Открытый интегрированный урок: «Бинарные соединения – ОКСИДЫ»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Егорова Надежда Николаевна

Задачи:

закрепить на оксидах знания химической номенклатуры бинарных соединений;

расширить представление о важнейших оксидах, их свойствах, роли в природе и жизни человека,

способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oksidy.docx26.92 КБ
Файл voda.pptx2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый интегрированный урок: «Бинарные соединения – ОКСИДЫ»

Задачи:

закрепить на оксидах знания химической номенклатуры бинарных соединений;

расширить представление о важнейших оксидах, их свойствах, роли в природе и жизни человека,

способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам.

Тип урока:

комбинированный.

Технологии:

Оборудование: 

 коллекция «Горные породы и минералы», проектор, раздаточный материал

Ход урока

I. Организация класса. Мотивация.

Учитель    – Сегодня мы проводим  не совсем обычный урок.  Это урок, объединяющий знания по химии, биологии и географии. Такие уроки называются интегрированными, они позволяют объединить знания всех наук для создания целостного представления об изучаемом объекте. Необычным урок является еще и потому, что работать с вами  будут учителя химии, географии и биологии.    На данном уроке мы будем говорить о необыкновенных по значимости и распространению на Земле веществах

Тема урока:   «Бинарные соединения – ОКСИДЫ»

II. Проверка домашнего задания.

Учитель  проводит письменную проверочную работу по заранее розданным  карточкам:

Приложение 1

1 вариант

  1. Запишите  формулы:     оксида калия, оксида серы (IV),фторида серы (VI), сульфида алюминия, оксида фосфора (V)
  2. Дайте названия веществ по формулам:  SO3,  FeCl3,  FeO,  CuBr2,  CuO

2 вариант

  1. Запишите  формулы:   оксид углерода (IV),  оксид железа (III), хлорид водорода,  оксид азота  (V), сульфид меди (I)
  2. Дайте названия веществ по формулам:  CO,  K2S,  ZnCl2,  MnO4,  NO

(работы собирают дежурные)

III.  Изучение нового материала.

На доске заранее выписаны бинарные соединения: SO3,  FeCl3,  FeO,  CuBr2,  CuO,  CO,  K2S,  ZnCl2,  MnO4,  NO,  K2O,  SO2,  Al2S3,  P2O5,  CO2, Fe2O3,  HCl,  N2O5,  Cu2O

Учитель: подчеркните формулы оксидов и попробуйте ответить на вопрос  - что называют оксидами? Т.е. укажите основные признаки оксидов.

Учащиеся  пишут в тетрадях - «Основные признаки оксидов»:

1_______________________(Сложные вещества)

2_______________________(Состоят из двух элементов)

3_______________________(Один из элементов – кислород)

Учитель: являются ли оксидами вещества формулы, которых соответствуют

H2O2                   u               OF2

Расставьте степени окисления в формулах   S+6O-23    K+12O-2    Fe+32O-23,     

H+12O-12     O+2F-12       и определите четвёртый признак оксидов

4_______________________(Кислород  в оксидах имеет степень окисления – 2)

– На основании вышесказанного  дайте определение оксидам. (Запись в тетрадь).

§. Оксиды – сложные (бинарные )соединения, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со с.о. -2

Учитель:  напоминаю, что систематические названия сложных веществ,  строятся по формуле справа налево и состоят из двух слов: оксид  и название элемента с указанием  с.о. римскими цифрами – это основные правила современной международной номенклатуры

Например: оксид меди (II),  оксид фосфора(V)

Учитель географии :   существует еще бытовая или тривиальная  номенклатура.  Для знакомства с  различными видами номенклатур будем работать с таблицей «Оксиды в природе».(раздаточный материал)

Приложение 2

Таблица «Оксиды в природе»

Химическая формула         

Тривиальные название

Возможное научное название        

Нахождение в природе

Значение в природе и жизни человека

H2O

Вода

Оксид водорода

CO2

Углекислый газ

Оксид углерода (IV)

CO

Угарный газ

Оксид углерода(II)

Al2O3

Глинозем

Оксид алюминия

Fe2O3

Гематит (крокус)

Оксид железа (III)

CaO

Негашеная известь

Оксид кальция

SiO2

Кварц, песок, кремнезем          

Оксид кремния

Учитель:   третью колонку заполните сами согласно правилам международной номенклатуры.

