Конспект урока по теме "Основания"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Конспект урока по теме "Основание" (УМК О.С.Габриелян")

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  35

                                                                     

Конспект урока

по  теме «Основания»

(8 класс)

                                                                                                                                                             Урок подготовлен и проведен

учителем химии

первой квалификационной

категории

Ждановой Н.В.

 Рязань – 2015

Тема урока: «Основания».

            Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: создать содержательные и организационные условия для восприятия. осмысления. осознания и первичного запоминания характеристики класса неорганических соединений-оснований (состав, классификация, номенклатура, физические свойства, правила техники безопасности при работе со щелочами, действие индикаторов на основания и применение) .

Задачи: 

- обучающие: систематизировать и развивать представления об основаниях, изучить физические свойства, действие индикаторов на основания и применение, совершенствовать навыки проведения эксперимента.

-развивающие: развивать самостоятельность мышления, интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать по аналогии, выдвигать предположения, делать выводы).

-воспитательные: повышать положительную мотивацию учащихся в изучении химии, формировать научное мировоззрение, экологическое мышление, воспитывать культуру общения, активизировать познавательную деятельность

           Планируемые результаты урока.

Личностные:

  • в ценностно-ориентационной сфере — позитивное отношение к труду, целеустремленность;
  • мотивация на дальнейшее изучение материала;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения;
  • в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической   деятельности в жизненных ситуациях;
  • формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

           Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения,
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

   

Предметные:

Учащиеся в результате усвоения урока

будут знать:

определения: основания, гидроксогруппа, щёлочи, индикаторы, а также правила техники безопасности при работе со щелочами ;

будут уметь:

  1. находить формулы оснований среди других классов и называть их;
  2. работать с таблицей растворимости;
  3. выполнять опыты по распознаванию оснований среди других классов неорганических веществ с помощью индикаторов;
  4. проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и её представления в различных формах;
  5. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учащиеся в результате усвоения урока

получат возможность:

  1. объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  2. определения возможности протекания химических реакций;
  3. экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  4. безопасного обращения со щелочами, лабораторным оборудованием.

Реактивы и оборудование: 

- карточки-задания, инструктивные карты   (на столах учащихся), таблица Д.И. Менделеева и растворимости;

- пробирки с твердыми веществами – NaOH, Ca(OH)2 , Fe(OH)3,

- вода, растворы индикаторов: лакмуса, фенолфталеина, метилоранжевого – во флаконах,

- раствор NaOH, Cu(OH)2 – во флаконах,

- для докладчиков(лакмусовая бумажка, гидроксиды натрия , калия и кальция –тв.,прибор для собирания газов, р-р соляной кислоты, мел,  известковая вода),

- планшетка для капельного анализа,

- фоновый экран,

- компьютер,

- проектор,

- интерактивная доска

-презентация к уроку.

Ход урока:

1.Организационный момент (1 мин).

Приветствие, отсутствующие.

2.Мотивация(1 мин).

Учитель: «Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное»
                                                                                                                      (Н.И.  Пирогов)

Слайд№1

3.Актуализация знаний (3 мин).

Учитель

Сегодня вам предстоит совершить увлекательное путешествие в одну химическую страну. Но прежде чем отправиться в путь, необходимо проверить свой багаж знаний.

Фронтальный  опрос в форме игры «Попади в цель»:

  1. Дайте определения оксидам и назовите их общую формулу?
  2. В каком случае при названии оксида валентность указывается в скобках?
  3. Назовите предложенные вещества: CO2, MgO, LiOH

Ответы учащихся

Слайд№2

Учитель

С какой проблемой вы столкнулись и как найти выход?

Ответы учащихся

4.Целеполагание (3 мин).

Учитель

Решите анаграмму, определите тему урока (страну- путешественницу).

ОСАНВОНИЯ

Ответы учащихся

Слайд№3

Учитель

Сформулируйте цель и задачи урока.

Ответы учащихся ( цель: изучить класс оснований;

задачи: узнать общую формулу оснований, классификацию, номенклатуру, физические свойства, правила техники безопасности при работе с основаниями, взаимодействие с веществами , применение)

5.Открытие нового знания (теоретическая часть) (12 мин).

