Разработка химической игры для 9-х классов по теме "Металлы"
методическая разработка (9 класс)

Додина Надежда Леонидовна

Цели:

 Образовательная: систематизация знаний и умений, обучающихся по теме «Металлы», способствовать усвоению обучающимися совокупности понятий, законов и теорий языка науки, сведений о конкретных веществах и химических реакциях.

Развивающая: развитие познавательной активности, развитие умений решать нестандартные задачи и ситуации, развитие навыков коллективной работы и культуры общения.

Воспитательная: расширение кругозора обучающихся, повышения мотивации к изучению химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторы: 1. Додина Надежда Леонидовна

               2. Сизова Алла Евгеньевна

Разработка внеклассного мероприятия:

Химическая игра для 9-х классов по теме «Металлы».

« Новогодние приключения Маши и Вити».

Цели:

 Образовательная: систематизация знаний и умений, обучающихся по теме «Металлы», способствовать усвоению обучающимися совокупности понятий, законов и теорий языка науки, сведений о конкретных веществах и химических реакциях.

Развивающая: развитие познавательной активности, развитие умений решать нестандартные задачи и ситуации, развитие навыков коллективной работы и культуры общения.

Воспитательная: расширение кругозора обучающихся, повышения мотивации к изучению химии.

Оборудование:

мультимедийный проектор, карточки с заданиями по каждому этапу.

электронная презентация (Приложение 1);

Новогодняя елка, украшенная  игрушками-поделками учащихся на химическую тему.

Реактивы: 6 комплектов номерных пробирок с растворами веществ ( хлорид натрия, сульфат магния, карбонат калия), растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида бария), чистые пробирки.

Сценарий проведения химической игры:

Учитель1: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые учителя. Мы рады вас видеть в нашей школе. С некоторыми из вас мы уже встречались на химической игре в 8 классе. Слайд 1

Учитель 2:Наша химическая игра проходит в канун наступающего Нового года. Поэтому мы решили провести ее в необычной форме.

Учитель 1: Каждый из нас, и дети, и взрослые немного верит в чудеса и в сказку. Вот и мы сегодня попробуем хоть ненадолго превратиться в сказочных героев и побывать в детской сказке.

Учитель 2: Не очень давно, во времена ваших пап и мам, на экранах телевизоров перед Новым годом показывалась детская музыкальная сказка «Новогодние приключения Маш и Вити». Может даже кто-то из вас ее видел.

Учитель 2: Так вот, в основе нашей химической игры, будет заложен сюжет этой замечательной сказки. А главными героями этой химической сказки станут, конечно же, Маша и Витя – учащиеся 11 класса, и вы, все, кто пришли сегодня к нам в гости. Слайд2

Учитель 1: Раз это все же игра, то должны быть определены лучшие. А поможет нам в этом разобраться и определить победителей уважаемое жюри. Давайте поприветствуем их:………..

Учитель 2: Сегодня очень трудно представить, что люди когда-то могли обходиться без металлов. Давайте представим на минуту, что металлы вдруг исчезли из употребления. Что откроется перед вами? Страшный, пустынный мир. С улиц исчезнут все машины,  не будут летать самолеты и мчаться по рельсам поезда. Вследствие разрушения всех подземных коммуникаций на улицах наших городов появятся ямы, провалы, трещины.

Учитель 1: Нет телевидения, радио, телефонов. Нет электричества – кругом воцаряется мрак и тишина. В руках женщины – каменная игла и каменный нож., а у мужчин – каменные топоры, деревянный лук. То есть мы снова вернемся к первобытному обществу. Поэтому эпиграфом к нашей сегодняшней игре мы взяли  слова Георга Агриколы:

«Человек не может обойтись металлов….

Если бы не было металлов, люди

Влачили бы самую омерзительную и

Жалкую жизнь среди диких зверей…»  

                                                           Георг Агрикола 1556г

Учитель 2: А теперь мы передаем слово нашим помощникам Маше и Вите.

