План-схема урока, включающего интерактивные формы работы. Тема «Жизнь, как произведение искусства» (знакомство с личностью Д.И.Менделеева)
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

План-схема урока, включающего интерактивные формы работы. Тема «Жизнь, как произведение искусства» (знакомство с личностью Д.И.Менделеева)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4-5._plan-shema_uroka._prilozhenie.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

        

План-схема урока, включающего интерактивные формы работы.

Тема «Жизнь, как произведение искусства» (знакомство с личностью Д.И.Менделеева)

Цели: самостоятельное построение учащимися знаний о личности Д.И.Менделеева; формирование умения думать, анализировать; создание условий для саморазвития учеников, развитие творческих задатков детей; воспитание культуры общения, создание образовательного пространства для самоопределения личности ребёнка.

Этапы урока и их цели

Деятельность, форма работы

Технические ресурсы

Формы презентации

Ожидаемый результат

Учитель

Ученики

I ЭТАП.

ИНДУКЦИЯ

Активизировать эмоциональную сферу ученика, создать определённое психологическое настроение, включающее вопросное состояние учеников.

Вступительное слово учителя: «Сегодня у нас в гостях удивительный человек. Я хочу познакомить вас с уникальной личностью. В одном из писем своей дочери герой нашего урока писал: «Слушай музыку и ты поймёшь своего отца». Ставит кассету с произведениями Бетховена и просит учеников прослушать музыкальный фрагмент и сделать записи – каким вам представляется человек, любящий такую музыку.

Слушают музыку Людвига ван Бетховена и записывают в свои тетради размышления о том, каким им представляется человек, любящий эту музыку. Запись можно начать словами: «Я слушаю и представляю…»

Кассета (диск) с записью увертюры к опере «Леонора» – любимого произведения Менделеева, либо «Лунной сонаты».

Ученики по желанию зачитывают свои записи, а учитель записывает на доску (например, из опыта работы: строгий, мудрый, добрый, пожилой, умный и т.д.)

Создание благоприятного «климата отношений» - комфортной эмоциональной атмосферы, включение мыслительной деятельности.

II ЭТАП.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ИДЕЕ

Создать возможность осмысленного выбора учеником близкого ему мнения. сформировать на основе этого выбора 5 групп единомышленников

Слово учителя: «Узнать человека можно по его речи, по его высказываниям. Я предлагаю вам прочитать различные высказывания нашего героя и выбрать наиболее близкую вам мысль. Продолжите запись в тетради: какими качествами личности должен обладать автор этих мыслей, какой деятельностью он мог заниматься?». До урока в классе развешиваются карточки с цитатами Менделеева (см. Приложение). Карточки из цветного картона, чтобы затем дети могли легко объединиться в группы.

Ходят по классу и читают вывешенные цитаты, берут себе карточку с понравившемся высказыванием, делают записи в тетради.

Пять вариантов цитат на картоне разного цвета. число карточек равно числу учеников. По цвету картона сформируется пять групп

Аналогично I этапу. запись на доске дополняется.

Ученики выбирают близкую мысль, «берут проблему на себя», присоединяются к идее.

III ЭТАП.

СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ

Совместная выработка идеи в группе, умение формулировать мысли, слушать мнение других.

Слово учителя: «Вы выбрали высказывание, которое нашло отклик в вашей душе, показалось вам близким. У вас есть единомышленники, объединитесь в группы по выбранной цитате. Обсудите ваши записи в тетрадях и лучшими идеями поделитесь с классом»

Объединились в пять групп, обсудили индивидуальные записи и сформулировали общую идею о человеке, которому принадлежат цитаты.

-------------------

Каждая группа озвучивает свою гипотезу. «Нам кажется, что этот человек был…»

Формирование образа героя

IV ЭТАП.

ПОРТРЕТ ГЕРОЯ

Слово учителя: «В результате обсуждения мы получили словесный портрет нашего героя. А теперь мы посмотрим его действительный портрет (показывает портрет Д.И.Менделеева) Узнали? Конечно, это Д.И.Менделеев. Послушайте, что писала о его внешности супруга учёного А.Д. Попова (зачитывает фрагмент воспоминаний А.Д. Поповой, см. Приложение)

Рассматривают портрет Д.И.Менделеева, слушают воспоминания А.Д. Поповой.

