Модульная технология обучения: выбор, описание и внедрение.
статья по химии на тему

Модульная организация учебного процесса

1.     В центре учебного процесса находится ученик, его познавательная деятельность.

2.     Роль учителя — консультант, обеспечивающий достижение результата обучения. (Работает над развитием познавательных процессов).

3.     Ответственность за успех учебной деятельности учащиеся берут на себя.

Структура технологии                                   

image

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модульная технология обучения: выбор, описание и внедрение.

Обоснование выбора модульной технологии

В связи с изменением социального заказа в системе образования появились гибкие технологии, обеспечивающие не только опережающее обучение, но и ориентированные на подготовку учащихся к профессиональной деятельности.

Ум любого человека постоянно получает и сортирует информацию. Задача учителя состоит в том, чтобы дать уму подростков такую пищу, которая поддерживала бы стремление к новым знаниям и позволяла познать радость ученичества. Тогда радость быть учеником станет жизненной опорой в настоящее время, а самообразование – жизненной ценностью. Этому способствует применяемая мной в образовательном процессе модульная технология, которая позволяет учащимся осваивать программный материал с учетом индивидуальных познавательных способностей, а также дает возможность целенаправленно организовывать самообразовательную работу способных учеников.

Практика показывает, что большинство видов деятельности учащиеся выбирают не потому, что они им нравятся, а потому, что их к ним приучили. По моему мнению, каждый ученик должен сам выбирать результат обучения: школьник учится, а учитель лишь осуществляет мотивационное управление. Я убеждаюсь на собственном опыте, что самообразование – самое эффективное обучение, в результате этого процесса происходят целенаправленные изменения, т.е. саморазвитие личности. Систематическое самообразование ведет к положительному саморазвитию, а сформированная в школьные годы потребность в нем становиться жизненной ценностью, необходимым условием эффективной подготовки молодого человека к жизни в современном обществе.

С целью развития у учащихся стремления к знаниям, самообразованию, умению самостоятельно расширять и углублять свои знания обучение химии я осуществляю по технологии модульного обучения А.А. Жанпеисовой.

Модульная организация учебного процесса

  1. В центре учебного процесса находится ученик, его познавательная деятельность.
  2. Роль учителя — консультант, обеспечивающий достижение результата обучения. (Работает над развитием познавательных процессов).
  3. Ответственность за успех учебной деятельности учащиеся берут на себя.

Структура технологии        

Главная цель такого обучения — развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, умение самореализоваться в жизни.

По модульной технологии содержание каждого учебного курса делится на учебные модули, состоящие из:

а) блоков модулей содержания теоретического материала;

б) блоков алгоритмических предписаний умений и навыков.

Учебные занятия в рамках модульной системы организации учебного процесса могут быть двух видов:

  • с полной самостоятельной деятельностью ученика по освоению новых знаний;
  • с доминирующей рефлексивной деятельностью ученика с обучающей деятельности учителя.

Назначение данной технологии: организовать самостоятельное учение школьников; удовлетворить образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями; развивать интеллект, самостоятельность, коллективизм, умение осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью, мотивационно управлять учением.

Модуль представляет собой комплекс методических рекомендаций по нахождению и изучению материала, комплекса дидактических материалов и заданий для выходного контроля.

Особенностью учебного модуля является  то, что на вводную и итоговую часть при любом количестве часов отводится по 1-2 часа. Все остальное время отведено на диалогическую часть, т.е. на закрепление материала.

Преимущества этой технологии заключается в том, что модульная технология обучения позволяет уже в водной части видеть не кусочек изучаемого материала, а материал в целом.

Я считаю, самая главная часть – это вводная часть модульного обучения. Так как во вводной части модуля учащиеся не только должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно им надо усвоить и изучить, какова основная задача предстоящей работы.

Здесь проявляется талант и мастерство учителя, так как он кратко в течение 30 минут должен доступно для всех объяснить учебный материал по всей теме данного модуля, опираясь на опорные схемы, модульные карточки.

При изучении новой темы я стараюсь работать не только на среднего ученика, но и развивать сильного, при этом ставлю цель не только формировать багаж теоретических и фактических знаний, но и развитие логического мышления.

В диалогической части учитель должен хорошо ознакомиться с характеристиками основных методик коллективных способов обучения и с их особенностями и умело применять модульные карточки. В этой части модуля осуществляется закрепление и углубление знаний учащихся. Я считаю, что только многократное  повторение и упражнение дают устойчивые и глубокие знания.

Итоговая часть модуля выполняет роль контроля и проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Методы и формы работы модульного обучения на уроках

В современной педагогике накоплен богатейший арсенал модульных подходов, среди которых можно выделить следующие:

  • Творческие задания.
  • Разноуровневые задания.
  • Работа в малых группах.
  • Работа в парах сменного состава.
  • Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры).

Но данная технология обучения, описанная автором, наиболее применительна к предметам гуманитарного цикла и учащимся 5-7 классов, так как часто используются игровые методы в диалогической части модуля. Поэтому я заменила их на наиболее эффективные формы и методы обучения . Для повышения интереса и мотивации учащихся к изучению химии на своих уроках применяю элементы технологии критического мышления, проблемное  изучение, а также метод проектов.

 Наша память не хранит того, что не имеет для нас практической ценности. Значит, чтобы научиться чему-то, мы должны видеть связь новых знаний с жизнью. Установить такие связи мне позволяют уроки проблемного проектирования. Например:

- Предлагаю учащимся экспериментальные задачи, позволяющие обнаружить щелочи и кислоты в средах бытовой химии, разработать рекомендации по правилам их безопасного применения. Учащиеся индивидуально проводят экспериментальные исследования различных средств бытовой химии, которые применяют дома, затем участвуют в учебной дискуссии.

