Практикум по химии
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Душак Ольга Михайловна

Папка содержит материалы, которые помогут организовать практическую часть по химии для детей с ограниченными возможностями здоровья и при дистанционной форме обучения

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В КУРСЕ ХИМИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Душак Ольга Михайловна

Краевое бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа дистанционного образования», г.  Железногорск,

Ключевые слова: новый ФГОС, планируемые результаты, химия, текущий контроль, микроумения

Аннотация: В статье описан опыт использования таких форм контроля как Лист обратной связи и Лист достижений планируемых результатов в курсе Химия 8-9 класс.

Деятельность учителя в рамках нового образовательного стандарта ориентирована на результат. Планируемый результат образования, прописанный в Федеральном государственном образовательном стандарте, является дифференцированным. Планируемые результаты освоения учебных программ приводятся в двух блоках: «Выпускник научится» (базовый уровень) и «Выпускник получит возможность научиться» (повышенный уровень). На сайте ФИПИ учитель и ученик может ознакомиться с измерительными материалами для итоговой аттестации обучающихся. Для качественного прохождения итоговой аттестации ученик должен овладеть системой понятий, предметных знаний и умений. Перед учителем встает задача по формированию этих знаний и умений, созданию системы оценивания достижения планируемых результатов в ходе текущего контроля. Изучив материалы нового ФГОС, методическую литературу, опыт коллег, я приступила к созданию собственной системы отслеживания результативности достижения планируемых результатов при изучении тем курса Химии 8-9 классов. За основу классификации я взяла систему, рассмотренную А.А.Кавериной с.н.с. Центра естественнонаучного образования Института стратегии развития образования РАО, к.п.н..

Для оценки достижения планируемых результатов необходимо разработать критерии. Критерии должны быть разработаны корректно, доступно и отражать поэтапное усвоение знаний и умений для создания комфортных условий приобретения ребенком познавательного опыта, его продвижения из зоны актуального развития в зону ближайшего развития и далее. В течение последнего учебного года мною были разработаны и апробированы алгоритмы выполнения заданий, листы обратной связи, листы достижений по некоторым раздела курса Химии в 8-9 классах.

В ходе учебного процесса, в начале изучения каждой темы, учащимся предлагается список понятий для итогового зачёта и критерии оценивания их учебных результатов в виде умений и микроумений, отраженные в Листах обратной связи и задания к ним. В ходе изучения темы результаты отмечаются в Листе достижений. Задания можно использовать и при изучении новой темы, и при закреплении, обобщении учебного материала. Например, в Разделе Многообразие химических реакций отрабатываются умения: составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена. Лист обратной связи, который получает ученик, содержит микроумения для поэтапного выполнения задания, которое тоже прилагается. Для оценки собственных результатов я предлагаю ученикам простую шкалу: Умею + Не умею -.

Задание №1 Составить формулы солей, используя значение валентности для металла и кислотного остатка; назвать вещества, написать уравнение диссоциации (текст задания приведен в виде фрагмента).

Кислоты

Металлы

Уравнение диссоциации одной соли

Ca

Na

Zn

Fe (II)

Fe (III)

HCl

Название

HNO3

Название

Лист обратной связи__________________________________________Ф.И.

Тема: Ионные уравнения БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ!

Я умею:                               ДАТЫ:

Зачет

Составлять формулы солей по валентности

Называть соли разных кислот

Писать уравнение диссоциации вещества

Критерии оценивания: Умею + Не умею -

Задание №2 Составить формулы предложенных веществ, определить класс, написать уравнения диссоциации этих веществ: хлорид калия, нитрат серебра, карбонат натрия, сульфат магния, нитрат свинца, сульфид калия, фосфат калия (текст задания приведен в виде фрагмента).

Лист обратной связи_________________________________________Ф.И.

Тема: Ионные уравнения БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ!

