Конспекты уроков
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

 Нигаматьянова Индира Ринатовна

 Здесь размещены конспекты уроков по химии ( Габриэлян О.С.), биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока с использованием ЭОР

Тема: «Простое вещество кислород: свойства, применение».

Учитель:    Нигаматьянова Индира Ринатовна

Место работы:  МОБУ СОШ с.Челкаково

Должность: учитель химии   и биологии        

Предмет: химия.        

Класс: 8 класс.        

Базовый учебник:    Габриэлян О.С.

Цель урока: создать условия для  изучения физических и химических свойств простого вещества кислород, реакции окисления и оксидах.

 Задачи:

- обучающие

  • организовать работу учащихся по ознакомлению со свойствами вещества кислород;

- развивающие 

  • создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных  исследований; работать со справочным материалом; сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать;
  • способствовать развитию различных видов мышления, памяти, внимания;

- воспитательные

  • способствовать развитию познавательной активности, умения наблюдать, задумываться над сутью происходящего;
  • подвести учащихся к осознанию экологических проблем, а так же понимания места и роли человека на планете Земля.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, ЦОР.

Структура и ход урока: представлена в таблице № 1.

Таблица 1.  СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(мин)

1.

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.

Приветствуют учителя.

1 мин.

2.

Мотивация

№ 1Иллюстрация «Применение кислорода».

№2 Видеофрагмент «Применение кислорода».

Слово учителя:

- Сегодня на уроке мы будем изучать одно из самых важных для человека веществ. Это вещество участвует в важнейших биологических процессах, а также имеет большое практическое применение.  

Учитель демонстрирует иллюстрацию №1 на экране проектора.

Учащиеся предлагают варианты вещества, о котором идет речь. Если называют верно, то ЭОР №2 видеофрагмент смотрят для повторения сказанного, если нет – то ЭОР №2 будет являться второй подсказкой для установления вещества.

3 мин

3.

Определение темы и целей урока.

Определение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.

Слово учителя:

Сегодня на уроке мы узнаем о свойствах вещества кислород. А что вам уже известно о кислороде?

Учащиеся, определив тему урока, записывают ее в рабочей тетради.

Примерные ответы учащихся: газ, без цвета и запаха, образуется в процессе фотосинтеза…

3 мин

4.

Актуализация  знаний

№3 Схема «Круговорот кислорода в природе»

Актуализация  знаний, полученных на предыдущих уроках.

1. Описание вещества называется физическими свойствами. Давайте заполним таблицу №1  «Физические свойства кислорода», пользуясь текстом задания №1.

2. Перед вами представлена схема «Круговорот кислорода в природе».

После этого учитель подводит итог этой части урока, сообщая следующие факты:

Ребята, а знаете ли вы, что…

1. Одно дерево способно обеспечить кислородом семью из четырёх человек.

2. Фитопланктон даёт 70% всего образуемого на Земле свободного кислорода.

3. Леса являются мощными производителями кислорода.

 Однако, деятельность человека (вырубка лесов, сжигание топлива, загрязнение воздуха различными веществами) начала оказывать ощутимое влияние на биогеохимический круговорот кислорода.

 Печально, что леса исчезают с поверхности Земли. Их нет уже в Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Под угрозой и тропические леса. Всего на планете около 4 млрд. лесных насаждений и примерно 5 млрд. людей. Выходит на каждого человека приходится меньше 1 га леса, но их площадь ежегодно уменьшается.

Загрязняют атмосферу транспорт, промышленные предприятия, тепловые электростанции.

 Эпиграфом нашего  урока могли бы стать слова Я. Берцелиуса: “ Кислород – вещество, вокруг которого вращается земная химия”.

 Действительно, кислород - важнейший элемент на Земле. Им дышат все живые организмы, кислород ведёт процессы окисления в земной коре, он необходим в промышленности, медицине. Без кислорода не было бы жизни на Земле. Берцелиус был прав.

1. Учащиеся, пользуясь текстом заполняют таблицу №1. Проверяем правильность заполнения.

2. Учащиеся слушают пояснение к схеме.

3 мин

4 мин

5.

Изучение нового материала

1). №4 Рисунок формулы кислорода

2). №5, 6, 7, 8 Видеофрагменты «Химические свойства кислорода»

№9 «Определение оксидов» аудиотекст определения

№10 «Определение реакции горения» аудиотекст определения

Изучение нового материала.

Слово учителя:

1. Молекула вещества кислород состоит из двух атомов. Посмотрите на рисунок молекулы кислорода и запишите формулу вещества. Это вещество простое или сложное?

2. Кислород вступает в реакции с другими простыми веществами. Посмотрим видеофрагменты «Химические свойства кислорода».