        

 Учитель географии   – На уроках географии и природоведения мы уже знакомились с водой. Что вы знаете о воде?    Приложение 3

Слайд 1-2

  • Предполагаемый ответ.

Вода в природе существует в трех состояниях: жидкость, лед и пар. Она есть в литосфере, атмосфере и биосфере и составляет так называемую водную оболочку Земли – гидросферу. Вода занимает 70 % всей поверхности Земли. Сосредоточена вода в основном  Мировом океане.

Слайд 3

Значит большая часть воды соленая. Используем же мы лишь пресную воду, а ее очень мало. Непосредственно доступные пресные воды составляют лишь 0,007 % всей воды Земли или 0,26 % общего запаса пресной воды. Но благодаря круговороту воды в природе (т.е. возможности превращения воды из жидкости в пар под влиянием солнечной радиации) мы получаем пресную воду необходимую для питья, бытовых нужд, работы предприятий и сельского хозяйства.

Учитель просит ребят по ходу беседы заполнять в таблице  графу «нахождение в природе» и производить краткую запись основного в тетрадь.

Учитель географии Вода – уникальное природное соединение.

Слайд 4

(На экране высвечивается айсберг в океане и запись «Объем льда на 9% больше объема незамерзшей воды»)  1.Все тела, переходя из жидкого в твердое состояние уплотняются. Вода же не подчиняется этому правилу, лед не тонет, он всегда на поверхности, его объем на 9% больше объема незамерзшей воды. Способность воды расширяться при замерзании спасает нашу планету от оледенения.

2. Максимальную плотность вода имеет при температуре + 4 С0.   При охлаждении до этой температуры она сжимается. При дальнейшем понижении температуры вода снова расширяется, пока не перейдет в лед.  При температуре ниже +4, вода,  поскольку она легче, занимает верхние слои водоема, укрывая, как шубой, нижележащие слои, защищая их от охлаждения.   Это создает условия для жизни обитателей водоема в зимнее время. А если образуется лед, то он создает другой защитный слой.

3. Высокая скрытая теплота плавления льда оберегает нашу планету от наводнения. Таяние льда и снега связано с огромными затратами тепла, поэтому процесс этот происходит постепенно, в большинстве случаев не причиняя вреда.

Слайд 5

4. Даже в самые жаркие дни вода испаряется крайне медленно, только, поэтому сезоны года меняются не резко, а плавно: лето – осень – зима – весна.

5. Вода имеет высокую теплоемкость, поэтому на Земле не бывает резкого перепада температур зимой и летом, ночью и днем.

  • Проверить заполнение таблицы

способность расширяться – спасает от оледенения;

защищает от переохлаждения;

оберегает от наводнения;

плавная смена времен года;

нет резких перепадов температур.

Учитель биологии         Биологическое значение воды для живых организмов.   – Вода входит в состав клеток живых организмов и является участницей всех процессов их жизнедеятельности.

Слайд 6  

Содержание воды в организме человека

Слайд 7

– Каково же биологическое значение воды для материального мира?

  • (на основном и ученических экранах высвечивается радиальная диаграмма, которую учащиеся с помощью учителя дополняют  разбирают, выводы фиксируются в графе  «Значение в природе и жизни человека» таблицы).

– Когда вещество переходит в раствор его молекулы или ионы получают возможность двигаться более свободно и их реактивная способность возрастает. По этой причине в клетке большая часть химических реакций протекает в водной среде.

Вывод: вода превосходный растворитель.

– Для  многих клеток и организмов, для которых характерно значительное постоянство условий. Вода является…

Вывод: средой обитания.

– Присущие воде свойства растворителя означает также, что вода служит средой для  перемещения различных веществ. Эту роль она выполняет: в крови, в лимфатической системе, пищеварительной системе животных, проводящей системе растений (сосуды и ситовидные трубочки).

Вывод: среда для транспорта различных веществ.

– Вода способствует …

Вывод: миграции и распространению семян, плодов некоторых наземных растений – кокосовая пальма и личиночных стадий животных.

– Среда, где происходит…

Вывод: процесс оплодотворение.

– Обуславливает осмос и тургесцентность, от которых зависит рост, увеличение клеток, поддержание структуры и движение устьиц.

Вывод: обеспечивает поддержание пространственной структуры клеток.

