Главные вкладки

    Особенности методики и содержания современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ОО
    статья по химии на тему

    Гуркина Марина Эдуардовна

    статья

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Особенности методики и содержания современного урока в соответствии

    с требованиями ФГОС ОО.

    Социальная технология передачи знаний «ответы без вопросов» была заложена Яном Амосом Каменским. Что такое урок с точки зрения этой технологии?

    Урок - это форма монологического обращения, при котором учитель ведет монологи от своего лица. Такая форма названа культурологами инструктированием. Более того, урок, каким мы его привыкли воспринимать, - это не просто монолог, это авторитарный монолог. Это авторитарная форма передачи знаний.

    На момент введения ФГОС мы имели три характеристики современного урока:

    • Дискретная форма знаний (ответы без вопросов);
    • Монологические формы общения;
    • Авторитарные формы общения.

    Таким образом, Каменский создал систему уроков, фабрику среднего ученика, которая существует и ныне. Были попытки критики, борьбы с этой моделью, однако стандарт урока остался. Что происходит сегодня? Пришло время перемены мира.

    Нынешний век наиболее правильно назвать информационным, называли его и постиндустриальным, и это тоже правильно. Совсем недавно появилась еще одна характеристика - сетевое столетие.

    Образование в сетевом столетии становится массовой системой коммуникации. Таких скоростных изменений, с которыми мы сейчас имеем дело, не было никогда. Сегодняшние дети - дети сетевого столетия, приобщающиеся к информационной социализации.

    В этой ситуации необходимо понять следующую простую вещь: школа находится не просто в поле партнерства, но и в поле постоянной конкуренции. Состояние и сотрудничества, и конкуренции присуще школе изначально, но сегодня школа имеет дело с другим поколением - поколением информационных акселератов.

    Какая компетентность нужна в нашем мобильном мире? Это -  прежде всего компетентность, связанная со способностью (и умениями) к обновлению компетенций. Поэтому в стандарте введено понятие УУД.

    Появление современного образовательного стандарта это ответ на вызов времени.

    Построение учебного процесса в современной школе меняет роли и характер современного взаимодействия его участников. Характер взаимодействия участников учебного процесса отражается в принципах сотрудничества. К числу основополагающих относятся: демократичность (свобода выбора, равноправие, личностный характер отношений); открытость (отказ от традиционного ролевого взаимодействия, свобода критики); альтернативность (множественность содержаний и способов деятельности); диалогичность (полилогичность); рефлексивность (осознание целей, содержания, способов деятельности и характера взаимодействия). В такой среде достигается понимание и признание ученика.

    Иными становятся роли участников образовательного процесса. Первоначально школьники погружаются в деятельность, где выступают в роли ее активного субъекта, а педагог в роли организатора коммуникаций. Одним из важнейших условий, которые моделируют учитель, является создание для учащихся затруднений в осуществляемой деятельности. Возникающая потребность в преодолении затруднений выводит ученика (вначале с помощью педагога, а затем самостоятельно) в рефлексию, где осуществляется анализ деятельности до затруднения, затем поиск причин возникшей трудности, проблематизация прошлой деятельности и изменение нормы деятельности. Школьник в данном случае выступает в роли субъекта деятельности в отличие от традиционной образовательной среды, где он играл роль объекта. В этих условиях педагог становится носителем современного педагогического мышления и принципов педагогики сотрудничества, способный к проектированию и перепроектированию учебного процесса. Педагог выступает в ролях - участника проектной деятельности учащихся, разработчика или исполнителя образовательных проектов, проектировщика учебных курсов, эксперта учебной деятельности учащихся, организатора педагогической поддержки учащихся в ходе процесса обучения, тьютера.

    Во «фгосовском» уроке выделяют несколько наиболее важных особенностей.

    Необходимым требованием к уроку является умение учителя обеспечить мотивацию учения, т.е. вызывать у учащихся интерес к содержанию и методам работы, создать на занятии творческую, эмоциональную атмосферу.

    Подлинный интерес к уроку, эмоциональное отношение к изучаемому создаётся не только путём приведения яркого материала, но и путём создания проблемной ситуации, постановки интересной учебно-познавательной задачи, путём стимулирования личностного отношения учащихся к изучаемым фактам.