После просмотра учитель предлагает проанализировать фрагменты и задает вопросы:

- по каким признакам можно судить о том, что прошла химическая реакция?

- что образуется в результате реакции?

- можно ли сказать о том, что в колбах образовались новые вещества?

Заполните первые 3 столбика таблицы №2.

А чтобы заполнить 4 столбик таблицы обратите внимание на подсказки, которые есть в таблице.

- Что такое реакция соединения?

Заполните 4 столбик таблицы, записывая вещества формулами, при этом после реакции у вас должно получится 1 вещество. Составьте его формулу по валентности элементов. Не забудьте расставить коэффициенты.

Посмотрите  на формулы образовавшихся веществ. Что общего у этих веществ?

На экране показываем правило, согласно которому даются названия оксидам. Пользуясь этим правилом, заполните 5 столбик таблицы.

Посмотрите на уравнения реакций в вашей таблице. Что у них общего?

Даем определение реакции окисления.

Обращаем внимание, что в наших реакциях было выделение тепла и света.

Примерные ответы: Формула вещества О2. Это простое вещество.

Учащиеся смотрят видеофрагменты.

Примерные ответы:

-признаками реакций было выделение света, тепла..

- в результате реакции образуются новые вещества

- да, образовались новые вещества

Учащиеся работают с таблицей.

Примерный ответ: это реакция, в результате которой из нескольких веществ получается одно более сложное.

Учащиеся заполняют 4 столбик таблицы. Полученные результаты проверяем.

Примерные ответы: в этих формулах есть кислород, вещество состоит из 2 элементов.

Учащиеся слушают, смотрят и записывают определение в тетрадь.

Учащиеся заполняют 5 столбик таблицы. Проверяем правильность заполнения на экране.

Примерные ответы: вещества взаимодействуют с кислородом, получаются оксиды …

Учащиеся записывают определение.

Учащиеся слушают, смотрят и записывают определение в тетрадь.

2 мин

15 мин

6.

Закрепление изученного материала подведение итогов урока, рефлексия

Определение степени усвоения материала, оценка качества работы.

Для закрепления изученного материала учащиеся выполняют задания. Работа индивидуальная и групповая.

12 мин.

7.

Объяснение  домашнего задания

№11 Упражнения для домашнего задания

Объяснение домашнего задания.

Слово учителя:

1. Для того чтобы закрепить полученные на уроке знания, необходимо выполнить интерактивное домашнее задание, пользуясь конспектом урока

2. Напишите сказку, рассказ про кислород.

 

Учащиеся записывают домашнее задание.

2 мин.

        

Приложение к плану-конспекту урока

«Простое вещество кислород: свойства, применение».

  Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса        

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Применение кислорода

Иллюстрация

Просмотр иллюстрации

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed068a5-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_21_06.jpg 

2.

Применение кислорода

Видеофрагмент

Просмотр видеофрагмента

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/52fe40be-4040-4fdd-b861-6461f1c2a8c6/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66& 

3.

Круговорот кислорода в природе

Схема

Изучение схемы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed068a1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_21_02.swf

4.

 Формула кислорода

Рисунок

Работа с рисунком

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d01275b9-db4c-41f4-ba26-5e780ce4347f/57_1.jpg 

5-8

 Химические свойства кислорода

Видеофрагменты

Просмотр видеофрагментов

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/600cd365-f9f2-ae10-56e4-98ee0af7e4c6/index.htm 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f83beda5-449d-d3dc-442c-a474a89eeca6/index.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/55a4babd-d3a0-e5b4-6daa-0f50b8f5267f/index.htm 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/deb6e939-f8c8-fea7-fe24-7b2c80013fd7/index.htm 

9

Определение класса веществ - оксиды

Аудиофрагмент

Прослушивание аудиофрагмен-та

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ba90f984-6079-4f87-a92b-dbc6e8e7ed36/60.swf 

10.

Определение реакции горения

Аудиофрагмент

Прослушивание аудиофрагмента

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/be645c39-9df6-4769-a285-bdb05ca2ad3b/55.swf 

11.

Упражнения для самопроверки

Упражнения

Выполнить упражнения

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/914bff98-baeb-4e40-94d1-7ee5a8484f1a/66.swf

        

        



Предварительный просмотр:

Учитель:  Нигаматьянова Индира Ринатовна

Место работы:  МОБУ СОШ с.Челкаково

Предмет: химия

Класс: 9        

Тема «Оксид углерода (IV). Углекислый газ»

Тип урока – комбинированный.

Цель урока: создание условий для формирования знаний об углекислом газе, который играет важную роль в  природе и жизни человека.

