Конспект урока химии в 10 классе по теме: "Полисахариды"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Трубникова Елена Евгеньевна

Конспект урока химии в 10 классе по теме: "Полисахариды" по программе О.С. Габриеляна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_polisahoridy.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Полисахариды.

Цель: Сравнение свойств и строения природных химических веществ – крахмала и целлюлозы.

Задачи:

Образовательные

- сформировать знания о строении, свойствах и применении природных химических веществ – крахмала и целлюлозы;

- сформировать умения проводить логическую связь между строением и свойствами веществ;

интегрировать химические и профессиональные знания с помощью химических опытов  (растворимость целлюлозы в органических растворителях).

Развивающие

- выработать умение строить логическую цепь рассуждений (теоретический анализ, прогнозирование свойств, составление плана экспериментальной проверки, формулирование выводов) при выполнении практических и теоретических заданий;

- создать условия для развития  речевых навыков, наблюдательности и умения делать выводы при ответах  на вопросы и выполнении химических опытов;

- продолжить формировать умение обобщать, делать выводы при прохождении каждого пункта плана;

- научить обучающихся основным этапам организации исследовательской деятельности (выбор темы, постановка проблемы, выполнение эксперимента, выводы).

Воспитательные

- способствовать выявлению сознательной дисциплинированности, четкости, ответственности и организованности при выполнении исследовательской работы;

- помочь обучающимся проявить желание учиться  с интересом, без принуждения путем вовлечения их в исследовательскую деятельность и применения дополнительного материала то теме.

Методы обучения:

- Использование ИКТ

-Метод иллюстрации -таблица «Полисахариды»

-Эвристическая беседа

-Проблемное изложение материала

- Частично – поисковый

- Элементы технологий критического мышления (кластеры, синквейн)

-Групповая и индивидуальная  форма обучения

-Метод нахождения причинно- следственных связей

- Исследовательский .(Лабораторная  работа). 

I. Организационный момент.

II.  Актуализация знаний. Постановка цели.

                           

                                                                    Белки, жиры и углеводы,                      

                                                                   Пройдут века, эпохи, годы, 

                                                                  К вам мы прикованы на век, 

                                                                 Без вас немыслим человек

Учитель: Какие вещества являются главными поставщиками энергии организму человека? ( Углеводы). Мы с вами продолжаем изучение углеводов.

 

I. Учитель: Ребята, давайте вспомним классификацию углеводов.

Для этого заполним с вами схему:

Углеводы

 1.Какие классы мы с вами изучили?

 2. Какой класс мы должны изучить сегодня с вами?

Учитель: Итак, сегодня мы должны изучить полисахариды.

Записывают тему урока: « Полисахариды, их строение, свойства и применение»

Каковы наши задачи на уроке?

(Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим важнейшие полисахариды: крахмал и целлюлозу. Сравним их по строению, физическим и химическим свойствам, вспомним из курса биологии о нахождении полисахаридов в природе, расширим ваши знания о применении крахмала и целлюлозы.)

III. Изучение нового материала

Сегодня наша задача сравнить  крахмал и целлюлозу

На столах у вас в папочках таблицы, заполнять которые вы будете при изучении  нового материала, возьмите их.

Давайте заполним первую строку таблицы - Нахождение в природе.

Нахождение в природе крахмала

-  Назовите продукты, содержащие крахмал (Ответы учащихся: картофель, хлеб, рис, мука и т.д.).

- Назовите процесс, в результате которого в листьях растений образуется глюкоза. (Фотосинтез).

-Кто может написать уравнение реакции фотосинтеза? (к доске)

Учитель: крахмал образуется в зелёных растениях при поглощении ими энергии солнечного света. В клетках, содержащих хлорофилл, из углекислого газа и воды синтезируется глюкоза, которая затем превращается в крахмал. Крахмал содержится в цитоплазме растительных клеток в виде зерен запасного питательного вещества.

