Обобщение знаний по темам «Кислород. Горение», «Закон Авогадро», «Водород»
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Кондратенко Ольга Васильевна

Тема:«Обобщение знаний по темам «Кислород. Горение», «Закон Авогадро», «Водород».

Тип урока: урок закрепления, обобщения и контроля знаний.

Цели:

  • Повторить и обобщить знания по теме: «Кислород. Горение», «Закон Авогадро», «Водород».

  • Проверить знания учащихся нестандартными методами.

  • Развивать интерес к химии, используя игровые ситуации, решая экспериментальные задачи.

  • Совершенствовать надпредметные умения и навыки.

Задачи:

  • повторить историю открытия и названий Кислорода и Водорода, написание химических формул; химических уравнений и расстановки коэффициентов; химических и физических свойств Кислорода и Водорода и их соединений; применение Кислорода и Водорода и их соединений;

  • повторить правила техники безопасности при работе с химическим оборудованием и реактивами;

  • развивать учебно-интеллектуальные умения: сравнивать, умения ставить задачи, выбирать методы решения, устанавливать причинно-следственные связи;

  • развивать учебно-познавательные умения: участвовать в учебной дискуссии, аргументировать, наблюдать, проводить эксперименты;

  • развивать учебно-организационные умения: умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, умение сотрудничать при решении учебной задачи, умение оказать помощь товарищу объяснить, договориться, принять помощь самому, умение осуществлять самоконтроль.

Оборудование и материалы: презентация, Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, штативы, пробирки, газоотводные трубки, стаканы, спиртовка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Химия, 8 класс

Урок № 42

Тема:«Обобщение знаний по темам «Кислород. Горение», «Закон Авогадро», «Водород».

Тип урока: урок закрепления, обобщения и контроля знаний.

Цели:

  • Повторить и обобщить знания по теме: «Кислород. Горение», «Закон Авогадро», «Водород».
  •  Проверить знания учащихся нестандартными методами.
  •  Развивать интерес к химии, используя игровые ситуации, решая экспериментальные задачи.
  •  Совершенствовать надпредметные умения и навыки.

Задачи:

  •  повторить историю открытия и названий Кислорода и Водорода, написание химических формул; химических уравнений и расстановки коэффициентов; химических и физических свойств Кислорода и Водорода и их соединений; применение Кислорода и Водорода и их соединений;
  •  повторить правила техники безопасности при работе с химическим оборудованием и реактивами;
  •  развивать учебно-интеллектуальные умения: сравнивать, умения ставить задачи, выбирать методы решения, устанавливать причинно-следственные связи;
  •  развивать учебно-познавательные умения: участвовать в учебной дискуссии, аргументировать, наблюдать, проводить эксперименты;
  •  развивать учебно-организационные умения: умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, умение сотрудничать при решении учебной задачи, умение оказать помощь товарищу объяснить, договориться, принять помощь самому, умение осуществлять самоконтроль.                                                        

Оборудование и материалы: презентация, Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, штативы, пробирки, газоотводные трубки, стаканы, спиртовка

Ход урока

I этап. Подготовительно-организационный. (2 мин)

Учитель называет тему и цели урока. Объясняет способы работы, правила игры. Предлагает классу разбиться на две команды, причём в каждой должен быть:

  •  капитан – 1человек
  •  теоретик – 1 человек
  •  практик – 1 человек
  •  угадайка – 2 человек
  •  лаборант – 1 человек

Затем учитель представляет жюри ( предполагаемый состав: лаборант, старшеклассники, родители, член администрации и т.д.) и называет конкурсы:

  1.  Разминка
  2.  Без названий никуда (химическое домино)
  3.  Лаборанты, за дело!
  4.  Химические уравнения
  5.  Учение с развлечением
  6.  И опыт – сын ошибок трудных…
  7.  Чёрный ящик

Учитель определяет способ оценивания за урок. Команде нужно постараться набрать большее количество очков. Члены команды, набравшей большее количество баллов, получают «5» и так по убыванию.

II этап. Закрепление, обобщение и контроль знаний

Конкурс «Разминка» (3 мин)

Команды по очереди отвечают на 10 вопросов (члены команды по очереди). Затем высвечиваются правильные ответы для проверки.

Вопросы команде № 1

      1. Химический знак кислорода? Ответ: О.

2. Сколько атомов в молекуле кислорода? Ответ: 2.

3. Порядковый номер кислорода? Ответ: 8.

4. Относительная атомная масса кислорода? Ответ: 16.

