Развитие личности по средствам проектной деятельности
статья по химии на тему

Реут Марина Николаевна

Обобщение педагогического опыта . Метадическая система работы с учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие личности учащегося  посредством проектной деятельности.

Моё выступление хочется начать словами Марии Александровны Рыбников.

                                                  Наше дело – воспитать Личность...

Как же организовать работу, чтобы на каждом уроке на тебя смотрели не тоскливо  пустые глаза учеников,  а горящие, беспокойные, полные мысли и переживаний? Наверное, такой вопрос задаёт себе каждый учитель. В последнее время много говорится о том, каким должно быть современное обучение. Я думаю, что направляющая линия современного образования – это развитие личности ученика, развитие тех его способностей, которые нужны ему самому и обществу.

Целью моей работы является: формирование интеллектуально и духовно  высокоразвитой, критически и творчески мыслящей личности, способной самореализоваться в жизни.

Задачи, которые я ставлю перед собой

  1. формирование проектной деятельности, проектного мышления учащихся;
  2. стимулирование мотивации учащихся на самостоятельное приобретение знаний;
  3. развитие способности применять знания к жизненным ситуациям;
  4. Воспитание общественно-активной творческой личности.

Новизна  моей методической системы заключается в  

использовании комплексного подхода, интеграции разных видов деятельности при создании проектов на уроках и во внеурочное время. Это способствует развитию интереса ребёнка к учебным  предметам, самореализации личности учащегося, развитию его интеллектуальных, творческих способностей, волевых качеств, умения успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру.

Типы проектов, которые мы разрабатываем с ребятами

 - практико-ориентированные (создание таблиц, схем, карточек)

- игровые или ролевые (инсценировки, постановка спектаклей)

- творческие ( составление ребусов, кроссвордов)

- информационные ( создание презентаций-экскурсий)

Формы  классной и внеклассной работы по созданию проектов

1) индивидуальные

        -схемы, алгоритмы

     -кроссворды

        -ребусы

    -иллюстрации

        -презентации

        -творческие работы

      -исследовательские работы

2) групповые

        -инсценирование

        -спектакли

Основные этапы работы над проектом традиционны:

  1. проблематизация (знакомство с новым материалом на уроке);
  2. целеполагание;
  3. планирование работы;
  4. реализация проекта (самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой, медиаресурсами);
  5.  презентация, защита работы.

Во время проведения химического КВН нужно было рассказать о превращениях веществ. Ребята составили и обыграли сказку. На неделе химии агидбригада выступила перед учащимися школы с программой «Планета –наш дом», в которой рассказала о влиянии промышленных предприятий нашего города на экологическое состояние окружающей среды. На наше мероприятие были приглашены представители крупных промышленных предприятий города Тимашевска и ребята, опираясь на проведенные исследования обратились к ним с предложением реконструировать очистные сооружения своих предприятий. Особое внимание уделялось фабрике «Нестле».

Чтобы увлечь учащихся 8-ых классов новым предметом, я предлагаю им поработать с кроссвордами и составить их самим. Это хорошо помогает при изучении химических терминов. Кроме кроссвордов ребята составляют книжки-малышки ( при изучении химических элементов, в которых собраны интересные факты о химических элементах). После прохождения отдельных тем ребята составляют кроссворды, составление кроссвордов помогает ребятам более полно усвоить пройденный материал. После изучения темы «Химическая связь» ребята выполняют творческую работу в виде схемы образования химической связи, что помогает школьнику лучше разобраться с данным материалом.  При изучении сложных тем каких как « Составление формул неорганических веществ» заранее предлагаю ребятам предлагаю ребятам составить схемы-карточки, что позволяет учащимся лучше усвоить сложный материал. На уроках химии ребята получают задания составить схемы –рисунки теме «Основные классы неорганических соединений и на слайде представлена одна из таких работ. Учащиеся старших классов после изучения тем готовясь к ГИА и ЕГЭ не только решают тестовые задания, но и сами составляют разноуровневые тесты с соблюдением структуры КИМов  в их тестовых заданиях есть части А, В и С. Ребята на уроке обмениваются этими тестами решают их, проверяют друг у друга и а кабинете пополняется банк заданий по ГИА и ЕГЭ.

