элективный курс "Химия человеческого организма"
элективный курс по химии (9 класс) на тему

Программа элективного курса и материал для занятий (интеграция биологии и химии)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_po_himii.docx43.77 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса «Химия человеческого организма»

(автор –учитель химии и биологии МОУ Ковардицкой СОШ-Москвина Н.И.)

Пояснительная записка.

В настоящее время человечество живет в условиях созданной им . Вместе с тем научно-техническая революция, увеличивающиеся материальные потребности, развитие науки и производства имеют и обратную сторону, характеризующуюся ухудшением экологии окружающей среды и здоровья человека. Существующая идеология потребления и экологическая несостоятельность современного поколения вошли в глубокое противоречие. Для его разрешения необходимо повышение уровня естественнонаучного образования и экологической культуры населения.В системе естественных наук химия занимает важное место, определяемое ее ролью в познании законов природы, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира. Особая роль химии в воспитании экологической культуры людей: и потому, что эти проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу, и потому, что в решении многих из них используются химические средства и методы. Недостаточность химической и экологической грамотности порождает угрозу безопасности человека и природы, хемофобию. Для любого человека экология начинается прежде всего с собственного здоровья, ведь ничего не может быть интереснее человеку, чем он сам, его собственный организм. К 9 классу у учащихся накоплен фактологический материал об элементах, веществах, некоторых химических законах. Учитывая и то, что в 9 классе изучается анатомия человека, имеет смысл введения элективного курса химии  валеологического содержания. Курс назван «Химия человеческого организма» и носит интегрированный характер (связан с биологией, физикой).

В программе реализованы следующие идеи:

- гуманизация содержания и процесса его усвоения

- экологизация курса химии

- интеграция знаний и умений

- раскрытие разноуровневой организации веществ, взаимосвязи их состава, строения и свойств

Курс рассчитан на 17 часов. Его содержание учитывает возрастные особенности учащихся с целью пробуждения интереса к собственному здоровью и повышения их химико-экологической грамотности.

Формы уроков предполагаются различные: традиционные,  лекции, решение практикоориентированных задач, творческие эксперименты, использование ИКТ.

Задачи курса:

- раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества в условиях ухудшения экологической обстановки

-формирование и развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии

- развитие экологической культуры личности учащихся , формирование потребности в здоровом образе жизни

Данный курс целесообразен еще и потому, что в г. Муроме находятся медицинский колледж, естественно-научный факультет в педколледже, куда ежегодно поступают школьники

Планирование курса

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Элементы жизни. Химическое равновесие человеческого организма

Биологически важные элементы, их взаимозаменяемость, влияние экологической обстановки на нарушение химического баланса человека

1

2

Железо внутри нас

Содержание в организме, гемоглобин, окислительно-восстановительные процессы с участием железа, продукты-источники железа, профилактика анемии

1

3

Кальциево-фосфорный обмен

Состояние зубов, костей, сердца в зависимости от содержания этих элементов и жесткости употребляемой воды

1

4

Секреты доктора йода

Его роль в обмене веществ и влияние на желудочные расстройства , умственные способности, утомляемость и работоспособность

1

5

Металлы нашего организма

О роли магния, цинка

1

6

Витамины

Источники, признаки а- и гипервитаминоза, профилактика простудных заболеваний

2

7

Роль микроэлементов

Соли калия, селена, меди, кобальта, фтора, марганца, хрома

1

8

Не все ль блаженства – лишь отрава?

О наркотических веществах и табакокурении

2

9

Вещества – аллергены

О соблюдении правил безопасного обращения с хим. препаратами в быту

1

10

Путешествие по домашней аптечке

О лекарственных веществах, правилах их приема, хранения, совместимости с пищевыми продуктами

2

11

Органические вещества организма: «за» и «против»

Сахар и жиры

1

12

Химическая сущность СПИДа

1

13

Резервное время

Задачи, эксперименты, обобщение курса

2

ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

  1. Определение белков в пищевых продуктах
  2. Исследование меда
  3. Определение витамина С
  4. (по материалам ж. «Химия в школе», статья»исследование пищевых продуктов», авторы Т.В.Северюхина, В.В.Сентемов, ИУУ, Ижевск)

