Презентация по теме "Электролитическая диссоциация"
презентация к уроку по химии (9 класс) по теме

Предлагаемая презентация поможет изучить данный материал школьникам, пропустившим объяснение учителя по болезни. Помимо теоретических сведений презентация содержит задания с возможностью самопроверки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektroliticheskaya_dissotsiatsiya.ppsx781.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Электролитическая диссоциация Составитель: А. В. Дзенис учитель химии ОСП ГБОУ «Школа № 109» Москва 2015 г

Слайд 2

Вещества Неэлектролиты Электролиты Электролитическая диссоциация Механизм диссоциации Теория электролитической диссоциации Степень диссоциации Ученые

Слайд 3

Неэлектролиты - вещества, водные растворы и расплавы которых не проводят электрический ток Вещества с ковалентными не полярными и малополярными связями Сахар, кислород, дистиллированная вода В приборе - раствор электролита В приборе – раствор не электролита

Слайд 4

Вещества с ионными связями Вещества с ковалентными полярными связями Кислоты ( р ) Соли ( р ), щелочи Электролиты - вещества, водные растворы и расплавы которых проводят электрический ток Задание 1 Выпишите в тетрадь названия электролитов: сахароза гидроксид калия нитрат серебра соляная кислота иод поваренная соль спирт сульфат меди ( II) Проверьте себя соль ( р ) кислота щелочь соль ( р ) соль ( р )

Слайд 5

Задание 2 Выпишите в тетрадь формулы электролитов: Задание 3 Неэлектролитами являются: CaO хлорид кальция бром спирт гидроксид натрия дистиллированная вода серная кислота Cu(OH) 2 K 2 CO 3 CuSO 4 Ba (OH) 2 H 2 Fe(OH) 3 AgNO 3 Н Br CO 2 глюкоза бензин Проверьте себя Проверьте себя соль ( р ) соль ( р ) соль ( р ) кислота щелочь соль ( р ) щелочь кислота

Слайд 6

Механизм диссоциации Электролитическая диссоциация – распад электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении Веществ с ковалентной полярной связью Веществ с ионной связью

Слайд 7

Теория электролитической диссоциации При внесении в воду электролитов в растворе оказываются положительно и отрицательно заряженные частицы (ионы) ( электролитическая диссоциация ). 2) Под действием электрического тока ионы перемещаются (катионы – к катоду, анионы – к аноду). 3) Электролитическая диссоциация может быть обратима. 4) Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя. Сванте Аррениус В 1903 г. Сванте Аррениусу была присуждена Нобелевская премия по химии, «как факт признания особого значения его теории электролитической диссоциации для развития химии». Сванте Аррениус

Слайд 8

Задание 5 (выполните в тетради) Допишите схемы электролитической диссоциации следующих веществ: Задание 4 (выполните в тетради) Заполните пропуски в схемах электролитической диссоциации Проверьте себя Проверьте себя Таблица растворимости H 2 SO 4 Образец: H + + 2 2 а) Na 2 S → … Na + + S 2- б) BaBr 2 → Ba 2+ + …. Br - в) KNO 3 → ……… + NO 3 - г) Bi 2 (SO 4 ) 3 → …… Bi 3+ + ….. SO 4 2- а) Li 2 CO 3 → … Li + + ……. б) Zn(NO 3 ) 2 → ….. + .…. в) Fe 2 (SO 4 ) 3 → 2 …… + 3 ……… г) KOH → …… + …… а) Na 2 S → 2 Na + + S 2- б) BaBr 2 → Ba 2+ + 2 Br - в) KNO 3 → K + + NO 3 - г) Bi 2 (SO 4 ) 3 → 2 Bi 3+ + 3 SO 4 2- а) Li 2 CO 3 → 2 Li + + CO 3 2- б) Zn(NO 3 ) 2 → Zn 2+ + 2 NO 3 - в) Fe 2 (SO 4 ) 3 → 2 Fe 3+ + 3 SO 4 2- г) KOH → K + + OH -

Слайд 9

Задание 6 Напишите схемы электролитической диссоциации следующих веществ: Задание 7 Составьте формулы и напишите схемы электролитической диссоциации следующих веществ: г) хлорид кальция б) карбонат натрия в) сульфат хрома ( III) а) гидроксид бария б) MgCl 2 в) К 3 Р O 4 а) Na 2 SiO 3 г) Al 2 (SO 4 ) 3 Проверьте себя Проверьте себя Проверьте себя Таблица растворимости Na + + + + + + + + + SiO 3 2- 2 Mg 2+ Cl - 2 К + Р O 4 3- Al 3+ SO 4 2- 2 3 3 Ва 2+ ОН - Ва (ОН) 2 Na 2 С O 3 Na + С O 3 2- С r 2 (SO 4 ) 3 Cr 3+ SO 4 2- CaCl 2 Ca 2+ Cl - 2 3 2 2 2 I I I II II II II III

