Разработка урока Щелочные металлы 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Тип урока :изечения нового материала,  технология деятельностного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Химия

Ещанова Сания Мурзалиевна 

9 класс  

Тема:   Щелочные металлы
Технология:   Проблемного обучения

Тип урока:   Изучения нового материала

УМК.

1.        Курс химии для 9 классов /О.С. Габриелян – 2-е Изд., перераб. И доп.-М.: Дрофа, 2008

2.        Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2005.-78с.

3.        Контрольные и проверочные работы. Химия 9 кл. к учебнику О.С.Габриеляна – М.: Дрофа 2008

   4.     Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия 9  класс: В 2 ч. Ч.2:  Настольная книга учителя– М.: Дрофа, 2003.-320с

Оборудование и реактивы:  инструкции для групп, информационные листы, образцы щелочных металлов, вода, чашка Петри, фенолфталеин, соли натрия, калия, фарфоровые чашки, спиртовка, нихромовая проволока, медиапроектор, экран, презентация, тест.                                                                                                                                                                 Цель: Изучить общую характеристику щелочных металлов

Задачи.

        Образовательная:

1.     Расширить знания о щелочных металлах в свете общего, особенного и единичного по трём формам существования химических элементов: атомов, простых и сложных веществ.

2.     Повторить основные закономерности изменения свойств элементов в Периодической системе химических элементов (в группе), металлическую связь, физические и химические свойства металлов

3.     Совершенствовать умение экспериментальной работы, оформления результатов, умения делать выводы; совершенствование наблюдательной деятельности, умения применять полученные знания на практике.

        Развивающая:

       Продолжить развитие навыков самообразования: умение работать с  инструкцией, текстом,  умения работать в группе,  умения сравнивать, обобщать, давать самооценку и делать выводы.

       Воспитательная:

          Формирование мировоззренческого понятия о познаваемости окружающего мира, самостоятельности, повышение                   самооценки.

Метод обучения: словесный и сопутствующие ему практический и наглядный.

Формы работы: индивидуальная,   работа в группах,  работа с дополнительной литературой.  

               

Планируемый результат:

Предметные умения

УУД

В познавательной сфере:

   1.    Знают положение щелочных металлов в периодической системе Д.И. Менделеева

   2.    Различают строение атомов щелочных металлов

   3.    Знают закономерности изменения свойств, в группах атомов щелочных металлов

4.        Знают химические свойства щелочных металлов;

5.        Умеют составлять уравнения химических реакций;

6.        решают экспериментальные задачи по данной теме.

В ценностно- ориентационной сфере:

        Значение щелочных металлов и их соединений в для окружающей среды, использование щелочных металлов и их соединений в производстве и в быту.

 В сфере безопасности жизнедеятельности:

         Соблюдать ТБ в работе со щелочными металлами

Личностные:                  

 1.Умение управлять своёй познавательной деятельностью.  2. Признание ценности использования щелочных металлов повседневной жизни.                                                          Регулятивные:                                                                                        1. Постановка цели и анализирование условий достижения цели.                                                                                                 2.Прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата.                                                                         Познавательные:                                                                           1. Осуществление поиска информации с использованием различных ресурсов.                                                                      2.Определениепонятий.                                                                        3.Умение структурировать знания.                                             4. Умение выделять существенные характеристики объектов.        5. Умение устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные:                                                                       1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.                                       2. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Этап урока

Основные дидактические

задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

Организационный

Психологический настрой учащихся на урок.  

-Приветствует учащихся.

- Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства

 

Актуализация

Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке

Обозначение темы урока

-Актуализирует  имеющийся информационный ресурс,  у обучающихся.

-Определяет тему занятия в сотрудничестве с обучающимися.

- Аргументация своей позиции

- Выполняют задания в тетрадях

-Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения.

- Записывают тему урока

Целеполагание

Постановка цели урока и доведения её до сознания учащихся.

-Направляет обучающихся на самостоятельное определение целей занятия.

-Организует  работу учеников по группам.

Деление класса на 6 групп:  выдача заданий  и их выполнение

-Обучающиеся в группах определяют цели занятия.

-Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп и дальнейшей работе.

- Составляют план последовательности действий.

-Формулируют интересующие их вопросы

Что мы хотели бы узнать об этих металлах?

- Почему их называют щелочными? ( Химические свойства)

 - Как их открыли? (История открытия)

- Что они собой представляют? Почему? (Физические свойства)

- Где мы можем их встретить? (Нахождение в природе.