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАДАНИЯМ УЧАЩИХСЯ ПО ОКОНЧАНИИ ДАННОГО КУРСА

Учащиеся должны знать:

- валеологический аспект химии человеческого организма

- связь строения химических веществ с их свойствами и влиянием на человеческий организм

- приемы безопасного обращения с бытовыми химикатами

Учащиеся должны уметь:

- решать расчетные задачи экологического содержания и прикладного характера

- проводить несложные эксперименты с веществами, встречающимися в повседневной жизни

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- повышение общей химической и научной культуры учащихся

- привитие интереса к науке и собственному организму

- подготовка к будущему углубленному изучению в профильной группе

- ориентация на профессии, связанные с химией и экологией

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. «Мы изучаем химию» А. А. Тыльдсепп, М., «Просв.», 1988
  2. « Экология на уроках химии» П. М. Кузьменок, Мiнск, 1996
  3. «Законы здоровья» М. Гогулан, М., «Сов. спорт» , 2000
  4. « Химия для любознательных» Л., «Химия» , 1985 Э. Гроссе, Х. Вайсмантель
  5. «Многоликая химия» Г. Д. Харлампович, А. С. Семенов М., «Просвещ.» , 1992
  6. «Химия для вас» А. М. Юдин, В. Н. Сучков М., «Хим.» , 1985
  7. Книги для чтения  по химии (I и II часть)
  8. Ж. и газеты : «Здоровье», «Домашний доктор».

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ХИМИИ И БИОЛОГИИИ

Направление межпредметных связей

Содержание понятий в курсе химии

Содержание понятий в курсе биологии

ОБЪЕКТНЫЕ ИЗУЧЕНИЯ

Вода

Состав и строение, химические свойства

Биологические функции, обмен в организме

Неорганические соединения

Строение атомов элементов, химические свойства веществ

Биологическая роль элементов органогенов

Органические соединения

Структура и химические свойства, способы промышленного получения

Биологические функции, обмен в организме, распад и биосинтез

Химические реакции

Типы химических реакций. Окислительно- восстановительные реакции. Скорость химических реакций, химическое равновесие, катализ, тепловой эффект

Реакции обмена в организме

Фотосинтез

Биосинтез

Ферментативные реакции

Регуляции химических процессов в организме

ОБЩИЕ ТЕОРИИ И ЗАКОНЫ

Периодический закон

Строение атома и химические свойства элементов на основании положения в периодической таблице

Зависимость биологических функций химических элементов от строения их атомов

Теория электролитической диссоциации

Механизм диссоциации химических соединений, свойства ионов, реакции ион- обмена

Биологические функции ионов. Действие буферных систем в организме

Учение о химической связи, теория химического строения органических соединений

Виды химической связи и типы молекулярной  силы межмолекулярного взаимодействия. Функциональные группы органических соединений. Виды изомерии. Взаимосвязь строения и химических свойств органических соединений

Структура белков и нуклеиновых кислот. Зависимость биологических функций веществ от особенностей их строения

Материалы для урока «Фосфорно-кальциевый обмен»

Значение кальция для организма трудно переоценить. Ведь человек от кончиков волос до кончиков ногтей зависит от этого химического элемента. Са-лучший стилист, визажист, косметолог. Активно участвуя в формировании костной ткани, Са дает человеку красивую осанку, красивую походку, красивые , а значит, здоровые зубы, волосы, ногти.

Недостаток Са в организме, вымывание его из костной ткани провоцирует множество проблем и неприятностей, самая распространенная и серьезная болезнь-остеопороз. По современным научным рекомендациям, ежедневная потребность в Са составляетпримерно1,5 г. Ученые даже в развитых странах констатируют явный недобор Са в повседневном питании, а что говорить о странах, находящихся в сложных социальных условиях? Проблема ликвидации дефицита Са в повседневном питании не так проста, как кажется на первый взгляд. Если этот элемент поступает в организм вместе с жирными кислотами и особенно со щавелевой кислотой, то усвояемость его резко снижается. Лучше всего потреблять Са из продуктов, богатых одновременно и фосфором. За эталон сбалансированного по части фосфорно-кальциевого соединения, можно принять молоко и молочные продукты, особенно сыры.

