Особенности методики и содержания современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ОО
статья по химии на тему

Гуркина Марина Эдуардовна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности методики и содержания современного урока в соответствии

с требованиями ФГОС ОО.

Социальная технология передачи знаний «ответы без вопросов» была заложена Яном Амосом Каменским. Что такое урок с точки зрения этой технологии?

Урок - это форма монологического обращения, при котором учитель ведет монологи от своего лица. Такая форма названа культурологами инструктированием. Более того, урок, каким мы его привыкли воспринимать, - это не просто монолог, это авторитарный монолог. Это авторитарная форма передачи знаний.

На момент введения ФГОС мы имели три характеристики современного урока:

  • Дискретная форма знаний (ответы без вопросов);
  • Монологические формы общения;
  • Авторитарные формы общения.

Таким образом, Каменский создал систему уроков, фабрику среднего ученика, которая существует и ныне. Были попытки критики, борьбы с этой моделью, однако стандарт урока остался. Что происходит сегодня? Пришло время перемены мира.

Нынешний век наиболее правильно назвать информационным, называли его и постиндустриальным, и это тоже правильно. Совсем недавно появилась еще одна характеристика - сетевое столетие.

Образование в сетевом столетии становится массовой системой коммуникации. Таких скоростных изменений, с которыми мы сейчас имеем дело, не было никогда. Сегодняшние дети - дети сетевого столетия, приобщающиеся к информационной социализации.

В этой ситуации необходимо понять следующую простую вещь: школа находится не просто в поле партнерства, но и в поле постоянной конкуренции. Состояние и сотрудничества, и конкуренции присуще школе изначально, но сегодня школа имеет дело с другим поколением - поколением информационных акселератов.

Какая компетентность нужна в нашем мобильном мире? Это -  прежде всего компетентность, связанная со способностью (и умениями) к обновлению компетенций. Поэтому в стандарте введено понятие УУД.

Появление современного образовательного стандарта это ответ на вызов времени.

Построение учебного процесса в современной школе меняет роли и характер современного взаимодействия его участников. Характер взаимодействия участников учебного процесса отражается в принципах сотрудничества. К числу основополагающих относятся: демократичность (свобода выбора, равноправие, личностный характер отношений); открытость (отказ от традиционного ролевого взаимодействия, свобода критики); альтернативность (множественность содержаний и способов деятельности); диалогичность (полилогичность); рефлексивность (осознание целей, содержания, способов деятельности и характера взаимодействия). В такой среде достигается понимание и признание ученика.

Иными становятся роли участников образовательного процесса. Первоначально школьники погружаются в деятельность, где выступают в роли ее активного субъекта, а педагог в роли организатора коммуникаций. Одним из важнейших условий, которые моделируют учитель, является создание для учащихся затруднений в осуществляемой деятельности. Возникающая потребность в преодолении затруднений выводит ученика (вначале с помощью педагога, а затем самостоятельно) в рефлексию, где осуществляется анализ деятельности до затруднения, затем поиск причин возникшей трудности, проблематизация прошлой деятельности и изменение нормы деятельности. Школьник в данном случае выступает в роли субъекта деятельности в отличие от традиционной образовательной среды, где он играл роль объекта. В этих условиях педагог становится носителем современного педагогического мышления и принципов педагогики сотрудничества, способный к проектированию и перепроектированию учебного процесса. Педагог выступает в ролях - участника проектной деятельности учащихся, разработчика или исполнителя образовательных проектов, проектировщика учебных курсов, эксперта учебной деятельности учащихся, организатора педагогической поддержки учащихся в ходе процесса обучения, тьютера.

Во «фгосовском» уроке выделяют несколько наиболее важных особенностей.

Необходимым требованием к уроку является умение учителя обеспечить мотивацию учения, т.е. вызывать у учащихся интерес к содержанию и методам работы, создать на занятии творческую, эмоциональную атмосферу.

Подлинный интерес к уроку, эмоциональное отношение к изучаемому создаётся не только путём приведения яркого материала, но и путём создания проблемной ситуации, постановки интересной учебно-познавательной задачи, путём стимулирования личностного отношения учащихся к изучаемым фактам.

Изменились подходы к целеполаганию.

Главная особенность ФГОС - повышенное внимание к результатам образования. Все эти результаты заданы в деятельностной форме, а значит, для их достижения необходимо осуществление деятельностного подхода к обучению. Поэтому, цель следует определить как ожидаемый результат обучения, складывающийся из описания поведения (действий), которые должен продемонстрировать ученик, чтобы подтвердить свою компетентность в изучаемом вопросе. Заданные цели обучения - критерий для отбора содержания учебной работы школьников, используемых источников информации и методов обучения. Упражнения, контрольные вопросы, итоговые задания можно применять или составлять только тогда, когда заданы ожидаемые результаты обучения.

Цель - образ ожидаемого результата, который может быть получен в конкретных условиях и за определённое время.

Цель обучения определена, если её формулировка позволяет ответить на вопросы:

  • что сможет делать учащийся;
  • при каких условиях он это сможет делать;
  • каковы критерии оценки деятельности учащегося?

Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.

Цели - определяют содержание обучения, диктуют деятельностный подход к обучению, внимание к мотивам, к развитию личностных качеств учащихся.

Способы постановки целей урока:

  • через содержание
  • через деятельность учителя
  • через   учебную   деятельность   школьников  

Цели должны быть:

  • Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
  • Конкретные.
  • Понятные.
  • Осознанные.
  • Описывающие желаемый результат.
  • Реальные.
  • Побудительные (побуждать к действию).
  • Точные.

Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».

Формулировка целей направлена на:

а) получаемые обучающимися на уроке знания - «учащийся сможет
назвать...»,  «учащийся сможет показывать...»;

б) способность действовать (умения и навыки) - «учащийся сможет
проанализировать...», «учащийся сможет сравнить, сопоставить...»,
«учащийся сможет выбрать модель защиты собственной точки зрения,
выступить рецензентом, оппонентом...»;

в) ценностные изменения в субъекте деятельности - «учащиеся сможет
задуматься о... и выразить своё отношение к...».

Одним из условий создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результаты. Условия обучения рефлексии:

- о поощрение фиксации знания о незнании;

- о внедрение идеологии сомнения и критики;

- о внедрение идеологии знаковости,

- о приучение учащихся усматривать за формой содержание («умение создавать знак есть отличительный признак умных, талантливых, творческих личностей»);

- о внедрение идеологии плюрализма разных позиций.

Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Домашняя работа - одна из форм внеурочной учебной деятельности обучающихся. Она заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности и является одним из важных средств подготовки учащихся к активному самообразованию. Учитель должен предоставить обучающимся возможность выбора домашнего задания.

В основе ФГОС 00 лежит системно-деятельностный подход, который предполагает развитие обучающихся на основе УУД.

Мы переходим от парадигмы унитарного, строевого образования к развивающему образованию, в котором возможны варианты программ и индивидуальные траектории развития личности. Найти такие варианты, «достать» каждого ученика, подобрать для него программу, которая соответствует способностям и интересам - в этом помогают информационные технологии.

Что такое образование? Образование это путь к достижению личного и профессионального успеха. Образование, прежде всего, должно научить человека решать неопределенные задачи и независимо мыслить.

Образование только тогда является фактором успеха, когда оно обеспечивает уникальную мобильность личности.