- Где человек их использует? (Применение)

- Значение щелочных металлов для живых организмов.

Изучение нового материала

Организовать деятельность учащихся на усвоение новых знаний и способов деятельности

 

Учитель консультирует работу   в группах.

Анализируют задание для  работы

Осуществляют  поиск информации с использованием справочной литературы, учебника и информационного листа.

Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику.

Взаимодействуют  в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений

По окончании работы группы докладывают о результатах своих изысканий. Остальные, дополняют свои карты «расследования» новыми данными

Самоконтроль и взаимоконтроль

Выявление качества знаний,

установление причин недостатков,

обеспечение способностей к оценочным действиям. Тест на первичное усвоение материала ( учащиеся выполнившие 4,5 заданий полу чают  «5», отрицательные отметки не выставляются.)

-Организует обсуждение результатов.

- Сопровождая ответы учащихся  Д.О Взаимодействие щелочных металлов с водой ( В выступлении группы по химическим свойствам)  ТБ при работе с щелочными металлами ( Стихотворение)

Д.О. Окраска пламени солями щелочных металлов ( В выступлении группы

- Создает условия для проведения тестового самоконтроля (первичное усвоение знаний).

- Презентуют ответы в виде карт ответов

- Слушают, задают вопросы на понимание и уточнение.

-Выполняют тестовое задание с выбором ответа

- Контроль, коррекция, оценка действий партнера.

 Подведение итогов

Проверка степени усвоения знаний, выявление недостатков в их усвоении.

Рефлексия

Организует обсуждение результатов работы, (решение проблемы, выполнение поставленной цели).

- Обобщают результаты своей деятельности по достижению цели.

 -Участвуют в обсуждении

-Выражают собственное мнение о работе  и полученном результате.

 -Умение выражать свои мысли.

- Анализируют правильность выполненных действий и уровень усвоения.

- Осознание качества и уровня усвоения.

 Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения заданий

Записывает на доске  и комментирует дифференцированное домашнее задание.

Воспринимают информацию, выбирают вид задания, фиксируют информацию в дневник. Записывают и слушают пояснения учителя.  Задают вопросы на уточнение. Делают выбор уровня и вида  Д/З.

Домашнее задание: с.52-54   по учебнику Габриелян О.С. Химия 9 класс.

На оценку «5»      Упр 1,2. с.59

На оценку «4»      Упр 1,3. с.59

На оценку «3»      Упр 5.  с.59.      

Творческое задание (по желанию) Написать сочинение  Упр. 4. с.59.

Приложение 1

Задания  и вопросы  на этапе «Актуализации имеющихся знаний»

Задание:

- Изобразите электронное строение  атомов: К, Na, Li

Вопросы:

- В чём сходство и различие   строения атомов этих трёх  элементов?

- Расположите эти элементы в порядке возрастания  их атомных радиусов.

- Дополните этот ряд металлов. Объясните свой ответ.  

- Сформулируйте закономерности изменения свойств металлов этого ряда.

- Как называется эта группа элементов? ( Почему?)

Приложение 2

Задания на этапе Изучения нового материала

Инструкция  для  группы №1   История открытия щелочных металлов                                                                                  

Цель: Подготовить историческую справку об открытии щелочных металлов                                                                                                                                                                           Порядок действий:                                                                                                                                                                  

     1.Прочитайте текст.                                                                                                                                                                          

    2. Внесите в блок «история» своей карты исследования сведения об открытии щелочных металлов .                                                                                                                                                                                                          3. Подготовьте устный отчёт.

Инструкция  для  группы №2   Нахождение в природе.                                                                                              

   Цель: Выяснить области распространения щелочных металлов.                                                                                  

  Порядок действий:                                                                                                                                                                    

 1.Прочитайте текст.                                                                                                                                                                    

 2. Обозначьте места распространения  каждого элемента.                                                                                                                                                                                                   3. Подготовьте устный отчёт.

Инструкция  для  группы №3   Физические свойства щелочных металлов              

 Цель: Выявить физические свойства щелочных металлов.                        

  Порядок действий:                                                                                                                                          

 1. Прочитайте тест. Заполните таблицу используя  текст и электронно- информационный справочник ПСХЭ                                                                                                                                                                              2. Объясните физические свойства металлов: а) электрическую проводимость, б) теплопроводность, в) ковкость.                                                                                                                                                                                                      3. Подготовьте устный отчёт об особенностях физических свойств металлов.