На уроках при изучении конкретных тем, использую методы проблемного обучения, исследовательской деятельности, развиваю у учащихся  самостоятельность в поиске знаний.

При изучении химии большое внимание уделяю урокам-исследованиям. На которых, прежде всего, учу ребят анализировать материал, проявлять творческую активность в его усвоении.

В процессе изучения химии в 9-11 классах мной разработаны и проводятся такие уроки- исследования как, например, «Биохимия почв»: в ходе проведения работы учащиеся не только знакомятся с химическим составом почв, но и делают выводы о соотношении организмов (дождевых червей) и качестве почв, токсичности элементов, сами дают рекомендации по природоохранным мероприятиям.         

При изучении раздела «Химия в быту» проводятся уроки, в ходе которых, школьники учатся применять на практике полученные знания по химии для решения бытовых проблем: Например, определение качества продуктов питания: мясных консервов, фруктовых соков, меда, шоколада.

При изучении курса «Органическая химия» проводятся  уроки,  целью которых является показать пагубное влияние органических веществ на живые организмы. Например, урок «Природные источники углеводородов и их переработка», в ходе изучения этой темы происходит знакомство с нефтью и нефтепродуктами. Необходимо рассмотреть не только их положительную роль в жизни человека, но и отрицательное влияние в качестве загрязнителей. Школьники в ходе исследовательской работы самостоятельно приходят к выводу о пагубном влиянии нефти и нефтепродуктов на  живые организмы.

При изучении  курса: «Основы общей химии» знакомясь с темой

 « Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атомов» раскрывается роль периодического закона применительно к биологическим процессам, протекающим в природе, единстве и целостности окружающего мира.

 Изучение  темы «Металлы»  связано с раскрытием двойственного влияния ионов металлов на природу в зависимости от концентрации в окружающей среде. Коррозия металлов рассматривается как результат и фактор загрязнения окружающей среды.

 

В ходе исследовательской работы: «Оксиды неметаллов» эти соединения рассматриваются как загрязнители природной среды. Происходит знакомство с понятием «кислотные дожди», их природой, ущербом, который они наносят природе и объектам окружающей среды: металлическим конструкциям, бетонным сооружениям. Учащиеся приходят к выводу, что экономически более выгодно предотвратить загрязнение, чем восстанавливать разрушенное.

 Проектно- исследовательская работа во внеурочное время построена по плану:

1. Предварительный этап: определение того, что необходимо знать об исследуемой проблеме. Определение цели исследования и путей её решения. Например, оценить экологическое состояние реки Кирпили.

2. Исследовательский этап: изучение  предлагаемой проблемы на практике, он включает в себя социальный опросов, работу с дополнительной литературой, планирование эксперимента на основе теоретических знаний и практических умений и проведение эксперимента. Например, определить цвет, запах, pH, температуру воды, а также исследовать химический состав воды.

3.Заключительный этап. Оформление работы, выступления учащихся, обсуждение на школьных и районных конференциях.

Таким образом, исследовательская работа  активизирует все виды деятельности учащихся, способствуют развитию их личности и формированию логического мышления, затрагивает чувства учащихся, заставляет мыслить самостоятельно, и что немаловажно, возрастает интерес к предмету.

С 2007 года в нашей школе мной организованно научное общество  "Наше время", задачами которого являются:

1. Вовлечение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся.

2. Обучение учащихся работе с научной литературой.

3. Оказание помощи в проведении экспериментальной и исследовательской работы.

4. Организация индивидуальных консультаций в ходе научных исследований.

5. Рецензирование научных работ.

6. Участие в научно-практических, исследовательских конференциях, олимпиадах, интеллектуальных играх.

Преобладающая форма деятельности – исследовательская работа, которая ведётся по следующим направлениям:

«Наш дом – планета Земля»

«Состояние биосферы. Загрязнение окружающей среды»

«Антропогенное воздействие на атмосферу и его последствия»

«Изменение состава атмосферы нашей планеты»

За время деятельности научного общества «Наше время» учащимися были разработаны и защищены более 30 научно-исследовательских проектов, 20 из них стали победителями и призерами на муниципальном, региональном  и всероссийском уровне.

