«РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ХИМИИ В 8 КЛАССЕ»
статья по химии

Дети с особыми образовательными потребностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Соснина Л.И.,  

Учитель химии и биологии

МАОУ «СОШ №47 г.Улан-Удэ»

«РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ХИМИИ В 8 КЛАССЕ»

Работа одаренных детей на уроках химии характеризуется активностью, заинтересованностью в изучении данного предмета. Одаренные дети – активные субъекты учебной деятельности. Творческое мышление одаренных учащихся характеризуется неординарностью — способностью выдвигать новые неожиданные идеи, быстро и легко находить новые стратегии решения. Следует отметить также высокий уровень развития их  логического мышления, память, большой объем внимания, наблюдательность, развитое воображение. Так как химию начинают изучать с 8 класса, учителю необходимо  раскрыть, развить и определить степень одаренности каждого ребенка, проявляющего интерес и способности в данной области знаний. Для успешного развития одаренности учащихся применяю следующие универсальные технологии:

  • технологию личностно-ориентированного обучения,
  • информационно-коммуникационные технологии,          технологию исследовательской деятельности,          технологию проблемного обучения.

Кроме данных технологий на своих уроках я использую идеи программы уровневых курсов. Особое внимание хочу уделить одному из модулей – обучение талантливых и одаренных детей и показать роль одаренных детей на уроках химии.

Деятельность одаренных детей на уроках. 

 

 

  • консультирование;
  • участие во взаимообучении;
  • составление электронных презентаций;
  • участие в оценивании;
  • защита проектов;
  • выполнение заданий опережающего характера;
  • подготовка сообщений, докладов, рефератов;
  • выполнение разноуровневых заданий –уровень «С» повышенной сложности;  решение кроссвордов;
  • выполнение творческих заданий;          исследовательская деятельность;
  • участие в интеллектуальных играх.

 

Обобщающий урок по теме: «Основные химические понятия»  проводится в форме  путешествия. Чтобы совершить путешествие в «Химическое государство» нужно проехать «химическую таможню». Проводится диалог: ученик – ученик (работа в паре), который я использую в своей практике.

Для этого учащимся класса одаренные дети поочередно предлагают ответить на следующие вопросы:

1.Что изучает химия?

2.Чем отличается чистое вещество от смеси?

3.Что такое атомы? Что такое молекулы?

4.Чем отличаются простые вещества от сложных?

5.Что такое химический элемент?

Далее на пути школьникам попадается «Химическое кафе». Те ребята, которые захотели выпить только кофе решают простые задания:

Задание№1 1.Составьте формулы соединений с кислородом следующих элементов:

алюминия, углерода, бария, марганца, калия, фосфора.

2.Определить валентность каждого элемента в соединениях: HCl, Fe2O3, CuO, PH3, NO2, Na2O3, H2S, Cl2O7, P2O5, SO3, CH4.

Ребята, которые решили «пообедать», должны кроме данных заданий, выполнить и другие упражнения. Учащиеся выполняют задания повышенной сложности.

 

Задание№2. Расставьте коэффициенты в схемах уравнений и укажите тип химической реакции:

Fe3O4 + H2                 Fe + H2O

NO+O2                       NO2 

HgO                  Hg + O2 

При изучении темы: «Кислород. Оксиды. Горение», предлагаю учащимся химический эксперимент, который способствует выработке исследовательских умений, обеспечивает самоконтроль рассуждений и служит доказательством правильности предположений. Например, на уроке по теме «Оксиды» предлагаю учащимся задание, которое они выполняют экспериментально.

Задание№1. Определите опытным путем химический характер предложенного оксида. Одаренные дети строят рассуждение примерно так:

1.Провести реакцию с водой.

2.Исследовать полученный продукт индикатором.

3.Продукт реакции оксида с водой нерастворим, значит необходимо провести общую реакцию для основных оксидов с кислотой, для кислотных оксидов с щелочами.

При обсуждении предположений я обращаю внимание учащихся на умение выбирать рациональный путь проведения опыта. Только после этого они выполняют задание.

Задание№2. «Опрос по  цепочке» Этот прием начинается так: cначала отвечает один ученик, продолжает второй, потом третий и так до завершения ответа. Например, при повторении темы «Кислород. Оксиды. Горение» первый рассказывает о распространении кислорода в природе, второй — о его физических свойствах, третий – о его химических свойствах, четвертый – о его получении, пятый – о его применении. Это задание  готовят одаренные дети и урок проводится в виде урока- конференции. Также при изучении темы: «Кислород» одаренные дети готовят сообщение о биологическом значении кислорода

 

В главе «Водород. Кислоты. Соли» при изучении темы «Соли» одаренные дети готовят сообщение на тему «Поваренная соль. Польза и вред». Затем учащимся класса предлагают сделать такой подсчет. Например: ученые подсчитали,  что человек в день употребляет 12-15г поваренной соли.  

Задание №1: посчитайте, сколько соли вы потребляете за месяц, за год. Сколько соли вы съели за свою жизнь(14 лет)?

Ученики проводят подсчеты, проверяют одаренные дети.

Например такой результат:

За месяц: 15г · 30= 450 г

За год: 450г · 12= 5,4 кг

За 14 лет: 5,4кг · 14= 75,6 кг.

Учащиеся делают для себя вывод.

 

Также дети готовят сообщение о применении кислот: серная, соляная, борная, ацетилсалициловая (витамин С), муравьиная.  

Затем классу дают задание №2 составить проект: какую пользу приносят кислоты и какую опасность они представляют? При выполнении проектов учащиеся широко используют современные источники информации, например Интернет- ресурсы.

