Главные вкладки

    Сборник практических работ по химии 8-11 класс к учебнику О.С. Габриелян
    учебно-методический материал по химии (11 класс) на тему

    Канина Людмила Сергеевна

    В сборнике представлены практические работы для учащихся 8-11 классов. Материалы созданы к учебнику О.С. Габриелян.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon prakticheskie_raboty_po_himii_8-11_kl.doc712 КБ

    Предварительный просмотр:

    Практические работы по химии
    8 класс
    Практическая работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»

    Инструктаж по технике  безопасности.
    Лабораторное оборудование
    1. Устройство  и принцип работы лабораторного штатива (нарисовать штатив, обозначить его составные части)

    1. Чугунная подставка
    2. Стержень
    3. Муфта
    4. Лапка
    5. Кольцо

    2.Устройство  и принцип работы спиртовки (нарисовать спиртовку, обозначить её составные части)

    1.Сосуд

    1. Снять колпачок

    2.Фитиль

    2. Проверить плотно  ли прилегает диск к отверстию  сосуда

    3.Металлическая трубка  с диском

    3. Зажечь спиртовку  горящей спичкой (НЕЛЬЗЯ ЗАЖИГАТЬ СПИРТОВКУ ОТ ДРУГОЙ ГОРЯЩЕЙ СПИРТОВКИ!)

    4.Колпачёк

    4. Погасить спиртовку накрыв пламя колпачком.

    3.Посуда (нарисовать пробирки, колбы, химический стакан)
    4.Фильтрование:
    1. приготовить фильтровальную  бумагу;
    2. смочить фильтровальную  бумагу;
    3. вложить в воронку;
    4. жидкость наливают, по стеклянной палочке, направляя её на стенку воронки;
    5. фильтрат, стекает по  стенке стакана, а не в центр,  чтобы не выплёскивался.
    Найти в тексте определения  фильтрата, осадка и процесса фильтрования.

    Практическая работа № 2   «Наблюдения за горящей свечой»
    Опыт 1. Физические явления при горении свечи
         
    Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс (физический или химический) здесь имеет место?
         
    Возьмите тигельными щипцами изогнутую под прямым углом стеклянную трубку, один конец ее внесите в среднюю часть пламени, а другой опустите в пробирку. Что вы наблюдаете?
    1. Парафин тает. Это плавление — физический процесс.
    2. Стенки пробирки запотевают — это конденсация — физический процесс.
    Опыт 2. Обнаружение продуктов горения в пламени
         
    Возьмите тигельными щипцами кусочек жести (2x2 см) от консервной банки или предметное стекло, внесите в зону темного конуса горящей свечи и подержите 3—5 с. Быстро поднимите жесть (стекло), посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.
         
    Сухую пробирку закрепите в держателе, переверните вверх дном и подержите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.
       
    В ту же пробирку быстро прилейте 2—3 мл известковой воды. Что наблюдаете? Дайте объяснение.
    1. Появилось темное (черное) пятно — это сажа (углерод) образовавшийся при горении парафина.
    2. На стенках пробирки конденсируется влага. Это конденсируется вода, один из продуктов горения парафина.
    3. При приливании пробирку известковой воды она мутнеет:
    Это говорит о том, что вторым продуктом горения парафина является углекислый газ.
    Опыт 3. Влияние воздуха на горение свечи
         
    Вставьте стеклянную трубку с оттянутым концом в резиновую грушу, Сжимая ее рукой, продуйте в пламя горящей свечи воздух. Как изменилась яркость пламени?
         
    Прикрепите две свечи при помощи расплавленного парафина к картону (фанере, оргалиту). Зажгите их и накройте одну поллитровой банкой, другую — двухлитровой (можно взять химические стаканы различной вместимости). В каком случае свеча горит дольше? Почему?
    Запишите уравнения реакций горения, если вещества, из которых состоит свеча, имеют формулы С16Н34 и С17H36.
    1. Яркость пламени увеличилось, так как увеличился поток кислорода.
    2. Свеча в большей банке горит дольше, так как в ней больше кислорода.

    Практическая работа № 3 «Анализ почвы и воды»

    Опыт 1. Механический анализ почвы
         
    В пробирку поместите почву (столбик почвы должен быть 2—3 см). Прилейте дистиллированную воду, объем которой должен быть в 3 раза больше объема почвы.
       
    Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1—2 мин, а затем вооружитесь лупой и наблюдайте за осаждением частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.
       
    Сначала будут оседать более крупные и тяжелые частички песка и глины, затем более мелкие, но раствор еще очень долго будет мутным — самые мелкие частички находятся во взвешенном состоянии.
    Опыт 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним
         
    Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, закрепленную в кольце штатива. Подставьте под воронку чистую сухую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).
       