Портрет Менделеева, цитаты из воспоминаний Поповой

V ЭТАП.

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ «Знаю. Хочу узнать. Узнал» (З.Х.У.)

Создание кластера. Выяснить первоначальный уровень знаний о Д.И.Менделееве, присвоение каждым членом группы знаний других учеников; осознание области известного и неизвестного.

Слово учителя: « У каждого из вас подготовлена таблица с тремя столбцами – Знаю, Хочу узнать, Узнал. В колонку «Знаю» запишите, что вам известно о Дмитрии Ивановиче. Обсудите в группе и создайте на большом листе бумаги групповой кластер:

(термин «кластер» используется в технологии «Критическое мышление» от английского «гроздь». Вид схемы)

Опираясь на индивидуальные знания каждого члена группы, анализируют и создают общий от группы кластер с первоначальными знаниями.

Таблицы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Листы бумаги для кластера

Одна из групп (по желанию) представляет свой кластер. Остальные группы обсуждают, вносят дополнения.

Определили стартовый уровень знаний.

VI ЭТАП.

ФОРМИРОВАНИЕ КРУГА ИНТЕРЕСОВ

Работа над умением формулировать вопросы, определить круг наиболее значимых вопросов.

Слово учителя: «У нас есть уникальная возможность задать Д.И.Менделееву вопросы. Что бы вы хотели о нём узнать? Запишите свои вопросы в таблицу в графу «Хочу узнать». Обсудите вопросы в группе и выберите от группы два самых значимых, самых интересных вопроса»

В своей таблице записывают интересующие их вопросы, обсуждают и выбирают от группы по два вопроса.

Таблица «З.Х.У.»

Каждая группа озвучивает свои вопросы, учитель записывает их на доске. Так формируется круг обсуждаемых вопросов.

Формирование круга вопросов, требующих обсуждения.

VII ЭТАП.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Построение новых знаний, осмысление новой информации.

Выдаёт в каждую группу тексты на определённую тему: «Биография Менделеева», «Научная деятельность», «Просветительская деятельность», «Увлечения», «Менделеев и развитие промышленности», а также различные иллюстрации (см. Приложение). Слово учителя: «Чтобы ответить на интересующие вас вопросы, ознакомьтесь с полученными текстами, иллюстрациями. Запишите в таблицу в графу «Узнал», что нового вы узнали о нашем герое. Обсудите информацию в группе, дополните свои записи»

Читают выданные тексты, знакомятся с иллюстративным материалом, фотографиями. Продолжают работу в таблице, заполняя графу «Узнал». Обсуждают информацию в группе.

Тексты, иллюстрации, фотографии, книги о Д.И.Менделееве.

Каждая группа кратко представляет содержание своего текста. учитель на доске цветным мелом дополняет первоначальный кластер.

На доске наглядно видны новые приобретённые знания (кластер разрастается, ветвится)

VIII ЭТАП.

СОЗДАНИЕ СИМВОЛА

Реализация творческих способностей, включить новые способы выражения знаний. Символ – Обобщение – Графика.

Слово учителя: «Теперь ваши знания о Д.И.Менделееве стали богаче, вы узнали разные стороны его личности. Попытайтесь создать в группе графический символ Д.И.Менделеева. Может быть это будет герб, может быть просто рисунок. Творите, фантазируйте, размышляйте!»

Работают в группе над созданием символа.

Бумага, краски, фломастеры, ножницы, клей, скотч.

Вывешивают работы в классе.

Проявление творческих способностей детей.

IХ ЭТАП.

АФИШИРОВАНИЕ

При помощи символов придти к обобщению.

Предлагает группам представить свои работы. После выступления учеников зачитывает цитату «Три службы Отечеству» (см. Приложение)

Каждая группа комментирует свою графическую работу.