Я умею:                               ДАТЫ:

Зачет

Составлять формулы сложных веществ по валентности

Определять класс

Называть вещество

Писать уравнение диссоциации вещества

Критерии оценивания: Умею + Не умею -

Задание №3 Написать уравнения реакций обмена между предложенными парами веществ. Уравнять, составить полное и сокращенное ионные уравнения (текст задания приведен в виде фрагмента).

1 группа

  • хлорид калия и нитрат серебра
  • карбонат натрия и сульфат магния
  • нитрат свинца и сульфид калия
  • фосфат калия и хлорид алюминия

Лист обратной связи________________________________________Ф.И.

Тема: Ионные уравнения БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ!

Я умею:                              ДАТЫ:

Зачет

Писать продукты реакции обмена

Расставлять коэффициенты

Определять вещества, не подвергающиеся  диссоциации

Записывать полное ионное уравнение

Записывать сокращенное ионное уравнение

Критерии оценивания: Умею + Не умею -

После успешного выполнения заданий базового уровня ученик получает возможность выполнить задания повышенного уровня, который свидетельствует о сформированности умений применять полученные знания для решения учебных и учебно-практических задач в изменённой, нестандартной ситуации, а также умении систематизировать и обобщать полученные знания.

Например, при выполнении задания №3 на повышенном уровне, ученик может сформулировать вывод о том, в каком случае реакции ионного обмена протекают до конца. Используя Таблицу растворимости кислот, оснований и солей составить примеры молекулярных уравнений для данных сокращенных ионных: Ba2+  + SO42-   = BaSO4 ; CO3 2-   + 2H +   = H2O   + CO2  и т.п.

Такая организация учебного процесса показала ряд преимуществ: возможность индивидуальной траектории при усвоении темы, понятные ребенку и его родителям критерии оценивания результатов работы. В дальнейшем планируется продолжить работу над разработкой заданий и по другим разделам курса.

Библиографический список:

1. Каверина А.А. Химия. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.А.Каверина, Р.Г.Иванова, Д.Ю,Добротин; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с. – (Работаем по новым стандартам)



Предварительный просмотр:

8 класс Практическая работа по теме: Анализ почвы и воды

Опыт 1

Механический анализ почвы

В пробирку (или пузырек) поместите почву (столбик почвы должен быть 2—3 см). Прилейте дистиллированную воду (кипяченую), объем которой должен быть в 3 раза больше объема почвы.

Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1—2 мин, а затем вооружитесь лупой и наблюдайте за осаждением частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.

Опыт 2

Получение почвенного раствора и опыты с ним

Приготовьте бумажный фильтр (или из ваты, бинта), вставьте его в воронку, закрепленную в кольце штатива. Подставьте под воронку чистую сухую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).

Несколько капель этого раствора поместите на стеклянную пластинку и с помощью пинцета подержите ее над горелкой до выпаривания воды (просто оставить на батарее). Что наблюдаете? Объясните.

Возьмите две лакмусовые бумажки (красную и синюю) (если есть!), нанесите на них стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений:

1. После испарения воды на стекле ………..

2. Универсальная лакмусовая бумажка не изменит свой цвет если раствор нейтральный, станет красной, если он кислый, и синей если он щелочной.

Опыт 3

Определение прозрачности воды

Для опыта нужен прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр (высокий стакан) диаметром 2—2,5 см, высотой 30—35 см Можно использовать мерный цилиндр на 250 мл без пластмассовой подставки. УКАЖИТЕ РАЗМЕРЫ СВОЕГО СТАКАНА

Мы рекомендуем провести опыт сначала с дистиллированной водой, а затем с водой из водоема и сравнить результаты. Установите цилиндр на печатный текст и вливайте исследуемую воду, следя за тем, чтобы можно было читать через воду текст. Отметьте, на какой высоте вы не будете видеть шрифт. Измерьте высоты столбов воды линейкой. Сделайте выводы:

Измеренная высота называется уровнем видимости.

Если уровень видимости мал, значит водоем сильно загрязнён.