    Несколько капель этого раствора поместите на стеклянную пластинку и с помощью пинцета подержите ее над горелкой до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.
         
    Возьмите две лакмусовые бумажки (красную и синюю), нанесите на них стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.
    1. После испарения воды на стекле останется белый налет, это смесь веществ, растворившихся в воде во время перемешивания.
    2. Универсальная лакмусовая бумажка не изменит свой цвет если раствор нейтральный, станет красной, если он кислый, и синей если он щелочной.

    Опыт 3. Определение прозрачности воды
    Для опыта нужен прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2—2,5 см, высотой 30—35 см Можно использовать мерный цилиндр на 250 мл без пластмассовой подставки.
    Рекомендуется провести опыт сначала с дистиллированной водой, а затем с водой из водоема и сравнить результаты. Установите цилиндр на печатный текст и вливайте исследуемую воду, следя за тем, чтобы можно было читать через воду текст. Отметьте, на какой высоте вы не будете видеть шрифт. Измерьте высоты столбов воды линейкой. Сделайте выводы.
    Измеренная высота называется уровнем видимости.
    Если уровень видимости мал, значит водоем сильно загрязнён.

    Опыт 4. Определение интенсивности запаха воды
    Коническую колбу наполните на 2/3 объема исследуемой водой, плотно закройте пробкой (желательно стеклянной) и сильно встряхните. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, пользуясь таблицей 8.
    Воспользуйся таблицей № 8 (стр. 183).

    Практическая работа № 4   «Признаки химических реакций»

    Опыт 1. Прокаливание медной проволоки и взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой
       
    Зажгите спиртовку. Возьмите тигельными щипцами медную проволоку и внесите ее в пламя. Через некоторое время выньте проволоку из пламени и счистите с нее образовавшийся черный налет на лист бумаги. Опыт повторите несколько раз. Поместите полученный черный налет в пробирку и прилейте в нее раствор серной кислоты. Подогрейте смесь. Что наблюдаете?
         
    Образовалось ли новое вещество при накаливании меди? Запишите уравнение химической реакции и определите ее тип по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Образовалось ли новое вещество при взаимодействии оксида меди (II) с серной кислотой? Определите тип реакции по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции и запишите ее уравнение.
    1. При прокаливании медной проволоки медь окислятся и образуется черный оксид меди (II). Это реакция соединения.
    2. Образовавшийся оксид меди (II) растворяется в серной кислоте, раствор становится голубого цвета, образуется сульфат меди (II):
    Это реакция обмена.

    Опыт 2. Взаимодействие мрамора с кислотой
         
    Положите в небольшой стакан 1—2 кусочка мрамора. Прилейте в стакан столько соляной кислоты, чтобы ею покрылись кусочки. Зажгите лучинку и внесите ее в стакан.
         
    Образовались ли новые вещества при взаимодействии мрамора с кислотой? Какие признаки химических реакций вы наблюдали? Запишите уравнение химической реакции и укажите ее тип по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.
    1. Мрамор растворился в соляной кислоте, произошла химическая реакция:

    Опыт 3. Взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия
         
    В пробирку налейте 2 мл раствора хлорида железа (III), а затем несколько капель раствора роданида калия KSCN — соли кислоты HSCN, с кислотным остатком SCN-.
       
    Какими признаками сопровождается эта реакция? Запишите ее уравнение и тип реакции по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.
    Раствор стал ярко-красным, образовался роданид железа (III). Это реакция обмена.

    Опыт 4. Взаимодействие карбоната натрия с хлоридом кальция
       
    В пробирку налейте 2 мл раствора карбоната натрия. Затем добавьте несколько капель раствора хлорида кальция. Что наблюдаете? Запишите уравнение химической реакции и укажите ее тип по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.
       
    Наблюдается выделение белого кристаллического осадка сульфата бария. Это реакция обмена.

    Практическая работа № 5   «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе»  

    Отмерьте мерным цилиндром 50 мл дистиллированной воды и влейте ее в коническую колбочку емкостью 100 мл.

    Чайную ложку сахарного песка (или два кусочка) взвесьте на лабораторных весах, затем поместите его в колбочку с водой и перемешивайте стеклянной палочкой до полного растворения.

    Теперь приступайте к расчетной части. Вначале рассчитайте массовую долю сахара в растворе. Необходимые данные у вас есть: масса сахара, объем воды, плотность воды примите равной 1 г/мл.