-------------------

Комментарий рисунка

Создание обобщения

Х. ТВОРЧЕСТВО

Дать возможность проявить свои творческие способности

Учитель предлагает ученикам индивидуально выполнить задания по выбору:

  • Заметка для журнала о Менделееве;
  • Сочинение-миниатюра «Жизнь, как произведение искусства»;
  • Словарная статья о Д.И.Менделееве;
  • Письмо другу о новом знакомом;
  • Синквейн;

Выполняют творческие работы

-------------------

По желанию зачитывают свои работы.

Закрепление знаний, привнесение личного опыта в изучаемый вопрос.

XI. РЕФЛЕКСИЯ

Самосознание своей личности, себя в коллективе и своей индивидуальности

Вопросы для рефлексии:

  • Какой этап работы был особенно интересен или труден?
  • Что нового я открыл в себе?

Ученики садятся в круг и делятся своими мыслями, отвечая на поставленные вопросы.

-------------------

-------------------

Ученики не только открыли для себя личность Д.И.Менделеева, но и сделали открытие в себе каких-то новых качеств, способностей.


Содержание.

  1. Цитаты для выбора                                                1
  2. Тексты для работы в группах:
  1. Биография Д.И.Менделеева                                2
  2. Научная деятельность                                        3
  3. Педагогическая деятельность                                4
  4. Д.И.Менделеев и развитие промышленности        5
  5. Увлечения Д.И.Менделеева                                6
  1. Работы учеников, сделанные на уроке.                        7

Образцы цитат для карточек

  • «Учение – себе, плод учения – другим»
  • «Главный секрет вот какой: один человек – нуль, вместе – только люди. Поэтому живите для других, начиная с мамы, друг с друга, брата или сестры… затем для русских, потом для всех людей»
  • «Люблю детей за их чистоту. Много испытал я в жизни, но не знаю ничего лучше детей»
  • «… и надобно иметь фонарь знания, чтобы осветить глубины науки и увидеть в темноте»
  • «Посев научный взойдёт для жатвы народной»
  • «Во всей моей жизни есть какая-то поэтическая струя… есть что-то не пошло-обыкновенное, есть поэзия неожиданности»
  • «Наука и промышленность – вот мои мечты»
  • «Прочно и плодотворно только приобретённое своим трудом»
  • «Ко мне в аудиторию ломились не ради красных слов, а ради мыслей»
  • «Сила народная будет определяться умелым сочетанием индустрии и сельского хозяйства»

Анна Ивановна Менделеева (Попова) о внешности Дмитрия Ивановича:

        «Самое характерное в нём было: грива длинных пушистых волос вокруг высокого белого лба, очень выразительного и подвижного, и ясные синие проникновенные глаза… Манеры, разговор и жесты его были очень своеобразны. При разговоре он всегда жестикулировал. Широкие, быстрые и нервные движения рук отвечали всегда его настроению»

О.Э.Озаровская (ученица Д.И.Менделеева) о своём учителе:

«Речь Менделеева представляла собой чудо. На глазах у слушателей из зёрен мыслей вырастали могучие стволы, ветвились, сходились вершинами, буйно цвели и слушатели заваливались золотыми плодами»

«Три службы Родине»:

«Я выслужил 48 лет Родине и науке. Плоды моих трудов прежде всего в научной известности. Лучшее время жизни и её главную силу взяло преподавательство… третья служба моя Родине – это служба на пользу русской промышленности»


