Развитие у учащихся навыков продуктивной деятельности на основе материала курса химии в рамках ФГОС
статья по химии на тему

Куляскина Светлана Юрьевна

В данной статье представлены упражнения по развитию творческих возможностей учащихся в процессе реализации  продуктивной модели обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие у учащихся навыков продуктивной     деятельности

на основе материала курса химии в рамках ФГОС

                                                                                        Учитель химии МБОУ школы №157

                                                                              Кировского района г.о. Самара

                                                                             Куляскина Светлана Юрьевна

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению» В.Г. Белинский

Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться.  Это значит, что при изучении содержания  любого предмета важно не формировать готовые факты, не навешивать новые знания, а создавать условия, при которых ученик с помощью своих одноклассников и учителя разворачивали бы учебный материал, прогнозировали направление его развития, формировали ту учебную задачу, которую им надо решить.

Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается  знание.

Ребенок должен научиться самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Вместо простой задачи передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

                     «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения».

Георг Лихтенберг (немецкий писатель и высокообразованный человек).

Весной 2016 года я обучалась на курсах повышения квалификации по теме: «Актуальные аспекты ФГОС: развитие творческих возможностей учащихся в процессе реализации репродуктивной и продуктивной моделей обучения». Читал курс Владимир Иванович Юдин, к.п.н, зав. кафедрой современных технологий и качества образования ЦРО г.о. Самара. На занятиях подробно рассказывалось о продуктивной модели обучения, которая применима к любому учебному предмету. Сегодня я постараюсь представить упражнения по развитию у учащихся навыков продуктивной деятельности в рамках предмета химии.

Существует 2 способа развития творческих возможностей у учащихся:

  1. традиционный способ, когда учитель на уроке создает условия, делающие востребованными различные догадки, предположения, самостоятельные выводы, на основе которых учащиеся находят новый для себя способ решения учебной задачи.

В данном случае речь идет о репродуктивной модели обучения.

Репродуктивная модель обучения – способ организации совместной деятельности учителя и учащихся, ориентированной на решение задач запоминания и последующего воспроизведения в рамках решаемой задачи представленного учителем образца содержания учебного материала.

  1. новый способ, когда учитель помогает учащимся освоить такие учебные        действия, на основе которых они могут самостоятельно строить новые учебные действия.

Здесь речь идет о продуктивной модели обучения.

Продуктивная модель обучения - способ организации совместной деятельности учителя и учащихся, обеспечивающий решение учащимися новых познавательных или практических задач на основе преобразования ранее освоенных учебных действий и доступного им содержания учебного материала в необходимые для этого (новые) учебные действия и их последовательности (действия-«предметы усвоения»).

Особенности продуктивной модели обучения:

  1. содержание изучаемой темы раскрывается и усваивается в логике формирования и усвоения новых учебных действий (действий-«предметов усвоения»).
  2. ориентирована на усвоение учащимися особых учебных действий – действий, порождающих новые для них учебные действия и их последовательности.
  3. практическая реализация опирается на соответствующие виды умозаключений:

-традукция (умозаключение, в котором заключение и посылки  являются суждениями одного уровня общности, т.е. аналогия),

-дедукция (умозаключение от обобщённых посылок к частному заключению),

-индукция (от частных посылок к обобщённому заключению).

Традуктивный вариант продуктивной модели обучения

Один из способов реализации (по аналогии с освоенным частным действием родственного класса)

Алгоритм использования:

1. В структуре решаемой частной задачи выделяется ключевое событие или отношение противопоставленных событий, которое может характеризовать класс учебных действий или характеризовать какое-либо отношение более общего порядка.

2. Определяется возможный обобщённый вид класса учебных действий (предполагаемый или освоенный учащимися) или вид более общего отношения выделенных событий решаемой задачи.

3. Устанавливается, что данное обобщенное представление класса учебных действий может характеризоваться и другим ключевым событием или отношением противопоставляемых событий, в том числе, освоенных ранее.

4. По аналогии с этим учебным действием строится искомое учебное действие

Пример традуктивного построения нового учебного действия.

Задача 1. Напишите реакцию хлорирования пропина  (CH3-CCH). К какому типу относится данная реакция?

Выделяемое отношение противопоставленных событий

1. Наличие в молекуле пропина тройной связи (1-σ и 2-π)

2. Малая прочность  π-связи, способность ее к разрыву.

Обобщённое представление класса учебных действий

Все непредельные органические соединения (имеющие в молекулах  π-связи) способны вступать в реакции присоединения по месту разрыва  π-связи.