  «Физические свойства щелочных металлов»

Металл

Цвет

Плотность

Т пл.

 Т кип.

Rат.

Инструкция  для  группы №4   Химические свойства щелочных металлов                            

Цель: Изучить химические свойства щелочных металлов.                                                              

Порядок действий:                                                                                                                                                                  

1. Прочитайте текст учебника с 52-54.(О.С. Габриелян)                                                                                                                                                                               2. Составьте схему, характеризующую химические свойства щелочных металлов.                                                                                                                                                                                                      3. Подготовьте письменный отчёт об особенностях химических свойств щелочных металлов.

Инструкция  для  группы №5   Биологическая роль щелочных металлов                                                                    

 Цель: Выяснить содержание щелочных металлов в живой природе.                                                                                

  Порядок действий:                                                                                                                                                                        

1.Прочитайте текст.                                                                                                                                                                              

 2. В блоке «Биологическая роль» своей карты исследования внесите сведения о содержании щелочных металлов в живых организмах.                                                                                                                                                                                   3. Подготовьте устный отчёт.

Инструкция  для  группы №6   Применение щелочных металлов                                                                                            

 Цель: Выявить области применения щелочных металлов и их соединений.                                                                                        

Порядок действий:                                                                                                                                                                      

1. Прочитайте текст.                                                                                                                                                                          

 2. Составьте схему, характеризующую области применения щелочных металлов и их соединений.                                                                                                                                                                                                      3. Подготовьте письменный отчёт.

Приложение 3

Задания на этапе самоконтроля и взаимоконтроля                                                                                                                        

   Тест. Щелочные металлы

Вариант 1

Вариант 2

1. Наиболее ярко выраженные металлические свойства проявляет:

  а) Mg        б) K    в) Al        г) Ca

1. Атом какого элемента имеет электронную конфигурацию 1s22s22p63s23p64s1   ?

а) К                б) Са               в) Ва               г) Na

2. Щелочной металл натрий встречается в природе в виде:

        а) оксида;

        б) карбоната;

        в) гидроксида;

          г) хлорида.

2. Натрий взаимодействует со следующей парой веществ:

        а) медь, гидроксид калия;

        б) соляная кислота, кальций;

        в) натрий хлорид, серная кислота;

        г) серная кислота, вода.

3. Наиболее энергично взаимодействует с водой

а) Al      б) Mg      в)Са       г) К

3. Какой металл самый легкий?
а) калий   б) олово   в) алюминий      г) медь

4. Какие частицы находятся в узлах кристаллической решетки металлов?                                                                а) катионы металлов                                                              б) нейтральные атомы                                                            в) катионы металлов и нейтральные атомы                         г) анионы и катионы

4. В какой группе ПС химических элементов находятся самые активные металлы?
а)  VΙΙ группа, побочная подгруппа
б)  Ι группа, главная подгруппа
в)   ΙΙ группа, главная подгруппа

г)  V группа, побочная подгруппа

5. При взаимодействии с кислородом литий образует                                   а) LiO    б) Li2O    в) LiO2      г) Li2O2   

5. При взаимодействии с кислородом натрий образует   а) NaO   б) Na2O  в) NaO2   г) Na2O2   