Использование данной методической системы в урочной и внеурочной деятельности способствует – развитию самостоятельности, творческих способностей ребёнка, помогает формировать духовно-нравственную личность; организует детей во внеурочное время.

Развитие личности учащегося посредством проектной деятельности даёт замечательные результаты.

 

наблюдается позитивная динамика среднегодовой оценки и качества знаний учащихся:

Средний балл на ГИА по химии в 2011-2012 учебном году для выпускников 9 «А» класса МБОУ СОШ № 5 составил 23.35, что выше среднекраевого показателя; (среднекраевой - 21,8).

        Средний балл на ГИА по химии в 2012-2013 учебном году для выпускников 9 «А» класса МБОУ СОШ № 5 составил 26,4, что выше среднекраевого показателя; (среднекраевой - 25,15)

        Средний балл ЕГЭ по химии в 2011-2012 учебном году выпускников 11 «А» МБОУ СОШ № 5 составил 74, что выше среднекраевого показателя; (среднекраевой - 63,5)

        Средний балл ЕГЭ по химии в 2012-2013 учебном году выпускников 11 «А» МБОУ СОШ № 5 составил 76, что выше среднекраевого показателя; (среднекраевой - 74,5)

         Увеличилось число участников предметных олимпиад, исследовательских и творческих конкурсов; публикация работ учащихся на сайте Портфолио и в сборнике «Шаги в науку». Видя результата работы своих учеников мне захотелось поделиться опытом со своими коллегами . Я неоднократно выступала на краевом фестивале «Инновационный   поиск»

              март 2011г. выступление Реут М.Н. на  краевом фестивале  «Инновационный   поиск – 2011» по теме «Системно - деятельностный подход в обучении»  

            апрель 2012 г.  выступление Реут М.Н. на  краевом фестивале  «Инновационный   поиск – 2012» по теме  «Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся в экологическом образовании». 

   март 2013 г. -  выступление Реут М.Н. на  краевом фестивале  «Инновационный   поиск – 2013» по теме  «Формирование экологических компетенций на уроках  и во внеурочной  деятельности по химии». 

                          На федеральном уровне

  2012 г.- представила опыт работы на Всероссийском фестивале «Открытый урок» по теме  «Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся в экологическом образовании». 

      февраль 2013 г. – представила опыт работы на Всероссийском  конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» г. Москва по теме «Формирование экологических компетенций на уроках химии и биологии»

              На сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2012 (http://festival.1september.ru) опубликована статья по теме  «Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся в экологическом образовании».

Результативность методической системы подтверждается:

  1. Ростом качества знаний  и успеваемости по предмету
  2. Увеличение количества учащихся, выбирающих химию для итоговой аттестации, положительная динамика качества знаний по экзаменационным оценкам и среднему баллу
  3. Рост качества творческих и научно-исследовательских работ учащихся
  4. Динамика участия в предметных олимпиадах
  5. Повышение воспитательного процесса учебной деятельности

В завершение подчеркну, что стратегия учителя, создающего развивающую атмосферу на уроке, заключается не только в использовании новых методик и технологий обучения, но и в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда интеллектуальное напряжение и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и совершенствовании, а жизнь окрашивается радостью познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ: «Развитие компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности во внеурочное время"

Проект педагогического эксперимента по внедрению проектной деятельности во внеурочной деятельности....

Выступление учителя географии Мисуновой С.Г. на Всероссийском семинаре учителей естественно-научного цикла 27.02.2014 по теме: «Траектория развития личностных достижений учащихся средствами проектной деятельности в рамках ФГОС»

Обеспечение преемственности цели, задач и содеражание образования  проходит сложный путь реализации от дошкольного образования до выпускника школы. Формирование личности ребенка выстраивается чер...

Развитие личности обучающихся средствами театральной педагогики через занятия внеурочной деятельностью.

Школьный театр – особый вид учебно-воспитательной деятельности учителя и ученика. Театральное творчество требует наличие у педагога собственной системы методических приемов включения его в учебн...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и...