    Вы также сможете рассчитать, сколько молекул сахара содержится в полученном растворе, используя известные вам соотношения:

                                            9 класс

    Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений»

         Проведите реакции, в которых осуществляются предложенные ниже химические превращения (по вариантам).
         Составьте уравнения соответствующих реакций. Реакции ионного обмена запишите также в ионной форме.
    Вариант 1.

    Проведем следующие превращения:

    Вариант 2.

    Вариант 3.

    Вариант 3.

    Практическая работа № 2 «Получение и свойства соединений металлов»

    Задание 1
       
    В математике действует правило — «от перемены мест слагаемых сумма не изменяется». Справедливо ли оно для химии? Проверьте это на примере следующего опыта.
       
    Получите гидроксид алюминия по реакции обмена и докажите его амфотерный характер. Для этого вы можете использовать реакцию, уравнение которой
           Проведите эту реакцию в двух вариантах, используя в каждом варианте одинаковые объемы исходных веществ: сначала к раствору одного из исходных веществ (реагенту) прибавляйте по каплям раствор другого реагента, затем поменяйте последовательность введения в реакцию реагентов. Наблюдайте, в каком случае выпадет осадок, а в каком — нет.
       
    Объясните результаты и запишите уравнения проведенных реакций в молекулярной и ионной формах.

    Задание 2
         
    Проведите реакции, подтверждающие качественный состав хлорида кальция. Запишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

    Задание 3
    Осуществите превращения согласно следующей схеме1:
    1 Для осуществления второго превращения используйте хлорную воду.

    Напишите уравнения соответствующих реакций и рассмотрите их с позиций окисления-восстановления. Проведите качественные реакции, подтверждающие наличие продуктов реакций. Запишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

    Задание 4

    Получите сульфат железа (II) не менее чем тремя способами. Уравнения реакций ионного обмена запишите в ионной и молекулярной формах, а реакции замещения рассмотрите с позиций окисления-восстановления.

    Задание 5

    Проведите реакции, подтверждающие качественный состав сульфата железа (II). Запишите уравнения соответствующих реакций в молекулярной и ионной формах.

    Практическая работа № 3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ»

    В выданных вам трех пробирках (варианты 1, 2 или 3) содержатся твердые вещества, а в трех других (вариант 4) растворы веществ.

    Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из выданных вам веществ. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.

    После этой части работы выполните одну-две экспериментальные задачи из следующего перечня (по указанию учителя).
    Вариант 1
    а) гидроксид натрия;
    б) карбонат калия;
    в) хлорид бария.
    Вариант 2

    а) карбонат кальция;
    б) сульфат натрия;
    в) хлорид калия.
    Вариант 3
    а) нитрат бария;
    б) сульфат натрия;
    в) карбонат кальция.
    Вариант 4
    а) хлорид натрия;
    б) хлорид алюминия;
    в) хлорид железа (III).
    Задача 1.
    Докажите опытным путем, что железный купорос, образец которого вам выдан, содержит примесь сульфата железа (III). Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.
    Задача 2.
    Получите оксид железа (III), исходя из хлорида железа (III). Напишите уравнения соответствующих реакций, а уравнение реакции с участием электролита и в ионном виде.
    Задача 3.
    Получите раствор алюмината натрия, исходя из хлорида алюминия. Запишите уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном видах.
    Задача 4.
    Получите сульфат железа (II), исходя из железа. Запишите уравнения проделанных реакций и разберите окислительно-восстановительные процессы.

    Практическая работа № 4 Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»
    Задача 1.
    Проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Напишите уравнения реакций.

    Задача 2. В пробирку поместите 1—2 гранулы цинка и прилейте в нее около 1 мл разбавленной серной кислоты. Что вы наблюдаете? Напишите уравнение реакции и рассмотрите окислительно-восстановительные процессы.

    Задача 3. Налейте в две пробирки раствор сульфида натрия. Прилейте в одну из них хлорную воду, а в другую — бромную воду. Что вы наблюдаете? Объясните свои наблюдения. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.

    Хлорная и бромная вода — окислители, поэтому в обеих пробирках сульфид окислится до серы. Растворы обесцвечиваются.

    Задача 4. Вам выданы три пробирки с растворами. Определите, в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.

    Задача 5. Определите, содержит ли поваренная соль примесь сульфатов. Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.

    Задача 6. С помощью характерных реакций установите, является выданная вам соль сульфатом, иодидом или хлоридом. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.

    Задача 7. Исходя из оксида меди (II), получите раствор сульфата меди (II) и выделите из него кристаллический медный купорос. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.

