ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ К УРОКАМ ХИМИИ (благодарю создателя этого материала и хочу им поделиться с вами уважаемые коллеги)
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (11 класс) на тему

Громова Ольга Ильинична

В этом материале блочно даются химические свойства некоторых металлов, не металлов и органических веществ.

Удачи в изучении такой интересной науки, как химия.

Неметаллы

Карбиды

Be2C + 4H2O = 2Be (OH)2 + CH4

Al4C3 + 12H2O = 4Al (OH)3 + 3CH4

MeC2 + 2H2O = Me (OH)2 + C2H2

imageH 2 (Pt, t, p)→ CH 4

—O 2 t →CO 2

—Me t→ карбиды

imageC               —S t →CS 2

—Si t →SiC

—H 2O t→ H 2 + CO

—оксиды →Э + CO

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opornye_konspekty_k_urokam_himii.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ К УРОКАМ ХИМИИ

Химические терминологии

1)Орбиталь – эта та область пространства вокруг ядра, в которой вероят-

ность пребывания электрона составляет не менее 90%.

2)Гибридизация – выравнивание облаков.

3)Валентность – свойство атомов присоединять или замещать определенное

количество элементов.

4)Атом – наименьшая частица химического элемента, входящая в состав мо-

лекул простых и сложных веществ.

5)Молекула – наименьшая частица вещества, способная к самостоятельному

существованию и обладающая химическими свойствами данного вещества.

6)Химическая формула – показывает, из каких элементов состоит данное

вещество и сколько атомов каждого вещества входит в состав его молекул.

7)Ион – заряженная частица.

8)Катион – положительно заряженный ион.

9)Анион – отрицательно заряженный ион.

10)Степень окисления – количество принятых или отданных электронов.

11)Окисление – отсоединение электронов.

12)Восстановление – присоединение электронов.

13)Электроотрицательность – способность атомов в соединении притягивать к себе электроны.

14)Галогены – элементы VII A группы.

15)Инертные газы – элементы VIII A группы.

16)Халькогены – элементы VI A группы (кроме кислорода).

17)Щелочные металлы – элементы I A группы.

18)Катализатор – вещество, ускоряющее реакцию, но сами при этом не рас-

ходуются.

19)Индикатор – вещество, с помощью которого определяют реакцию рас-

твора.

Неметаллы

Карбиды

Be2C + 4H2O = 2Be (OH)2 + CH4

Al4C3 + 12H2O = 4Al (OH)3 + 3CH4

MeC2 + 2H2O = Me (OH)2 + C2H2

—H 2 (Pt, t, p)→ CH 4

—O 2 t →CO 2

—Me t→ карбиды

C               —S t →CS 2

—Si t →SiC

—H 2O t→ H 2 + CO

—оксиды →Э + CO

 

Получение

1) из воздуха

2) 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O

3) NH4NO2 = N2 + 2H2O

—H 2t (P,t)→ NH 3

N2             —O2 2000 C→ NO

—Me t→ нитриды

—Si t→ Si 3N4           

                  —O 2 t →N2 + H2O

—O2 (p ,t )→ NO + H2O

NH3 →      —H2O→ NH4OH

—HCl→ NH4Cl

—Cl2→ N2 + HCL

—CuO t →Cu + H2O

—O2t→ SO2

—H2t→ H2S

S→         —Me t→ сульфиды

—KOH →K2S +K2SO3

—K2SO3→K2S2O3

—H2(h v)→ HCl

—Me t→ хлориды

—P→ PCl3, PCl5

Cl2 → — NH3 t→ N2 + HCl

—H2O →HCl + HClO

—KOH→ KCl + KClO

—KOH 70 C→ KCl + KClO3

—CH4 (h v)→ CH3Cl…

—C2H4C2H4Cl2

—C2H2→ C2H2Cl4

Металлы

I Щелочные металлы

—H2 t→ MeH

—Cl2 t→ MeCl

—N2 t→ Me3N (Li3N на воздухе)