2/3 фосфора, содержащегося в человеческом организме, сосредоточено в костной ткани. Кроме того, фосфор-необходимый ингридиент нервной ткани, а также велика его роль в энергетическомобмене и обмене веществ организма. Норма суточного потребления этого элемента, такая примерно, как и у кальция, порядка 1,5 г. Дефицит Р люди практически не испытывают, так как этот элемент входит в состав многих продуктов.

Для нормальной жизнедеятельности человеческого организма очень важно в ежедневном рационе соблюдать необходимое соотношение между Са и Р. Оптимальным считается сочетание 1:1. Избыточное содержание Са в пище связывает Р в нерастворимые соединения и нарушает его всасывание в кишечнике. В мясе и рыбе это соотношение сильно сдвинуто в пользу Р-1:10 и выше, это также неблагоприятно сказывается на работе желудочно-кишечного тракта, способствует образованию камней в почках. Следует также учесть, что из растительной пищи фосфор усваивается в 2 раза меньше, чем из продуктов животного происхождения.

Наименование продукта

Мг Са в 100 г продукта

Мг Р в 100 г продукта

Молоко

120

90

Халва подсолнечная

211

292

«шпроты» консервы

297

348

«судак в томате»

507

246

«щука в томате»

379

386

Соя

348

510

Сыр российский, голландский

1000

550

Солидный резерв пополнения запасов Са в организме, особенно для тех, кто по каким-то причинам не может или не хочет употреблять молоко и молочные продукты, представляют рыбные консервы. В них резко возрастает содержание Са за счет разваренных рыбных костей (в свежей рыбе чуть больше 50 мг, а в консервах более 300мг на 100 г веса). Конечно, консервы –не самый здоровый продукт для регулярного питания. Особенно следует следить за поступлением Са и Р при травмах и переломах.

(материалы г. «Аргументы и факты.Здоровье» №8, февраль, 2000)

По содержанию в организме человека (0,95%) Р относится к макроэлементам, входит в состав скелета в виде Са3(РО4)2  и 3Са3(РО4)2*Са(ОН)2, в состав зубов в виде 3Са3(РО4)2*СаF2. Р-необходимый компонент АТФ. Содержание Са в организме человека- 1%. Надо учитывать, что ионы кальция  усваиваются лишь на 50%.

Содержание Са в организме регулируются гормонами паращитовидной железы, а усвоение определяется содержанием в организме витамина Д. Недостаток этого витамина приводит к снижению всасывания кальция и как следствие –к рахиту. Ионы кальция принимают  активное участие в сокращении мышечных волокон. Нерастворимые соли кальция приводят к образованию почечных камней.

Материалы для темы «Элементы жизни»

ПЛАН лекции

  1. Восемь элементов земной коры
  2. Элементы растений
  3. Шесть основных элементов человеческого тела
  4. «Двадцатка»  нужнейших
  5. Макро- олиго- и микробиогенные элементы
  6. Дополнительная дюжина Вернандского
  7. Элементы жизни- яды?
  8. Элементы, биологическая роль которых еще не выяснена
  9. Исследования Шварца
  10. Взаимозаменяемость элементов в организме
  11. Влияние состояния биосферы на состав элементов в организме человека

1.Земная кора на 98% сложена всего 8 эл.  (О; Si; Al; Fe; Сa; Na; K; Mn ). Хотя все они в ходе эволюции вошли в состав живой материи, главный элемент жизни стал С!

2.Если основу земной коры составляют 8 элементов, то 99,1% тканей растений сотканы 7-ю. ( О-70%, С-18%, Н-10%, Na, K, Ca, по 0,3 % и Si- по 0,15% ). Правда в ничтожно малых количествах присутствуют еще 70.

3.Те же 99,1 % тела человека и животного слагают только 6 элементов: О- в человеке меньше, чем в растении, а С больше. В теле человека вообще преобладают легкие элементы с малыми размерами атомов. В человеке массой 70 кг- 45,5 кг О; 12,6 кг С; 7кг Н; 2,1 кг N; 1,4 кг Ca; 0,7 кг Р. А еще 700 г калия, серы, натрия, хлора, магния,железа и цинка вместе взятых.

