Организация деятельности учащихся при выполнении учебно-исследовательских работ по химии
статья по химии на тему

Олешкова Светлана Алексеевна

Обобщение опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oleshkova_s._a._stendovyy_doklad.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

XVI Региональные педагогические чтения по теме

«Достижения педагогической науки и

инновационная педагогическая практика»

(Каргополь, 14 марта 2015 года)

Доклад на тему

« Организация деятельности учащихся при выполнении учебно-исследовательских работ по химии»

Автор доклада: Олешкова Светлана Алексеевна, учитель химии МБОУ «Яренская СОШ» села Яренск Ленского района Архангельской области,

 с. Яренск

          Окружающее информационное пространство, субъектом которого является ученик, отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объемом информации. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в этом потоке новой информации, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей деятельности. Выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация учебно-исследовательской деятельности. Тем более что современная система ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей далеко за рамки учебной программы и позволяющей создавать новое знание.

Организация исследовательской деятельности даст возможность вооружить учащихся необходимым инструментарием (знаниями, умениями, навыками) для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации внепрограммного материала по одному из направлений в виде научно-исследовательской работы [5].

          Tолько в тесном взаимодействии эксперимента и теории в yчебно-воспитательном процессе можно достигнуть высокого качества знаний yчащихся по xимии. Поэтому целью моей pаботы является  pазвитие ключевых компетенций yчащихся в процессе изучения xимии на oснове oрганизации проблемного и исследовательского эксперимента  на yроках и во внеурочное время.  Для достижения этой цели pешались cледующие задачи: 1. Изучение теоретического материала по pеализации проблемного и исследовательского эксперимента  на yроках и во внеурочное время.

2. Диагностика первоначального yровня cформированности ключевых и предметных компетенций yчащихся. 3. Организация oбучения на oснове применения экспериментальной деятельности yчащихся. 4. Оценка pезультатов педагогической деятельности не только с точки зрения предметных линий pазвития, но и  pазвития ключевых компетенций yчащихся. 5. Вовлечение максимального числа oбучающихся в aктивные формы oбучения: на yроке, во внеурочной и внеклассной деятельности.

          В 1996 году был введен термин «учебно-исследовательская деятельность»: «Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом…и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования» [3, с.32].  

          В  процессе организации учебно-исследовательской деятельности нужно специально обращать внимание на обучение выявлению проблем. Подобное обучение осуществляется при помощи специальных учебно-исследовательских задач. По определению Е.А. Шашенковой, учебно-исследовательская задача — это тип задачи, «направленный на разрешение проблемы, определенной в ходе анализа возникших познавательных или практических трудностей, основанных на обосновании и доказательстве гипотезы». При этом учебно-исследовательская задача требует самостоятельного поиска с  использованием известных или новых научных методов и приемов исследования, а также самостоятельного вывода. Учебно-исследовательские задачи направлены на освоение того, что надо делать, способствуют овладению определенными способами действий, комплексом умений и навыков, применению полученных знаний в последующей учебной деятельности, овладению технологией учебного исследования, осуществлению поиска новых способов решения путем постановки проблемы, проверки гипотезы, применения соответствующих научных методов. Следовательно, они позволяют получить конкретный результат (доказать, определить и др.) и найти противоречия между известным и искомым [4, с.49].

         Логическим завершением умения решать учебные задачи  является написание учебно-исследовательских работ учащимися во внеурочное время.  Исследовательскую работу учащиеся выполняют в определенной последовательности, которая включает в себя семь этапов:1) формулирование темы; 2) формулирование цели и задач исследования;3) теоретические исследования; 4) экспериментальные исследования; 5) анализ и оформление научных исследований; 6) внедрение и эффективность научных исследований;

7) публичное представление работ на конференциях, чтениях [2, с.331].

          От выбора темы во многом зависит успех работы. Большинство выбранных для исследования вопросов являлись интересными для меня или для моих учеников, подходили к их типу личности, были посильны в исполнении. Поэтому в подготовительный период рекомендуется не только выбрать тему для исследования и сформулировать его задачи, но и собрать как можно больше информации о предмете изучения путём знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Всякому исследованию должно предшествовать полное изучение вопроса по литературным, опросным или любым другим данным. Важнейшее основание для выбора темы исследования — наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных. Разработка научной темы представляет собой разрешение противоречия, ведущее к развитию наших умений и к получению новых знаний.

          Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Кроме этого цель должна быть доступна для конкретного исследователя.      

          Формулировка задач исследования — тоже довольно сложное и трудоёмкое занятие. При их постановке исследователь должен чётко сформулировать, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть чёткими и предполагать однозначный ответ.

