Экологическое образование на уроках химии
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Джабиева Раиса Борисовна
Изучение химии играет важную роль в экологическом образовании. Наблюдаемые глобальные изменения в природе многие члены общества связывают с развитием химии. но это не соответствует действительности. В ухудшении экологической обстановки и здоровья большинства людей во многом повинна химическая безграмотность части населения, несформированность системы ценностей в структуре их личности. Поэтому знание важнейших свойств веществ, широко используемых в повседневной жизни, приемов правильного обращения с ними должно закладываться в содержании базового образования по химии. Эти знания необходимы всем учащимся независимо от того, какую профессию они выберут в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_himii.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:


Изучение химии играет важную роль в экологическом образовании. Наблюдаемые глобальные изменения в природе многие члены общества связывают с развитием химии. но это не соответствует действительности. В ухудшении экологической обстановки и здоровья большинства людей во многом повинна химическая безграмотность части населения, несформированность системы ценностей в структуре их личности. Поэтому знание важнейших свойств веществ, широко используемых в повседневной жизни, приемов правильного обращения с ними должно закладываться в содержании базового образования по химии. Эти знания необходимы всем учащимся независимо от того, какую профессию они выберут в будущем.
Роль химии в решении экологических проблем на современном этапе значительна, в частности, изучая состав, строение и свойства веществ, химия может ответить, как ведет себя то или иное вещество в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия оказывает оно  на живые организмы.
В процессе обучения  химии вучащихся в школе стоят задачи повысить уровень экологического образования и воспитания, экологической культуры и ответственности обучаемых. В эти понятия вкладывается следующее содержание. Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, который направлен на усвоение систематических знаний и умений, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде. Экологическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у школьников установки на бережное отношение к природе. Экологическая культура - наличие у человека определенных знаний и готовности к экологически целесообразной деятельности. Экологическая ответственность - понимание человеком меры свободы в отношениях с окружающей средой. Конечной целью экологического образования и воспитания является формирование экологического мировоззрения.
Различают несколько уровней экологической подготовки обучаемых: информационно-позна-
вательный уровень - уровень просветительства и получение определенных знаний; операционно-деятельностный уровень - формирует экологически целесообразные умения; практико-ориентирован-ный уровень - обеспечивает готовность обучаемых к экологической деятельности.
Химический эксперимент - неотъемлемая часть обучения химии. Его роль возрастает в формировании экологического мировоззрения: он становится активным методом изучения окружающей природной среды, формирует и совершенствует знания в области химии, экологии и охраны природы.
В настоящее время использование химического эксперимента в этих целях идет в основном в следующих направлениях: использование аналитических методов для определения состояния природного окружения; переработка отходов, образующихся в результате химических реакций или утилизация -повторное использование полученных веществ в учебном процессе; разработка экологически безопасного эксперимента , безопасное питание , использование пищевых добавок.
Проанализировав ряд рекомендованных для обучения химии в школе учебно-методических комплектов на предмет имеющейся в них экологической информации, нами было выявлено незначительное расхождение по объему и форме преподнесения материала с экологической направленностью. Такого материала в школьных учебниках недостаточно, его рассмотрение не везде носит системный характер, превалирует информационно-познавательный уровень подготовки учащихся - уровень просветительства и получение определенных знаний. Несомненно, это связано и с недостаточным количеством часов преподавания химии в школе, что ставит учителя в жесткие временные рамки и позволяет объяснить только основной (базовый) материал.
ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ РАССМАТРИВАЮТСЯ при изучении химических производств ( загрязнение окружающей среды, негативное влияние на здоровье человека.) Рассматривается проблема получение пресной чистой воды