4.К середине 20 века выяснилось , что из всех природных элементов, для жизни необходимо только 20.Вот эта «двадцатка»: О,С,Н,N,Ca,P,K,S,Na,Cl,Mg,Fe,Mn,Co,Cu,Mo,Zn,Br,I.

5. По значимости и количественному составу можно сделать следующую классификацию:

Макробиогенные

Олигобиогенные

Микробиогенные

O,C,H,N,Ca,P

Каждого более 1%

Основной строительный материал белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот

K,S,Na,Cl,Mg,Fe

От 0,1до1%

Их роль многолика:электрохимические процессы,регуляция осмотического давления,распределе-ние заряда по обеим сторонам клеточной мембраны,энергетичес-кие процессы, состав аминокислот

Mn,Co,Cu,Mo,Zn,F,Br,I (8 исследовано)

Менее 0,1%

Металлы, склонные к комплексообразованию,ра-ботают в составе ферментов,катализаторов,переносят электроны,ионы водорода и кислорода

Интересно, что все макро-и олигоэлементы(кроме Р)-главные составные части морской воды, а не земной коры. Это ли не свидетельство, что жизнь на нашей планете зародилась в Мировом океане? Однако концентрация кальция и фосфора в морской воде гораздо ниже, чем в живом организме.

6. В последнее время наряду с этой 20-кой твердое признание получили еще 12: Li,B,Al,Si,Sn,Cd,As,Se,Ti,V,Cr,Ni.

Еще Вернадский более полувека назад отнес их к элементам жизни.

Полагают, что живые существа не могут обойтись и еще без 6 элементов:Be,Rb,Ba,Ag,Pb,W.Содержание всех этих 18 элементов в организме человека и животных ничтожно.в теле даже увесистого человекаих миллиграммы или даже десятые доли миллиграмма.Но, как говорят, «мал золотник , да дорог»

7. А не парадоксально ли, что многие растения копят олово? Свинец найден в морских водорослях, семенах, в тельцах насекомых,яйцах птиц. Вывод один, они являются ядами лишь в высоких дозах, в малых же-активируют жизненные силы. Стоит ли после этого удивляться пользе некоторых гомеопатических лекарств, когда в организм поступают малые дозы микроэлементов, в том числе таких ядовитых, как мышьяк, медь, олово.

8. Кроме всех перечисленных в организме человека обнаружены еще цезий, галлий, теллур,германий, висмут,золото,, всеблагородные элементы и даже радий, полоний. Количество радиоактивных ничтожно-1 атом на клетку, вряд ли они необходимы для жизни. Роль этих элементов еще до конца не выяснена.

9. Некоторые считают. Что вполне достаточно знать «20».Это неверно,что и было доказано исследованиями американского ученого Шварца. Он полностью изолировал животных от микроэлементов окружающей среды (стерильные условия, очищенный воздух,отфильтрованная специальным образом вода, еда-смесь тщательно очищенных аминокислот ). Удаляя из рациона тот или иной элемент , Шварц регистрировал состояние животных. Эта методика позволила прибавить к двадцатке еще 7 элементов.

10. Очень часто ион какого-либо металла в организме может замещаться близким по химическимсвойствам и ионному радиусу ионом другого металла, обычно соседа по таблице. (Na-K,Rb,Li;Ca-Sr;Mo-V;Fe-Co). Иногда взаимозаменяемы и различные металлы(магний-марганец), это зависит от изменяемости состава окружающей среды

11. в наши дни, когда биосфера все больше и больше загрязняется различными соединениями, когда началось перераспределение естественной концентрации ионов металлов, мы начинаем сознавать, что не имеем представления о множестве факторов, влияющих на судьбу живой материи. Мы вправе ждать еще многих приятных и неприятных открытий, касающихся роли микроэлементов в жизненных процессах. Ведь до сих пор выявлена потребность в микроэлементах лишь у 300 из 500000видов растений и только для 200 из миллионов видов животных, населяющих нашу планету.