Как выдумаете где больше содержится крахмала?

Картофельные клубни содержат крахмала около 20%, пшеничные и кукурузные зёрна – около 70%, а рисовые – до 80%.

Учитель: - Давайте вспомним из курса биологии, какие материалы содержат целлюлозу?

Учитель: целлюлоза, или клетчатка, входит в состав растений, образуя в них оболочки. Отсюда происходит и её название – от лат. Cellula, что значит – клетка. Целлюлоза придаёт растениям прочность и эластичность и является своеобразным скелетом растительных клеток.

Как вы думаете где больше содержится целлюлозы?  

Волокна хлопка содержат до 98% целлюлозы, волокна льна – до 80%, а в древесине – около 50%.

(Заполнение первой строки таблицы «нахождение целлюлозы в природе»)

II. Рассмотрим состав и строение крахмала и целлюлозы

-К какому классу относятся крахмал и целлюлоза?  

-Какой моносахарид  является основателем полисахаридов?  

-В результате, какой реакции образуется крахмал и целлюлоза?

( реакция поликонденсации).

-Кто запишет эту реакцию на доске?

- Назовите общую формулу крахмала  и целлюлозы.

Запишите её в таблицу.

1.Как вы думаете,  почему крахмал и целлюлоза имеют одинаковую формулу, но это разные вещества  и они имеют разные свойства? В чем причина?

Причина в разном строении.

III   Структурные звенья .

Учитель: Крахмал - природный полимер. Структурными звеньями макромолекул крахмала являются остатки молекул циклической

α-глюкозы. Макромолекулы крахмала неодинаковы по размерам: в них входит разное число структурных звеньев – от нескольких сотен до нескольких тысяч, поэтому неодинакова их молекулярная масса.

Учащиеся заполняют третью строку таблицы «структурное звено»

α-глюкоза

2.Давайте отметим структурное звено целлюлозы (3 строка таблицы  «структурное звено целлюлозы»).

3.Целлюлоза состоит из остатков β-глюкозы.

 4.А в чём отличие α- глюкозы от β- глюкозы?  

Учитель: Еще одно отличие - макромолекулы крахмала  являются смесью двух веществ: амилозы и амилопектина.

Амилоза имеет линейную структуру, она растворяется в воде. На её долю приходится 10-20%. У амилопектина структура разветвленная, в воде он не растворяется, а только набухает. На его долю приходится 80-90%.

Учитель: Целлюлоза, как и крахмал, является природным полимером.

 Но целлюлоза имеет только   линейную структуру.

Это объясняет то, что целлюлоза образует такие волокнистые материалы, как хлопок, лён и т.д. В природных волоконцах макромолекулы целлюлозы располагаются в одном направлении, т.е. ориентированы вдоль оси волокна

IV      Рассмотрим физические свойства крахмала  и целлюлозы

Физические свойства Что это?

Проведем опыты, характеризующие физические свойства крахмала .

Лабораторный опыт:

1. Растворить крахмал в холодной воде.

Что увидели? ( крахмал нерастворим в холодной воде)

2. Попробуйте растворить в горячей воде. Что увидели? ( в горячей воде образует клейстер)

Заполняют 4 строку таблицы «физические свойства»

белый порошок, без запаха, нерастворимый в холодной воде, в горячей воде образует клейстер.

Рассмотрим физические свойства целлюлозы. Попробуем их описать.

Агрегатное состояние? белое твёрдое вещество (демонстрация ваты),

Лабораторный опыт:

1. Растворить целлюлозу  в холодной воде.

Что увидели?( целлюлоза нерастворима в холодной воде)

Заполняют 4 строку таблицы «физические свойства»

Целлюлоза: белое твёрдое вещество, без запаха, нерастворимое в  воде и обычных растворителях.

V.Переходим к изучению химических свойств крахмала.

Учитель: крахмал сравнительно легко подвергается гидролизу.