 Показана возможность практического применения химических знаний для получения химически чистых веществ и анализа смесей. (§23, с.83; практическая работа №3, с.111). В теме «Скорость химической реакции» предлагается задание, в котором интересно совмещена экологическая информация (гниение газеты идет один год, ржавление консервной банки - 10 лет) с содержанием обучения: «что можно сказать о скорости данных химических процессов и какой практический вывод можно из этого сделать» (§29, с. 118).
10 класс (Габриелян и др., 2002). В задании к теме «Природные источники углеводородов» учащимся предлагается объяснить, почему сжигание нефти, каменного угля и попутного нефтяного газа далеко не самый рациональный способ их использования (§10, с.67).
11 класс (Габриелян, 2003). В 11 классе экологический материал представлен в наибольшем объеме из всех учебников, входящих в комплект.
В теме «Дисперсные системы и смеси» в качестве примера дисперсных систем, отрицательно влияющих на жизнь людей, рассматриваются состав смога и цементной пыли (§8, с.68).
В учебнике имеется целая глава, посвященная значению химии в жизни общества. В ней достаточно подробно рассматривается влияние антропогенного фактора на окружающую среду. Последовательно рассматриваются проблемы охраны атмосферы, водных и земельных ресурсов, влияние моющих, чистящих средств, минеральных удобрений и пести-
цидов на состояние окружающей среды; приводится классификация пищевых добавок, дается понятие о предельно допустимой концентрации (ПДК).  Во внеурочное время  мы с учащимися  проводим различные научно- исследовательские работы. В частности мы изучили  разрешенные пищевые добавки и на базе РГПУ имени Герцена провели научно-исследовательскую работу по изучению варенных колбасных изделий и содержащихся в них пищевых добавок..  Участвовали в районной конференции  « Новые имена «. Награждены Дипломом.Работа вызвала большой интерес. С презентацией о проделанной работе  ребята выступили на уроках химии, дали рекомендации.  Всегда стараемся принять участие в экологических акциях проводимых в районе и городе. Участвовали и были победителями  акции «  Красносельская радуга  «  по благоустройству  микрорайона школы.  Принимали участие в акции « Реки и экология».Очищали побережье реки Дудергофка. Ребята участвавали с огромным интересом и радостью. После акции принимали участие в концерте . Участвовали в уроке  Балтийского моря ,который затронул вопрос  состояния Финского залива  Учащиеся осознали .что качество воды в Балтике  и качественные морские продукты  - наше здоровье. Улучшение экологического  состояния Балтики  - улучшение возможностей для многих видов бизнеса ,роста экономики и роста качества жизни   участвовали в ации  против курения .     В акции «Подрезанные крылья.»      по профилактике  наркомании.      В акциях принимают участие     9-11 классы.В § 26 «Химия и проблемы охраны окружающей среды» автор говорит о прямых и косвенных загрязнениях. К содержанию излагаемого материала прилагаются иллюстрации, отражающие типы загрязнений и их источники (рис.51).
Габриелян О.С. описывает источники загрязнения атмосферы (естественные, антропогенные), изменения свойств атмосферы в результате загрязнения (действие S02, N0, Ы02, С02, СО, уменьшение озонового слоя, парниковый эффект), перечисляет методы предотвращения попадания указанных газов в воздушную среду обитания и меры борьбы с загрязнениями атмосферы.
В § 27 «Химия и повседневная жизнь человека» говорится об огромных позитивных возможностях химической науки, но химия может стать и опасной для человека. Поэтому каждый человек должен обладать химическими знаниями. В учебнике описывается вредное воздействие ПАВ (они медленно разлагаются и попадают в сточные воды и в водоёмы). Тут же говорит о методах очистки сточных вод.
. Учебник 11 класса содержит целую главу, посвященную экологической проблеме. У учащихся имеется возможность осмысленно с химической точки зрения рассмотреть проблемы защиты окружающей среды при решении учителем проблемы формирования экологической культуры ученика в короткий промежуток времени.
. В современных школьных учебниках экологического материала недостаточно, а представленный материал имеет информационный характер. К сожалению, при выполнении химического эксперимента с токсичными газообразными и парообразными соединениями не предусмотрены. К примеру, описание химического эксперимента «Горение водорода в атмосфере хлора» авторов Габриелян о.С., Гузей л.С., Кузнецова Н.Е., Минченков Е.Е. можно выразить следующими фразами: «в сухой цилиндр, наполненный хлором, внести зажженный у конца газоотводной трубки водород. При сгорании водорода в хлоре образуется удушливый газ - хлороводород».

. Все эти вещества после проведения опыта, к сожалению, при участии и присутствии учащихся сливается в раковину, т.е. вымываются в окружающую среду


Модернизация российского образования предусматривает переход на старшей ступени среднего (полного) образования к профильному обучению. Согласно Концепции профильного обучения значительную роль в самоопределении учащихся играют элективные курсы.
Элективные курсы - важнейшее средство построения индивидуальных образовательных траекторий, так как в наибольшей степени они связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, жизненных планов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

воспитание экологической культуры на уроках химии

выступление на районном семинаре ( из опыта работы)...

Формирование экологических компетенций на уроках химии

Экологическое воспитание учащихся на уроках химии и во внеурочное время...

Задачи с экологическим содержанием на уроках химии.

Автор материалов предлагает задачи по органической и неорганической химии, тест по экологии составленные с учетом краеведческой составляющей и экологического компонента и апробированных в практике сво...

Использование задач с экологическим содержанием на уроках химии

Охрана окружающей среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. На уроках химии помимо теоретического материала следует использовать задачи экологического содержания. Такие задачи позвол...

Презентация "Экологическое воспитание на уроках химии"

Приводится презентация "Экологическое  воспитание  на  уроках  химии"...

Формирование экологической культуры на уроках химии

В статье приводится опыт формирования экологической культуры на уроках химии....