Эффективность дистанционной формы обучения в подготовке учащихся.
статья по химии (8 класс) на тему

Шахова Екатерина Андреевна

Эффективность дистанционной формы обучения в подготовке учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность дистанционной формы обучения

в  подготовке учащихся.

Современный метод дистанционного обучения (ДО) посредством интернета стал логическим продолжением более ранних способов получения «удаленного» образования: заочного, корреспондентского, телевизионного и т.д. О нем много пишут, его рекламируют и называют достойной альтернативой "очному" обучению. Однако вопрос о его эффективности практически не освещается. А это очень важно. Дистанционную форму обучения называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционную форму обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Сопоставляя данные статей, можно заключить, что дистанционное обучение — это новая, специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения. Последние три компонента в дистанционной форме обучения обусловлены спецификой используемой технологической основы (например, только компьютерных телекоммуникаций, компьютерных телекоммуникаций в комплексе с печатными средствами, компакт-дисками, так называемой кейс-технологией, пр.).

 Преимущества дистанционного обучения.

Бесспорными преимуществами дистанционного обучения являются:

1. более высокая эффективность профессиональной подготовки по сравнению с вечерней и заочными формами обучения при более низкой стоимости образовательных услуг;

2. сокращение сроков обучения;

3. возможности параллельного обучения ;

4. независимость от географического расположения.

  1. ВИДЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Изначально, еще на заре становления ДО, было понятно, что несмотря на все преимущества дистанционного обучения, этот метод лишен тех главных факторов, которые обеспечивают (или могут обеспечивать) высокое качество обучения в традиционной ситуации классного или индивидуального образования: присутствие талантливого и харизматического педагога, способного развивать в ученике интерес к предмету, увлечь его, побудить к осмыслению и решению проблем, а также поддерживать в нем высокую самооценку и уверенность в своих силах.

Очевидно, что все это наверняка отсутствует в обучении по переписке и – с очень большой долей вероятности – в телевизионных уроках. Но такое положение вещей считалось нормальными издержками метода, платой за возможность учиться на расстоянии и без особых затрат. Появление технологий обеспечило более широкие возможности подачи материала и большее удобство применения метода.

Современное дистанционное образование представлено двумя видами:

  • синхронное - занятия осуществляются в реальном времени. То есть, в назначенное время студент (или группа студентов) "встречаются" он-лайн с педагогом, который читает лекции, отвечает на возникшие вопросы студентов и задает встречные вопросы, позволяющие проверить уровень усвоения материала. Как правило, виртуальные занятия ведутся с помощью интернета и веб-камер.
  • асинхронное - классический вариант ДО, в котором студенту высылается обучающий материал для самостоятельного изучения с последующей сдачей зачетов и экзаменов. При этом сдать зачеты студент может как очно, так и дистанционно.
  1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Не сложно догадаться, что синхронное дистанционное обучение, которое отличается от классического "очного" только способом взаимодействия педагога со студентами, по эффективности не уступает своему традиционному аналогу. Правда, здесь не приходится говорить о временной независимости, поскольку студент должен выходить в он-лайн в четко определенное время. Поэтому их трех перечисленных выше основных преимуществ дистанционного обучения (финансовая, временная и географическая доступность) "на лицо" только географическая независимость.

А вот эффективность асинхронного дистанционного обучения весьма сомнительна, поскольку здесь очень многое зависит от способности учащегося к обучаемости, уровня его подготовки, соответствия сложности выбранного курса возможностям учащегося, доступность поддержки и помощи со стороны педагога и др. Не стоит также забывать и о мотивации.

Опытные педагоги считают, что «…когда мотивация к учению очень низка, то можно, не рискуя ошибиться, предположить, что потенциальная успешность в учебе будет до какой-то степени снижена». Специфика асинхронного метода ДО в вопросе мотивации учения проявляется в отсутствии стандартных для традиционного обучения мотивирующих моментов, таких, как давление группы, знакомая ситуация обучения, социальные факторы и т.д.

Иными словами, эффективность асинхронного дистанционного обучения в большей степени зависит от самого учащегося: от его желания учиться и получать новые знания, умения самоорганизоваться и стремления к самосовершенствованию.

  1. ВЫВОД

Говоря об эффективности дистанционного обучения – и более широко: образования с помощью новых информационно-коммуникационных технологий, можно сделать однозначный вывод. Да, его можно считать достаточно эффективным, но только в том случае, если это метод синхронного обучения или у учащегося имеются достаточно сильные мотивации для самостоятельного изучения материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ. ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Обмен опытом  с педагогической общественностью  по использованию эффективных форм подготовки обучающихся 9-х классов к обязательному экзамену по русскому языку в форме ОГЭ. ...

Эффективные методы, формы организации деятельности учащихся способствующие приобретению новых знаний

Выбор метода зависит от многих условий: цели обучения; уровня подготовленности учащихся; возраста учащихся;времени, отведенного на изучение материала;оснащенности школы; теоретической и практической п...

Эффективные методы и формы подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена по математике в формате ОГЭ.

Эфективные методы и формы подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена по математике в формате ОГЭ....

Практическое пособие "Проверьте свою подготовку по орфографии" как эффективная форма привлечения учащихся к сотрудничеству

Правописание приставок, правописание сложных имен существительных и прилагательных, правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных....

Эффективные методы и формы подготовки учащихся к итоговой аттестации

Главная задача каждого преподавателя – не только дать обучающимся определенную сумму знаний, но и развивать у них интерес к учению, научить учиться....

Дистанционная форма подготовки учащихся к ГИА

Дистанционная форма подготовки учащихся к ГИА...