    Задача 8. Вам выданы три пробирки с растворами сульфата, сульфита и сульфида натрия. Определите с помощью только одного реактива, в какой пробирке находится каждое из веществ. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.

    Практическая работа № 5 Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода»
    Задача 1.
    Проведите реакции, с помощью которых можно доказать, что выданное вам в закрытых сосудах вещество является:
    а) хлоридом аммония;
    б) карбонатом натрия;

    в) нитратом аммония;
    г) нашатырным спиртом;
    д) карбонатом кальция;
    е) силикатом натрия.
    Напишите уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном видах.

    Задача 2. Докажите опытным путем, что сульфат аммония и нитрат аммония нельзя смешивать с известью перед внесением этих удобрений в почву, и объясните почему. Напишите уравнения реакций.

    Задача 3. Докажите опытным путем, что:
    а) в состав хлорида аммония входят ионы NH4+ и Cl-;
    б) в состав сульфата аммония входят ионы NH4+ и SO42-.
    Напишите уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном видах.

    Задача 4. Получите аммиак из следующих солей:
    а) хлорида аммония;
    б) сульфата аммония;
    в) нитрата аммония.
    Напишите уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном видах.

    Задача 5. Проведите реакции, которые выражаются сокращенными ионными уравнениями. Напишите уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном видах.

    Задача 6. В четырех пробирках вам выданы кристаллические вещества: сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.

    Практическая работа № 6 «Получение, собирание и распознавание газов»

    Вариант 1.
    Опыт 1. Получение, собирание и распознавание водорода
       
    Соберите прибор для получения газов и проверьте его на герметичность. В пробирку положите 1—2 гранулы цинка и прилейте в нее 1—2 мл соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой (см. рис. 43) и наденьте на кончик трубки еще одну пробирку. Подождите некоторое время, чтобы пробирка заполнилась выделяющимся газом.
       
    Снимите пробирку с водородом и, не переворачивая ее, поднесите к горящей спиртовке. Если водород взрывается с глухим хлопком, то он чистый, а если с «лающим» звуком, значит, водород собран в смеси с воздухом («гремучий газ»). 
         
    Вопросы и задания
    1. Что происходит при взаимодействии цинка с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
    2. Рассмотрите записанную реакцию с точки зрения процессов окисления-восстановления.
    3. Опишите физические свойства водорода, непосредственно наблюдаемые при проведении опыта.
    4. Опишите, как можно распознать водород.

    Опыт 2. Получение, собирание и распознавание аммиака

    Соберите прибор, как показано на рисунке 113, и проверьте его на герметичность.

    В фарфоровую чашку насыпьте хлорид аммония и гидроксид кальция объемом по одной ложечке для сжигания веществ. Смесь перемешайте стеклянной палочкой и высыпьте в сухую пробирку. Закройте ее пробкой и укрепите в лапке штатива (обратите внимание на наклон пробирки относительно отверстия!). На газоотводную трубку наденьте сухую пробирку для собирания аммиака.

    Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция прогрейте сначала всю (2—3 движения пламени), а затем в том месте, где находится смесь.

    Для обнаружения аммиака поднесите к отверстию перевернутой вверх дном пробирки влажную фенолфталеиновую бумажку.

    Прекратите нагревание смеси. Пробирку, в которой собран аммиак, снимите с газоотводной трубки. Конец газоотводной трубки сразу же закройте кусочком мокрой ваты.

    Немедленно закройте отверстие снятой пробирки большим пальцем и опустите в сосуд с водой. Палец отнимите только под водой. Что вы наблюдаете? Почему вода поднялась в пробирке? Закройте пальцем отверстие пробирки под водой и выньте ее из сосуда. Добавьте в пробирку 2—3 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете?

    Проведите аналогичную реакцию между растворами щелочи и соли аммония при нагревании. Поднесите к отверстию пробирки влажную индикаторную бумажку. Что наблюдаете?

    Вопросы и задания
    1. Что происходит при взаимодействии хлорида аммония и гидроксида кальция? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
    2. Опишите физические свойства аммиака, непосредственно наблюдаемые в опыте.
    3. Опишите не менее двух способов распознавания аммиака.

    Вариант 2.
    Опыт 1. Получение, собирание и распознавание кислорода

    Соберите прибор, как показано на рисунке 114, и проверьте его на герметичность. В пробирку насыпьте примерно на ¼ ее объема перманганата калия KMnO4 и у отверстия пробирки положите рыхлый комочек ваты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Укрепите пробирку в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки доходил почти до дна сосуда, в котором будет собираться кислород. Наличие кислорода в сосуде проверьте тлеющей лучинкой.