Биография

Морозной зимой 1834 года в семье директора Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева родился 17-й по счёту ребёнок – в будущем краса и гордость русской нации, Дмитрий Иванович Менделеев. Дом Менделеевых был духовным центром старинного сибирского города Тобольска. Сюда часто приходили сосланные в Сибирь после восстания на Сенатской площади декабристы. Отец Дмитрия Ивановича был сыном священника Павла Максимовича Соколова, но в те времена дети священников не получали фамилию отца и Ивану Павловичу была присвоена фамилия соседних помещиков Менделеевых. Мать Дмитрия Ивановича – Мария Дмитриевна – управляла небольшим стекольным заводом. Кучи песка и известняка, жар стеклоплавильных печей – самые отдалённые воспоминания детства будущего учёного. Мальчик и не подозревал, что чудо превращения песка, известняка и соды в стекло называется химией. Не узнал он этого и в гимназии, так как в Тобольской гимназии такого предмета не было. Её место в учебном плане занимали древние языки: греческий и латынь, которые давались гимназисту Менделееву с большим трудом. Он увлекался историей, географией, литературой. И не удивительно, ведь его учителем был П.П.Ершов – автор «Сказки о коньке-горбунке». Также Дмитрий Иванович в детстве любил решать головоломки, задачи, а дома играл в «учителя». В старших классах он проявил способности в физике и математике. Его любимым писателем был Жюль Верн, а любимым героем – учёный Исаак Ньютон. Но безмятежное детство быстро пролетело, и мать привезла любимого сына в Петербург, где он поступил в Петербургский педагогический институт. Именно здесь он открыл для себя химию и учился с громадным интересом. Закончил обучение в институте Менделеев в 1855 году с золотой медалью. Два года он трудился учителем на юге России в Симферополе и Одессе, а затем вновь вернулся на берега Невы и стал преподавателем петербургского Университета. После двухгодичной командировки в Германию, во время которой он участвовал в международном конгрессе химиков в Карлсруэ, Менделеев в течение 28 лет преподаёт в петербургском Университете, а затем, до самой смерти в 1907 году, руководил Палатой мер и весов. В 1895 году Дмитрий Иванович ослеп, но продолжал службу, диктуя распоряжения секретарям, а дома вслепую клеил чемоданы – это было его любимое увлечение. Оказалось, что у Менделеева заболевание глаз – катаракта, но профессор Н.В.Костенич после двух операций вернул зрение учёному. Дмитрий Иванович был дважды женат и имел пятерых детей: трёх сыновей и двух дочерей. Одна из его дочерей, Люба, была замужем за великим русским поэтом Александром Блоком.


Преподавательство

Ещё в детстве Дмитрий Менделеев любил играть в «учителя», причём старшим братьям и сёстрам нелегко было найти ответы на вопросы, которыми экзаменовал их младший брат. После окончания петербургского педагогического института он два года трудился в гимназиях Симферополя и Одессы, а с 1856 года после защиты магистерской диссертации он был переведён на службу в петербургский Университет. Блестящая защита докторской диссертации «О соединении спирта с водой» в 1865 году (в 31 год) доставляет Менделееву профессорское звание. В Университете лекции молодого профессора пользовались исключительным успехом. Аудитория всегда была набита битком, рядом со студентами-химиками сидели правоведы, историки, математики. Жизнь Менделеева – неустанный труд. Лекции и работа в лаборатории заполняют его день. Даже ночью в кабинете молодого учёного не гаснет свет. В ночной тиши он пишет свой самый замечательный труд – «Основы химии». «Эти основы – любимое дитя моё. В них мой образ, мой опыт педагога, мои задушевные мысли» – писал впоследствии Менделеев. Этот учебник был переведён и издан во Франции, Англии, Германии и США и стал прообразом всех современных учебников химии. Именно работая над «Основами химии», учёный открыл периодический закон.

        Д.И.Менделеев читал лекции не только в Университете, но и в Кадетском корпусе, Технологическом институте и на Высших женских курсах.

        Восьмидесятые годы XIX века были годами студенческих волнений. Студенты Университета написали петицию Министру просвещения И.Делянову, где выразили свои вольнолюбивые требования. Но кто вручит эту петицию? Выбор студентов пал на любимого преподавателя, Менделеева. Успокоив студентов, седовласый профессор поехал к министру. Но для него Менделеев не был великим учёным и популярнейшим преподавателем, он был только статским советником, превысившим свои права. Ответ министра был таков, что Менделееву пришлось покинуть Университет, выйти в отставку. Он расстался с Университетом в 1890 году. Свою прощальную лекцию он превратил в завещание учителя ученикам: «… и надобно иметь фонарь науки, чтобы увидеть в темноте. И если этот фонарь знания внести в Россию, то вы сделаете в самом деле то, чего от вас ожидает Россия». Позднее Д.И.Менделеев писал «Лучшее время жизни и её главную силу взяло преподавательство»


Научная деятельность

Менделеев говорил, что «четыре предмета» сделали ему имя в науке. Первый – открытие периодического закона, второй – исследование газов, третий – изучение растворов, четвёртый – издание учебника «Основы химии».