Ответы: Вариант 1: 1-б, 2-г, 3-г, 4-в, 5-б.  Вариант 2: 1-а, 2-г, 3-а, 4-б, 5-г

Приложение 4                                                                                                                                                              

        Информационный  лист   «Литий »                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Серебристо – белый метал, покрывающийся на воздухе тёмно- серым налетом. Самый лёгкий из всех известных металлов.  Легче воды почти в двое, что усложняет его хранение.  По этой причине приходится заполнять сосуд с литием доверху наполненным минеральным маслом. Литий был открыт в 1817 г. шведским химиком А. Арфведсоном при анализе минерала петалита. Металл назвали литием, что в переводе с греческого означает «камень». Впервые был получен Г.Дэви в 1818 г.  Содержание лития в земной коре – 3,2*10 -3 % от ее массы. Известно около 30 минералов лития, пять из них имеют промышленное значение. Следы лития можно обнаружить в воде многих минеральных источников, в почве, а также в золе некоторых растений, как, например, свеклы, табака, хмеля. В морской воде содержание лития 0,17*10-4 %. Среднее содержание в организме человека (мышечная, костная ткани, кровь) – 0,67 мг. Максимальное количество лития найдено в мышцах человека. Биологическая роль лития как микроэлемента пока до конца не выяснена. Суточная потребность организма: 0,1- 2 мг. Соединения лития у высших животных концентрируется в печени, почках, селезенке, легких, крови, молоке Мировое производство этого металла – около 39000 тонн в год; по некоторым оценкам, его запасы составляют 7,3*106 т. Долгое время и литий, и его соединения почти не находили практического применения. Лишь в XX в. их стали использовать в производстве аккумуляторов, в химической промышленности как катализаторы, в металлургии. Сплавы лития легки, прочны, пластичны. Но главная область применения лития сегодня – атомная техника. Литий нашел применение и в медицине: карбонат лития и литиевая соль салициловой кислоты служат средством для растворения мочевой кислоты, выделяющейся при подагре и некоторых других болезнях. Так «безработный» в прошлом веке элемент в наши дни стал необходимым. Биологическая роль лития до конца не выяснена.                    

Информационный  лист   «Цезий»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Цезий был первым элементом, открытым с помощью метода спектрального анализа. В 1860 г немецкие ученые Р.Бунзен и Г.Кирхгоф по синим линиям в спектре обнаружили в воде, взятой из минеральных источников в Баварии, новый химический элемент. Название элемента происходит от латинского слова «цезиус» - «голубой».   По распространению в земной коре цезий достаточно редкий элемент: 3,7*10-4 % по массе. Незначительное количество цезия есть в морской воде – 5*10-6 %. Промышленное значение имеет лишь один из минералов цезия – поллуцит.   Содержится в человеческом организме, суточная потребность составляет 0,004 – 0,03 мг. Соединения цезия используют довольно широко в оптике, электротехнике, радиолокации, кинотехнике. Металлический цезий чаще всего применяется в исследованиях по физике и химии плазмы. Способность цезия отдавать электрон даже при незначительных воздействиях извне сделала этот металл незаменимым для изготовления фотоэлементов и фотомножителей.

Информационный  лист   «Натрий»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           В 1807 английский химик и физик Г.Дэви впервые получил натрий в чистом виде при электролизе едкого натра.  Натрий – самый распространенный в природе щелочной металл, один из самых распространенных в природе элементов – 2,5 % от массы земной коры. Натрий входит в состав гранитов, базальтов, полевых шпатов, множества минералов. Его содержание в морской воде составляет 1,06 Среднее содержание в организме человека – 100 г. Натрий активно участвует в обмене веществ в живых организмах. Натрий – из общего содержания в организме человека 44% натрия находится во внеклекточной жидкости, 9% - внутриклеточной. Остальное количество натрия находится в костной ткани, При увеличении количества натрия в организме усиливается выведение калия почками, т.е. наступает гипокалиемия.  Содержится в эритроцитах крови, сыворотке, пищеварительных соках, играет важную роль в водно-солевом обмене и поддержании кислотно-щелочного равновесия. Присутствует натрий и в тканях растений. Однако роль этого элемента в жизни растений еще не изучена до конца. Натрий – основной внеклеточный ион. В организме человека находится натрий в виде его растворимых солей, главным образом: хлорид натрия – NaCl, ортофосфат натрия – Na3PO4, гидрокарбонат натрия – NaHCO3. %. Мировое производство поваренной соли – 1,68*107 , карбоната натрия – 2,9*107, металлического натрия – 2*105 т в год, запасы натрия практически не ограничены.   Натрий входит в состав многих лекарственных препаратов. В том числе таких,  как питьевая сода, норсульфазол. Многие антибиотики используются в медицинской практике главным образом в виде натриевых солей. Столь же разнообразно применение натрия и его соединений в промышленности. Жидкий натрий служит теплоносителем в атомных реакторах некоторых конструкций. Металлическим натрием восстанавливают из соединений такие ценные металлы, как цирконий тантал. Используется в качестве катализатора при синтезе каучука и в других органических синтезах.