Me→  —S t→ Me2S

O2 t→ Li2O Na2O2 K2O

—P t→ Me3P

—C t→ Me2C2

—H2O→ MeOH + H2

—HNO3 разб MeNO3 + NH4NO3 + H2O

—HNO3 конц MeNO3 + N2O + H2O

—H2SO4 конц Me2SO4 + H2S + H2O

—СОЛИ (расп) Me An + Me1

—2 R-Hal t R-R + MeHal

—R-OH R-OMe + H2

—HCl MeCl + H2

АЛЮМИНИЙ

—H2→ НЕ РЕАГИРУЕТ

—Cl2→ AlCl3

—S→ Al2S3

—N2→ ALN

—C→ Al4Cl3

—H2O→ Al(OH)3 + H2

Аl→     —NaOH→ NaAL(OH)4 + H2

—Fe2O3→ Fe + Al2O3

—HCl →AlCL3

—H2SO4 конц→ НЕ РЕАГИРУЕТ

 

ЦИНК

—H2O t→ ZnO + H2

—HCl→ ZnCl2

—HNO3 конц→ Zn(NO3)2 + N2O + H2O

Zn→ —HNO3 разб→ Zn(NO3)2 + NH4NO3 + H2O

—H2SO4 разб→ ZnSO4 + H2

—H2SO4 конц →ZnSO4 + H2S + H2O

—CuSO4→ ZnSO4 + Cu

—O2 t→ ZnO

—S t→ ZnS

—Cl2 →ZnCl2

—NaOH + H2O →Na2[Zn(OH)4] + H2

 

—HCl→ ZnCl2

Zn(OH)2     —KOH→ K2[Zn(OH)4]

ЖЕЛЕЗО

—O2 t→ Fe3O4 (FeO + Fe2O3)

—Cl2; Br2; I2→ FeCl3; FeBr3; FeI2

—S t→ Близок к FeS

—HCl→ FeCl2 + H2

Fe→     —H2SO4 разб→ FeSO4 + H2

—H2SO4 конц →НЕ РЕАГИРУЕТ

—HNO3 конц →НЕ РЕАГИРУЕТ

—HNO3 разб→ Fe(NO)3 + NH4NO3

—СОЛИ→ Me + соль Fe

     —H An СОЛИ→ Fe 3+

Fe2O3→   —NaOH t→ NaFeO2

      —Na2CO3 t→ NaFeO3 + CO2

 

МЕДЬ

—O2 500 C→ CuO

—O2 1100 C→ Cu2O

—S t →Cu2S; CuS

—Cl2 t→ CuCl2

—HCl конц→ H[CuCl2]

Cu    —HNO3 разб→ Cu(NO3)2 + NO + H2O

—HNO3 конц→ Cu(NO3)2 + NO2 + H2O

—H2SO4 конц→ CuSO4 + SO2 + H2O

—HCl + O2→ CuCl2 + H2O

—Fe2(SO4)3→ CuSO4 + FeSO4

—NaOH сплав →Na2CuO2

CuO→       —KOH p-p→ K2[Cu(OH)4]

—HCl→ CuCl2

—1100 C→ Cu2O + O2

—H2 300 C→ Cu + H2O

 

ОКИСЛИТЕЛЬНО – ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ

1) Написать схему уравнения . 2) Определить степени окисления элемен-

тов. 3) Найти элементы изменяющие степень окисления. 4) Составить

электронный баланс . 5) Определить коэффициенты при окислителе и

восстановителе . 6 ) Согласно закону сохранения массы веществ расста-

вить коэффициенты в уравнении . 7) Проверить правильность расстав-

ленных коэффициентов по кислородному и водородному балансу. .

