Главные вкладки

    К вопросу оценивания учебных достижений учащихся.
    статья по химии (8 класс) на тему

    Орлова Светлана Валентиновна

    В статье представлены диагностические материалы по  отдельным темам курса  химии, позволяющие ученику сформировать потребность к самоанализу и формирующие познавательные УУД.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx54.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    G:\media\image1.jpeg

    К вопросу оценивания учебных достижений учащихся.

    из методической копилки учителя химии Орловой С.В.

    Сегодня в своей педагогической деятельности обращаю пристальное внимание на
    развитие не просто индивидуальности, а скорее человеческой индивидуальности
    обучающихся. Поэтому актуальными стали внимание к интересам и потребностям
    ребенка, к обогащению его внутреннего мира, духовного потенциала в процессе
    преподавания всех учебных дисциплин, в том числе и химии. Но организация любой
    деятельности предполагает и ее оценку, так как оценка является не только одним из
    компонентов деятельности, но и в конечном итоге показателем результативности всей
    деятельности. А это значит, что используемая учителем система контроля знаний
    учащихся остается неотъемлемой частью учебного процесса.

    Возникает некое противоречие между тем, что в рамках развития человеческой
    индивидуальности стоит необходимость жесткой оценки. Как же педагогически
    правильно и объективно обеспечить процесс оценивания в условиях индивидуально-
    ориентированного обучения? Каждый учитель выбирает для себя наилучшие варианты организации контроля, создавая свою педагогическую концепцию, ориентированную на возможность развития индивидуальных особенностей каждого ребенка. Возможно, помимо отметки, контроль обученности должен давать некую
    информацию об успехах и выявленных проблемах в знаниях учащихся. Такая информация
    должна быть важной и понятной не только для учителя, но и для ученика и его
    родителей. Почему эта информация должна стать важной для ученика? Правильно
    организованный контроль может не только снять страх, снизить уровень тревожности, но
    и сформировать правильные целевые установки, ориентировать ребенка на
    самостоятельность, активность и самоконтроль.

    Если ребенок научится проводить экспертизу собственной учебной деятельности,
    то он научится не просто видеть, а видеть самостоятельно все, что он знает хорошо, а что
    недостаточно. Он научится видеть, что ему удалось сделать в работе хорошо, а в каких
    заданиях он разобрался не до конца, а что наиболее важно, он научится видеть, почему это
    произошло. Таким образом, в ориентации на перспективу ребенок сможет четко
    представлять, что ему необходимо повторить, чтобы в дальнейших работах не испытывать
    тех же затруднений.

    Безусловно, это дело не простое, но в тоже время, очень важное. Ведь каждый из
    участников образовательного процесса может получить не просто информацию, а
    своевременную информацию, как об успехах, так и о выявленных проблемах в знаниях.

    Чтобы каждому ребенку было понятно, какие познавательные универсальные учебные действия уже сформировались у него, а какие из них требуют дальнейшей проработки, необходимо создать четко продуманный диагностический блок, состоящий из самостоятельных и контрольных работ. При этом каждая последующая самостоятельная работа должна содержать в себе наиболее значимые задания из предыдущей, что безусловно продемонстрирует степень проработки учеником выявленных пробелов в предыдущей работе.

    Предлагаю диагностический материал самостоятельных работ по курсу химии 8
    класса к учебной программе и схему их анализа. Диагностический материал самостоятельных работ состоит из работ по следующим темам курса:

    • «предмет химии»,
    • «знаки химических элементов, составление химических формул,
      нахождение относительной молекулярной массы веществ»,
    • «строение атома, строение электронных оболочек атомов элементов»,
    • «виды химической связи»,
    • «молярная масса, количество вещества»,
    • «степень окисления, составление формул бинарных соединений»,
    • «оксиды, основания, кислоты, соли: нахождение и составление формул»,

    Так как предмет «Химия» изучается с 8 класса, а, как правило, к новому курсу

    учащиеся имеют особый интерес, в этой ситуации учитель может сформировать реальную потребность ученика к совместному анализу, а в последствии,  и к самоанализу каждой своей диагностической работы.

    Самостоятельная работа №1.

    «Предмет химии».

    Работа составлена на 2 варианта. 1 вариант.

    №1. Что такое химия?

    №2. Какие вещества называются простыми?

    №3. Из предложенных схем веществ выбрать сложные вещества:

    2 вариант.

    № п/п

    Ф.И. ученика

    №1,2 Знание определений

    №3 Выбор из предложенных схем:

    №4 Выбор форм существования химических элементов:

    что такое химия

    что такое вещество

    простое вещество

    сложное вещество

    сложного вещества

    простого вещества

    химический элемент

    простое вещество

    1.

    Иванов Иван

    +

    +

    +

    -

    -

    -

    +

    -

    2.

    №1. Что такое вещество?

    №2. Какие вещества называются сложными?