Задачи урока:

Образовательная:

- продолжить формирование обучающимися понятий «кислотный оксид», «химическая связь», «фотосинтез», «парниковый эффект», «качественная реакция»;

-организовать деятельность учащихся по изучению физических и химических свойств оксида углерода (IV), его биологического значения, получения и применения;

- формировать ИКТ компетентности обучающихся при работе по сбору, обработке, хранению и представлению информации при работе в локальной сети, в сети Интернет, с ЭОРами, с программой PowerPoint, с системой тестирования VotumVeb.  

Развивающая:

- развивать интеллектуальные качества и способности учащихся;

- развивать волевые качества учащихся, умение преодолевать трудности в учении;

- формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы, обобщения;

- развивать познавательную активность учащихся, умение самостоятельно приобретать знания из различных источников; 

 - развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации удивления,  занимательности, используя яркие примеры, иллюстрации, демонстрации, воздействующие на чувства обучаемых;

Воспитательная: создать условия для

-совершенствования навыка работы в группе;

- воспитания чувства ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга;

- самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы в работе с учебником, дополнительной литературой, сайтами Интернета;

- формирования устойчивой положительной мотивации к изучению химии.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютеры по числу учеников, объединенные с головным компьютером для проведения электронного  тестирования, проектор, 3 ноутбука для работы групп, объединенных в локальную сеть,  Интернет,  мультимедийная презентация,  ЭОР, система тестирования Votum Veb.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока: ученики приобретут знания о свойствах углекислого газа, его применении, получении; будут развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности, умения работать в группе, ориентироваться в различных источниках информации; закрепят навыки работы в локальной сети, в программе PowerPoint.

Технологическая карта урока

№/п

Учебные эпизоды (этапы урока)

№ слайда

Вид деятельности

Действия учителя

Действия учащихся

1

2

3

4

5

1

 Инициация (1 мин)

Приветствует учащихся, выбирает «Оптимиста», «Пессимиста»

Приветствуют учителя.  

2

Актуализация знаний (5 мин)

Индивидуальная работа с системой тестирования VotumVeb

Предлагает ученикам провести опрос в системе тестирования и ответить на вопросы по теме прошлого урока, где присутствуют вопросы, на которые ученики не могут ответить. Предлагается три варианта ответа «Да», «Нет», «Не знаю»

Проходят тестирование, фиксируют данные, делают вывод, что тема «Углерод» еще изучена не полностью.

3

Вхождение в тему (2 мин)

Фронтальная работа. Слайды 2, 3

Задает вопрос по аналогии игры «4 фото 1 слово»: что объединяет картинки?

После учеников еще раз озвучивает тему урока.

Предлагает написать формулу углекислого газа, дать второе название этому веществу, исходя из принадлежности к классу веществ.  

Озвучивают тему урока. Вспоминают формулу углекислого газа, дают ему второе название, исходя из принадлежности к классу веществ.

4

Мотивация (5 мин)

Слайд 3. Фронтальная работа

Предлагает ученикам посмотреть 2 фрагмента передачи «Галилео», связанные с темой углекислый газ, рассказывает о «Собачьей пещере» и просит  объяснить  факты и  явления.  

Смотрят видео. Выдвигают гипотезы.

5

Целеполагание (2 мин)

Фротальная работа. Слайд 4.

Обращается к ученикам с вопросом, что необходимо изучить, чтобы найти ответы на те вопросы из тестирования, с которыми были затруднения, чтобы объяснить явления из видео. Озвучивает слайд «Мотивация»

Озвучивают цели урока, предполагают каким способом можно их осуществить.

6

Изучение нового материала (10 мин)

Слайд 5, 6, 7 . Работа в малых группах с ноутбуками, в локальной сети, в сети Интернет.

Показывает план изучения темы, который оформлен в виде расписания уроков. Организует групповую работу учащихся по изучению обозначенных вопросов. Предлагает учащимся задания для выполнения в группах, направляет деятельность учащихся, консультирует. Определяет вид конечного продукта деятельности на уроке.

 1. Урок рисования. Дают описание «картины неизвестного художника», которая представляет схему образования связи в молекуле СО2 и которая разделена на фрагменты по числу групп.

2. Получают  задания от учителя, приступают к их выполнению в группах, консультируются у учителя. Исследуют, отбирают информацию, работают с ЭОР. 1 группа «Химики» изучает химические свойства углекислого газа как кислотного оксида.

2 группа «Физики» изучает физические свойства углекислого газа.

3 группа «Биологи» вспоминает процесс фотосинтез и изучает «парниковый эффект»

1 и 2 группа по результатам работы делает презентации и отправляют ее на учительский компьютер. 3 группа делает плакат «роль углекислого газа в природных процессах»

7

Проработка содержания темы (5 мин)

Групповая работа

Предлагает ученикам выступить с сообщениями по выполненной работе. Комментирует, корректирует выступления учеников. Оценивает работы.