Маша: Ребята, я хочу немного напомнить вам сюжет сказки. Маша и Витя готовятся к встрече Нового года.

Витя: Маша, как любая девочка, верит в чудеса и в сказку.

Маша: Витя, как технически подкованный мальчик, у которого папа кандидат технических наук, не верит в чудеса, а доверяет только науке. Между ними возникает спор. Для того, чтобы его разрешить, они подходят к деду Морозу. Слайд3(отрывок из фильма).

Витя: И так. Маша и Витя попадают в сказку, и отправляются на поиски пропавшей Снегурочки в Кощеево царство. Конечно же, на их пути встречается масса всяких трудностей и преград.

Маша: Но ведь вы, ребята, им поможете преодолеть эти преграды и испытания? Я вижу, как каждая  команда уже готова к бою. А чтобы лучше чувствовался командный дух, давайте возьмемся за руки участники каждой команды и скажем громко: «Мы – одна команда! Мы – самые умные! Мы – победим!»

Витя: Ну как настроение? К бою готовы? Хорошо. Начнем с того, что у каждой команды должно быть свое название. Поэтому сейчас вам предстоит это название для себя выбрать и заработать первые баллы.

Маша: Для этого я попрошу выйти по 1 участнику от каждой команды и получить свое задание. Так как наша химическая игра посвящается теме «Металлы»,  то вам необходимо определить о каком элементе идет речь. Правильно указанный металл и будет названием вашей команды. Каждая команда за правильно названный металл получает по 3 балла.

Слайд 4.

Задание 1.

1.В 1700 году Петр I заменил серебряные монеты на монеты из этого металла. Он входит в число жизненно важных микроэлементов, участвует в процессе фотосинтеза и усвоения растениями азота. С  помощью инструментов из  этого металла 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса, а в 19 веке статую свободы в Америке. По электропроводности он занимает второе место после серебра. Со временем изделия из этого металла покрываются темно-зеленой пленкой. В чистом виде этот метал – тягучий, вязкий, красного цвета. Внимание вопрос,  назовите металл? (Ответ: медь).

Слайд 5.

2. В древности некоторые народы ценили этот металл  больше, чем золото. Считается, что он  пришелец из космоса. Он  и воин, и труженик.  Он один из элементов жизни. Без него  человек слаб и немощен, и он  входит в состав крови. Этот металл  не образует самородков, как золото, поэтому в древние времена  был очень дорогим. В Древнем Риме из этого металла  изготовляли даже обручальные кольца. Внимание вопрос,  назовите металл?  (Ответ: железо).

Слайд 6.

3. Это самый «живой» и распространенный металл на Земле. Он есть в речной и морской воде, обнаружен в растительных и животных организмах. В организме каждого взрослого человека его более 1,5 кг. Но при его нехватке у человека начинаются тяжелые заболевания суставов и костей. Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: кальций)

Слайд 7.

4. Этот металл самый распространенный в земной коре, но из руды его выделили только примерно 150 лет назад, и в течение 60 последующих лет он был большой редкостью, и ценился дороже золота. В 1854году стоимость 1кг этого металла составляла 1200 рублей (в 270 раз дороже серебра), а в 1899году – 1рубль. Также известно, что у наследника русского царя была погремушка, сделанная из этого металла. Более 100 лет назад Н.Г.Чернышевский сказал, что этому металлу суждено великое будущее. Он оказался провидцем. В 20 веке этот металл стал основой многих конструкционных материалов. Какой  это  металл? (Ответ: алюминий).

Слайд 8.

5. Это был первый металл, который человек научился обрабатывать. Самые первые вещи из этого металла изготовлены в Египте примерно восемь тысяч лет назад. Шесть тысяч лет назад первыми начали изготавливать из этого металла и бронзы оружие и ювелирные изделия фракийцы, жившие на территории современной Болгарии, - на 1000 лет раньше жителей Месопотамии. До середины 50 – х годов 20 века считали, что этот металл – один из самых малополезных металлов. За всю историю человечества его добыто около 90 тыс. тонн. Не так уж много. Это очень пластичный металл. Из кусочка этого металла массой 1г можно получить проволоку длиной 800 метров или изготовить тонкий лист в 200 раз тоньше человеческого волоса. Какой это металл? (Ответ: золото).

