Работа с одаренными детьми на уроках химии
учебно-методический материал по химии (11 класс) на тему

Ковалева Наталья Викторовна

Данный материал дает информацию о работе с одаренными детьми на уроках химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_kovaleva_n.v.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сергачская средняя общеобразовательная школа № 6

Работа с одаренными детьми

 на уроках химии

( из практики работы учителя  Ковалевой Н.В.)

                                                                                                         

Сергач, 2011-2012

Мы ничему не можем научить человека.

Мы можем только помочь ему открыть в себе это.

Галилей.

Недостатком традиционной системы обучения была  стандартизация многих моментов: единое для всех время на овладение программой, единая для всех длительность урока, единые темы ведения урока, обусловленные индивидуальностью учителя, но не учащихся. Слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе: невысокая учебная мотивация школьников, учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность учащихся и результат всего этого - случайный выбор профессии и путей продолжения образования.

Что нужно знать учителю, чтобы сохранить способности ребенка и не навредить развитию других сторон его личности? Подводя итоги контрольных работ, выступлений на конференциях, выслушивая устные ответы учащихся, мы, учителя, убеждаемся, что практически в каждом классе есть хотя бы один ученик, отличающийся нестандартным мышлением, живым интересом к предмету – одним словом, ребенок, которого принято называть одаренным.

      Работа с одаренными детьми требует особого подхода. Научиться работать с такими детьми – сложная задача. Проблема уже решается наполовину, если учитель смог увидеть одаренность ребенка. Учитель, загруженный повседневными делами, может и не разглядеть в ребенке гениальных способностей. В жизни таких детей должен быть тот, кто увидит и поверит в выдающиеся способности будущего гения. Ну а далее необходимо сохранить, поддержать и развить способности ребенка.

      В своей работе я стараюсь создавать оптимальные условия для организации работы с такими детьми. Одним из направлений своей деятельности считаю своевременное выявление интеллектуальных способностей на основании наблюдений, анкетирования. Необходимо отличать « школьную одаренность», которая проявляется в способности к обучению, от творческой. Для творчески одаренных детей главное - не усвоение знаний, а собственная работа мысли, нестандартный подход к решению любой задачи.

      Моя работа направлена на развитие познавательной деятельности учащихся. Уже с первых уроков стараюсь закладывать основы интереса к новому предмету, проводя занимательные опыты, рассматривая вопросы истории химии, решая оригинальные задачи.

       Ничто так не губит способности, как стандартный, усредненный подход, репродуктивные задания и бесконечная фронтальная работа. Одаренность не развивается в узких, жестко заданных рамках. Для того чтобы способности развивались, их нужно тренировать, необходим простор для личностного роста. Поэтому очень важна разработка системы творческих заданий для одаренных  детей, при составлении которых учитываю следующие критерии:

  • задания должны вызывать интерес;
  • должны быть комплексными;
  • должны предусматривать многовариантность решений.

Часто на уроках использую задачи с нестандартными формулировками, отличающиеся от общепринятых типовых расчетных и экпериментальных задач. Эти задачи можно разделить на три группы: теоретические, экспериментальные и экспериментально-теоретические. Они вызывают повышенный интерес, развивают любознательность. Ученикам нравится находить пути решения этих задач.

         Уделяю большое внимание организации групповой и индивидуальной творческой  деятельности. При работе в группе ребенок учится доступно высказывать свои идеи и соотносить их с мнением других учеников. Наконец, в ходе групповой работы у учителя неизмеримо больше возможностей использовать задания с разным уровнем сложности.

 Химия – наука экспериментальная. Практические работы способствуют отработке навыков химического эксперимента, применению теоретических знаний на практике.

          В своей работе часто использую проблемные методы  обучения. Постоянное преодоление проблемных ситуаций вместе с возможностью испытать радость открытия и творчества способствуют установлению  учащимися новых связей и закономерностей.

Очень эффективно и целесообразно использование междисциплинарного подхода к изучению содержания учебного материала. На уроке необходим высокий уровень обобщения, использование межпредметных связей, т.к. одаренным детям свойственны своеобразные подходы в интерпретации проблемы, масштабное видение процессов. На уроках провожу тесную связь химии с другими науками: физикой, биологией, историей, математикой.

          Работа с одаренными детьми предъявляет высокие требования и к личности самого учителя. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться, отлично владеть  программным материалом, знать новинки методической и научно-популярной литературы, быть интересным собеседником.

Ожидаемый результат:

  • Повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в образовательных областях;
  • повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями;
  • удовлетворенность детей своей деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности

Социально-экономические преобразования в нашем государстве выявили потребность в людях творческих, активных неординарномыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе кри...

Отчет о работе с одаренными детьми на уроках химии, биологии и во внеурочное время

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"

Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...

Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"

Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...

«Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности»

«Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности»...

Рецензия. Работа с одаренными детьми на уроках химии и внеурочной деятельности

Рецензия. Работа с одаренными детьми на уроках химии и внеурочной деятельности...

«РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ХИМИИ В 8 КЛАССЕ»

Дети с особыми образовательными потребностями...