(по материалам статей чл.-кор. АН М.Г.Воронкова и канд.биол.наук И.Г.Кузнецова)

ЗАНЯТИЕ  «Роль железа для человеческого организма»

Или «Железо внутри нас»

Цель: показать биологическую роль железа как важнейшего элемента для дыхания организма.

Задачи:- воспитание культуры здорового образа жизни

- формирование межпредметной грамотности

Ход урока:

  1. Строение атома железа.
  2. Решение задач валеологического содержания.
  3. Содержание железа в продуктах питания.
  4. Причины железодефицита.
  5. Круговорот железа в организме человека.

Оборудование : булавка, тексты задач, схема круговорота железа, таблица содержания железа в  продуктах питания, схема строения гемма.

*****

Рассмотрим положение железа в ПТ и составим схему строения его атома (вызываю 1 человека к доске)    

+ Fe

                 2      8    14    2                    1s22s2p63s2p6d64s2

На последнем энергетическом   уровне у железа 4 неспаренных  электрона

Решим задачу: на долю железа в человеческом организме приходится

0,005 % от массы тела. Вычислите его долю в г в собственном теле.

(если масса 70 кг, получается 3,5 г) (ученик решает на доске для человека массой 70 кг)

Не смотря на то, что железа принадлежит к тем 50 элементам, на долю которых приходится лишь 1 % массы нашего организма, роль его огромна.

Где в организме человека содержится железо?

Сообщение ученика: железо содержится в гемоглобине эритроцитов, переносящих кислород из легких во все органы и ткани.

(рассматриваем схему строения гема)Сущность дыхательной функции гемоглобина состоит в том, что именно железо захватывает кислород в легких и отдает там, где он нужен, в результате окислительно-восстановительных реакций.

Решим еще одну задачу(вызываю ученика)В одной булавочной головке-

5 млн. эритроцитов, каждый из которых похож на крошечную пуговку, в которой в среднем содержится 280 млн. молекул гемоглобина, а в каждой из них -1 атом железа. Тем не менее, обеспечение дыхания тканей нашего организма – не единственная функция железа. Оно содержится в мышечном белке, ферментах и плазме крови. «Дыханием» занимаются лишь 70% от общей массы железа. Сколько это?

3,5*70:100=2,5 г

Учитель:Понятно, что как и любой другой элемент железо поступает в наш организм с пищей (таблица и распечатка)

Содержание железа в продуктах питания (в 100г продукта)

Содержание

Продукты

До 1 мг

Молоко, апельсины, орехи, бананы, рыба, виноград, куры, пшено, лук, морковь, черная смородина

До 2 мг

Свекла,вишня, дыня,абрикосы, слива, макароны, телятина, колбаса

До 3 мг

Говядина, свинина, говядина,хлеб, яйца, чернослив,яблоки, изюм

До 4 мг

Гречка, икра, печенье, финики, персики

До 5 мг

Овсяная крупа

До 6 мг

Петрушка

До 7 мг

Фасоль

До 8 мг

Печень говяжья

11,8 мг

курага

Проанализируем собственный рацион(беседа)

За всю человеческую жизнь (70 лет) человек для нормального функционирования кровеносной системы должен употребить 500 г железа (500 000 мг), реальное суточное потребление составляет не более 15 мг. Вопрос: достаточно ли этого?

  1. Сколько суток в 70 годах? 365*70=25 550 дней
  2. Сколько мг железа поступает за это время? 25 550*15=383250 мг

38250 гораздо меньше 500000

Вывод: поступающего с пищей железа не достаточно.

Поэтому а)возникает дефицит железа б) человеческий организм не может себе позволить бесхозяйственного отношения к железу.

А)Причины железодефицита:

-недостаточное количество продуктов, содержащих железо

- неправильное питание, диеты

- молочная диета без фруктов и растительных продуктов

-малая физическая активность , в результате- нарушение клеточного дыхания

Б) Рациональное использование железа, как ценнейшего сырья-«круговорот железа в организме». Именно так решила мудрая природа.