 Учитель

Мы начинаем наше путешествие в страну «Основания».

Слайд№4

Станция №1 Информационная

Обратите внимание, у вас на столах находятся пробирки с твердыми   веществами. На пробирках написаны формулы:

                  NaOH, Ca(OH)2, Fe(OH)3. Запишите их в тетрадь.

Слайд№5

Учитель

Внимательно посмотрите, в чем между  ними сходство и отличие?

Ответы учащихся

Учитель

Выведите общую формулу для класса оснований. 

Ответы учащихся(Me(OH)n,)

Слайд№6

Учитель

Исходя из представленных формул ответьте на вопросы:

1.Что такое ОН? (для ответа воспользуйтесь пар.19,с.98)

2.От чего зависит число ОН?

3.Какова валентность ОН?

Ответы учащихся

Учитель

Зная общую формулу оснований, сформулируйте определение  для класса оснований.

Слайд№7

 Учитель

Номенклатура оснований. Расшифруйте схему, которая поможет правильно назвать формулы ранее записанных оснований.

Слайд№8

Ответы учащихся

Учитель

Используя данный алгоритм назовите формулы оснований.

Ответы учащихся

Учитель

Сделаем паузу и проведём физкультминутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (использование офтальмотренажёра)

Учитель

Химия- экспериментальная наука. Прежде чем приступить  к экспериментальной части необходимо изучить правила техники безопасности при работе с основаниями.

6. Открытие нового знания (экспериментальная часть) (13 мин).

Станция №2 Опытная

Слайд№9

Учитель

У вас на столах – инструкторские карточки, в которых прописан план работы по выполнению экспериментальной части (Приложение 1).

Работа в парах

Слайд№10-11

Ответы учащихся

Учитель

На нашем пути в страну Оснований встретились незнакомцы. Наверное, они для нас приготовили что-то интересное! Давайте их послушаем.

Ответы учащихся (сообщение 1-О лакмусе, сообщение 2-О гидроксидах натрия и калия, сообщение 3-О гидроксиде кальция) 

(Приложение 2)..

Слайд№12,13,14.

7.Первичное закрепление (8 мин).

Станция №3 Конечная

 1.Старая рукопись (самостоятельная работа учащихся с самопроверкой по эталону)

Учитель

В архиве нашли старую рукопись. Но она оказалась испорченной: во многих местах текст трудно разобрать. Восстановите записи.

  1. В состав формул оснований входят ………и ………
  2. В названии оснований в конце указывается валентность, если …………
  3. Основания делятся на …………и …………
  4. Вещества, меняющие окраску в зависимости от среды называют………..
  5. …………. действуют только на …… основания .

Слайд№15

  1. В состав формул оснований входят  металл и гидроксогруппа.
  2. В названии оснований в конце указывается валентность, если она переменная.
  3. Основания делятся на растворимые и   нерастворимые.
  4. Вещества, меняющие окраску в зависимости от среды индикаторы.
  5. Индикаторы действуют только на растворимые  основания.

Слайд№16

Критерии оценивания:
«5» -5 правильных ответов,
«4»- 4 правильных ответов,
«3»- 3 правильных ответа,
«2»- менее 3-ёх.

Учащиеся оценивают себя.

Слайд№17

Учитель

Подводит итоги написания работы.

2.«Химическая экспертиза»

В химическую лабораторию поступили склянки с растворами без этикеток. Из накладной стало известно, что это склянки с дистиллированной водой и щёлочью. Как определить каждое из веществ и правильно наклеить этикетки?

Ответы учащихся

Слайд№18

Домашнее задание (1 мин).

§19, раб. тетр. с.83 №4,5 .

Творческое задание  составить интеллект-карту «Применение оснований»

Слайд№19

8.Подведение итогов. Рефлексия(2 мин).

Обсуждение (достигли цели, решили задачи).

Выставление оценок за урок.

Учитель

Необходимо дополнить фразы.

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Слайд№20

Учитель

Урок окончен. Можете быть свободны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...