Слайд 9.

6. С этим металлом связано происхождение некоторых слов. В Древней Руси мерой стоимости различных товаров  служили бруски этого металла. Если тот или иной предмет стоил дешевле, чем целый брусок, то от бруска отрубали куски соответствующего размера. Отрубленные части именовались рублями. От них и пошло название основной денежной единицы, принятой в нашей стране. Латинское название этого металла носит одно из государств в Южной Америке. Его соединения применяются в фотографии и для получения зеркальных поверхностей.  Что это за металл? (Ответ: серебро).

Учащиеся определяют металлы: Золото, медь, алюминий, железо, кальций, серебро.

Витя: Теперь каждая команда имеет свое название и окончательно готова дать отпор темным силам кощеева царства. Слайд 10.(отрывок из фильма)

Маша: А я вам предлагаю маленькую разминочку перед трудными препятствиями.

Витя: (с очень умным видом):  Без металлов немыслим уровень земной цивилизации, изделия из металлов и их сплавов окружают нас повсюду. Человеку известно более 90 металлов,  каждый из которых удивителен и интересен.

Маша: В период расцвета Александрийской химии основным объектом изучения являлись металлы. В этот период сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов соответствовала определенная планета.

Задание 2.

Витя: Назовите эти семь металлов и соответствующие им планеты. За это задание вы можете набрать 7 баллов.  (Слайд 11 - семь металлов)

  • Серебро – Луна
  • Ртуть – Меркурий
  • Медь – Венера
  • Золото – Солнце
  • Железо – Марс
  • Олово – Юпитер
  • Свинец – Сатурн

Маша: Итак, Маша и Витя воинственно идут по сказочному лесу. Вдруг неожиданно на их пути появляется команда помощников Кощея. (Слайд 12–отрывок из фильма)

Задание 3.

Витя: Маша, нам нечего бояться. Во-первых, мы знаем замечательные выражения, которые нам помогут. Во-вторых, у нас есть замечательные помощники – это вы, ребята. А, что это за выражения?...  Мы предлагаем командам расшифровать химические перевертыши. Максимальный балл за это задание: 5 баллов.

Слайд 7.

  • Разговор – ртуть, крик – платина. (Слово – серебро, молчание – золото).
  • Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо).
  • Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. ( Прошел огнь, воду и медные трубы).
  • Не та грязь, что тусклая. (Не то золото, что блестит).
  • Звери живут за неметалл. (Люди гибнут за металл).

Маша: Что ж, мы снова продолжаем свой путь по сказочному лесу в царство Кощея. Но неожиданно на их пути встречается избушка на курьих ножках с Бабой Ягой, которая решила погубить ребят и топит печку. (Слайд 13 – отрывок из фильма).

Витя: Поэтому вы должны помочь  Маше и Вите. А для этого вам необходимо выполнить следующее задание:

Задание 4.

В этих буквенных ребусах зашифрованы названия шести химических элементов. Разгадать названия элементов  вам помогут  их свойства. (Слайд 14), 6 баллов.

1.        Элемент, для которого известно 10 стабильных природных изотопов с массовыми числами от 112 до 124. (Олово.)

2.        Радиоактивный химический элемент, быстрораспадающийся изотоп которого имеет период полураспада 54 сек. (Астат.)

3.        Элемент, высший оксид которого применяют как катализатор в производстве серной кислоты. (Ванадий.)

4.        Химический элемент V группы периодической системы. (Висмут.)

5.        Щелочной металл. (Натрий.)

6.         Металл, составляющий основу многих сплавов для авиационной и ракетной техники, судостроения. (Титан.)