    Вопросы и задания
    1. Что происходит при нагревании перманганата калия? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
    2. Рассмотрите записанную реакцию с точки зрения процессов окисления-восстановления.
    3. Опишите физические свойства кислорода, непосредственно наблюдаемые в опыте.
    4. Опишите, как вы распознавали кислород.

    Опыт 2. Получение, собирание и распознавание оксида углерода (IV)
       
    В пробирку поместите несколько кусочков мела или мрамора и прилейте 1—2 мл разбавленной соляной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку, в которой находится 2—3 мл известковой воды.
       
    Несколько минут наблюдайте, как через известковую воду проходят пузырьки газа.
    Вопросы и задания
    1. Что происходит при взаимодействии мела или мрамора с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
    2. Рассмотрите проведенную реакцию в свете теории электролитической диссоциации.
    3. Опишите физические свойства оксида углерода (IV), непосредственно наблюдаемые в опыте.
    4. Опишите, как вы распознавали оксид углерода (IV).
    Эта реакция является качественной на углекислый газ.

                                         11 класс

    Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов»

    Вариант 1. Получение, собирание и распознавание водорода
         
    Получите, соберите, распознайте водород и проделайте опыты, характеризующие его свойства. Составьте уравнения соответствующих реакций.
         В пробирку налили немного соляной кислоты и опустили гранулу цинка. Пробирку закрыли пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустили в другую пробирку, перевернутую вверх дном. Наблюдаем выделение пузырьков газа водорода. Спустя некоторое время вторую пробирку перевернули и поднесли осторожно горящую лучину. Водород сгорает, на стенках пробирки конденсируется вода.

    Вариант 2. Получение, собирание и распознавание кислорода
     
     Получите, соберите, распознайте кислород и проделайте опыты, подтверждающие его химические свойства. Запишите уравнения соответствующих реакций.
       
    В пробирку насыпали немного перманганата калия, внутрь положили комочек ваты и закрыли ее пробкой с газоотводной трубкой. Затем укрепили пробирку на штативе так, чтобы конец трубки доходил до дна стакана, в котором будет собираться кислород. Нагрели пробирку, собрали полный стакан кислорода (полноту стакана проверяем по тлеющей лучине, она вспыхивает) и закрыли стакан картоном.

    Вариант 3. Получение, собирание и распознавание углекислого газа
       
     Получите, соберите, распознайте углекислый газ и проделайте опыты, подтверждающие его химические свойства. Запишите уравнения соответствующих реакций. Взяли кусок угля, раскалили его в пламени горелки и опустили его в сосуд с кислородом, он загорелся желто-синим пламенем.

    Вариант 4. Получение, собирание и распознавание этилена
        В пробирку, снабженную газоотводной трубкой, поместили смесь, состоящую из одной части безводного ацетата натрия и двух частей гидроксида натрия (безводного). Пробирку закрепили на штативе горизонтально и нагрели. Выделяющийся газ пропустили в отдельные пробирки с бромом и раствором перманганата калия. Растворы не изменяют своей окраски. Подожгли газ, выделяющийся из трубки, он горит синим несветящимся пламенем. В пробирку поместили немного концентрированной серной кислоты


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое планирование по химии в 8 классе к учебнику О.С. Габриелян

    Календарно-тематическое планирование содержит распределение часов по темам, разделам, указано количество контрольных работ, практических работ и лабораторных опытов....

    Рабочая программа для учащихся по химии в 9 классе по учебнику О.С. Габриелян. Базовый уровень.

    Представлена рабочая программа с пояснительной запиской, подробной структурой курса химии 9 класса, требования к знаниям выпускников, ценностно-смысловые ориентиры курса....

    Рабочая программа для учащихся по химии в 11 классе по учебнику О.С. Габриелян. Профильный уровень.

    Представлена рабочая программа по химии в 11 классе профильный уровень учебник О.С. Габриелян. Дано подробное тематическое планирование уроков....

    Рабочая программа для учащихся по химии в 11 классе по учебнику О.С. Габриелян. Базовый уровень.

    Представлена рабочая программа курса химии 11 класса к учебнику О.С. Габриелян. Базовый уровень. Дано подробное тематическое планирование уроков....

    Рабочая программа по химии для 10 класса к учебнику О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев и др., 2013г (профильный уровень).

    Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по химии по учебнику О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин "Химия-10"(профильный уровень), 2013 г....

    Рабочая программа по химии для 11 класса к учебнику О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова 2012г (профильный уровень)

    Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по химии для 11 класса к учебнику О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова ( профильный уровень), 2012 г....