    №3  Из предложенных схем веществ выбрать простые вещества:

    №3

    №3. Из предложенных схем веществ выбрать простые вещества:

    G:\media\image3.jpeg

    Схема анализа работы:

    G:\media\image3.jpeg

    Схема анализа выполнения работы №1 Ивановым Иваном позволяет выявить
    следующее:

    • выучены все определения, кроме определения «сложное вещество»,
    • понятие «простое вещество» выучено без понимания, так как последующие задания на применение знаний определения в конкретной учебной задаче показывает, что ученик не справился с ними,
    • понятие «сложное вещество» не выучено, поэтому очевидно невыполнение заданий на применение знаний.

    В конечном итоге ученик видит, что ему следует отработать к следующей
    самостоятельной работе, чтобы она оказалась успешной.

    Самостоятельная работа №2.

    «Знаки химических элементов, составление химических формул, нахождение
    относительной молекулярной массы веществ».

    Работа составлена на 2 варианта.

    I вариант

    II вариант

    №1. Записать знаки химических элементов, разделив их на металлы и неметаллы:

    натрий, азот, сера, углерод, железо, медь, кислород, калий.

    кальций, водород, фосфор, хлор, ртуть, цинк, кремний, серебро.

    №2. Запишите формулу вещества и найдите его относительную молекулярную массу, если

    известно, что в состав его молекулы входят:

    один атом углерода и два атома кислорода.

    один атом серы и два атома кислорода.

    №3. Какую формулу существования элемента отражает запись:

    ЗН, 2Н2, 10СН4.

    С02, ЗО, 502.

    Схема анализа работы:

    № п/п

    Ф.И. ученика

    №1

    Знание знаков химических элементов:

    №2

    Работа с химической формулой:

    №3 Знание форм существования элемента:

    Натрий/ кальций

    Азот/водород

    Сера/ фосфор

    Углерод/хлор

    Кислород/ кремний

    Калий/ цинк

    железо/ ртуть

    Медь/ серебро

    составление формулы по известному ее составу

    знание формулы для нахождения относительной молекулярной массы вещества

    выполнение расчетов

    атом

    молекулы простого вещества

    молекулы сложного вещества

    1.

    Иванов Иван

    2.

    Самостоятельная работа №3.
    «Определения, нахождение относительной молекулярной массы веществ,

    строение атома и электронных оболочек».

    Работа составлена на 2 варианта.

    I вариант

    II вариант

    №1. Закончить определение:

    вещества, которые образованы атомами одного вида, называются        

    явления, при которых изменяется размер, форма тела или агрегатное состояние, а состав остается неизменным, называются

    явления, при которых из одних веществ образуются новые, отличающиеся от исходных по составу и свойствам, называются        

    вещества, которые образованы из атомов разного вида, называются

    горизонтальный ряд периодической системы, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом, называется        

    подгруппа, в которую входят элементы малых и больших периодов, называется...

    №2. Найдите относительную молекулярную массу вещества:

    Mr сH2SO4)=

    Mr (Н3Р04)=

    №3. Рассмотреть строение атома:

    Na ( р+; п°) е

    Mg ( р+; пи) е

    5 ( р+; nu) е

    С/ ( р+; пи) е

    №4. Рассмотреть распределение электронов по энергетическим уровням:

    Na; S

    Mg; С!

    п\п

    Ф.И.

    Знание определений

    Мг(в-ва)

    Строение

    атома

    ато

    распределение

    электронов по

    энергетическим

    уровням

    м ур

    простого вещества

    химического явление

    периода

    физического явления

    сложного вещества

    главной подгруппы

    знание формулы

    выполнение расчетоЕ

    нахождение р+

    нахождение по

    нахождение е-

    нахождение заряда ядра

    нахождение количества энергетических уровней

    распределение е" по уровням

    1.

    Иванов Иван

    2.

    Набор таких самостоятельных работ дает информацию учителю о продвижении ученика по курсу предмета, является основой для формирования индивидуальных домашних заданий разного уровня, позволяющих развивать «западающие» познавательные универсальные учебные действия,  для обеспечения адекватных форм подачи нового материала. В свою очередь, для учеников такой анализ и самоанализ может стать осознанной работой по преодолению учебных неудач, повышения мотивации обучения, повышения учебного успеха.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская система оценивания учебных достижений учащихся на уроках музыки

    Я нашла для себя метод отслеживания сформированности данных критериев при помощи  компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ)....

    Авторская система оценивания учебных достижений учащихся на уроках музыки

    Я нашла для себя метод отслеживания сформированности данных критериев при помощи  компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ)....

    «Тестовый контроль как эффективный метод оценивания учебных достижений учащихся»

    Образование в 21 веке является как единый процесс, который направлен на воспитание и обучение подрастающего поколения в  интересах человека, общества, государства. У нас в России, образоват...

    Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе

    Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе...

    Методическая статья на тему: "Олимпиада с использованием ИКТ как современный метод оценивания учебных достижений учащихся в курсе "Основы безопасности жизнедеятельности""

    В статье описываются возможности использования метода олимпиады в ходе преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ). Представлен опыт проведения олимпиады с использованием ин...

    Особенности оценивания учебных достижений учащихся на уроках ОБЖ в 10 классе

            В курсе ОБЖ необходимо оценивать не только знания, но и  способность  применять эти знания и умения для решения практических  и ценностно-ориентирован...

    Формы и методы оценивания достижений учащихся. Структура оценивания учебных достижений учащихся.

    Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, ч...