Что такое гидролиз?

Запишите реакцию гидролиза крахмала  на доске

(C6H10O5)n + nH2O -  (C6H12O6)n

1.гидролиз целлюлозы

(C6H10O5)n + nH2O -  (C6H12O6)n

2.Целлюлоза легко горит с образованием углекислого газа и воды. Поэтому природные объекты с её высоким содержанием, например, древесина, используются как топливо.

 (C6H10O5)n +  O2 →CO2 +  H2O + Q

Учащиеся заполняют пятую строку таблицы «химические свойства» 

Мы с вами рассмотрели  Нахождение в природе крахмала и целлюлозы Их строение и свойства. Что нам осталось с вами рассмотреть?

 Почему применение рассматривают в последнюю очередь?

Рассмотрим рис 73 стр 115. Применение крахмала. В каких областях крахмал нашёл широкое применение? (Ответы: пищевая, кондитерская, и др.)

Стр.114 рис 72 Применение целлюлозы.

Целлюлоза не усваивается организмов. В нашем организме нет ферментов ее расщеплять. Рассказать о пользе клетчатки.

VI. Закрепление изученного материала

В древности недобросовестные торговцы подмешивали в сметану муку, чтобы она становилась гуще. Обнаружить такой обман можно было очень легко. Для этого достаточно было капнуть маленькую капельку йода на сметану. И если продукт содержал крахмал, то йод приобретал синюю окраску.

Как называется такая реакция, которая позволяет распознавать вещества? (Качественная). 

Качественной  реакцией на крахмал является его взаимодействие с йодом. Этим свойством пользуются при определении крахмала в пищевых продуктах,  и сегодня я вам предлагаю провести исследовательскую работу по выявлению добросовестности производителей молочной продукции.

Для исследования мы возьмем продукты, в которых, по данным этикетки, производитель не добавлял крахмал.

Выполняют исследования согласно инструктивным карточкам.

  Обнаружение крахмала в продуктах питания.

Крахмал является запасным и питательным веществом клеток организма. Его недостаток вызывает серьезные изменения в организме человека. Восполнить недостаток могут продукты питания, содержащие крахмал. Можно ли в домашних условиях определить крахмал в пищевых продуктах? Для этого используется реактив йод, который продается в аптеке. Для исследования были взяты следующие образцы и испытаны реактивом йода. В исследуемых образцах в присутствии крахмала йод приобретает синее окрашивание. Результаты исследование представлены в таблице:

Образец

результат

Образец

результат

Сметана (производства Суджанский молочный комбинат)

Сметана (производства молочного комбината Авида)

Снежок (производства молочного комбината Авида)

Молочный питьевой напиток «Иммунели»

Творог вкуснотеево

Йогурт питьевой

 В результате, экспериментальным путем с помощью йода мы определили, что …….

    Итак, сегодня мы познакомились с очень важным и широко распространенным классом соединений – полисахаридами. Сейчас мы знаем о них гораздо больше, чем раньше.

И я предлагаю вам составить синквейн к слову  КРАХМАЛ

1-я строка – название синквейна.
2-я строка – два прилагательных.
3-я строка – три глагола.
4-я строка – фраза на тему синквейна.
5-я строка – существительное  

Тест-контроль (если останется время)

1.Молекулярная формула крахмала

а) С6Н12О6  б) С12Н22О11  в) (С6Н10О5)n  г) С2Н5ОН

2. При  гидролизе крахмала образуется:

а) фруктоза б) рибоза в) галактоза  г) глюкоза

3. Какой углевод не усваивается человеческим организмом

 а) целлюлоза     б) глюкоза    в) сахароза

4.  При гидролизе целлюлозы образуется

а) сахароза С12Н22О11      б) крахмал (С6Н10О5)n        в) глюкоза С6Н12О6

5. Вещество с наивысшим содержанием крахмала

   а) рис       б) мед       в) древесина

6. Для определения крахмала используется

 а) йодная настойка      б) этановая кислота       в)глицерин

7. Исключите лишнее понятие

а) этанол      б) крахмал       в) целлюлоза

VI. Подведение итогов урока.

V.Домашнее задание

Параграф 15, вопросы на стр. 116.+ сообщение на тему: «Модифицированный крахмал»

VI. Рефлексия.
 Я хочу вам напомнить известную притчу.
Везут три человека камни.

Что вы делаете?- спрашивают у них.