5. Химическая формула кислорода? Ответ: О2

6. Относительная молекулярная масса кислорода? Ответ: 32.

7. Валентность кислорода? Ответ: II.

8. В ядре атома кислорода сколько протонов? Ответ: 8.

9. Атом кислорода сколько содержит электронов? Ответ: 8.

10. Массовая доля кислорода в воздухе? Ответ: 21%.

Вопросы команде № 2

  1.  Химический знак водорода? Ответ: Н.

2. Сколько атомов в молекуле водорода? Ответ: 2.

3. Порядковый номер водорода? Ответ: 1.

4. Относительная атомная масса водорода? Ответ: 1.

5. Химическая формула водорода? Ответ: Н2

6. Относительная молекулярная масса водорода? Ответ: 2.

7. Валентность водорода? Ответ: I.

8. В ядре атома водорода сколько протонов? Ответ: 1.

9. Атом водорода сколько содержит электронов? Ответ: 1.

10. Массовая доля водорода в земной коре? Ответ: 1%.

Конкурс «Визитка элемента» (3 мин)

Дать общую характеристику элементу кислороду/водороду.

Конкурс «Без названий никуда!» (2 мин)


Вниманию всей команды предлагается карточка Химического домино, в которой необходимо совместить названия величин с их единицами измерениями. Чем быстрее и правильнее, тем лучше!

1

Молярная масса

А

л/моль

2

Массовая доля

Б

г/мл

3

Число Авогадро

В

л

4

Молярный объем

Г

%

5

Масса

Д

г/моль

6

Количество вещества

Е

молекулы

7

Относительная плотность газа

Ж

г

8

Объем

З

молекулы

9

Число молекул

И

моль

10

Плотность

Й

-

Правильные ответы на задание:

1

Молярная масса

А

г/моль

2

Массовая доля

Б

%

3

Число Авогадро

В

молекулы

4

Молярный объем

Г

л/моль

5

Масса

Д

г

6

Количество вещества

Е

моль

7

Относительная плотность газа

Ж

-

8

Объем

З

л

9

Число молекул

И

молекулы

10

Плотность

Й

г/мл

Конкурс «Какой газ тяжелее: Кислород или Водород?» (2 мин)

Рассчитать относительную плотность газов кислорода и водорода, сравнить данные, сделать вывод.

 

Ответ: кислород тяжелее, так как D = 1,1

D O2/возд. = 32/29 = 1,1

D Н2/возд. = 2/29 = 0,07

Конкурс «Химические уравнения» участвуют теоретики. (3 мин.)

Необходимо за отведённое время закончить уравнения химических реакций и расставить коэффициенты. (Уравнения могут быть записаны на доске или на карточках):

I команда (карточка №1)

1)        HgO =>
2)        KMnO4 =>
3)        H2O2 =>
4)        KClO3 =>

II команда (карточка №2)

1)        Zn + HCl =>

2)        H2O =>

3)        Ca + H2O =>

4)        Na + H2O =>

Правильные ответы (карточка №1):

        1)                

       2)                2 KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 ↑

        3)                

        4)                

Правильные ответы (карточка №2):

         1)        Zn + 2 HCl → ZnCl2+ H2↑

       2)       2 H2O => 2 H2 + O2

       3)        Ca + 2 H2O → Ca(OH)2+ H2↑

       4)        2 Na +2 H2O => 2 NaOH + H2

Конкурс «Атомы — молекулы» (2 мин)

Даны формулы атомов и молекул. Командам необходимо распределить атомы в одну колонку, молекулы в другую.

7О, 5Н, 12О2, Н, 2О2, Н2О

Правильный ответ:

Атомы: 7О, 5Н, Н.

Молекулы: 12О2, 2О2, Н2О.

Конкурс «Значение водорода и кислорода в жизни человека» (3 мин)

Охарактеризовать применение водорода и кислорода.

Конкурс «Лаборанты, за дело!» участвуют лаборанты. (5 мин)

Собрать прибор для получения кислорода и водорода и назвать правила ТБ.

Правила техники безопасности в кабинете химии

  1. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам ТБ.
  2. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
  3. Не пробуйте вещества на вкус.
  4. При выяснении запаха не подносите сосуд близко к лицу. Для выяснения запаха нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
  5. Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону от себя и от соседа.
  6. Учащиеся, присутствующие на практической работе без халата, непосредственно к проведению эксперимента не допускаются.
  7. Опыты производите только над столом.
  8. В случае пореза, ожога немедленно обращайтесь к учителю.
  9. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
  10. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Приборы для получения кислорода:

а) собирание кислорода методом вытеснения воздуха;

б) собирание кислорода методом вытеснения воды.