Освоенный (частный) вид предполагаемого общего отношения

событий

Ранее изученные алкены вступают в  реакцию галогенирования по типу присоединения. В частности  реакция хлорирования пропена выглядит следующим образом

CH3-CH=CH2 + Cl2  →  CH3-CH (Cl)-CH2 (Cl)

Искомое частное учебное действие

 

Данное соединение - пропин ( CH3-CCH ) будет вступать в реакцию с хлором по типу присоединения. Наличие 2-π связей позволит присоединить 2 молекулы хлора

CH3-CCH +2Cl2  →  CH3-C (Cl2)-CH (Cl2)

  Дедуктивный вариант продуктивной модели обучения

Алгоритм использования:

1. Выявление особенностей решаемой частной задачи, позволяющих отнести возможный способ её решения к определённому классу учебных действий.

2. Установление обобщённого учебного действия, частной формой которого является искомое учебное действие.

3. Выполнение пробных действий приведения (преобразования) исходной частной задачи в обобщённую форму учебного действия.

4. Установление искомого частного учебного действия, составляющего решение исходной частной задачи.

Примеры дедуктивного построения  нового частного учебного действия

Задача 1. Докажите с помощью соответствующих химических реакций амфотерный (двойственный) характер гидроксида цинка.

Выделяемые особенности искомого частного действия

1. Ранее изученные вещества проявляли либо основный, либо кислотный характер.

2. Амфотерность- это двойственность.

Обобщённое представление класса учебных действий

1. Все кислоты реагируют с основаниями, с образованием соли и воды.

2. Все основания реагируют с кислотами, с образованием соли и воды.

Пробные действия подведения частной задачи под обобщённую форму учебного действия

Реакция кислоты с основанием можно представить в виде следующей схемы:

НАс     +      МеОН    =    МеАс + Н2О

кислота     основание        соль      вода

Данная реакция относится к реакциям обмена.

Для составления соли Ме берут от основания, а Ас от кислоты.

Ме-металл.

Ас-кислотный остаток.

Искомое частное учебное действие

1. Гидроксид цинка представляют в виде основания и записывают реакцию с кислотой:

основание    кислота        соль        вода

Zn(OH)2   +    2HCl   =    ZnCl2 + H2O

МеОН              НАс          МеАс    

Данная реакция доказывает основный характер гидроксида цинка.

2. Гидроксид цинка представляют в виде кислоты, зная, что в кислоте на первом месте стоит атом водорода (Н), а на втором кислотный остаток(Ас).

          Zn(OH)2   =  H2ZnO2

          основание      кислота

 Записывают реакцию с основанием:

кислота         основание       соль

H2ZnO2  +    2NaOH     =   Na2ZnO2  +2H2O

HAc                MeOH            MeAc

Данная реакция доказывает кислотный характер гидроксида цинка.

     Индуктивный вариант продуктивной модели обучения

Данный вариант обучения отличается ориентацией на усвоение учащимися учебных действий (действий-«предметов усвоения») по преобразованию частных учебных действий и единиц содержания учебного материала, в новые учебные действия более высокого уровня общности, обеспечивающего решение всех частных задач соответствующего класса.

Особенность индуктивного построения учащимися нового частного учебного действия:

позволяет преобразовывать эмпирические, т.е. чувственно выраженные познавательные действия и их результаты, в обобщённые учебные действия и представления (включая теоретические понятия и модели), характерные для теоретического уровня познания.

Примеры индуктивного построения  нового частного учебного действия

Пример № 1.

1. Формулирование частной задачи, решение которой:

- выводит на противоречие с ранее изученным;

- выступает частной формой соответствующего обобщённого учебного действия.

Задача. Даны химические формулы неорганических веществ:

СаО; НNO3;  NaNO3; H2SO4;

BaO;  LiOH; N2O5; BaSO4; КОН.

Какие из предложенных соединений относятся к солям?

Учащиеся изучали только оксиды, кислоты и основания.

2. Решение сформулированной частной задачи (построение искомого частного действия).

Учащимся  известно

оксиды это ЭО ( элемент+кислород)

основания это МеОН (металл+гидроксо-группа ОН)

кислоты это НАс (водород+кислотный остаток Ас).

Также известно, что неорганических веществ 4 класса.

Эти данные позволяют проклассифицировать предложенные вещества следующим образом:

оксиды       СаО;  BaO;  N2O5

основания  КОН; LiOH

кислоты     НNO3;  H2SO4

Следовательно, оставшиеся вещества  относятся к солям.

Соли           NaNO3;  BaSO4

3. Формирование (расширение) эмпирического ряда частных задач.