Опыт 4

Определение интенсивности запаха воды

Коническую колбу (баночку) наполните на 2/3 объема исследуемой водой, плотно закройте пробкой (желательно стеклянной) и сильно встряхните. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, пользуясь таблицей 8.

Воспользуйся таблицей 8 (стр. 183).

СДЕЛАЙТЕ ОБЩИЙ ВЫВОД



Предварительный просмотр:

Раздел V Экспериментальная химия

  • Выявлять при выполнении химического опыта признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции
  • Проводить опыты по распознаванию водных растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов

Понятия по теме:

Химическое явление (реакция), эксперимент, кислота, щелочь, признаки химической реакции, раствор, индикаторы

Признаки химической реакции:

Изменение цвета, появление запаха, выпадение или растворение осадка, выделение газа, выделение или поглощение тепла и света

Задание №1

Лист обратной связи__________________________________________Ф.И.

Тема: Экспериментальная химия. Признаки химических реакций

Я умею:                               ДАТЫ:

Зачет

Следовать правилам работы с веществами

Фиксировать изменения, происходящие с веществами в ходе опыта

Выявлять признаки химической реакции

Фиксировать наблюдения

Писать уравнение реакции в молекулярном виде

Формулировать вывод

Критерии оценивания: Умею + Не умею -

Задание: Откройте ссылку видеоопыта, посмотрите его внимательно, зафиксируйте наблюдения в таблице, составьте уравнения реакций, сформулируйте вывод: в каком случае мы наблюдаем протекание химической реакции.

Название опыта

Длительность ролика, электронный адрес

Признаки реакции

Уравнение реакции

1

Взаимодействие кислот с металлами

37 сек

https://www.youtube.com/watch?v=VD1IMVRt6KU&index=2&list=PLvobttysIwduG-onQ_0cDm-sJM9XY4zYm

2

Взаимодействие оксида меди и серной кислоты

41 сек

https://www.youtube.com/watch?v=frzou7o4WSU&list=PlvobttysIwduG-onQ_0cDm-sJM9XY4zYm&index=4

3

Горение серы в кислороде

1мин 42сек

https://www.youtube.com/watch?v=5nVtpd3xuD8

4

Получение нерастворимых оснований

37 сек

https://www.youtube.com/watch?v=sAFQ-vZ_060

Вывод:

Задание №2

Лист обратной связи__________________________________________Ф.И.

Тема: Экспериментальная химия. Определение растворов кислот и щелочей

Я умею:                               ДАТЫ:

12 мая

Зачет

Следовать правилам работы с веществами

Фиксировать изменения, происходящие с веществами в ходе опыта

Устанавливать в исследуемом растворе наличие кислоты или щелочи по соответствующему изменению окраски индикаторов: лакмуса, фенолфталеина, метилового оранжевого

Фиксировать наблюдения

Формулировать вывод

Критерии оценивания: Умею + Не умею -

Задание: Откройте ссылку видеоопыта, посмотрите его внимательно, зафиксируйте наблюдения в таблице, сформулируйте вывод: с помощью каких индикаторов можно распознать растворы кислот и щелочей.

Название опыта

Длительность ролика, электронный адрес

Признаки реакции

1

Действие кислот на индикаторы

1мин 25 сек

https://www.youtube.com/watch?v=NbyOVUNRNpU&list=PLvobttysIwduG-onQ_0cDm-sJM

2

Действие щелочей на индикаторы

49 сек

https://www.youtube.com/watch?v=wt-iPjzRsFc

Вывод:



Предварительный просмотр:

Список видеоопытов по химии (можно дополнять)

Название опыта

Длительность  ролика (мин)

Интернет-ссылка

1

Возгонка йода

2.38

http://www.youtube.com/watch?v=Qz7TKuNkn3c

2

Действие кислот на индикаторы

0.51

http://www.youtube.com/watch?v=NbyOVUNRNpU&list=PLvobttysIwduG-onQ_0cDm-sJM9XY4zYm 

3

Действие щелочей на индикаторы

0.50

http://www.youtube.com/watch?v=wt-iPjzRsFc 

4

Выделение газа – признак химической реакции. «Дым без огня»

0.55

http://www.youtube.com/watch?v=3_7UajGY-XE&index=17&list=PLvobttysIwduG-onQ_0cDm-sJM9XY4zYm 

5

Изменение цвета – признак химической реакции. Колебательная реакция Бриггса-Раушера.