– Испарение молекул воды с поверхности тела, сопровождается   затратой энергии и   охлаждением. Это явление используется у животных при потоотделении и тепловой одышке  у млекопитающих или у некоторых рептилий (например, у крокодилов), которые на солнцепеке сидят с открытым ртом. Таким образом, контролируется температура тела у животного. Данное явление играет заметную роль и в охлаждении  транспирирующих листьев.

Вывод: вода способствует терморегуляции живых организмов.  

– Высокая теплопроводность воды способствует равномерному распределению тепла в организме.  В живом организме непрерывно происходят реакции  сопровождающиеся выделением тепла. Тепло равномерно распределяется по всей воде содержащейся в организме. Тем самым, устраняется риск возникновения локальных «горячих точек», которые могли бы послужить причиной повреждения каких либо тонких структур.

Вывод: вода обладает хорошей теплопроводностью

– У растений обеспечивает прорастание и набухание семян, разрыв семенной кожуры и дальнейшее развитие.

Вывод: вода необходима для прорастания и развития семян.  

– Вода способна оказывать воздействия и на эволюционные процессы. Одним из главных факторов естественного отбора влияющих на видообразование является недостаток воды. Все наземные организмы приспособлены к тому, чтобы добывать и сберегать воду, такого рода приспособления представляются подлинным чудом «изобретательности» природы.

Вывод: вода способна оказывать влияние на эволюционные процессы.

– Все живое на Земле зависит от растений – либо непосредственно, либо, как в случае с животными,  косвенно. Растения делают энергию и углерод доступными для живых организмов. Это происходит благодаря процессу фотосинтеза.

Вывод: растения являются автотрофами. Органическое вещество – крахмал образуется в процессе фотосинтеза

– Без воды жизнь невозможна, биологическое значение воды определяется ее химическими и физическими свойствами.

Учитель химии        – Вода – оксид, имеющий уникальное свойство,  в природе встречаться в трех агрегатных состояниях.  Первая простая классификация оксидов по агрегатному состоянию. Оксиды делят на три группы: твердые, жидкие и газообразные. Углекислый газ, поглощаемый растениями в процессе фотосинтеза, с точки зрения химии является оксидом.

Учитель биологии           В незначительных количествах, около 0,003% СО2 содержится в воздухе. В природе, он образуется при гниении растений и животных остатков, дыхании всех живых организмов

Учитель географии      – Оксиды очень распространенный в природе класс неорганических соединений.

Перед вами коллекция горных пород и минералов. Найдём и рассмотрим  в ней  оксиды, назовем их. (Учитель  приводят примеры оксидов в коллекции)

Более 50% земной коры состоит из кремнезема или кварцевого песка.

Слайд 8

Очень чистый кремнезем известен также в виде минералов горного хрусталя, который встречается в Бразилии, на Мадагаскаре, Цейлоне, а в нашей стране –  на Урале и в Восточной Сибири.

А окрашенный различными примесями он образует драгоценные и полудрагоценные камни яшма, аметист, агат. Аметистами всегда славились Бразилия, Уругвай, Шри-Ланка, Мадагаскар. У нас в стране аметисты, например, есть на Кольском полуострове, а агаты на Урале.

Учитель химии: Хозяйка медной горы знала толк в камнях. И мы с вами теперь знаем, что  основу самоцветов  составляет оксид кремния. А примеси различных металлов и их оксидов придают самоцветам такое разнообразие. А теперь решите задачу:

Слайд 9      на слайде текст задачи и последующее её решение

Рефлексия

Учитель       – Древний философ Фалес из Милета еще в IV веке до нашей эры назвал это вещество первым началом и сущностью всего.

  • Она и дождь, и град, и снег,

Туман и гололед,

Носитель благ, предвестник бед –

И радуга и лед.

Что это за вещество? (Ответ: вода или оксид водорода)

  • Это газ, необходимый растениям для фотосинтеза.

Это газ, выделяемый нами при выдохе.

Ответ готов? (Углекислый газ или оксид углерода IV)

  • В его прозрачной глубине –  

незыблимая вечность.

в нем есть и радость, и покой,

и мира бесконечность.

Что это? (Горный хрусталь или оксид кремния IV)

III. Домашнее задание.

§ 18. Упр. № 1, 4 (пис.)    

Заполнить таблицу, используя учебник и дополнительные источники информации.

Выделить важнейшие биологические функции воды характерные для всех организмов, для растений, для животных.