Предлагается ряд формул солей для анализа их состава: KCl; Zn3(PO4)2; Ba(NO3)2; Na2SO4; LiNO3; CaSO4; NaNO3; BaSO4.

4. Выявление и конкретизация рассматриваемой обобщённой связи (между искомым частным действием и условиями его выполнения).

Учащиеся анализируют состав данных солей и приходят к выводу, что в солях на первом месте находится металл (как в основаниях), а на втором кислотный остаток (как в кислотах). Например, анализируя состав соли  NaNO3, выясняют, что на первом месте стоит Na+ , а это металл, на втором группа NO3,а это остаток от азотной кислоты   НNO3.

5. Обобщённое представление учебного действия.

Учащиеся формируют правило.

Соли  это неорганические вещества, состоящие из катиона металла и аниона кислотного остатка (МеАс).

Например:

NaNO3     BaSO4

МеАс        МеАс

Соли являются производными кислот и оснований.

Пример № 2.

1. Формулирование частной задачи, (решение которой:

- выводит на противоречие с ранее изученным;

- выступает частной формой соответствующего обобщённого учебного действия).

Задача. Объяснить, почему нитрование бензальдегида приводит к образованию  мета- замещенных нитросоединений.

Учащиеся вспоминают, что нитрование ранее изученного фенола приводит к образованию пара- и орто- замещенных нитросоединений.

2. Решение сформулированной частной задачи (построение искомого частного действия).

.

Учащиеся отмечают, что в феноле с бензольным кольцом связана гидроксо-группа (ОН-), а в бензальдегиде с бензольным кольцом связана карбонильная группа (СОН-). Это приводит к мысли, что именно данные функциональные группы влияют на ориентирующее действие последующих заместителей в бензольное кольцо (в частности на положение нитро – группы(NO2-) в продуктах нитрования фенола и бензальдегида).

Отсюда следует, что необходимо рассмотреть электронные эффекты и влияние данных  функциональных групп на бензольное кольцо:

     

После рассмотрения электронных эффектов учащиеся приходят к выводу, что карбонильная группа (СОН-) обладает отрицательным мезомерным эффектом, а гидроксо-группа (ОН-) положительным мезомерным эффектом.

3. Формирование (расширение) эмпирического ряда частных задач (способного неявно отражать закономерности проявления возможной обобщенной связи).

 

Составляется ряд веществ с различными заместителями в бензольном кольце для анализа их ориентирующего действия:

           

4. Выявление и конкретизация рассматриваемой обобщённой связи (между искомым частным действием и условиями его выполнения).

Учащиеся рассматривают электронные эффекты в предложенных соединениях. Делают вывод:

1. Группы (СН3- ; NH2-; Cl- ; ОН-) усиливают электронную плотность бензольного кольца в положениях орто- и пара- за счет положительного мезомерного эффекта.

2. Группы (СООН-; 2-; СОН-)  усиливают электронную плотность бензольного кольца в положениях мета- за счет отрицательного мезомерного эффекта.

5. Обобщённое представление учебного действия.

Учащимися формируется правило.

Все заместители бензольного кольца делятся на 2 группы:

1. Электроннодонорные заместители, обладающие +μ эффектом, которые ориентируют последующие заместители в положение орто- и пара-.К ним относятся (R-; Hal-; NH2-; ОН-)

2. Электроноакцепторные  заместители, обладающие -μ эффектом, которые ориентируют последующие заместители в положение мета-. К ним относятся (СООН-; 2-; СОН-)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии "Курс технологии в рамках ФГОС" 5 клаас

Рабочая программа по Федеральному Государственному Стандарту для сельских школ....

Современный урок химии в рамках ФГОС

Выступление на педсовете...

Современный урок химии в рамках ФГОС

Выступление на педсовете...

Организация внеурочной деятельности по информатике в начальной школе в рамках ФГОС

Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС....

Развитие и контроль навыков аудирования и говорения на уроках английского языка в свете ФГОС с использованием элементов интерактивного обучения

Здравствуйте, уважаемые коллеги, я взяла достаточно обширную тему для обсуждения и постараюсь сделать акценты на основных моментах.    Я не буду говорить много о теории, которая нам и т...

Преемственность деятельности специалистов ДОУ и родителей дошкольников в рамках ФГОС

ull;ФГОС утвержден 17.10.2013 г., вступил в силу с 01.01.2014 г•ФГОС разработан на основе Конституции Российской  Федерации и  законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ре...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «ОФП » в рамках ФГОС для 5«б»класса

Материал предназначен для организации внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «ОФП » в рамках ФГОС для 5-х классов....