- Даю темы проектов для индивидуального самостоятельного изучения. При изучении кислот мною были предложены следующие темы проектов: «Яблочная кислота», «Молочная кислота», «Лимонная кислота» и «Аскорбиновая кислота». Ребята, используя различные литературные источники и дополнительный материал об  органических кислотах, выполнили проекты и представили свои презентации. Таким образом, учащиеся сообщают друг другу новые знания и интересные научные факты – осуществляется взаимообучение.

- Еще одним примером является постановка проблемного вопроса при изучении карбоновых кислот: одинаковы ли общие химические свойства органических и неорганических кислот? Ребята выдвигают гипотезу и экспериментально доказывают ее на примере двух кислот – уксусной и соляной кислот.

- Также на своих уроках я создаю проблемные ситуации, например, при изучении соединений углерода: показываю демонстрационный опыт образования осадка при вдыхании в пробирку с известковой водой и исчезновении его при длительном вдыхании.

На таких уроках все школьники вовлечены в процесс обучения, воспринимают и усваивают необходимую информацию, поскольку она соответствует уровню их интеллекта и получена в результате собственных усилий. Учитель на данном уроке не сообщает готовые знания, а помогает учащимся решить учебную проблему как первооткрывателям. Такое обучение способствует также возникновению доверительных отношений между учениками и учителем, что еще больше повышает его эффективность и формирует устойчивую мотивацию к изучению предмета.

При всем разнообразии задач, стоящих перед современной школой, важнейшей стала задача преодоления мотивационного вакуума у учащихся основной и старшей школы. При формировании мотивационного компонента образовательной компетенции на уроках и во внеклассной работе по химии обращаю внимание на развитие ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, личного совершенствования.

Продолжая расширять и углублять знания учащихся, веду внеурочную работу – это работа над школьными научными проектами. Учащимися 9 класса выполнены два ярких проекта на темы «Сколько витамина С в яблоке?» и «Исследование влияния мыла на кожу человека». В первой работе ученица определила количество аскорбиновой кислоты в свежем и запеченном яблоках методом титриметричекого количественного анализа. Оказалось, что в свежих яблоках витамина С больше, затем учащаяся сравнила полученные данные с литературными и объяснила некоторые расхождения опыта. На основе полученных результатов были сделаны выводы и предложены области их практического применения. Вторая работа была выполнена методом определения щелочи в составе мыла. Данные проекты несут среднесрочный характер.

Анализируя свои уроки, я пришла к выводу, что применение модульной технологии помогает дисциплинировать учащихся, изменить отношение ученика к уроку, способствует наилучшему воспитанию и усвоению учебного материала.

Этапы работы по внедрению модульной технологии в процесс обучения.

I-этап. Диагностический.

Направления деятельности: выявление уровня знаний учащихся и их готовности к переходу на новые формы обучения. 

II -этап. Теоретический.

Направления деятельности: самообразование, изучение научно-методической литературы, имеющего опыта модульного обучения.

III- этап. Практический.

Направления деятельности: конструирование модулей и апробация технологии организации учебного процесса в модульном режиме.

IV- этап. Аналитический. Рефлексия.

Направления деятельности: анализ и диагностика результатов учебного процесса. Мониторинг качества образования за 4 года. Соотнесение результатов с достижением поставленной методической цели.

На первом этапе я провела диагностику среди учащихся и выявила их уровень подготовленности. Это заняло одну учебную четверть. На втором этапе (2009-10 учебный год) я изучила научно-методическую литературу по личностно-ориентированному обучению разных авторов и выбрала модульную технологию по А.А. Жанпеисовой. Начала структурирование небольших модулей: «Углерод и его основные соединения» и «Азот и его соединения». Также на данном этапе работы подготовила детей 8 класса к новым формам работы. В настоящее время я нахожусь на третьем этапе внедрения модульной технологии в процесс обучения. Для апробации технологии я выбрала 9 класс, так как они достаточно готовы к новому способу обучения. Через год предстоит аналитический этап и рефлексия. На этом этапе предстоит сравнивание результатов проделанной работы с поставленной целью и обобщение своего опыта работы по использованию модульной технологии на уроках химии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация школьников через применение на уроках современных образовательных технологий (работа в рамках модульной технологии обучения на уроках обществознания)

Способности учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере и определяют значение нового понятия «компетентность», появившегося в школе с началом модерниза...

Модульная технология обучения и её применение на уроках химии

Презентация о модульной технологии и её применении на уроках химии...

Системный подход к модульной технологии обучения

Сущность модульной технологии обучения состоит в том, что весь необходимый объем учебной информации разделяется на мини-курсы (модульные единицы). Каждая модульная единица является самостоятельным стр...

Модульная технология обучения иностранному языку

Модульная технология направлена на развитие личности обучаемого и повышение роли самостоятельной работы, контроля и самоконтроля за ходом и результатом овладения иностранным языком. Специфика данной т...

Элементы модульной технологии обучения на уроках географии. (методические рекомендации)

в материале рассказывается о применении на уроках географии элементов модульной технологии обучения, сочетании его с элементами других технологий  и использовании технологических карт...

Модульная технология обучения как средство развития познавательной и личностной сферы учащихся на уроках русского языка

В статье отражены особенности применения модульной технологии обучения на уроках русского языка с использованием модульных карт, компьютерных средств для развития личностной и познавательной сферы уче...

Блочно-модульная технология обучения истории.

Содержание, ключевые понятия, дидактический материал....