Урок на тему "Кислород"
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему

Сметанникова Галина Петровна

Тема: " Кислород"                                

Технология критического мышления.   « Кластер»  Класс:   9А    

 Учитель: Сметанникова Г. П.

 

- Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

- Целевое назначение: Первичное усвоение новых предметных ЗУНов

- Результативность обучения: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кислород Химия 9 класс приложение

Слайд 2

Кислород как элемент. 1. Элемент кислород находится в VI группе, главной подгруппе, II периоде, порядковый номер №8, Ar = 1 6. 2. Строение атома: P 1 1 = 8; n 0 1 = 8; ē = 8 валентность II , степень окисления -2 (редко +2; +1; -1). 3. Входит в состав оксидов, оснований, солей, кислот, органических веществ, в том числе живых организмов- до 65% по массе. 02.05.17

Слайд 3

Кислород как элемент (продолжение). 4. В земной коре его 49% по массе, в гидросфере – 89 % по массе. 5. В составе воздуха (в виде простого вещества) – 20-21% по объёму. Состав воздуха: О 2 – 20-21 %; N 2 – 78 %; CO 2 – 0,03 %, остальное приходится на инертные газы, пары воды, примеси. 02.05.17 Кислород является самым распространённым элементом нашей планеты. По весу на его долю приходится примерно половина общей массы всех элементов земной коры.

Слайд 4

Физические свойства Газ - без цвета, вкуса и запаха; в 100 V H 2 O растворяется 3 V O 2 (н.у.); t  кип= -183  С; t  пл = -219  C ; d по воздуху = 1,1. При давлении 760 мм. рт.ст. и температуре – 183  С кислород сжижается 02.05.17

Слайд 5

Химические свойства С неметаллами C + O 2  CO 2 S + O 2  SO 2 2H 2 + O 2  2H 2 O 02.05.17 5 Со сложными веществами 4 FeS 2 + 11 O 2  2 Fe 2 O 3 + 8 SO 2 2H 2 S + 3O 2  2SO 2 + 2H 2 O CH 4 + 2O 2  CO 2 + 2H 2 O С металлами 2 Mg + O 2  2 MgO 2Cu + O 2 – t   2CuO Взаимодействие веществ с кислородом называется окислением. С кислородом реагируют все элементы, кроме Au , Pt , He , Ne и Ar , во всех реакциях (кроме взаимодействия со фтором) кислород - окислитель. 1. Неустойчив: O 3  O 2 + O 2. Сильный окислитель: 2KI + O 3 + H 2 O  2KOH + I 2 + O 2 Обесцвечивает красящие вещества, отражает УФ - лучи, уничтожает микроорганизмы.

Слайд 6

Способы получения Промышленный способ (перегонка жидкого воздуха). Лабораторный способ (разложение некоторых кислородосодержащих веществ) 2KClO 3 – t  ;MnO2  2KCl + 3O 2  2H 2 O 2 – MnO2  2H 2 O + O 2  Получение 3 O 2  2 O 3 Во время грозы (в природе), (в лаборатории) в озонаторе 02.05.17 6

Слайд 7

Способы получения кислорода (продолжение). перманганата калия при нагревании: 2KMnO 4 – t   K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2  Разложение этой соли идёт при нагревании её выше 200 0 С. Нагрев 2KMnO 4 Проверка собравшегося кислорода 02.05.17

Слайд 8

Способы собирания вытеснение воды вытеснение воздуха = 02.05.17

Слайд 9

Применение кислорода: Находит широкое применение в медицине и промышленности. При высотных полётах лётчиков снабжают специальными приборами с кислородом. При многих лёгочных и сердечных заболеваниях, а также при операциях дают вдыхать кислород из кислородных подушек. Кислородом в баллонах снабжают подводные лодки. Горение рыхлого горючего материала, пропитанного жидким кислородом, сопровождается взрывом, что даёт возможность применять кислород при взрывных работах. Жидкий кислород применяют в реактивных двигателях, в автогенной сварке и резке металлов, даже под водой. 02.05.17



Предварительный просмотр:

Тема: " Кислород"                                

Технология критического мышления.   « Кластер»                                    Класс:   9А                                          Дата:  

 Учитель: Сметанникова Г. П.

Типы урока:

- Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний 

- Целевое назначение: Первичное усвоение новых предметных ЗУНов

- Результативность обучения: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Дидактические задачи урока:

- Основные дидактические (обучающие) задачи урока Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность)

Овладение = усвоение + применение УУД в условиях решения учебных задач

- Содержание наблюдения: 1.Приемы обучения учащихся работе с источниками информации

2.Формы организации учебной деятельности школьников (фронтальная, парная, парная, групповая)

3.Приемы индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников (непосредственные и опосредованные с помощью пособий)

Организационные формы обучения: 

-формы обучения- групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава; 

-приемы обучения- организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски);

- содержание наблюдения - Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование между группами

Основные приемы: подводящий диалог, кластер, продуктивное чтение, взаимообучение, письменная самостоятельная работа, синквэйн

Методы- ОИ, проблемно-поисковый, исследовательский.

 Контроль- фронтальный,  взаимоконтроль ,самоконтроль, индивидуальный дифференцированный  

Компетентности:  умение работать с информацией способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию

Цели: В занимательной форме закрепить знания и умения учащихся по теме, обратить внимание на  вопросы, которые были недостаточно поняты.

