Конспект урока химии "Алкены"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Материал к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок по теме Алкены134 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Конспект урока химии
  2.  по теме
  3.  "Алкены. Строение. Гомологический ряд. Изомерия, номенклатура. Физические и химические свойства " 
  4.  Учитель химии МКОУ «СОШ №15» г. Благодарный
  5. Сажнева А.В.

 Цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, закрепить ее, проверить уровень усвоения.

Задачи урока:

1. Предметные:

- добиться усвоения учащимися понятий: «алкены», «двойная связь»;

- способствовать закреплению следующих понятий: «гомологи», «гомологический ряд», «гомологический разность», «изомеры»;

- продолжить совершенствование химического языка учащихся через использование химической терминологии и номенклатуры;

- создать условия для осуществления метапредметных связей (на примере гибридизации);

2. Метапредметные:

- продолжить развитие научного мировоззрения учащихся по средствам познаваемости мира, раскрытия закона диалектики (перехода количества в качество) на примере зависимости физических свойств алкенов от числа атомов углерода в составе;

- способствовать эстетическому воспитанию учащихся через аккуратное оформление записей на  интерактивной доске и в тетради;

- способствовать формированию навыков поведения учащихся в коллективном труде на примере работы в группах по моделированию;

3. Личностные:

- способствовать развитию внимания и памяти учащихся;

- развивать познавательный интерес учащихся и их наблюдательность через проведение демонстрационного эксперимента;

- продолжить развитие устной речи учащихся при ответах у доски;

- продолжить развитие абстрактного мышления учащихся (моделирование молекул алканов, алкенов), приемов логического мышления на примере сравнения (углерод-углеродных связей в алканах, алкенах), анализа (при выведении общей формулы алкенов), умений делать выводы (по строению алкенов).

Структура урока: 

  1. Организационный момент
  2. Целеполагание и мотивация
  3. Актуализация знаний
  4. Формирование представлений о системе новых знаний и осознание новой учебной информации учащимися
  5. Закрепление материала
  6. Подведение итогов, запись домашнего задания

Методы урока:

объяснительно-иллюстративные (беседа, объяснение с демонстрацией опытов и средств наглядности, выполнение типовых заданий). 

практические - составление схем превращений и их выполнение,

выполнение самостоятельной работы.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование и реактивы: 

компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска ,наборы для шаростержневого моделирования , штатив с лапкой, резиновая трубка, стеклянная трубка, химический стакан, пробирка , штатив для пробирок, спички,  дистиллированная вода, этиловый спирт, серная кислота  раствор перманганата калия, бромная вода.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствует класс, проверяет готовность учащихся к уроку. Настраивает учащихся на работу.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2. Целеполагание и мотивация

Называет тему урока, обращая внимание на важное  значение данного класса органических соединений для многих сфер жизни человека. Просит учащихся сформулировать цель урока.

Слушают и воспринимают тему урока,

 сами формулируют цель урока.

3. Актуализация знаний

С помощью вопросов предлагает учащимся вспомнить материал прошлых уроков:

1. Что такое предельные углеводороды?

2. Что такое непредельные углеводороды?

3. Что такое кратные связи?

Слушает внимательно ответы учащихся, побуждает их исправлять ошибки, недочеты друг друга. Оценивает готовность учеников к восприятию нового материала.

Просит учащихся записать на доске структурную формулу углеводорода, молекулярная формула которого C2H4, исходя из основных положений теории строения органических веществ Бутлерова.

Отвечают на вопросы, дополняют друг друга, исправляют ошибки.

Проверяют свою готовность к усвоению нового материала.

Записывают на интерактивной доске структурную формулу углеводородов.

4. Формирование преставлений о системе новых знаний, осознание учащимися новой учебной информации

I. Сообщает учащимся, что соединение, структурная формула которого изображена на доске, называется этилен, и он является простейшим представителем алкенов.

Предлагает учащимся попытаться дать определение алкенов. Внимательно слушает ответы учащихся, побуждает их исправлять ошибки, недочеты друг друга. Сообщает учащимся общую формулу алкенов, записывает ее на интерактивной доске.

Записывают название вещества.

Формулируют определение алкенов, исправляют, дополняют друг друга, записывают определение и общую формулу в тетрадь.

Формирует представление о строении алкенов на примере этилена (на слайде):

- тип гибридизации

- валентный угол

- длина связи

- форма молекулы

- энергия связи.

Учащиеся воспринимают информацию, наблюдают за рассказом учителя по схемам, рассказывают сами.

Сообщает учащимся информацию об изменении электроотрицательности атома углерода в зависимости от типа гибридизации. Предлагает учащимся составить таблицу по сравнению связей в алканах, алкенах,  по следующим характеристикам:

- тип гибридизации

- валентный угол

- длина связи

- форма молекулы

- энергия связи

- характерный тип реакции.

