Программа работы с одаренными учащимися по химии
материал по химии (9, 10, 11 класс) на тему

В 9 классы корпуса № 2 лицея № 1 учащиеся приходят из разных школ города, поэтому выявление среди них учащихся с повышенными потребностями в обучении необходимо уже на начальном этапе обучения в 9 классе. Программа работы с одаренными ребятами по химии позволяет добиваться устойчивых положительных результатов участия в олимпиадах и конкурсах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_s_odarennymi_uchashchimisya.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы с одаренными учащимися

учителя химии МОАУ «Лицей № 1

 г. Новотроицка Оренбургской области»

Стрижовой Ирины Алексеевны

(2013-2016 учебные годы)

Каждый ребенок от природы одарен по-своему

Пояснительная записка

Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, города в ближайшей перспективе.

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.

В 9 классы корпуса № 2 лицея № 1 учащиеся приходят из разных школ города, поэтому выявление среди них учащихся с повышенными потребностями в обучении необходимо уже на начальном этапе обучения в 9 классе. Анализ участия учащихся школы  в различных конкурсах, смотрах, муниципальных и областных олимпиадах показывает, что в коллективе имеется категория учащихся, имеющих повышенный уровень познавательной активности.

Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием  комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность. «Талантливый человек талантлив во многом» – эти слова  звучат часто. Ориентируясь на них, нужно предоставлять детям право выбора предмета, каким он будет заниматься углубленно. Задача учителя – предложить ученику альтернативу, помочь осознать важность выбора, иными словами – помочь ему сделать правильный выбор, а затем ребенок сам должен расставить приоритеты и действовать в соответствии со своими интересами и убеждениями.

Концепция работы с одарёнными детьми.

Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения и развития себя как личности способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени  характерный признак нового социального заказа. Это предполагает  построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик  сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении  проблемных ситуаций.

        Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, анкетирования, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа со способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности учителя. Такие дети имеют более высокие интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности, доминирующую активную познавательную потребность, испытывают радость от добывания знаний.

Для одарённых детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одарённости.

Можно условно выделить 3 категории одарённых детей:

1)   дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);

2)   дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);

3)    учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие  яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учителя химии в предпрофильных и профильных классах.

 Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро теряют интерес к предмету. Исходя из этого, кабинет химии располагает разнообразной научной и энциклопедической литературой, занимательными и развивающими задачами и упражнениями как для работы на уроке, так и для домашней подготовки. За рамками урока ведется научное общество учащихся, на которое приходят ученики, заинтересованные химией. Талантливые дети – незаменимые помощники и при проведении опытов, зачетов, внеклассных мероприятий.

Системная и целенаправленная работа с одаренными детьми влияет на общее развитие всего класса, в том числе и учащихся, испытывающих сложности в обучении, создает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. Идет формирование алгоритмических и эвристических приемов действий, осознания процесса учения не только с точки зрения изученного, но и с точки зрения анализа самого хода познания. Развивается интеллектуальная активность, формируется положительное отношение к учебе, растет потребность в знаниях. Задача учителя – позиционировать способных учеников не как недостижимый для других идеал, а как пример, на который нужно ориентироваться остальным (и может быть не столько в области химии, сколько в реальной жизни), как уровень, которого может достигнуть каждый.

Учащиеся с высоким уровнем познавательной активности показывают свои знания не только на уроках, но и на более высоком уровне – олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, научных конференциях, государственных экзаменах. Поэтому огромное внимание  уделяется  олимпиадным задачам, изучению научной и познавательной  литературы  по предмету. Необходимо уделять особое внимание методической и психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных детей), усилить научно – методическое сопровождение по данному направлению. Для успешной работы с одаренными учащимися нужно формировать  положительную мотивацию к учению.

Цели работы с одаренными детьми

  • Создание условий для оптимального развития одаренных детей, учащихся, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии из способностей;
  • Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
  • Адаптация, предпрофильная  и профильная подготовка выпускников.

Задачи программы

1. Выбор рациональных форм управления интеллектуальной деятельностью учащихся. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

2. Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся.

3.  Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в  олимпиадах, конференциях, конкурсах разного уровня.

2. Принципы работы  с одаренными детьми: 

  •  разнообразие  возможностей для развития личности;
  •  возрастание роли внеурочной деятельности;
  • индивидуализация и дифференциация обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Стратегия работы с одаренными детьми  по химии

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи не только  по химии, но и по математике, физике. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях.

II этап – диагностический  – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей учащихся.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы»,  тренинги,  творческие отчеты, проектные задания, олимпиады, марафоны, проекты.
Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. 

Для реализации творческого потенциала одаренных детей организуются консультации, учащиеся информируются  о новейших достижениях науки, знакомятся с новинками литературы. Для общения с учащимися приглашаются выпускники, успешно реализующие себя в профессии. Необходимо обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.  Организуется  исследовательская и проектная деятельность учащихся.

Для развития творческих способностей  учащиеся привлекаются к участию в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня, углубленному  изучению отдельных тем курса химии, для них ведутся разнообразные по тематике элективные курсы; кружки различной направленности.