Останки погибших эритроцитов не выбрасываются из организма-специальные системы бережно разлагают гемоглобин на гем и глобин, которые идут на синтез новых молекул для новых эритроцитов.

Кроме того, в нашем организме имеется депо железа-печень. Здесь может быть запасено до 1 г.(имеет смысл рассказать о разрушающем влиянии алкоголя на печень).

Схема кругооборота железа в организме человека

                                                             

     

                                                                                                                       

Эритроциты образуются в красном костном мозге и поступают в плазму крови, туда же поступают разрушенные эритроциты, а из плазмы – в костный мозг. В плазму крови поступает железо из печени, из кишечника, после переваривания продуктов питания. А из плазмы, составной части крови -в ткани, где происходит разрушение эритроцитов. Круговорот не 100%-ный. Без потерь не обойтись. В сутки они составляют до 1 мг. Круговорот железа происходит независимо от желания человека. Что каждый из вас может сделать, чтобы минимально сократить эти потери?

С проблемой железодефицита часто сталкиваются люди, особенно во время болезни или после операции. В чем трудность восстановления содержания железа в крови?

Дело в том, что железо пищи находится в 3-валентной форме, а чтобы из кишечника попасть в кровь, необходимо преодолеть слизистую оболочку, мембраны которой пропускают железо только в 2-валентной форме(просто напросто поры рассчитаны на этот размер частиц!).Должен произойти процесс восстановления. Далее, в кровеносное русло должно попасть 30валентное железо, опять приходится превращаться (окисление)(записываем уравнения).

Таким образом, характер усвоения железа носит окислительно-восстановительный характер.

ИТАК:

  1. Железа в человеческом организме всего 3-4 г.
  2. Из них только 1,5 г выпадает на функцию дыхания тканей.
  3. Существует круговорот железа в организме человека.
  4. К нему надо относиться бережно.
  5. Все процессы, происходящие с участием железа-окислительно-восстановительные.

Предлагаю вам протестировать себя на обеспеченность железом.Если на большинство вопросов вы ответили отрицательно, то ваш организм в достаточной степени обеспечен железом.

Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность?

да

Нет

Произошли ли у вас в последнее время изменения волос и ногтей?(нетипичная бледность, шероховатость кожи, ломкие волосы, вмятины в ногтях)

Да

Нет

Теряете ли вы впоследнее время много крови, например, при травмах, физиологических причинах, донорстве?

Да

Нет

Занимаетесь ли вы профессиональным спортом?

Да

Нет

Редко ли вы употребляете мясо?

Да

Нет

Выпиваете ли вы больше трех чашек черного чая или кофе в день?

Едите ли вы мало овощей?

Рефлексия:

  1. Что нового для себя узнали?
  2. Что удивило?
  3. Какая информация показалась ценной?
  4. Сложность в чем?
  5. Какие вопросы возникли?

Домашнее задание:

  1. Узнать на ФАПе или в справочной литературе стандартные показатели гемоглобина для детского и взрослого возраста, для женского и мужского организма.
  2. Составить меню для здорового человека с учетом поступления 15 мг железа и для посещения больного после операции

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Экология человеческого организма"

Элективный курс "Экология человеческого организма"  предназначена для предпроыфильного образования в старшей школе....

Игра-путешествие по государству «Человеческий организм»

Игра занимает по времени примерно 1 урок, поэтому может проводиться как урок обобщения знаний в конце курса 8 класса или как самостоятельное мероприятие, соответствующим образом обставленное, в рамках...

Урок по профилактике негативных проявлений среди молодежи. "Алкоголизм(пивной) и его негативное влияние на человеческий организм"

Урок по профилактике алкоголизма .Демонстрация губительного действия алкоголя (пивного) на здоровье человека....

«Краткие сведения о строении человеческого организма»

Данная методическая разработка относится к разделу «Строение человеческого тела» и включает следующие темы: «Внешнее строение человеческого тела», «Внутреннее строение че...

Урок биологии в 8 классе на тему: "Возможности человеческого организма. Правильное питание и энергозатраты."

Цель урока  - Раскрыть зависимость норм питания от энергозатрат человека, с целью сохранения здоровья и работоспособности....