такое смесь?
  3. Какие бывают смеси?
  4. Какими способами можно разделить смеси?

Учитель:  В природе нет абсолютно чистых веществ, однако вещества в чистом виде  встречаются. Такие вещества называют самородными – это самородное золото, серебро, сера. К таким веществам можно отнести многие минералы – это мрамор, малахит, мел, известняк.

Ученик: сообщение: «Мрамор».

Ученик: сообщение «Малахит».

 Вещества встречаются преимущественно в виде смесей.

- Что означает слово «смесь»? (слово это произошло от слов  «смешивать», «перемешивать».

Учитель: Рассмотрите рисунок. Обратите внимание на то, как образуются смеси.

- Почему смесей в природе больше, чем чистых веществ?  (в процессе круговорота в природе все вещества перемешиваются).

Учитель:   Смесь – это комбинация из нескольких веществ, которые находятся в контакте друг с другом.

- Приведите примеры смесей, встречающихся в природе (молоко, нефть, фруктовый или овощной сок, морская вода, гранит).

- Докажите, что молоко, морская вода являются смесями. ( В составе молока: есть белки, жиры, углеводы, сахара, минеральные соли. Морская вода - это различные соли, растворенные в воде).

Учитель: Назовите отличие чистых веществ от смесей?

Учащиеся делают вывод:  чистые  вещества состоят из частиц одного какого-либо вещества, а смеси – из частиц разных веществ.

Учитель: Часто частицы веществ хорошо видимы и различимы. Рассмотрите образец горной породы . Это гранит. С помощью лупы рассмотрите вещества, которые образуют эту горную породу. В тетради запишите:  гранит состоит из полевого шпата, слюды и кварца. Компоненты гранита – это минералы.  

(ученики рассматривают гранит)

-Воздух, которым дышат живые организмы  можно назвать смесью?

 Рассказ о воздухе, как смеси, которая состоит из газов – азота, кислорода, аргона и др.

-  А можем ли мы различить эти газы в воздухе нашего класса? (нет).

- Почему? (эти газы невидимы, без цвета, без вкуса, без запаха)

Задание: Рассмотрите стаканчики со смесями.

Можно ли увидеть частицы,  из которых построены смеси? (только в смеси воды с песком хорошо видны частицы)

Задание: стаканчики со смесями веществ разделите на группы.

- По какому признаку вы будете делить? (по принципу видимости частиц в смеси).

III. Классификация смесей.

                                    смеси

               однородные      неоднородные

Учащиеся делают вывод:  Раствор соли – это однородная смесь. Глина в воде, песок в воде – это неоднородные смеси.

Учитель: Обратите внимание на стаканчик, где написано «чистая вода».

- Эта вода - действительно чистая? (да)

- По какому признаку вы сделали такой вывод? (вода прозрачная, однородная).

- А если я скажу, что эта вода из-под крана. Можно ли назвать её чистой?

Ученики: в водопроводной воде растворены минеральные соли в очень малых количествах, так как вода, проходя через горные породы, растворяет в себе соли.

Учитель:  Как называют абсолютно чистую воду? (дисстилированной)

- Есть ли в природе вода, где количество солей очень большое количество?(в морях и океанах)

-Почему в морях и океанах вода соленая? (Реки несут в моря растворенные соли. Вода испаряется, а соли накапливаются в морях и океанах)

Учитель: На планете Земля есть очень соленые озера и даже моря. Назовите эти географические объекты. (Большое соленое озеро в Северной Америке, Мертвое море в Иордании)

Ученик: сообщение о «Мертвое море».

Учитель: Можно ли соленую воду сделать пресной? (да)

- Что для этого нужно сделать? ( воду превратить в пар, а пар снова в воду).

- Как называют процесс очистки воды от солей? (дисстиляция).

IV. Способы очистки веществ от примесей.

? Как же выделить вещество из смеси?