Представители творческих групп выступают с сообщениями по выполненной работе. Остальные – слушают, задают  вопросы.

8

Разминка (2 мин). Изучение нового материала

Фронтальная работа. Слайд 8

Предлагает выполнить несколько упражнений дыхательной гимнастики.

Задает вопрос «Какой газ выделяется при дыхании?» Предлагает доказать его при помощи качественной реакции.

Выполняют упражнения.

Один из учеников выдыхает через соломинку в известковую воду. Знакомятся с качественной реакцией на углекислый газ, фиксируют ее признак.

9

Изучение нового материала. Лабораторный опыт (5 мин)

Групповая работа. Слайд 9

Проводит последний этап изучения новой темы (урок технологии), на котором предлагает ученикам на практике изучить способы получения углекислого газа.

Получают углекислый газ из мрамора, известняка, малахита. Проводят качественную реакцию на углекилый газ.

10

Контроль и самооценка знаний и способов действий (5 мин)

Индивидуальная работа. Электронное тестирование в системе iTEST

Предлагает каждому ученику пройти к компьютеру и пройти тестирование в программе iTEST. В тест включены вопросы как по теме урока, так и те, на которые ученики не могли ответить  в начале урока при работе в системе VotumVeb. Результаты тестирования сохраняются на компьютере учителя, ученики сразу видят свою оценку.

Выполняют задания, проверяют свои результаты тестирования, фиксируют свою оценку, делают вывод о том, на сколько хорошо усвоен материал.

11

Подведение итогов, информация о домашнем задании (2 мин)

Фронтальная работа

Предлагает вернуться к видеофрагментам «Галилео» и объяснить их с помощью полученных знаний. Объясняет домашенее задание.

Объясняют видеофрагменты, отвечают на вопросы, на которые не было ответов в начале урока.

12

Рефлексия (1 мин)

Предлагает выступить «Оптимисту», «Пессимисту»

«Оптимист», «Пессимист» (и все желающие) говорят о том, что было хорошего, полезного, интересного и не очень на уроке, о своем психоэмоциональном состоянии.

Группа «Биологи»

Задание для урока «Биология»

1. Пользуясь активной ссылкой №1, вспомните процесс фотосинтеза, который вы изучали на уроках биологии.

2. Пользуясь активными ссылками №2 и №3, изучите такое явление как «парниковый эффект».

3. Создайте плакат «Роль углекислого газа в природных процессах». На плакате покажите:

а) источники попадания СО2 в атмосферу,

б) источник поглощения СО2  (процесс фотосинтеза). Составьте из предложенных формул уравнение реакции фотосинтеза (подсказка для написания уравнения реакции: вещества с синими стрелками в реакцию вступают, с красными – получаются в результате реакции).

Добавьте на плакат информацию о «парниковом эффекте».

4. Подготовьте краткое выступление о роли углекислого газа в природных процессах.

Активные ссылки

1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bb14522c-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/ch08_02_17.swf

2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/61d0f1f1-4991-11dc-8314-0800200c9a66/default_11_239.swf 

3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c49a84a4-a35f-4097-bede-46022849c815/%5BBI9ZD_9-04%5D_%5BIL_04%5D.html 

 


Группа «Физики»

Задание для урока «Физика»

1. Пользуясь активной ссылкой №1, изучите физические свойства углекислого газа.

2. Посмотрите видео опыты, видео фрагменты, где показаны некоторые физические свойства углекислого газа.

3. Создайте слайд презентации (макет в папке), где опишите все физические свойства углекислого газа, о которых вы узнали. Отправьте этот слайд на центральный компьютер.

4. Подготовьте краткое выступление о физических свойствах углекислого газа.

Активные ссылки:

1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/53217574-a42c-5ba4-8c3b-8380a31504e6/1004124A.htm 

2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d525a134-d32c-1a22-b1bb-5cbf9a392f09/index.htm 

Группа «Химики»

Задание для урока «Химия»

1. Изучите химические свойства углекислого газа. Для этого посмотрите видео опыты.

2. Создайте презентацию (макет в папке). На слайде презентации напишите уравнения реакций взаимодействия углекислого газа: а) с водой; б) со щелочью. Назовите продукты реакции. Сделайте вывод о том, к какому классу оксидов относится углекислый газ. Отправьте презентацию на центральный компьютер.

4. Подготовьте краткое выступление о химических свойствах углекислого газа и о его принадлежности к определенному классу оксидов.

Активные ссылки:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/81018bb6-2f49-83d6-b0d7-2ac1506bc860/index.htm 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7e9f098a-ef45-7042-0034-655dd3a53f6f/index.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...