Создает условия для обсуждения результатов работы, побуждает учащихся исправлять ошибки и недочеты друг друга.

Предлагает учащимся смоделировать молекулы этана, этена, работая в группах.

Учащиеся воспринимают информацию, делают записи в тетрадях.

Составляют таблицу, обсуждают результаты, исправляют ошибки и недочеты свои и друг друга.

Разбиваются на группы, моделируют молекулы этана, этена.

Предлагает учащимся на основе строения сравнить свойства алканов, алкенов  а также ответить на вопросы:

1. Какие из этих углеводородов вступают в химические реакции активнее?

Выслушивает мнения учащихся, повторяет их, направляет учеников на правильный ответ. Предлагает учащимся вспомнить, с какой скоростью протекают реакции у алканов, сравнить ее со скоростью реакции для алкенов.

Демонстрирует опыт (видеоролик) по получению этена и обесцвечиванию раствора перманганата калия. Задает вопросы по ходу эксперимента по поводу того, что наблюдается.

2. Можно ли с помощью бромной воды отличить алканы от алкенов?

Выслушивает мнения учащихся, повторяет их, направляет учеников на правильный ответ. Демонстрирует опыт по обесцвечиванию бромной воды и горению алкенов . Предлагает учащимся отметить результаты опытов (изменение окраски раствора, цвет пламени). Предлагает записать урвнения на интерактивной доске. Предлагает учащимся самостоятельно расставить коэффициенты в уравнении реакции окисления этилена перманганатом калия. Проверяет правильность расстановки коэффициентов.(на интерактивной доске)

Сравнивают свойства на основе строения, отвечают на вопросы, выдвигая свои гипотезы. Отстаивают свои ответы, приходят к правильному ответу. Наблюдают за ходом эксперимента в записи, отвечают на вопросы учителя. Сравнивают скорости химических реакций алкенов и алканов, делают вывод о том, что алкены активнее вступают в химические реакции, чем алкены,

а также о том, что с помощью бромной воды можно отличить друг от друга алканы и алкены.

Записывают выводы и уравнения реакций в тетради, расставляют коэффициенты, корректируют их, исправляют.

II. Способствует тому, чтобы учащиеся вспомнили, что такое:

- гомологи

- гомологический ряд

- гомологическая разность

- изомеры

- чем отличаются изомеры от гомологов.

Предлагает учащимся составить гомологический ряд алкенов, начиная с этена.

Учащиеся дают определения, поправляют, дополняют друг друга.

Составляют гомологический ряд алкенов, поправляют друг друга.

III. Формирует у учащихся знания о номенклатуре алкенов. Предлагает учащимся дать названия веществам, записанным на интерактивной доске по систематической и рациональной номенклатуре. Записывает на доске названия веществ под их формулами.

Делают записи в тетрадях, называют вещества.

IV. Способствует тому, чтобы учащиеся вспомнили виды изомерии. Подводит итоги ответам учащихся.

Предлагает учащимся написать формулы изомеров для вещества состава C6H12. Проходит по рядам, следит за ходом работы.

Вспоминают виды изомерии, называют их. Воспринимают рассказ учителя, делают записи.

Пишут структурные формулы изомеров, один учащийся записывает на  интерактивной доске несколько примеров.

V. Формирует представление учащихся о физических свойствах алкенов по плану:

- агрегатное состояние

- температуры кипения и плавления

- плотность

С помощью вопроса предлагает учащимся вспомнить цвет пламени при горении этилена и объяснить это явление, рассчитав массовую долю углерода в углеводороде и сравнив ее с массовой долей углерода в этане и этене.

Воспринимают рассказ учителя, делают записи в тетради.

Отвечают на вопрос, решают задачу.

5. Закрепление

Предлагает учащимся проверить свои знания, выполнив самостоятельную работу по номенклатуре, суть которой заключается в назывании веществ по их сокращенной структурной формуле. Объясняет задание. Следит за ходом проведения работы.

Внимательно слушают учителя, воспринимают объяснения учителя. Индивидуально выполняют задание.

6. Подведение итогов, запись домашнего задания

Предлагает учащимся сделать выводы о результативности их работы на уроке.

Предлагает учащимся записать домашнее задание, разъясняет его.

Делают выводы.

Записывают домашнее задание.

Литература

1.Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 10 класс. М.: росвещение,2013

2.Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия. 10 класс. М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2005.

3.Цветков Л. А. Органическая химия. Учебник для 10 класса средней школы. М.: Просвещение, 1988.

4.Артеменко А. И. Органическая химия. М.: Высшая школа, 2002.

5.Чернобельская Г. М. Основы методики обучения химии. М.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...