Урок 11 класс "Электролиз"
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Кудрявцева Юлия Анатольевна

Урок получил диплом I степени на Всероссийском дистанционном конкурсе "Лучший формат урока химии". Размещен на сайте "Копилка уроков-сайт для учителей"  имеет авторский  номер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dokument_microsoft_word.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Электролиз 11 класс.

Цели были поставлены согласно новым требованиям.

Личностные:

Формирование чувства гордости за российскую химическую науку.

Формирование целеустремленности, ответственного отношения к учению, создание основы для формирования интереса к углублению химических знаний и выбора химии в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Метапредметные:

Формирование коммуникативной компетентности в образовательной деятельности (умение слушать партнера, аргументировать свое мнение).

Овладение навыками самостоятельного приобретения знаний, формулирование выводов и заключений, развитие умений извлекать информацию из различных источников (схем, демонстрационных опытов, видеороликов).

Осуществление рефлексии в отношении действий по решению учебных задач, понимание проблемы, умение выдвигать гипотезы, давать определение понятиям.

Предметные:

Понять суть электролиза, дать определение понятию, вывести правила, осознать роль процесса.

Описывать демонстрационные опыты, используя язык химии.

Самостоятельно добывать новые знания (работа со схемой), понять суть электролиза.

Структурировать учебную информацию (отработка умения составлять уравнения электролиза).

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

В 18-19 веках ученые занимались тем, что искали -  как устроен мир. Искали и открывали новые элементы. Занимался этим вопросом и английский ученый по фамилии Деви. Он пытался установить, что поташ – это сложной вещество. Современные ученые воспроизвели этот опыт.

Посмотрим видеофрагмент (разложение расплава карбоната калия электрическим током)

  Итак, Деви получил калий, но мы не будем изучать калий, а будем изучать процесс, который он использовал.

 Как называется этот процесс? (электролиз)

Сегодня наша задача изучить всесторонне данный процесс.

  1. Самостоятельная работа (работа с научным текстом).  Суть электролиза? Рассматриваем выданную схему, делаем заключение о сути электролиза (схема прилагается).
  2. Электролиз расплава.

NaCI → Na++CI-

Катод: Na+  + 1e → Na 0

Анод: 2CI- -2е → CI2        

                 эл.ток

2NaCI → 2Na0+CI02

Что такое электролиз?

Учащиеся выводят самостоятельно определение.

Напишите самостоятельно электролиз расплава оксида алюминия.

            Эл.ток

AI2O3 → 2AI3+ + 3O2-

                Эл.ток

2AI2O3 → 4AI0 + 3O02

Этот процесс происходит у нас в Иркутской  области на алюминиевых заводах в г Шелехово и Братске.

5. Электролиз раствора процесс более сложный.

Раствор хлорида натрия:

NaCI → Na++CI-        

H2O = H++OH-

Катод: Na+  

             2H+ + 2e → H2 0

Анод: 2CI- -2е → CI2        

           OH- 

                                    эл.ток

2NaCI + 2H2O → H20+CI02 + 2NaOH

Такой процесс проходит в г.Саянск на электрохимическом комбинате.

Раствор сульфата меди (II):

Демонстрация опыта: электролиз раствора сульфата меди. Что видим? На катоде медь, на аноде выделение газа.

Записываем:

CuSO4 → Cu2+ + SO42-

H2O = H++OH-

Катод:  Cu2+  + 2е → Сu

             H+ 

Анод:          

            2H2O – 4е → O2 + 4H+        

                  SO42-

                                        эл.ток

2CuSO4 + 2H2O → 2Cu + O2 + 2H2SO4

6. Чтобы написать процесс электролиза любого другого вещества, выводим два правила:

  1. Активные металлы (по алюминий включительно) из растворов не выделяются. Вместо них выделяется водород из воды.
  2.  Остатки кислородсодержащих ( и F- ) кислот из растворов не выделяются. Вместо них выделяется кислород из воды.

7. Закрепление материала:

выполнение упражнений № 24,25 учебник О.С. Габриелян Химия 11 кл.

8.Значение электролиза? (получение металлов, водорода, галогенов, щелочей и др.).

9. Проверка усвоения материала (тест прилагается)

10. Подведение итогов, выставление оценок.

11. Домашнее задание: учебник О.С. Габриелян. п.№18, упр № 23, 27.

Итоговый тест.                               Электролиз

  1. Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, который образуется на катоде в результате электролиза его водного раствора.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

ПРОДУКТ ЭЛЕКТРОЛИЗА

А)

AlCl3

1)

алюминий

Б)

RbOH

2)

рубидий

В)

Hg(NO3)2

3)

ртуть

Г)

AuCl3

4)

водород

5)

кислород

6)

золото

А

Б

В

Г

2. Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, образующимся на аноде при электролизе его водного раствора.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА                     ПРОДУКТ ЭЛЕКТРОЛИЗА

А) КСI                                                  1) металл

Б) НgСI2                                               2) водород

В) КCIOз                                             3) кислород

Г) НgS04                                               4) хлор

                                                              5) оксид серы(IV)

                                                              6) оксид хлора(VII)                                                          

A                                                  

Б

В

Г

                                                                 

3.Установите соответствие между формулой вещества и продуктами электролиза его водного раствора на инертных электродах.

ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ

ПРОДУКТЫ ЭЛЕКТРОЛИЗА

А)

CaCl2

1)

Ca, O2 , Cl2

Б)

Fe(NO3)3

2)

Fe, H2, Cl2

В)

K2SO4

3)

K, H2, SO3

Г)

FeCl3

4)

Fe, H2, O2

5)

H2, Cl2

6)

H2, O2

1

2

3

4

Схема: Сущность процесса электролиза:

Схема прохождения электрического тока через раствор электролита

  1. движение электронов
  2. движение ионов
  3. электролит
  4. ванна с электролитом
  5. катионы
  6. анионы

Движение ионов в расплаве или растворе электролита является беспорядочным. Если в электролит опустить электроды и пропустить постоянный электрический ток, то ионы будут двигаться упорядоченно к электродам: катионы – к катоду, анионы – к аноду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...