Использование мультимедийных технологий, как один из путей повышения эффективности урока химии
статья по химии на тему

Евстигнеева Светлана Анатольевна

Статья об использовании мультимедийных технологий на уроке химии, создании слайд-шоу по теме урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon создание слайд-фильмов к уроку37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мультимедийных технологий, как один из путей повышения эффективности урока химии

Евстигнеева С.А.

Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более эффективным и результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию.

Компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Совместимость информационно-коммуникационных технологий с традиционными средствами и формами обучения - один из важных методических принципов их применения.

Ещё К.Д. Ушинский заметил: “Детская природа требует наглядности”. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.

Мультимедиа технология (или «многовариантная среда») – способ представления информации в компьютере с возможностью одновременного использования текста, графики, звука, видео и анимационных эффектов.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти.

В английской пословице говорится - “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”.  Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. 

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменяются только их временные характеристики.

Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Использование мультимедийных технологий возможно на всех этапах урока. Это презентации с объяснением нового материала, видео-опыты и флеш-анимации из коллекций ЦОР, учебные видео-фильмы.

Помимо самостоятельного построения компьютерных презентаций к урокам, можно использовать созданные слайд-фильмы познавательного характера.

Слайд – фильмы позволяют осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с учащимися, владеющими разной степенью освоения учебного материала. Использование этой технологии  во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными методами, повышается интерес к изучаемому вопросу и в целом к предмету.
Для создания слайд-шоу с музыкальным сопровождением я использовала программу  Windows Movie Maker. Программа проста в использовании, позволяет размещать фото, рисунки и даже видеоряд.  Используя Интернет-ресурсы, набираю необходимые иллюстрации соответствующие теме урока, некоторые из них размещаю в презентации, используемой для объяснения материала урока. А затем, для систематизации и закрепления изученного на уроке, включаю для просмотра созданный слайд-фильм.

Мои работы – это не просто набор картинок на заданную тему. Это короткометражные фильмы, в которых есть смысловой сценарий, можно проследить развитие сюжета и заключение. Составляя слайды в определенной соответствующей уроку логике, я чувствую себя режиссером.  

Использование  таких «фильмов»  с  целью  повторения,  обобщения  и  систематизации  знаний  не  только  помогает  создать  конкретное,  наглядно-образное  представление  о  веществах или явлениях,  которые  изучаются,  но  и  дополнить  известное  новыми  данными.  Происходит  не  только  процесс  познания,  воспроизведения  и  уточнения  уже  известного,  но  и  углубления  знаний.

Продолжительность такого слайд-шоу в сочетании со спокойной музыкой небольшая от 1 до 2 минут. Можно рассматривать этот фрагмент урока и как психологическую, эмоциональную разгрузку, т.е. отнести его к здоровьесберегающим технологиям. Несколько минут такого «отдыха» позволяет снизить психологическую перегрузку в ходе урока, является профилактикой стрессовых состояний.

После просмотра слайд-фильма,  можно провести рефлексию с ответами учащихся на традиционные итоговые вопросы.

Школу делает школой учитель.  «Художник учится смешивать краски и наносить их на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приёмы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы - только это педагогические краски, этюды, приемы…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовской конференции Внешняя оценка качества образовательной подготовки учащихся как один из путей повышения эффективности обучения.

Российское общество предъявляет сегодня к школе новые требования. Важнейшим социальным требованием, заявленным в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и в других стра...

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....

Пути повышения эффективности урока.

Данная презентация есть иллюстрация текстового документа с аналогичной тематикой...

Пути повышения эффективности урока – залог успеха в обучении русского языка и литературы

Система современного образования не активизирует в достаточной степени внутренние мотивы обучения. Она диктует ребенку свои условия и не доставляет места и времени для его вопросов. В результате школь...

Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы в целях развития личностного потенциала школьников

"Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы в целях развития личностного потенциала школьников" - презентация из опыта работы учителя русского языка и литературы. На слайдах отраж...

Пути повышения эффективности урока технологии в современной образовательной школе в рамках ФГОС

Приоритетной педагогической задачей  в рамках ФГОС, в процессе обучения является не репродуктивное- строго последовательное соблюдение этапов, а вооружение обучающих целостной культурой организац...