C:\Users\Asus\Desktop\img1.gif

Маша: Спасибо нашим участникам за помощь. Теперь мы можем двигаться дальше.

Витя: Но вот незадача. На пути ребят новое препятствие – Леший.  (Слайд 15 – отрывок из фильма).   Он хочет запутать Машу и Витю, сбить с пути, он похитил их путеводный уголек. Дорогие участники игры, вы должны помочь Маше и Вите. А для этого вам необходимо выполнить новое задание.

Задание 5: (Слайд 16)

Маша: Постарайтесь узнать героев рассказа, под именами которых зашифрованы вещества.

Расскажите, о каких химических превращениях идет речь? Напишите соответствующие химические реакции. (3 балла за героев рассказа и 6 баллов за уравнения реакций).

Приключение с господином Ферром

Уставший господин Ферр пришел домой. Не успел он стряхнуть с себя металлическую пыль, как неожиданно к нему влетел Кисли и предложил создать совместное предприятие. Зная его коварный нрав, Ферр категорически отказался вступать с ним в контакт, но тут явилась очаровательная Аква и настолько легко вошла в доверие к Ферру, притупив его бдительность и осторожность, что Ферр не заметил, как Кисли вместе с Аквой овладели ситуацией. Ферр стал покрываться бурым налетом и выпал в осадок. Так бы и пропал наивный Ферр, если бы на помощь не пришел Верный Газ, который заставил Ферра как следует прогреться, а затем постепенно восстановил его до прежнего состояния.

Маша: Маша и Витя продолжают свой путь. А на их пути появляется Яблонька и просит о помощи: (Слайд 17 – отрывок из фильма).

Витя: Ребята, помогите Маше и Вите. Давайте уберем лишние яблочки из таблицы и впишем туда правильные ответы. (Слайд 18). (7  баллов).

Задание 6:

Химическое название:

Формула:

Техническое название:

C:\Users\Asus\Desktop\яблоко 1.jpeg

К2СО3

C:\Users\Asus\Desktop\яблоко 3.jpeg

Гидроксид кальция

C:\Users\Asus\Desktop\яблоко 2.jpeg

C:\Users\Asus\Desktop\яблоко 3.jpeg

C:\Users\Asus\Desktop\яблоко 1.jpeg

C:\Users\Asus\Desktop\яблоко 2.jpeg

Негашеная известь

C:\Users\Asus\Desktop\яблоко 1.jpeg

NаНСО3

Пищевая сода

C:\Users\Asus\Desktop\яблоко 1.jpeg

C:\Users\Asus\Desktop\яблоко 2.jpeg

Горькая английская соль

Карбонат кальция

СаСО3

C:\Users\Asus\Desktop\яблоко 3.jpeg

Гидрокид натрия

C:\Users\Asus\Desktop\яблоко 2.jpeg

C:\Users\Asus\Desktop\яблоко 3.jpeg

C:\Users\Asus\Desktop\яблоко 1.jpeg

MgO

C:\Users\Asus\Desktop\яблоко 3.jpeg

 

Маша: Ну что ж, Маша и Витя продолжают свой путь. Но вот незадача! Кот Матвей поджидает ребят и готовит для них очередную пакость.( Слайд 18 – отрывок из фильма).

Витя: Но мы перехитрим Кота Матвея и запустим для него свою  мышку с длинным хвостиком химических превращений.  Я предлагаю вам помочь Маше и Вите и выполнить следующее задание.

Задание 7. 

Запишите уравнения реакций, укажите название неизвестного вещества Х. Последнее превращение запишите в ионном виде. (Слайд 20). (7 баллов)

1.C:\Users\Asus\Desktop\2814b.jpg         Na -  X   Na2SO4  BaSO4

2. C:\Users\Asus\Desktop\2814b.jpg         Са   X-  CаCI2-  AgCI

3. C:\Users\Asus\Desktop\2814b.jpg        Мg   X  Mg (NO3)2  Mg(OH)2

4. C:\Users\Asus\Desktop\2814b.jpg     Fe - X - Fe(OH)3 - Fe(NO3)3

5.C:\Users\Asus\Desktop\2814b.jpg       К  X   K2SO4 -- BaSO4

6. C:\Users\Asus\Desktop\2814b.jpg       AI   X AICI3   AgCI

Маша: С вашей помощью ребята мы одолели еще одно препятствие – козьни Кота Матвея. И теперь мы смело идем дальше.