         

Задание№3. Химическая разминка. Тесты с дополнением.

 

1.Кислоты- это сложные вещества, которые состоят…

2.Соли – это сложные вещества, образованные….

3.Индикаторы – это вещества…..

4.Катализаторы – это вещества….

5.Реакция обмена – это химическая реакция…..

6.Экзотермические реакции – это реакции, которые…..

7.Эндотермические реакции – это реакции, которые…

8.Тепловой эффект реакции – это….

9.Сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород, называются…..

10.Химическая реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света, называется…..

При изучении темы «Вода. Растворы. Основания.» проводим небольшую исследовательскую работу. Исследовательская деятельность позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы.

Проведем  небольшую исследовательскую работу. Класс делится на две команды. В каждой команде есть консультант – одаренный ученик.

Задание№1 команде№1. Перед вами 2 пронумерованные пробирки. Вам надо определить, в какой пробирке находится вода, а в какой щелочь – гидроксид натрия. Даны: набор реактивов: гидроксид натрия, вода, индикаторы – фенолфталеин, метилоранж, лакмус.

Задание№2 команде№2. Обсудить условие проведения реакции. Даны: раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия, раствор хлорида меди. Как получить гидроксид меди? Провести реакцию и написать уравнение реакци

 

При закреплении данной темы учащиеся работают над индивидуальными заданиями.

В главе «Генетическая связь между классами неорганических соединений» даются задания на развитие творческих способностей. Групповая форма работы. Мозговой штурм.

2NaOH

 

4Na

 

H2SO4 

 

2NaOН

 

2H2O

 

На итоговых уроках по теме: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» одаренные дети готовят и проводят интеллектуальную игру, представленную в виде электронной презентации, затем предлагают следующий кроссворд.

 

 

Задание№1.Разгадайте кроссворд.

По вертикали:

1.Химический элемент 7 группы, 4 периода ПСХЗ Д,И,Менделеева, впервые выделенный из руды в 1774 году К, Шееле.

2.Химический элемент 6 группы ,который образует в свободном виде несколько аллотропных модификаций и является типичным полупроводником.

3.Химический элемент, который получил название от характерных синих спектральных линий.

4.Первый элемент ПСХЭ Д, И, Менделеева.

5.Химический элемент, получивший свое название в честь континента.

6.Химический элемент, конфигурация внешнего энергетического уровня которого 3s23р5.

7.Газ, дающий красное свечение газосветных ламп и утверждающий, что он – это не он.

8.Металл, занимающий второе место по тепло и электропроводности.

9.Радиоактивный элемент, названный в знак признания заслуг выдающего русского ученого.

Ответы: 1.Марганец.2.Селен.3.Индий.4.Водород.5.Европий.6.Хлор.7.Неон.8.Медь.9.Мендел еевий.

Ключевое слово: Менделеев.

 

Задание№2.Блиц-турнир капитанов. Капитанами являются одаренные дети. В конкурсе соревнуются капитаны команд, которые должны быстро отвечать на вопросы. За каждый правильный ответ – 5 баллов.

 

Вопросы капитану 1 команды.

1.Металл, из которого изготавливают нити в лампах накаливания(вольфрам)

2.Газ, поддерживающий горение (кислород).

3.Самый металлический металл (франций)

4.Оружейный металл (свинец)

5.Элемент, обнаруженный впервые на солнце (гелий)

  

Вопросы капитану 2 команды.

1.Один из самых значимых элементов 20 века.(кремний)

2.Химический элемент названный в честь Франции(галлий)

3.Химический элемент, в названии которого 3 одинаковые буквы из 5 букв.(олово).

4.Какой химический элемент входит в состав яда? (мышьяк).

5.Самый тяжелый металл( осмий).

На обобщающих уроках по теме «Химическая связь. Строение атома» провожу химический диктант. Дети проверяют работу одноклассников, оценивают  по критериям оценивания. Задание№1. Химический диктант.

 

1.Химическая связь – это…..

2.В образовании химической связи принимают участие…..

3.Химическая связь бывает…..

4.Ковалентная связь – это….

5.Ионная связь – это…..

6.Металлическая связь – это…

7.Водородная связь – это….

 

При изучении темы «Щелочные металлы. Галогены»  применяю прием пед.техники: «Как вы думаете?»…имеет ли смысл фраза, которую мы часто слышим в сказках: «К морю синему пошли и море синее зажгли?»

Задание№1.Видеоклип. Опыт: «Активные металлы и вода». После просмотра видеоклипа одаренный ученик озвучивает увиденное, затем на доске составляет уравнение реакции взаимодействия натрия с водой. Фиксирует признаки химической реакции, определяет окислитель и восстановитель.

 

Для достижения максимального успеха в обучении детей я стремлюсь к созданию благоприятной среды на уроках, особенно в отношении к талантливым и одаренным детям, так как они стремятся соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желают побед – и это естественно. Поэтому огромное внимание обращаю на подготовку и проведение интеллектуальных заданий.

Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать свое отношение к ним – вот ключевая цель педагога в работе с одаренными детьми.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности

Социально-экономические преобразования в нашем государстве выявили потребность в людях творческих, активных неординарномыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе кри...

Отчет о работе с одаренными детьми на уроках химии, биологии и во внеурочное время

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"

Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...

Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"

Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...

Работа с одаренными детьми на уроках химии

Данный материал дает информацию о работе с одаренными детьми на уроках химии...

«Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности»

«Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности»...

Рецензия. Работа с одаренными детьми на уроках химии и внеурочной деятельности

Рецензия. Работа с одаренными детьми на уроках химии и внеурочной деятельности...