.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОКСИДЫ

Слайд 2

№ Признаки оксидов 1 Сложные вещества 2 Состоят из двух элементов 3 Один из элементов – кислород 4 Кислород в оксидах имеет степень окисления – 2 ? ? ? ?

Слайд 3

Таблица «Оксиды в природе» Химическая формула Тривиальные название Возможное научное название Нахождение в природе Значение в природе и жизни человека H 2 O Вода Оксид водорода CO 2 Углекислый газ Оксид углерода (IV) CO Угарный газ Оксид углерода(II) Al 2 O 3 Глинозем Оксид алюминия Fe 2 O 3 Гематит (крокус) Оксид железа (III) CaO Негашеная известь Оксид кальция SiO 2 Кварц, песок, кремнезем Оксид кремния ?

Слайд 4

Вода – самое распространённое и наиболее важное соединение на земле

Слайд 5

Виды вод Название Объём млн. км куб. Количество в % Морские морская 1370 94 Подземные грунтовая 61.4 4 Лёд и снег лед 24 2 Поверхностные воды пресная 0.5 0.4 Вода в живых организмах биологическая 0.00005 0.0003

Слайд 6

Объем льда на 9% больше объема незамерзшей воды Лед не тонет, он всегда на поверхности, его объем на 9% больше объема незамерзшей воды. Способность воды расширяться при замерзании спасает нашу планету от оледенения Лёд на поверхности воды защищает н ижележащие слои от охлаждения . Таяние льда и снега связано с огромными затратами тепла, поэтому процесс этот происходит постепенно, в большинстве случаев не причиняя вреда.

Слайд 7

На испарение 1 кг воды расходуется в 7 раз больше энергии, чем на плавление 1 кг льда Даже в самые жаркие дни вода испаряется крайне медленно, только, поэтому сезоны года меняются не резко, а плавно: лето – осень – зима – весна. .Вода имеет высокую теплоемкость, поэтому на Земле не бывает резкого перепада температур зимой и летом, ночью и днем.

Слайд 8

Содержание воды в организме человека На 5 л крови приходится 4 л воды

Слайд 9

Значение воды для материального мира

Слайд 10

Горные породы и минералы, основой которых являются оксиды 1 – аметист 2 – кварцит 3 – рубин 4 – яшма 5 – горный хрусталь 6 – кварц 7 – агат 8 - турмалин 2 1 3 4 5 6 7 8

Слайд 11

ЗАДАЧА Ответ: число атомов Al – 12 х 10 21 число атомов О - 18 х 10 21 Сколько атомов алюминия и кислорода содержится в кристалле рубина массой 1,02 г., формула которого Al2O3 Дано: m ( Al2O3 ) = 1,02 г _____________________ Найти: N ( Al ) - ? N ( O) - ? Решение : 1. N = Na x n n = m | M 2. n (Al2O3 ) = 1,02 г |102 г/ моль= 0,01моль 3. N ( Al) = Na x 2n ( Al2O3 ) = 6 x 10 23 x 0 ,02 = = 12 x 10 21 атомов 4. N (О) = Na x 3 n ( Al2O3 ) = 6 x 10 23 x 0 ,03 = = 18 x 10 21 атомов

Слайд 12

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарные соединения – оксиды и летучие водородные соединения

урок знакомит более подробно с оксидами, их применением, физическими и химическими свойствами. также даётся основное правило современной международной номенклатуры ...

Разработка урока по химии "Бинарные соединения. Оксиды"

Класс: 8 Раздел программы: «Соединения химических элементов» Тема урока: «Бинарные соединения. Оксиды» Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний. Оборудование: таблица Д.И. Менделеева, уч...

важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения

презентация по данной теме может быть использована для проведения урока химии в 8 классе по программе Габриеляна О.С. Содержит 12 слайдов, позволяющие актуализировать знания обучающихся по ранее изуче...

Урок по теме "Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения."

Открытый урок по химии  по теме "Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения". с применением интерактивной приставки MIMIO...

Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения

. Цели урока:1.Образовательные: • познакомить учащихся с оксидами, их составом и классификацией, рассмотреть названия оксидов, способы их получения, распространение в природе и применение; - • формиро...

Конспект урока химии. Тема урока Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.

Тема урока: Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.Класс: 8 Тип урока: комбинированный, изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний умений и навыков,.Метод: про...

Конспект урока «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения»

Конспект урока «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения»...