Витя: Ой-ей-ей!  Посмотрите, Старичок-лесовичок просит помощи, он за сучок зацепился. (Слайд 21 – фрагмент из фильма).

Маша: Давайте поможем ему. А для этого выполните еще одно задание. Давайте распутаем ниточку Старичка – лесовичка, и тогда она приведет нас в царство Кощея.

 Задание 8: (Слайд 22)

Некий жилец второго подъезда пришел в гости в квартиру №8 поиграть в шахматы. Кто из них кому пешку не уступил или шах поставил – неизвестно. Но только они крупно провзаимодействовали, в результате чего жилец массой 0,8 г исчез, а вместо него образовалось 1,12 г его оксида. Определите, как звали пропавшего жильца, который любил ходить в гости?

Маша: Ура! Вот мы и в царстве Кощея. Осталось только найти Снегурочку.

Витя: Смотри Кощей. Только у него что-то с зубами. Давай поможем ему, а за это попросим у него отпустить Снегурочку. Маша, принеси мне целебный раствор.(Слайд 23 – отрывок из фильма).

Маша: Ой, Витя, я, кажется, забыла в какой баночке это лекарство. Давай попросим помощи у наших участников.

Задание 9: (Слайд 24)

Определите растворы веществ  поваренной соли, поташа и горькой английской соли,  данные под номерами 1,2.3. Запишите уравнения возможных реакций в ионном виде.

Витя: Кажется,  Кощею помогло наше лекарство и скоро Снегурочка будет свободна.

Слайд 25. Звучит финальная песня. Маша и Витя выводят Снегурочку. Снегурочка поздравляет всех с Новым годом. Жюри подводит итоги и награждает всех участников грамотами и подарками.

Используемые источники:

  1. http://festival.1september.ru/articles/510511/   Голева Эльвира Геннадьевна «Урок по химии. Обобщение по теме: «Металлы».
  2. Вальчук Р.А., Мартиросян И.Х. «Простые вещества – Металлы». Журнал «Химия. Все для учителя». Издательская Группа «Основа», 2011г., №9.
  3. Малькова Н.В. «Дидактический сундучок по теме «Металлы». Журнал «Химия. Все для учителя». Издательская Группа «Основа», 2011г., №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-игры для 2-х классов

Формирование элементарных коммуникативных навыков, закрепление лексического материала по темам: \'My family", "Professions" с помощью игровых приемов обучения. Повторение правил чтения....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА - ИГРЫ "Соревнование физиков 7 класса"

 Настоящая методическая разработка посвящена нетрадиционной форме контроля знаний учащихся - уроку-игре. На уроках физики игра приобретает особенно большое значение, как писал Я. И. Перел...

Методическая разработка: Урок - игра для 5-6 классов "Математический поезд"

                                    Пояснительная запискаУрок - игра "Математический поезд" предн...

Разработка математической игры в 7-8 классах

Материал содержит сценарий проведения игры, презентацию. А так же таблицы для жюри и раздаточный материал. данный материал прошёл аппрбацию. Дети с большим интересом выполняли все задания....

Разработка интеллектуальной игры по химии "Химический бой" среди учащихся 8-11 классов

Игра предназначена для учащихся 8-11 классов средних общеобразовательных школ...

Методическая разработка деловой игры в 8-9 классах на тему:"Маркетинг в современной России"

Ведущая роль урока:экономика как предмет требует от уч-ся системного представления об окружающем мире, обеспечение системности обучения, овладение грамотой культуры делового человека.Планируемые образ...