Слайд 10

Задание 8 В следующих заданиях выберите букву правильного ответа Нитрат серебра образует при электролитической диссоциации ионы: 2) Сульфат-ионы образуются в процессе диссоциации: в) серной кислоты г) сульфата бария а) сероводородной кислоты б) сернистой кислоты 3) Гидроксид-ионы образуются при диссоциации каждого из веществ, формулы которых перечислены в группе: г) Mg (ОН) 2 , Al (ОН) 3 , Zn(OH) 2 в) LiOH , Fe (ОН) 2 , Pb (OH) 2 б) С u (ОН) 2 , KOH, H 2 O а) Са (ОН) 2 , NaOH , Ba (OH) 2 Проверьте себя Проверьте себя Проверьте себя Проверьте себя а) Hg 2+ и б) Ag + и в) Ag + и г) Н + и Таблица растворимости 4) Правой части уравнения диссоциации сульфата железа ( III) соответствует запись: а) = Fe 3+ + 2 SO 4 2- б) = Fe 2+ + SO 4 2- в) = 2 Fe 3+ + 3 SO 4 2- г) = 3 Fe 2+ + 3 SO 4 2-

Слайд 11

α = ------------------------------ Степень диссоциации ( α ) «Степенью диссоциации электролита называется отношение числа его молекул, распавшихся в данном растворе на ионы, к общему числу его молекул в растворе. Позже было установлено, что электролиты можно разделить на две группы: сильные и слабые электролиты. Сильные электролиты в водных растворах диссоциированы практически нацело… К сильным электролитам принадлежат почти все соли; из важнейших кислот и оснований к ним относятся HNO 3 , H 2 SO 4 , HCl , HBr , HI, KOH, NaOH , Ba(OH) 2 и Ca (OH) 2 . К слабым электролитам относится большинство органических кислот, а из важнейших неорганических соединений к ним принадлежат Н 2 СО 3 , H 2 S , H 2 SiO 3 , NH 4 OH (NH 3 •H 2 O). Степень диссоциации принято обозначать греческой буквой α и выражать либо в долях единицы, либо в процентах. Так, для 0,1 н. раствора СН 3 СООН α =0,013 (или 1,3%)…» Задание 9 (выполните в тетради) Прочитайте приведенный ниже текст и преобразуйте его в таблицу относят Проверьте себя α = Сильные (в водных растворах диссоциированы практически нацело) Электролиты Слабые Большинство органических кислот, Н 2 СО 3 , H 2 S , H 2 SiO 3 , NH 4 OH (NH 3 •H 2 O ) ) Почти все соли, а также HNO 3 , H 2 SO 4 , HCl , HBr , HI, KOH, NaOH , Ba (OH) 2 и Ca(OH) 2

Слайд 12

Ученые КАБЛУКОВ Иван Алексеевич Высказал предположение о наличии химического взаимодействия между растворителями и растворяемым веществом. Независимо от В.А. Кистяковского ввёл (1889-1891) представление о сольватации ионов. КИСТЯКОВСКИЙ Владимир Александрович Одним из первых выдвинул (1888) идею объединения гидратной теории растворов Д.И.Менделеева и теории электролитической диссоциации. Одновременно и независимо от И.А.Каблукова ввёл (1889-1891) представление о сольватации ионов. МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович Цикл работ по изучению растворов и разработка гидратной теории растворов (1865–1887 гг.)

Слайд 13

«Исторически сложились два подхода к образованию растворов – физическая теория, основы которой были заложены в XIX веке, и химическая, одним из основоположников которой был Д.И. Менделеев . Физическая теория растворов рассматривает процесс растворения как распределение частиц растворенного вещества между частицами растворителя, предполагая отсутствие какого-либо взаимодействия между ними…, какие-либо тепловые или объемные эффекты при растворении отсутствуют .. . Химическая теория рассматривает процесс растворения как образование смеси неустойчивых химических соединений переменного состава, сопровождающееся тепловым эффектом и изменением объема системы , что часто приводит к резкому изменению свойств растворенного вещества (так, растворение бесцветного сульфата меди СuSО 4 в воде приводит к образованию окрашенного раствора, из которого выделяется не СuSО 4 , а голубой кристаллогидрат СuSО 4 ·5Н 2 О)...» http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/PCC/Solutions_1.htm Задание 10 (выполните в тетради) Прочитайте приведенные ниже два текста (на этом слайде и на следующем). Представьте информацию из этих двух источников в виде таблицы таблица Текст 2

Слайд 14

«Физическая теория растворов была предложена В. Оствальдом (Германия) и С. Аррениусом (Швеция). Согласно этой теории частицы растворителя и растворенного вещества (молекулы, ионы) равномерно распределяются по всему объему раствора вследствие процессов диффузии. При этом между растворителем и растворенным веществом отсутствует химическое взаимодействие. Химическая теория была предложена Д.И. Менделеевым. Согласно представлениям Д.И. Менделеева между молекулами растворяемого вещества и растворителем происходит химическое взаимодействие с образованием неустойчивых, превращающихся друг в друга соединений растворенного вещества с растворителем – сольватов. Русские ученые И.А. Каблуков и В.А. Кистяковский объединили представления Оствальда , Аррениуса и Менделеева, заложив тем самым основу современной теории растворов. Согласно современной теории в растворе могут существовать не только частицы растворенного вещества и растворителя, но и продукты физико-химического взаимодействия растворенного вещества с растворителем – сольваты. Сольваты – это неустойчивые соединения переменного состава. Если растворителем является вода, их называют гидратами...» http://onx.distant.ru/posobie-1/chemistry/part_9.htm Текст 1 таблица