 

Приборы для получения водорода:

а) собирание водорода методом вытеснения воздуха;

б) собирание водорода методом вытеснения воды.

 

Физкультминутка (1 мин.)

Конкурс «Прочти формулу» (3 мин)

Предложены ряд формул, которые необходимо прочитать.

I команда: HСl, Н2, О2, Н2О, КMnO4,

II команда: Н2О2, Zn, Li2O, NH3, Fe2O3

Ответы:

I команда: хлороводород, молекула водорода, молекула кислорода, оксид водорода, перманганат калия.

II команда: пероксид водорода, цинк, оксид лития, гидрид азота(III), оксид железа(III).

Конкурс «Учение с развлечением» участвуют угадайки. (5 мин)

Разгадать кроссворд.

2

5

11

10

8

1

3

7

9

6

4

12

По горизонтали:

1. Без него невозможно дышать.

4. Химическая реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.

6. Признак реакции горения.                                                                        

10. Вещество, образующееся при разложении пероксида водорода.                        

12. Газ, образующийся в результате разложения воды.

По вертикали:

                                                                        

2. Шведский ученый, установивший, что воздух состоит из кислорода и азота.                

3. Аллотропное видоизменение кислорода.                                                

5. Английский ученый, получивший кислород разложением оксида ртути.                        

7. Валентность атома кислорода.                                                                        

8. Сложные вещества, состоящие из двух атомов, одним из которых является кислород.                

9. В результате горения этого вещества образуется окалина.                        

11. Агрегатное состояние кислорода.

Ответы на кроссворд:

5п

е

11г

р

е

10в

д

а

и

с

л

о

р

д

к

з

с

е

з

с

в

е

т

о

р

е

н

и

е

а

л

н

л

д

и

е

ы

з

12в

о

д

о

р

о

д

                                        

Конкурс «Исторический» (3 мин)

Капитаны команд получают задание на карточках.

Карточка №1. Научный вклад Кавендиша в развитии химии.

Карточка №2. Научный вклад Авогадро в развитии химии.

        Пока жюри подводит итоги: Конкурс «Чёрный ящик» участвует вся команда. (1 мин)

Задав три вопроса ведущему о свойствах предмета в чёрном ящике, угадать, что внутри ящика.

В чёрном ящике иллюстрация Водород

Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете,
Превращаюсь в лёгкий гелий,
Зажигаю солнце в небе.

Гость из космоса пришёл,
В воде приют себе нашёл.

Я, газ легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный.
Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду.

III этап. Подведение итогов (3 мин)

        Жюри оглашает результаты игры. Учитель объявляет оценки. Затем ещё раз напоминаются задания и все вместе просматривают правильные ответы.
        Соотносит цели урока и полученный результат. Проигравшей команде даётся шанс реабилитироваться, выполнив творческое домашнее задание.

IV этап. Домашнее задание (1 мин)

§19, 20, 23, 26, 27, 44. Подготовиться к контрольной работе.

V. Рефлексия (3 мин)

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось ….

МКОУ «Попово-Лежачанская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Курской области

Разработка открытого урока по химии на тему:

«Обобщение знаний по темам “Кислород. Горение”, “Закон Авогадро”, “Водород”»

Подготовила: учитель химии и биологии

Кондратенко Ольга Васильевна

с. Попово-Лежачи, 2014г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Импульс.Энергия.Законы сохранения"10 класс.

Идея урока: Учащиеся выбирают свою индивидуальную траектории работы на уроке, выбирая задания по силам,, результатом ,которой будет набранное определённое количество баллов.. Эста­фета состоит из неск...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Систематизация и обобщение знаний по теме "Деепричастие"

Данный урок является уроком систематизации и обощения знаний и умений в 7 классе по теме "Деепричастие". Материал урока соответствует содержанию программы по русскому языку, дает возможность системати...

Урок-игра по теме "Обобщение знаний по теме "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" 9 класс

Обобщение знаний в 9классе по теме "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" по программе П.А. Оржековского предлагаю в виде урока-игры. На четырех станциях игроки четырех команд поочередно вы...

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....

Урок обобщения и систематизации знаний по теме " Источники тока. Закон Ома"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме " Источники тока. Закон Ома" (интеграция предметов: физика – биология)....