1.20

http://www.youtube.com/watch?v=1o4GT0mZnCA&index=18&list=PLvobttysIwduG-onQ_0cDm-sJM9XY4zYm 

6

Распознавание растворов соляной кислоты, азотной кислоты, серной кислоты

2.02

http://www.youtube.com/watch?v=OQb7wF0uR00 

7

Закон сохранения массы веществ (Модель опыта Ломоносова)

0.54

http://www.youtube.com/watch?v=dER5nsJJPGk 

8

Получение и собирание кислорода

4.22

http://www.youtube.com/watch?v=CDbsbgWSG5U 

9

Получение сероводорода и изучение его свойств

1.33

http://www.youtube.com/watch?v=nxUjIucbBFc 

10

Свойства углекислого газа

1.23

http://www.youtube.com/watch?v=xFidUEuUNdU 

11

Взаимодействие натрия с водой

0.49

http://www.youtube.com/watch?v=BVh5AnpEG4E 

12

Растворение аммиака в воде

1.30

http://www.youtube.com/watch?v=WH27wEk5wB8 

13

Восстановление оксида меди (II) водородом (практическая работа)

0.38

http://www.youtube.com/watch?v=Lv6gWmsTJdA 

14

Взаимодействие кислот с металлами

0.37

http://www.youtube.com/watch?v=nqEuWiDRVjc 

15

Взаимодействие кислот с солями

0.42

http://www.youtube.com/watch?v=on8v5ORgl1k 

16

Взаимодействие серной кислоты (разб. и конц.) с металлами

1.11

http://www.youtube.com/watch?v=myUqILwfFMM 

17

Получение оксида и гидроксида меди

2.10

http://www.youtube.com/watch?v=YpdD6q92oXs 

18

Оксид меди и серная кислота

0.41

http://www.youtube.com/watch?v=CDbsbgWSG5U 

19

Взаимодействие уксусной кислоты с оксидом меди

0.56

http://www.youtube.com/watch?v=n7ZkdqUCEWw 

20

Взаимодействие уксусной кислоты с раствором щелочи

0.53

http://www.youtube.com/watch?v=QakGXCpZPWY 

21

Реакция нейтрализации

0.58

http://www.youtube.com/watch?v=4Tkm6XOS0vc&index=36&list=PL4E95374AEA52A425 

22

Взаимодействие уксусной кислоты с карбонатом натрия

0.31

http://www.youtube.com/watch?v=Zu_iWhPYmqQ 

23

Замораживание уксусной кислоты

0.54

http://www.youtube.com/watch?v=Cn6yInEMnAU 

24

Горение уксусной кислоты на воздухе

0.28

http://www.youtube.com/watch?v=hOCMhZHrzs0 

24

Горение меди в хлоре

0.37

http://www.youtube.com/watch?v=ZtvsdEk9RX8 

25

Горение серы в кислороде

1.42

http://www.youtube.com/watch?v=5nVtpd3xuD8 

26

Горение кальция на воздухе

1.51

http://www.youtube.com/watch?v=JmZKx-zCfGo&list=PLvobttysIwduG-onQ_0cDm-sJM9XY4zYm&index=10 