    Изменились подходы к целеполаганию.

    Главная особенность ФГОС - повышенное внимание к результатам образования. Все эти результаты заданы в деятельностной форме, а значит, для их достижения необходимо осуществление деятельностного подхода к обучению. Поэтому, цель следует определить как ожидаемый результат обучения, складывающийся из описания поведения (действий), которые должен продемонстрировать ученик, чтобы подтвердить свою компетентность в изучаемом вопросе. Заданные цели обучения - критерий для отбора содержания учебной работы школьников, используемых источников информации и методов обучения. Упражнения, контрольные вопросы, итоговые задания можно применять или составлять только тогда, когда заданы ожидаемые результаты обучения.

    Цель - образ ожидаемого результата, который может быть получен в конкретных условиях и за определённое время.

    Цель обучения определена, если её формулировка позволяет ответить на вопросы:

    • что сможет делать учащийся;
    • при каких условиях он это сможет делать;
    • каковы критерии оценки деятельности учащегося?

    Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.

    Цели - определяют содержание обучения, диктуют деятельностный подход к обучению, внимание к мотивам, к развитию личностных качеств учащихся.

    Способы постановки целей урока:

    • через содержание
    • через деятельность учителя
    • через   учебную   деятельность   школьников  

    Цели должны быть:

    • Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
    • Конкретные.
    • Понятные.
    • Осознанные.
    • Описывающие желаемый результат.
    • Реальные.
    • Побудительные (побуждать к действию).
    • Точные.

    Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».

    Формулировка целей направлена на:

    а) получаемые обучающимися на уроке знания - «учащийся сможет
    назвать...»,  «учащийся сможет показывать...»;

    б) способность действовать (умения и навыки) - «учащийся сможет
    проанализировать...», «учащийся сможет сравнить, сопоставить...»,
    «учащийся сможет выбрать модель защиты собственной точки зрения,
    выступить рецензентом, оппонентом...»;

    в) ценностные изменения в субъекте деятельности - «учащиеся сможет
    задуматься о... и выразить своё отношение к...».

    Одним из условий создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результаты. Условия обучения рефлексии:

    - о поощрение фиксации знания о незнании;

    - о внедрение идеологии сомнения и критики;

    - о внедрение идеологии знаковости,

    - о приучение учащихся усматривать за формой содержание («умение создавать знак есть отличительный признак умных, талантливых, творческих личностей»);

    - о внедрение идеологии плюрализма разных позиций.

    Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

    Домашняя работа - одна из форм внеурочной учебной деятельности обучающихся. Она заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности и является одним из важных средств подготовки учащихся к активному самообразованию. Учитель должен предоставить обучающимся возможность выбора домашнего задания.

    В основе ФГОС 00 лежит системно-деятельностный подход, который предполагает развитие обучающихся на основе УУД.

    Мы переходим от парадигмы унитарного, строевого образования к развивающему образованию, в котором возможны варианты программ и индивидуальные траектории развития личности. Найти такие варианты, «достать» каждого ученика, подобрать для него программу, которая соответствует способностям и интересам - в этом помогают информационные технологии.

    Что такое образование? Образование это путь к достижению личного и профессионального успеха. Образование, прежде всего, должно научить человека решать неопределенные задачи и независимо мыслить.

    Образование только тогда является фактором успеха, когда оно обеспечивает уникальную мобильность личности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС

    презентация, отображающая типы современного урока, ресурсы современного урока, модели современного урока и их характеристики...

    Cеминар-лекция: «Критерии результативности современного урока в соответствии c требованиями ФГОС второго поколения».

    Новый ФГОС начального общего образования был введен в действие с 1 января 2010 года для пилотных школ, с 1 сентября 2011 года для всех школ РФ. С 2011 года в нашей школе учащиеся начальной школы и учи...

    Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС

    Презентация "Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС"...

    Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС

    В статье рассказывается об основных научных подходах в образовательном процессе...

    Структура современного урока в соответствии с требованиями ФГОС

    Отличительной особенностью нового Стандарта является его направленность на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении и придания образовательному процессу воспитательной функции.Такой...

    ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО СТАЦИОНАРА.

    laquo;Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»  К.Д. Ушинский...