Широта научных интересов учёного подтверждается следующими фактами: из 431 опубликованной им научной работы лишь 40 посвящены химии, 106 – физике и химии, 99 – физике, 22 – географии, 99 – технике и промышленности, 36 – экономическим и общественным проблемам, остальные – другим вопросам.

В 1865 году Дмитрий Иванович защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой». Эта диссертация – результат кропотливой работы по приготовлению смесей спирта и воды в различных, точно отмеренных пропорциях. Исследование крепости спиртовых растворов было чрезвычайно важной работой, так как спирт был важной статьёй экспорта России, главным образом в Германию. Менделеев доказал, что при растворении происходят не только физические (например, диффузия) явления, но и химическое взаимодействие растворяемого вещества с растворителем, образование гидратов. Одну из своих работ – «Исследование водных растворов по удельному весу» – учёный посвятил своей матери Анне Дмитриевне – благодарную память о ней он сохранил до конца своих дней.

Среди важнейших работ Д.И.Менделеева – исследование газов. Ему принадлежит открытие критической температуры, выше которой газ не может быть сжижен. Работая с газами, он изобрёл и усовершенствовал ряд приборов. Исследованиям газов посвящена монография «Об упругости газов». В школе при решении задач мы пользуемся уравнением Менделеева-Клайперона. Но главное, что прославило имя учёного, это, конечно, открытие периодического закона. Это открытие он сделал в 1869 году, то есть на 35 году жизни, и изложил его в учебнике для студентов «Основы химии». Менделеев установил связь между массой и химическими особенностями элементов. «Искать чего-либо – хотя бы грибы, нельзя иначе, как смотря и пробуя. Вот я и стал подбирать, написав на отдельных карточках элементы с их атомными весами и характерными свойствами». Опираясь на открытый закон, Менделеев предсказал существование неизвестных ещё в то время галлия, германия и скандия. Открытие этих элементов и стало началом триумфа периодического закона. «Будущее не грозит периодическому закону разрушением, а только надстройки и развитие обещает» – так писал учёный о своём открытии.

Но любимым своим детищем учёный называл «Основы химии»: «В них мой образ, мой опыт педагога и мои задушевные мысли, а главное – периодичность элементов, найденная при обработке «Основ химии». При жизни Менделеева «Основы химии» выдержали восемь изданий и были переведены на немецкий, французский и английский языки.


Менделеев и развитие промышленности

Всю свою жизнь Д.И.Менделеев стремился сочетать науку с практикой. «Наука и промышленность – вот мои мечты» - писал учёный. Особое внимание он уделял нефтяной, угольной, металлургической и военной промышленности. Детские годы учёного прошли возле стекольного завода, которым управляла его мать. Может быть, поэтому всю жизнь тлела у него в душе эта искра – тяга к заводскому делу. Временами эта «заводская» искра разгоралась весьма ярко.

Менделеева беспокоила судьба русской нефтяной промышленности. Он совершил несколько поездок на Кавказ и увидел, как расточительно ведётся переработка этого ценнейшего сырья. При тогдашней технологии большая часть нефти пропадала зря. Главным продуктом нефтепереработки считали керосин, остатки нефти после отгонки керосина спускали в Каспий. Менделеева возмущало такое отношение к нефти: «Нефть не топливо – топить можно и ассигнациями». Благодаря предложениям Дмитрия Ивановича стало более рациональным, экономически выгодным. Он сконструировал специальные аппараты для перегонки нефти, высказал мысль о строительстве нефтепроводов, а так же об организации нефтеперерабатывающих заводов на Волге, на одном из которых, под Ярославлем, он сам работал в 1881 году. Летом 1888 года Менделеев совершил поездку по Донбассу. Он спускался в шахты, отбирал пробы угля и рудничного газа для исследования. Впервые в мире он высказал мысль о подземной газификации, то есть о превращении пластов угля в газ под землёй. «Настанет, вероятно, такая эпоха, что угля из земли вынимать не будут, а там, в земле его сумеют превращать в горячие газы и их по трубам будут распределять на далёкие расстояния» – писал учёный в статье «Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца».