О т д а ч а э л е к т р о н о в (о к и с л е н и е)

П р и с о е д и н е н и е э л е к т р о н о в (в о с с т а н о в л е н и е)

-7 6 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 6 7 +

Движение электронов

количество отданных или принятых электронов

   +1    +5    --2

[ KNO3] 0

     +1     X    --6

+1 + X + 3−−2 = 0; 1 + X --6 = 0; X = +5

Степень окисления --

H2S + Br2 → S + 2HBr

H2S + Ag + O2 → Ag2S + H2O

MnO2 + HCl → MnCl2 + Cl2 + H2O

KMgO4 + HC→ KCl + MgCl2 + Cl2 + H2O

KClO3 + HCl → KCl + Cl2 + H2O

HNO3 (разб) + P + H2O → H3PO4 + NO

HNO3 (конц) + СuS →Cu(NO3)2 + H2SO4 + NO2 + H2O

HNO3(разб) + CuS →Cu(NO3)2 + S + NO + H2O

HNO3 (конц) + PbS →PbSO4 + NO2 + H2O

SO2 + KMnO4 + H2O →K2SO4 + MnSO4 + H2SO4

K2Cr2O7 + SO2 + H2SO4 →K2SO4 + Cr2(SO4)3 + H2O

K2FeO4 + HCl →FeCl3 + KCl + Cl2 + H2O

 

ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ

А Л К А Н Ы

Общая формула Cn H2n+2

R -- РАДИКАЛ

—Cl2 (hv) →R1Cl,; R2Cl2 …

—O2 t→ CO2 + H2O + Q

—t →C + H2

—1500 C →C2H2 + 3H2 (для метана)

СnH2n+2   — КРЕКИНГ →АЛКАН + АЛКЕН

— - H2 (Pt)→ АЛКЕН; АЛКИН…

—t (кат)→ ИЗОМЕР

—HNO3 400 C)→ RNO2 + H2O

П о л у ч е н и е

1. C + 2H2 (Pt) → CH4

2. Al4C3 + 12H2O →3CH4 + Al(OH)3

Be2C + 4 H2O →CH4 + 2Be(OH)2

3.CH3COONa + NaOH ( t ) →CH4 + Na2CO3

4. CH3COONa + 2H2O ( электролиз ) →С2H6 + H2 + 2NaOH + 2CO2

5. 2CH3Br + 2Na (t) →C2H6 + 2NaBr (реакция Вюрца)

6. CH2=CH2 + H2 (Ni) →C2H6

НЕПРЕДЕЛЬРЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ ( А Л К И Н Ы )

А Ц Е Т И Л Е Н О В Ы Е У Г Л Е В О Д О Р О Д Ы

Общая формулаCnH2n-2

—H2 (Ni, t )→ C2H4; C2H6

—2Cl2 →CHCl2-CHCl2

—HCl (HgCl2)→ CH2=CHCl

C2H2 →      —H2O (H2SO4) р-я Кучерова→ СH3COH

—2C2H2 ( C акт 600 С)→ С6H6

—Ag2O (в р-ре NH3)→ Ag2C2

—C2H2 ( CuCl x NH4Cl)→ CH2=CH-C=CH

—HCN (CuCl x HCl)→ CH2=CH-CN

—CH3COOH (HgSO4 t)→ CH3COOCH=CH2

П О Л У Ч Е Н И Е

1. CH3-CH3 → C2H2 + 2H2

2. 2CH4 1500 C) →C2H2 + 3H2

3. 2CH4 + 1,5O2 →C2H2 + 3 H2O

4. CaC2 + 2H2O →C2H2 + Ca(OH)2

НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ ( АЛКЕНЫ )

Э Т И Л Е Н О В Ы Е У Г Л Е В О Д О Р О Д Ы

Общая формулаCnH2n

—H2 (Ni )→ АЛКАН

—Br2 (вода)→ СnH2nBr2

CnH2n→   —HCl 400 C )→ CnH2n-1Cl (R-Cl )

—H2O (H2SO4)→ CnH2n+1OH (R-OH)

—[O] + H2O (KMnO4)→ CnH2n(OH)n [R-(OH)n]

— --H2 (Pt)→ АЛКИН

—O2 t →CO2 + H2O

nCH2=CH2 (катализ)→ПОЛИМЕР

П О Л У Ч Е Н И Е

1. C2H6 (Pt, t) → C2H4 + H2

2. CH2Cl-CH2Cl + Zn (t) → C2H4 + ZnCl2

3. CH3-CH2Cl + KOH(спиртовый) →C2H4 + KC l + H2O

4. CH3-CH2OH ( H2SO4 t) →C2H4 + H2O

5. C2H2 + H2 (Ni, t) →C2H4

 А Р О М А Т И Ч Е С К И Е У Г Л Е В О Д О Р О Д Ы (А Р Е Н Ы )