          Планирование работы подразумевает необходимость в выборе методов работы и в определении методики проведения исследования. Истину дают не предположения, а точно и правильно подобранные факты и их объяснения, поэтому очень важна разработка методики сбора этих фактов. Хорошо продуманный и подобранный метод исследования часто создаёт основу его успеха. Результаты любой работы зависят от числа проведённых опытов, наблюдений и их обработки. Поэтому при выборе методики необходимо оценить, сколько необходимо провести однотипных измерений, наблюдений и т.п. и какие использовать способы обработки первичных данных.

           После постановки цели, задач и выбора методов исследования, совместно с учеником составляется план исследования с  указанием временных промежутков.

           Следующий этап работы - анализ и оформление научных исследований. Выводы делаются в соответствии с поставленной целью и задачами. Они должны быть четкими и понятными даже не специалисту. Ни для кого не секрет, что верная оценка результатов исследования является одной из наиболее сложных и в то же время важных задач. Важно научить детей решать поставленные задачи до конца, приводить любое начатое дело к логическому завершению.

           Завершающим моментом каждой работы должно стать представление её на  конференциях. Выступление на различных конференциях даёт неоценимый опыт конкурентной борьбы, способности отстаивать свои идеи, доказывать важность и актуальность выбранной проблемы. Демонстрация результатов  в виде защиты проекта выявляет не только предметные  знания и умения, но и сформированность ключевых компетенций.

          Занятия исследовательской деятельностью имеют свои “плюсы” и “минусы”.  К положительным моментам можно отнести общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности: 1) рефлексивные умения; 2) поисковые (исследовательские) умения; 3) навыки оценочной самостоятельности; 4) менеджерские умения и навыки; 5) коммуникативные умения. Можно отметить и негативные стороны: 1) неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы; 2) сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя; 3) риск неудачного окончания работы; 4) повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на преподавателя; 5) невозможность включить значительное число учащихся в работу [1, с.145-148].

          На учебно- исследовательской конференции «Юность Поморья», муниципальный уровень мною совместно с учащимися были представлены следующие работы: «Исследование водопроводной воды села Яренск» 2009 г,    «Влияние различных видов топлива кочегарок на свойства снега в селе Яренск» 2010, «Сколько витамина С в апельсинах и апельсиновых соках?» 2013, «Изучение свойств природных растительных индикаторов» 2015, «Санаторий в Яренске: миф или реальность?» 2011 г. Последняя работа заняла 1 место в региональном конкурсе «Мир воды – мир человека» 2011 г.

          Занятие научно-исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Моя задача, как преподавателя – организатора исследовательской работы, - выявить одаренных учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности.

Список литературы.

1. Космодемьянская С.С., Гильманшина  С.И. Методика обучения химии. Учебное пособие -  Казань, 2011.

2. Материалы круглого стола «Развитие исследовательских умений учащихся общеобразовательной школы: метаметодический аспект» // Вестник Северо-западного отделения РАО. – 2002. - №7.

3. О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования: Решение коллегии Министерства образования РФ от 10 января 1996 г. №1/1 // Вестник образования. – 1996. - №5.

4. Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность в условиях многоуровневого обучения. – М.: АПКиППРО, 2005.

5. Интернет-ресурсы http://festival.1september.ru/articles/527430/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности

В статье представлен опыты работы на уроках географии по использованию заданий исследовательского характера и метод проектов на разных этапах урока....

Развитие творческого потенциала учащихся на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности

В статье представлен опыт по использованию заданий исследовательского характера и метода проектов на уроках и во внеурочное время...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ: «УЧЕНЫЕ – МЕДИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И РОССИИ»

Цель:·        формирование целостного представления о достижениях в области медицины разных народов мира на примере биографий ученых Великобритании и России;·...

Статья на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА"

Коренные преобразования в социально-экономической жизни общества определили новые требования к качеству образовательного результата в нашей стране, изменили взгляды на ценности и цели образовательной ...

Исследовательскя деятельность учащихся при выполнении лабораторных работ 4 типа

Уровень самостятельности при выполнении лабораторных работ - копирование....

Методы, формы и средства организации деятельности, учащихся на уроках химии

Методы, формы и средства организации работы на уроках отвечающие требованиям новых стандартов, помогающие вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету ...

Методы и формы организации деятельности учащихся и средств используемые в учебном процессе на уроках биологии и химии

Методы и формы организации деятельности учащихся и средств используемые в учебном процессе на уроках биологии и химии...