В 1899 году Менделееву исполнилось 65 лет. В этом возрасте он отправляется экспедицию по металлургическим заводам Урала. Учёный понимал, что металлургия – ключ к экономическому развитию страны. Экспедиция, в состав которой входил Менделеев, проехала по маршруту Пермь – Нижний Тагил – гора Высокая – Екатеринбург – Тюмень – Тобольск – Тюмень. Изучив запасы железной руды, Дмитрий Иванович предсказал, что «Урал будет снабжать Европу и Азию большим количеством железа и стали». «Надо будить Урал. Вера в будущее России всегда жившая во мне, прибыла и окрепла от близкого знакомства с Уралом» – писал учёный.

Менделеев уделял большое внимание развитию химической промышленности. В Вятской губернии, недалеко от села Бондюги (ныне город Менделеевск) выходец из крестьян Капитон Ушков построил завод по производству таких нужных промышленности веществ как хромпик (используется в текстильной промышленности), серная и соляная кислоты, медный и железный купорос. Здесь были цеха по производству стекла, керамики. Продукцией завода пользовалась не только вся Россия, но и Германия, Голландия и Англия. Огромный вклад в развитие завода внёс Менделеев, создавший на Бондюжском заводе хорошую химическую лабораторию, где охотно работал.

Д.И.Менделеев увлекался агрохимией. Недалеко от Клина он купил имение Боблово – 400 десятин земли, из них 60 – пахотной. Здесь он ставил сельскохозяйственные опыты для повышения урожайности за счёт внесения в почву органических и минеральных удобрений.

Менделеева интересовали самые разные вопросы: от овладения просторами Северного Ледовитого океана (участвовал в проектировании ледокола) до освоения воздушного океана (переписывался с К.Э.Циолковским о построении металлического аэростата), от создания искусственной пищи до производства бездымного пороха, способ получения которого он разработал по заказу военного Министерства.

Д.И.Менделеев посвятил много научных работ развитию промышленности («Учение о промышленности», «Фабрично-заводская промышленность и торговля в России» и другие).

Увлечения Д.И.Менделеева

Менделеев был одним из культурнейших людей своего времени. Он глубоко интересовался литературой и искусством, собрал огромную коллекцию репродукций картин художников разных стран и народов. На квартире у Дмитрия Ивановича (а он жил при Университете) регулярно устраивались «менделеевские среды», среди посетителей которых особенно часто были друзья учёные и художники Крамской, Репин, Куинджи. Он помогал художникам в устройстве выставок, участвовал в обсуждении картин. 13 ноября 1880 года в петербургской газете «Голос» появилась искусствоведческая статья в которой Менделеев сопоставлял становление живописи и естествознания. На такие размышления натолкнула его картина Куинджи «Ночь на Днепре». «Перед «Днепровской ночью» забудется мечтатель, … поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия – всякому она даёт своё».

Менделеев был знатоком поэзии, очень любил Байрона, Ф.Тютчева (стихотворение «Молчание» знал наизусть и охотно декламировал). Любимым композитором учёного был Бетховен, особенно ему нравилась опера «Леонора». Он часто напевал мелодии из неё, а его друг – Александр Порфирьевич Бородин – химик и композитор (автор оперы «Князь Игорь»), все письма к Менделееву подписывал «Прощай, Леонора». Интерес учёного к искусству был не праздным: ему были близки демократические идеалы, стремление служить родному народу. Он был лично знаком с Н.А.Добролюбовым и Н.Г.Чернышевским. Его потрясла революция 1905 года. После расстрела рабочих 9 января он поехал к министру Витте. Долго не возвращался, повергая в беспокойство своих домашних. Когда же вернулся, снял со стены портрет Витте и сказал: «Никогда не вспоминайте об этом человеке».