Везу эти проклятые камни, - злобно высказался первый.

На хлеб себе зарабатываю, - утомленно промолвил другой.

А я хочу построить храм, - так ответил третий, и лицо его посветлело.

Чем был для вас этот урок?

 Тяжелым трудом, который вызвал у вас усталость? (красный смайлик)

Вы работали ради отметки? (синий смайлик)

Может вы строили храм  Новых Знаний? (желтый смайлик)

  1. Заполни схему

Углеводы

Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы

Признаки сравнения

Полисахариды

Крахмал

Целлюлоза

Нахождение в природе

Состав (общая формула)

Структурное звено

Структура молекулы

Физические свойства

Химические свойства

Применение

Лабораторный опыт 1.

Физические свойства крахмала.

  А. Агрегатное состояние- ?  

  Б. цвет-?  

  В. запах-?

Ход работы 1. Растворить крахмал в холодной воде.

Что увидели? (крахмал ………… в холодной воде)

2.Попробуйте растворить в горячей воде. Что увидели? (клейстер)

Лабораторный опыт 2.

Физические свойства целлюлозы.

 A.агрегатное состояние-?

Б.цвет-?  

В.запах-?

Ход работы: Растворить целлюлозу  в холодной воде.

Что увидели? (целлюлоза ………… в холодной воде)

 

Исследовательская работа

Ход работы

1.Исследуемые  вещества в контейнерах

2.Добавить в контейнеры  по 1- 2 каплям раствора йода. Что увидели?  Результаты                          работы:

Исследуемый  продукт   продукт

           Наблюдаемая  реакция                  окраска

Содержание крахмала

1.

2.

                                     

Составить синквейн  (Крахмал)

1-я строка – название синквейна.
2-я строка – два прилагательных.
3-я строка – три глагола.
4-я строка – фраза на тему синквейна.
5-я строка – существительное

Тест-контроль

1.Молекулярная формула крахмала

а) С6Н12О6  б) С12Н22О11  в) (С6Н10О5)n  г) С2Н5ОН

2. При  гидролизе крахмала образуется:

а) фруктоза б) рибоза в) галактоза  г) глюкоза

3. Какой углевод не усваивается человеческим организмом

 а) целлюлоза     б) глюкоза    в) сахароза

4.  При гидролизе целлюлозы образуется

а) сахароза С12Н22О11      б) крахмал (С6Н10О5)n        в) глюкоза С6Н12О6

5. Вещество с наивысшим содержанием крахмала

   а) рис       б) мед       в) древесина

6. Для определения крахмала используется

 а) йодная настойка      б) этановая кислота       в)глицерин

7. Исключите лишнее понятие

а) этанол      б) крахмал       в) целлюлоза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии 8 класс

конспект урока  химии 8 класс...

Конспект урока химии 9 класс

Конспект урока  химии 9 класс...

Конспект урока химии 10 класс

Методическая разработка урока химии 10 класс...

план конспект урока химия 8 класс .Ковалентная связь.

урок в 8 классе по программе О.С.Габриеляна, задачи урока дать понятие ковалентной связи, отработать навыки составления схемы образования ковалентной связи...

Конспект урока химия 9 класс "Кремниевая кислота .Соли"

Кремниевая кислотаи её соли. Получение, свойства....

Конспект урока химии 9 класс по теме: "Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода"

Урок химии 9 класс по теме: "Кислород, общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода"...