Слайд 15

Обобщающая таблица к тексту 1 и тексту 2 Физическая теория растворов Химическая теория растворов Растворение – распределение …….. …………………………………………….. …………………………………………….. Химического взаимодействия между растворителем и растворенным веществом ……….. , тепловые эффекты ………………………… …………………………………………………………….. заложили основу современной теории растворов : в растворе ……………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………………… Растворение - образование ………… …………………………………………….. …………………………………………….. ……………………………………………., сопровождающееся …………………… …………………………………………….. …………………………………………….. Ученые: ……………………………. Ученые: ……………………………. Проверьте себя

Слайд 16

Обобщающая таблица к тексту 1 и тексту 2 Физическая теория растворов Химическая теория растворов Растворение – распределение частиц растворенного вещества между частицами растворителя. Химического взаимодействия между растворителем и растворенным веществом нет , тепловые эффекты отсутствуют И.А.Каблуков, В.А.Кистяковский заложили основу современной теории растворов : в растворе могут существовать не только частицы растворенного вещества и растворителя, но и продукты их физико-химического взаимодействия (сольваты) Растворение - образование смеси неустойчивых химических соединений переменного состава (сольватов), сопровождающееся тепловым эффектом и изменением объема системы Ученые: В.Оствальд , С. Аррениус . Ученые: Д.И.Менделеев

Слайд 17

И в заключение … «Теорию электролитической диссоциации очень часто противопоставляют так называемой химической теории растворов, или гидратной … Такое противопоставление, по нашему мнению, неправильно: в будущей, более полной, теории растворов обе теории сольются; « гидратная » теория, указывая, что на растворы нельзя смотреть как на механические смеси … может быть расширена и на область ионов, которые подобно неразложенным молекулам, могут образовать гидраты». В.А.Кистяковский , 1902 г

Слайд 18

Вернуться к заданиям 4 и 5

Слайд 19

Вернуться к заданиям 6 и 7

Слайд 20

Вернуться к заданию 8 (тест)

Слайд 21

Источники информации 6) http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Arrhenius.html 7) http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Kablukov.html 8) http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Kistyakovskii.html 9) http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Mendeleev.html 11) http://www.chem.msu.su/rus/history/acad/kablukov.html Ю.И.Соловьев, Н.А.Фигуровский.Сванте Аррениус. М., Изд-во АН СССР, 1959, с. 99 -100. 2) ОГЭ. Химия: тематические и типовые экзаменационные варианты: 34 варианта/ под ред. Д.Ю.Добротина . – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. 3) Химия. 8-9 классы. Тематические тестовые задания/ А.С.Корощенко , А.В.Яшукова . – М. Дрофа, 2011. 12) http://distant-lessons.ru/wp-content/uploads/2014/04/elektroliticheskaja-dissociacia-eshestv.jpg 13) http://znaika.ru/synopsis_content/040488c174975bd38d4a6c3993930b90c8fedd5f52c0f1eb603683/Voda%20i%20ee%20svoistva.files/image003.png 5) http://www.studfiles.ru/html/2706/265/html_wSaeg20lZ9.WcPk/htmlconvd-tYYP4y_html_510c00cd.png 4) http://him.1september.ru/2005/07/40-1.jpg 10) http://yandex.ru/video/search?filmId=CS6cba_lUXI&text=%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&redircnt=1445367290.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест-презентация по теме "Электролитическая диссоциация веществ. Реакции ионного обмена". 9 кл

Один из вариантов теста по электролитической диссоциации веществ и реакциям ионного обмена....

Урок - презентация "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации"

В результате изучения данного материала учащиеся должны знать определение понятий "электролиты", "неэлектролиты"....

Презентация "Теория электролитической диссоциации (ТЭД)"

Задачи урока:1.Продолжить знакомство с основными    понятиями и положениями ТЭД.2. Отработать умения характеризовать    свойства вещества на основе его строения,...

Урок химии "Электролитическая диссоциация" 8 класс. Презентация

В презентации размещены материалы по теме " Электролитическая диссоциация".Слайды: Теория электролитической диссоциации. Степени диссоциации.Сильные и слабые электролиты. Сванте Аррениус.Тесты: ...

Презентация "Электролитическая диссоциация"

Презентация к урокам  "Основные положения теории электролитической диссоциации", "Ионные уравнения", 8 класс...

Электролитическая диссоциация. Механизм электролитической диссоциации

Цели:Сформировать у учащихся представление об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах (сильных и слабых), ступенчатая диссоциация.Познакомить с механизмом диссоциации электролитов...

Презентация по теме:"Диссоциация кислот, щелочей и солей"

Презентация по теме:"Диссоциация кислот, щелочей и солей" для 9 класса ФГОС...