27

Горение магния на воздухе

1.06

http://www.youtube.com/watch?v=bHyuh1fCMRg 

28

Горение белого фосфора под водой

1.52

http://www.youtube.com/watch?v=tgYT3__E_Yw 

29

Получение нерастворимых оснований

0.37

http://www.youtube.com/watch?v=ma7mQS5Y0oc 

30

Свойства нерастворимых оснований

1.00

http://www.youtube.com/watch?v=4Tkm6XOS0vc&index=36&list=PL4E95374AEA52A425 

31

Получение и химические свойства амфотерных оснований

1.02

http://www.youtube.com/watch?v=quhuoffPbao 

32

Получение гидроксида железа (II) и изучение его свойств

2.04

http://www.youtube.com/watch?v=hLBSwoHS23s 

33

Гидролиз солей

2.48

http://www.youtube.com/watch?v=eU4dOXKEPwU 

34

Взаимодействие оксида углерода с известковой водой

1.28

http://www.youtube.com/watch?v=5jlDKwPAWD8 

35

Испытание веществ на электрическую проводимость

1.59

http://www.youtube.com/watch?v=vgkuWqHmG68 

36

Изменение диссоциации электролитов при различных температурах

0.41

http://www.youtube.com/watch?v=0ZifelG5QGo&index=2&list=PL88A64FE2644DA215 

37

Реакции ионного обмена, идущие с выделением газа

0.44

http://www.youtube.com/watch?v=5M7NEsN_mDg 

38

Реакции ионного обмена, идущие с образованием ярко - окрашенных солей

1.29

http://www.youtube.com/watch?v=xMkaAsP2Jq8 

39

Распознавание растворов карбоната натрия, хлорида натрия и сульфата натрия

1.33

http://www.youtube.com/watch?v=dYPnpj_5qEY&index=12&list=PL88A64FE2644DA215 

40

«Золотой дождь» (красивый опыт, но в начале реклама газводы)

3.17

http://www.youtube.com/watch?v=BTU6My1pE5M 

41

Установление качественного состава предельных углеводородов

2.06

http://www.youtube.com/watch?v=Y7Jhe9gL8N4 

42

Получение этилена и опыты с ним

2.28

http://www.youtube.com/watch?v=AvXNfNKICII 

43

Горение ацетилена

0.45

http://www.youtube.com/watch?v=2SIlryucnJ8 

44

Окисление этилового спирта оксидом меди (II)

1.37

http://www.youtube.com/watch?v=dQzZX2jYrS8 

45

Гидролиз мыла

1.17

http://www.youtube.com/watch?v=Q1kw0oOsihE 

46

Получение уксусноэтилового эфира

1.23

http://www.youtube.com/watch?v=jQOtqu_W-hI 

47

Окисление муравьиной кислоты раствором перманганата калия

1.20

http://www.youtube.com/watch?v=IRb7YRZiFZQ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум по химии в 9 классе "Гидролиз солей"

Предложенный план-конспект урока-практикума по химии 9 класс  "Гидролиз солей. Определение реакции среды при гидролизе соли" с использованием цифровой естественнонаучной лаборатории "Nova Архимед...

Календарно-тематическое планирование 10-й класс Практикум по химии О.С. Габриелян Часов 34

Программа разработанна на основе О.С. Габриелян. "Программа курса химии 8-11 класов. общеобразовательных учреждений."-М. "Дрофа", 2009.-78с....

Календарно-тематическое планирование 11-й класс Практикум по химии О.С. Габриелян Часов 34

Программа разработана на основе О.С. Габриелян "Программа курса химии 8-11 классов общеобразовательных учреждений".-М.;2009.-78с....

Учебное пособие "Лабораторный практикум по химии" для студентов 1 курса (специальности технического профиля)

Учебное пособие «Лабораторный практикум по химии» соответствует образовательному стандарту дисциплины «Химия» для специальностей технического профиля. «Практикум  по химии» предназначен для закре...

Практикум по химии

Распознавание ионов для обучающихся 10 классов...

программа практикума по химии "Занимательная химия"

Программа практикума расчитана на 1 ч в неделю для учащихся 8 класса....

Учебно-методическое пособие для студентов I и 2 курса обучения по всем специальностям. Практикум по химии

В учебно-методическом пособии приведены задания и вопросы по всем разделам курса химии. Задания и вопросы сгруппированы по модулям. Пособие предназначено для студентов 1 и 2 курса и может использовать...