Б Е Н З О Л

—Br2 (FeBr3)→ C6H5Br

—HNO3 (H2SO4)→C6H5NO2

C6H6        —H2 (Pt)→ C6H12

—Cl2 (hv)→ C6H6Cl6

—H2SO4→C6H5SO2OH

—CH3Br (FeBr3)→ C6H5-CH3 (толуол )

П О Л У Ч Е Н И Е

1. Из нефти

2. Из каменноугольного дегтя

3. С6Н10 (катализ) → С6Н6 + 3Н2

4. 3С2Н2 (актив. уголь, t) → C6H6

5. C6H6 (Pt, t) → C6H6 + 4H2O

Заместители 1 рода -- CH3; -Br; -OH; -OCH3; -NH2; -NHCH3; -N(CH3)) - имеют

только простые связи. Они направляют последующие заместители преимущественно

в 2-, 4-, и 6- положения

Заместители 2 рода --- NO2; -CN; -COH; -COOH; -SO3H; -COCH3) - имеют

кратные связи. Они направляют последующие заместители преимущественно в 3- и 5-

положения

О д н о а т о м н ы е С П И Р Т Ы

Общая формула --- R-OH

—Na, K→ R-ONa + H2

—HBr (H2SO4) →R-Br

—CuO t→ R1-COH

R-OH→        — - H2O (H2SO4, t)→ CnH2n

— -H2O (H2SO4, t)→ R-O-R

—R1-COOH (H2SO4, t)→ R1-COO-R

П О Л У Ч Е Н И Е

1. С6H12O6 (дрожжи) → 2С2H5OH + CO2

2. C2H5Br + NaOH водн. →С2H5OH + NaBr

3. CH2=CH2 + H2O (AL2O3) →C2H5OH

4. CH3-COOH + H2 (Ni, t) → C2H5OH

5. C2H5-O-C2H5 + H2O H+) → 2C2H5OH

6. CH3- COOH-C2H5 + H2O H+; OH-) →CH3-COOH + C2H5OH

7. CO + 2H2 (синтез-газ) (Cr2O3, t, p)→ CH3OH

И з о м е р и я с п и р т о в

СH3-CH2-OH Первичный CH3-C-CH3    вторичны

                                                         ↓

                                                         OH

                                 СH3

третичный__ CH3-C-CH3

                                  OH


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные конспекты к урокам химии в 8 классе.

В настоящее время очень много различного методического и дидактического материала по химии. Многие авторы создали тетради на печатной основе, которыми можно пользоваться на уроках и дома. Но в условия...

Опорный конспект к уроку химии в 11 классе "Химическое равновесие. Условие его смещения"

Опорный конспект к уроку химии в 11 классе "Химическое равновесие. Условие его смещения". Его так же можно применять и при изучении этой же темы в 9 классе....

Опорный конспект к уроку химии в 11 классе "Гидролиз солей"

Опорный конспект к уроку химии в 11 классе "Гидролиз солей". Этот материал может использоваться на уроке и в 9 классе при введении в тему "Гидролиз солей"....

Опорный конспект к уроку химии в 10 классе "Химические свойства одноатомных спиртов"

Опорный конспект к уроку химии в 10 классе "Химические свойства одноатомных спиртов"...

Использование опорных схем и схем-конспектов на уроках химии

Химия наука "зубрительная", чтобы облегчить восприятие и запоминание использую различные схемы. Они могут использоваться при изучении нового материала, на  обобщающих уроках,при самостоятель...

Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии

Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие  и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...

Использование опорных конспектов на уроках химии

Современная школе страдает от перегрузки учебных программ: один предмет сменяется другим в течение дня, на изучение некоторых из них отведен всего один час в неделю, хотя уровень сложности изучаемого ...