Вспомним сказку про Золушку. Поехала мачеха с дочерями на бал к королю, а Золушке приказала разобрать смесь круп. По каким признакам Золушка разделяла эту смесь? (по величине крупинок, по цвету, по внешнему виду)

Учитель: Представьте, что дома у вас в сахар попала крошки пробки. Как  вы разделите эту смесь? (растворим сахар в воде, сахар растает, а крошки всплывут на поверхность воды).

Задание: Обратите внимание на стаканчик, где в воде песок. Предложите способы очистки воды от  песка.

Ученики: 1. Подождать, пока песок осядет. Воду слить.

                2. Профильтровать.

Лабораторный опыт: «Фильтрование смеси воды с песком».

а) правила изготовления фильтра из фильтровальной бумаги.

б) правила фильтрования;

в) правила техники безопасности работы со стеклянной посудой.

Учитель: Кроме способов дисстиляции и фильтрования существуют другие способы разделения смесей.

1.дисстиляция;

2. фильтрование;

3. отстаивание;

4.выпаривание.

V. Закрепление изученного материала.

  1. Что называется смесями?
  2. Какие смеси вы знаете?
  3. Какие смеси называются однородными?
  4. Какие смеси называются неоднородными?
  5. Что называется разделением смеси?
  6. Какими способами можно разделить неоднородные смеси?

 Игра «Крестики - нолики . 

Учитель: предлагаю  учащимся поиграть в игру «Крестики-нолики».
Выигрышный путь составляет смесь:

Сок

Спирт

Серебро

Кровь

Воздух

Фосфор

Золото

Глина

Лимонад

Ответ: сок, воздух, лимонад.

 VI. Домашнее задание:

Использование цифровых ресурсов: нет.

Для всех:

   Выполнить презентацию по желанию «Процесс фильтрования в быту, в технике и в природе». 

Используемая литература:

  1. «Химия. Вводный курс. 7 класс.» Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. остроумов, А.К.Ахлебинин - 5-е издание исправленное и дополненное,- Москва: «Дрофа», 2010г.
  2. Программа курса «Химия. Вводный курс. 7 класс.» для 7 класса общеобразовательных учреждений / И.Г. Остроумов, О.С. Габриелян- М.: «Дрофа», 2010.
  3. Химия. Рабочая тетрадь к учебному пособию  «Химия. Вводный курс. 7 класс.» / О.С. Габриелян, И.Г. остроумов, А.К.Ахлебинин.

Игра «Крестики - нолики .  
Выигрышный путь составляет смесь:

Молоко

Спирт

Серебро

Кровь

Фосфор

Золото

Нефть

Глина

Лимонад

Игра «Крестики - нолики .  
Выигрышный путь составляет вещество:

Сок

Воздух

Серебро

Кровь

Спирт

Фосфор

Золото

Глина

Лимонад

Игра «Крестики - нолики .  
Выигрышный путь составляет смесь:

Молоко

Спирт

мрамор

Кровь

Яблочный сок

Нефть

Железо

Мел

Лимонад

Игра «Крестики - нолики .  
Выигрышный путь составляет вещество:

Сок

Спирт

Нефть

Мрамор

Углекислый газ

Фосфор

Золото

Глина

Лимонад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс "Химия в быту"

Основная цель курса – развитие у школьников любознательности, интереса к химии, явлениям окружающей жизни, обучение умению правильно обращаться с химическими материалами в быту.Программа курса направл...

Программа факультативного курса:"Химия в быту", 8 класс

Программа факультатива по химии для 8 класса...

Методическая разработка "Создание и использование маршрутной карты урока для учащихся 10 классов при изучении курса органической химии"

Работа в классах с разным уровнем знаний учащихся и с разными потребностями, натолкнула меня на мысль создания маршрутных карт урока.Второй год я работаю над составлением маршрутных карт к урокам курс...

Методическая разработка. Географический диктант по проверке географической номенклатуры за курс 7 класса.

Одной из форм проверки знаний учащихся географической номенклатуры являются географические диктанты. В разработке предложен вариант диктанта за курс 7 класса....