Семейная жизнь Д.И.Менделеева сложилась непросто. Особенно тяжёлыми были 1880-81 годы. В декабре 1880 года Менделеев не был избран членом Петербургской Академии наук. Жена Феозва Никитична не интересовалась научной работой мужа, а беспокойный образ его жизни вызывал раздражение. Дмитрий Иванович чувствовал себя в семье одиноко. «Я человек, не Бог, и ты – не ангел» писал он жене. Именно в это время он знакомится с художницей Анной Ивановной Поповой. Знакомство переросло в глубокую симпатию. Получив согласие Феозвы Никитичны на развод, Менделеев проходит обряд венчания с Анной Ивановной в Адмиралтейской церкви. У Дмитрия Ивановича было пятеро детей, которых он очень любил. Дочь Менделеева Любовь Дмитриевна в 1903 году вышла замуж за поэта Александра Блока, который посвятил ей «Стихи о Прекрасной Даме». В письме Блока невесте есть строки об её отце: «Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает…».

Любил Менделеев отдыхать за шахматной доской, либо переплетал книги, клеил чемоданы.

Смерть Дмитрия Ивановича Менделеева была неожиданной. В свои 73 года он был сильным, крепким человеком, но простудился, заболел воспалением лёгких и умер 20 января (2 февраля) 1907 года. Его смерть была национальным горем в России. В день похорон многотысячная толпа шла по улицам Петербурга к Волкову кладбищу. Прощаясь с великим учёным, его ученик Д.Коновалов сказал: «Великий учитель! Слава земли русской! Твои заветы не умрут. Твой дух будет всегда жить между нами и всегда будет вселять веру в светлое будущее».

В 1964 году имя Менделеева было записано на Доску почёта науки Бриджпортского университета в США рядом с именами таких выдающихся учёных как Евклид, Архимед, Коперник, Галилей, Ньютон.


Примеры синквейнов и стихов (творчество учеников)

Химик

Великий, гениальный

Изобретал, учил, восхищал

Самый талантливый учёный

Менделеев

                        Белова Н.

Менделеев

Умный, знаменитый

Творил, учил, исследовал

Создал книгу «Основы химии»

Спасибо!

                        Кузенкова В.

Таблица

Химическая, периодическая

Упрощает, объясняет, помогает

О элементах нам узнать

Закон

                        Карнюшина А.

Учёного

Русского, известного

Уважаем, знаем, гордимся

Огромный вклад внёс в науку

Менделеев

                        Курилкина М.

В семье директора гимназии

Родился мальчик замечательный

Семнадцатым ребёнком был в семье,

Но одарённым от природы больше всех.

Хотя семья жила и небогато,

Тот мальчик был умней, чем все ребята.

Подрос. Решил он вклад внести в науку,

Но долго думал и гадал,

Один из снов вдруг вещим стал,

И все металлы, неметаллы

Он по ячейкам расписал.

От школьника до учёного

Закон используют все

И будет служить он людям

В НАУКЕ и ТРУДЕ!!!

                        Карнюшина А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы работы на уроках русского языка

Интерактивные формы работы на уроках русского языка...

Презентация к открытому уроку "Жизнь, как произведение искусства"

Презентация к открытому уроку "Жизнь, как произведение искусства" - о жизни и деятельности Дмитрия Ивановича Менделеева....

Использование интерактивных форм работы и новых информационных технологий на уроках английского языка.(песни на уроках)

Использование интерактивных форм работы и новых информационных технологий на уроках английского языка с целью повышения у учащихся устойчивой мотивации к познанию и развития навыков аудирования....

Использование интерактивных форм работы на уроках немецкого языка

Использование интерактивных форм работы при чтении аутентичного текста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы «Знакомство со сказкой К.И.Чуковского «Айболит»» (с использованием элементов интерактивной формы работы с детьми по ознакомлению с отечественной литературой)

Цель: Познакомить детей с отрывками из произведения К.Чуковского «Айболит» с использованием элементов интерактивной игры.Задачи:·        Продолжать обучать детей уме...

Статья по теме: "ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ НА ПРИМЕРЕ МЕТОДИЧЕСКОГО РИНГА"

В статье описан один из интерактивных методов по взаимодействию с педагогами в форме методического ринга...