Для стимулирования и  поощрения дальнейшей творческой деятельности создаются постоянно действующие стенды, посвященные выпускникам – медалистам, победителям и призерам  олимпиад,  своевременно публично  поощряются успехи учащихся (линейки, молнии-объявления),  отмечаются заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся

 

Форма

Задачи

Элективные курсы

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.
  • Повышение степени самостоятельности учащихся.
  • Расширение познавательных возможностей учащихся.
  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Предметная неделя

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
  • Содействие в профессиональном самоопределении.
  • Развитие познавательного интереса.
  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество учащихся

  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Содействие в профессиональной ориентации.
  • Самореализация учащихся.

 Направления и формы  работы   с учащимися с повышенными потребностями в обучении:

  1. Индивидуальная работа с учащимися (консультации)
  2. Групповая работа на занятиях  научного общества учащихся.
  3. Групповая работа по подготовке к олимпиадам разного уровня и конференции исследовательских работ учащихся
  4. Работа по индивидуальным планам.

Ожидаемые результаты

1.Активизация инициативы и творчества учащихся.
2. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

3.  Формирование интереса учащихся к личностно-творческой самореализации.

4. Повышение качества образования и воспитания школьников.

План мероприятий по выполнению программы работы с одаренными  учащимися

Сроки

Мероприятия

Уровень

Сентябрь

Разработка плана работы с одаренными детьми, составление и пополнение базы данных одаренных детей.

Школьный

Организация работы с  одарёнными детьми (выявление умственного потенциала, стимулирование творческой активности, вовлечение в работу в НОУ)

Школьный

Октябрь

Планирование и  проведение школьного этапа предметной олимпиады

Школьный

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

Школьный

Индивидуальные консультации

Школьный

Ноябрь

Участие в  муниципальном этапе олимпиады по химии

Муниципальный

Участие в олимпиаде « Интер-химик-юниор»

Муниципальный

Участие в дистанционной олимпиаде МФТИ

Муниципальный

Участие в интернет-олимпиаде  «Фоксфорд»

Российский

Индивидуальные консультации  с учащимися

Школьный

Декабрь

Участие в дистанционной олимпиаде МФТИ

Муниципальный

Первый этап олимпиады «Ломоносов» ( МГУ)

Российский

Участие в интернет-олимпиаде «Фоксфорд»

Российский

Первый этап межрегиональной химической олимпиады им. Саркисова (РХТУ)

Российский

Первый этап олимпиады «Будущие исследователи - будущее науки»

Региональный

Индивидуальные консультации  с учащимися

Региональный

Первый этап олимпиады

« Первые шаги в медицину»

Региональный

Январь

Первый этап олимпиады «Будущие исследователи - будущее науки»

Региональный

Первый этап олимпиады «Ломоносов» (МГУ)

Российский

Участие в интернет-олимпиаде «Фоксфорд»

Российский

Региональный этап  олимпиады по химии

Региональный

Первый этап олимпиады «Первые шаги в медицину»

Региональный

Участие в олимпиаде «Поколение 21 века»

Региональный

Индивидуальные консультации  с учащимися

Школьный

Февраль

Первый этап олимпиады « Первые шаги в медицину»

Региональный

Участие в олимпиаде «Поколение 21 века»

Региональный

Индивидуальные консультации  с учащимися

Школьный

Финал олимпиады «Будущие исследователи-будущее науки»

Российский

Участие в интернет-олимпиаде «Фоксфорд»

Российский

Подготовка к  участию в городской конференции исследовательских  работ  учащихся

Школьный

Март

Финал олимпиады «Первые шаги в медицину»

Российский

Финал  олимпиады «Ломоносов» (МГУ)

Российский

Участие в интернет-олимпиаде «Фоксфорд»

Российский

Защита школьных проектов, подготовка к  участию в городской конференции исследовательских  работ  учащихся

Школьный

Индивидуальные консультации  с учащимися

Школьный

Финал межрегиональной химической олимпиады им. Саркисова (РХТУ)

Российский

Апрель

Индивидуальные консультации  с учащимися

Школьный

Защита школьных проектов, участие в городской конференции исследовательских  работ  учащихся

Муниципальный

Май

Анализ результатов олимпиад разного уровня

Школьный

Индивидуальные консультации  с учащимися

Школьный

Анализ  работы с одаренными  учащимися

Школьный

 

Стрижова Ирина Алексеевна, учитель химии муниципального   общеобразовательного автономного  учреждения «Лицей № 1 г. Новотроицка Оренбургской области»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.

Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...

программа работы с одаренными детьми

программа. одаренные дети...

Программа работы с одаренными детьми

Таланты надо воспитать,Их надо развивать, в них надо верить!...

программа работы с одаренными детьми

программа разработана  с 2011 по2014 год...

Программа работы с одаренными детьми

В программе раскрывается значимость в современное время работы с одаренными детьми. Раскрываются формы, принципы и методы работы....

Программа для обучения одаренных детей. Химия 9 класс.

Цели: 1. Развивать познавательный интерес к предмету химия.2.Способствовать развитию творческих способностей учащегося.3. Научить учащегося логически мыслить и находить пути решенияпроблем. Поясн...

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...