  • 1. Углубить знания о роли кислорода , строении атома ,аллотропных  модификациях кислорода, видах  химической связи в них, прочности молекул, химических свойствах и способах получения  кислорода;

2. Содействовать развитию информационной, самообразовательной, коммуникативной и социальной компетенций учеников;

- развития и закрепления умений самостоятельной работы с  текстом, применять компьютерные  технологии,  делать анализ, сравнивать и обобщать, оформлять текст в виде таблицы;

  • способствовать процессу формирования  убежденности в необходимости изучения химии;
  • создать учащимся условия для совершенствования коммуникативных умений деятельности в составе группы, во взаимодействии с классом и индивидуально;

Задачи:1) закрепить  лабораторный способ получения кислорода; 2)изучить химические свойства кислорода  3) применение кислорода

-показать отрицательные последствия загрязнения окружающей среды, вырубки лесов, кислородного голодания для организма человека.

-показать отрицательные последствия озоновых дыр

Оборудование:

  • 1.Рабочие листы с заданиями для каждой группы. Рабочие тетради учащихся.
  • 2. Учебник
  • 3. Компьютер, проектор, экран.
  • 4. Электронная презентация Microsoft Office Power Point: « Круговорот кислорода в природе»

Требования к уровню подготовки:

Знать: 

-  о значении кислорода в атмосфере, при дыхании и фотосинтезе.

 -  способы получения кислорода.

Уметь:

  • Определять положение кислорода в ПСХЭМ.;
  • Определять   аллотропные  видоизменения;

-  Составлять схемы строения атома  кислорода;

- Записывать формулы оксидов металлов и неметаллов

- Записывать уравнения реакций кислорода с простыми и сложными веществами (в молекулярном и окислительно-восстановительном виде);

- анализировать собственные и чужие высказывания;

- объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Время

Деятельность

учителя

Деятельность

 ученика

Доска

и оборудование

1.Вызов. ( Мозговой штурм)

Целеполагание.

Приветствие. Класс разбивается на  группы

Излагает тему урока: «КИСЛОРОД»

Предлагает составить синквэйн:

  1. Кислород ( 2, 3, 4, 5- ?)

 Целеполагание - что вы знаете по этой теме?

1)Озвучивание алгоритма действий- составление кластера .

2)Помогает в постановке вопросов цели урока и задачи урока.

Готовятся к уроку. Распределение обязанностей в группе.

Записывают тему урока

-Прогноз  результата: уч-ся предлагают варианты ответа (входит в состав воздуха, образуется в процессе фотосинтеза, необходим для дыхания, химический символ, положение в ПСХЭМ)

1.Учащиеся в группах изучают определенную информацию- предлагают занести её в кластер.

2)Постановка цели- вопросы кластера:

-получение кислорода

-химические свойства кислорода

-применение кислорода

3) Формулирование основной задачи урока:

 -закрепить  лабораторный способ получения кислорода;

- изучить химические свойства кислорода  

-  изучить применение кислорода

 -показать отрицательные последствия загрязнения окружающей среды, вырубки лесов, кислородного голодания для организма человека. показать отрицательные последствия озоновых дыр

Оформление темы  урока, целей урока, задачи

( на доске  составляется кластер по теме)

2.Осмысление

Цель: поиск ответа на 3 вопроса:

  1. Химические свойства
  2. Применение
  3. Получение

 Приемы: взаимообучение.

  1. Раздаёт листы с информацией, изложенной в презентации по пунктам1,2,3, 4, 5.
  2. Учитель показывает опыты

- Способы получения

- Способы собирания

-Химические свойства

Делают выводы - поочередно отвечая на вопросы, поставленные на стадии вызова

1-Круговорот  кислорода в природе-стр 187 -учебник

2- Кислород как элемент: положение в ПСХЭМ, строение атома

3- Простое вещество- кислород, озон

4- Физические свойства кислорода

5- Применение кислорода

Продвижение по кластеру выписывают разными цветами основные понятия.

 

3.Рефлексия

1)Устная работа

2)Письменная работа с

заданиями. Работа в  группах . Взаимооценка. Самооценка

1) возвращаемся к кластеру

2)Раздача карточек.

 Индивидуальная  проверка правильности выполнения заданий. Контроль наличия затруднительных ситуаций.

Выдача ключей с ответами

 ПОМНИ!  Отдать электроны –  окислиться, взять –     восстановиться.

Подведение итога

1)Обсуждаем, по кластеру

 а затем 2)работают по парам  с карточками заданий №№ 1,2,3…

Запишите уравнения реакций взаимодействия :

1)серы с кислородом

2) кислорода с  алюминием.

3) кислорода с сероводородом

 Рассмотрите их сточки зрения окисления, восстановления- воспользуйся образцами электронного баланса .

4 Синквэйн

Учитель предлагает  первое слово:

1.Кислород.

2…-5? 

Учащиеся предлагают  свои варианты «Синквэйна»

2.Активный, биологически-значимый.

3.Содержится, образуется, окисляет.

4.Взаимодействие с кислородом- реакции горения.

5.Халькоген.

Синквэйн на экране

После ответов:

показ презентации: «Кислород»

5.Подведение  итогов урока

Выставление оценок

6.Домашнее задание

Д/З. П- 21.

№ 4,5,6

Комментарий

Можно использовать приём  « тонкие и толстые вопросы»- в виде таблицы…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...