Информационный  лист   «Калий »                                                                                                                                      

 В земной коре содержится 2,5% калия по массе. Калийсодержащих минералов известно несколько сотен, среди них сильвин, карналлит, ортоклаз. Содержится в морской воде – 0,037%. Мировое производство солей калия – 5,1*107, металлического калия – 200 т в год. Запасы огромны. Он важен для всех живых организмов. Содержится в человеческом организме (140г). Суточная потребность организма: 1,4- 7,4 г. При недостатке этого элемента замедляется рост растений, желтеют листья, плоды становятся менее сладкими, семена теряют всхожесть. Калий используют обычно в форме солей. Калийные удобрения – это природные или измененные в процессе химической обработки соли калия. Нитрат калия (калийная селитра) – двойное удобрение и окислитель, компонент дымного пороха; фторид калия важнейший металлургический флюс; перманганат калия (марганцовка) – окислитель и антисептик; хлорат калия (бертолетова соль) применяют в пиротехнике и производстве спичек; карбонат калия (поташ) необходим при варке стекла. Металлический калий употребляется как материал электродов в химических источниках тока, как восстановитель при получении некоторых металлов и как теплоноситель в атомных реакторах.   Основное применение  металлического калия- приготовление пероксида калия, служащей для регенерации кислорода в подводных лодках и др.                                                                  

Информационный  лист   «Франций»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Часто франций относят к синтезированным элементам, хотя первоначально он был обнаружен в природе (1939). Франций был открыт французской исследовательницей М.Перей. Она доказала, что актиний в редких случаях распадается, испуская альфа-частицу. Продуктом альфа-распада актиния и оказался франций.                                                                                                      Все его изотопы неустойчивы, период полураспада наиболее устойчивого из них равен 21, 8 мин. Это один из редчайших элементов. В поверхностном слое земной коры толщиной 1,6 км содержится около 24,5 г франция. Ничтожные количества франция содержатся в урановых рудах. Чтобы изучить его свойства, ученым приходилось работать с ничтожным количеством элемента. Это радиоактивный химический элемент, полученный искусственным путем. Имеются данные, что франций, способен избирательно накапливаться в опухолях на самых ранних стадиях их развития. Эти наблюдения могут оказаться полезными при диагностике онкологических заболеваний.                                                                                                                                                                                                              

Информационный  лист   «Рубидий»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Рубидий был открыт по характерным линиям в длинноволновой области спектра в 1861 г. немецкими учеными Р.Бунзеном и Г.Кирхгофом. Цвет этих линий определил и название элемента: в переводе с латыни «рубидис» - «темно-красный». В 1863 г. Бунзен получил рубидий в чистом виде.                                                                                                                                                                   В земной коре содержится 1,5*10-2 % рубидия. Он не принадлежит к числу редких элементов, но очень рассеян и не образует собственных минералов. Как примесь он входит в минералы калия, цезия и лития. В морской воде 2*10-5 % рубидия.   Рубидий – один из немногих химических элементов, ресурсы и возможности добычи которого больше, чем нынешние потребности в нем. Применяют его (только в виде соединений) весьма ограничено: как катализатор некоторых нефтехимических процессов и при получении стирола и бутадиена – исходных веществ, для получения синтетического каучука. Рубидий входит в состав некоторых болеутоляющих лекарственных средств.   Рубидий содержится в морских водорослях, чае, кофе, сахарном тростнике и табаке. Рубидий и цезий содержатся в малых количествах в некоторых литиевых минералах. Среднее содержание в организме человека – 680 мг. Суточная потребность организма: 1,5 – 6 мг. При поступлении с пищей оказывает успокаивающее, противовоспалительное, противоаллергическое  действие. Недостаток рубидия в организме может приводить к психическим заболеваниям. Но избыток его в организме более вреден,  чем недостаток.

Приложение 5   Презентация «Щелочные металлы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Щелочные металлы"

конспект урока по химии "Щелочные металлы" с использованием  ЭОР - 9 класс...

Презентация к уроку "Щелочные металлы"

Данная презентация предназначена для проведения урока по этой теме в 9 классе...

Конспект урока Щелочные металлы 9 класс

Конспект урока и презентация на тему "Щелочные металлы" 9 класс...

Модульный урок Щелочные металлы 9 класс

Данный материал используется при изучении темы Металлы...

План проведения урока "Щелочные металлы" и презентация к уроку

Урок в соответствии с требованиями ФГОС. В материале представлены: план проведения урока и презентация к уроку....

Технологическая карта урока "Щелочные металлы", 9 класс

Краткая аннотация к работеРазработано для учащихся 9 класса общеобразовательных учебных заведений. УМК О.С. Габриеляна.Тип урока: открытие нового знания .Методы обучения: реализация системно-деятельно...

Презентация к уроку "Щелочные металлы", 9 класс

Презентация к уроку "Щелочные металлы", 9 класс...