Разработка урока по химии "Реакции разложения", 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Урок составлен  с учетом требований ФГОС ООО. Урок  с использованием проектной технологии.  Автор: УМК О.С. Габриелян     Тема урока: «Реакции разложения»  Тип урока: Урок открытия новых знаний. Форма урока: комбинированный. Методы  обучения: частично-поисковый, проблемный, исследовательский и активные методы  обучения (кластер, синквейн)

Основные этапы  урока открытия новых знаний

I.Организационный.  Психологический настрой класса.

II. Актуализация ранее полученных знаний и умений.

III.Формирование новых знаний и умений.

- Мотивационный момент

-Постановка цели и задач урока

IV. Открытие новых знаний и умений

V. Физкультминутка

VI. Первичное закрепление знаний

VII.Самооценка

VII.Домашняя работа в трех уровнях

Итог урока. Рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_reaktsii_razlozheniya.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1» Актанышского района  Республики Татарстан

 

Химия

8 класс

Урок на основе ФГОС

«Реакции разложения»,  8 класс

Технология: технология развития критического мышления, системно-деятельностный подход.

Методы обучения: активные методы обучения (кластер, синквейн, проблемное обучение, использование компьютерной презентации)

Валиева Эльвира Фанисовна

 Валиева Эльвира Фанисовна, учитель химии высшей квалификационной категории МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1» Актанышского района   Республики Татарстан

Урок на основе ФГОС

«Реакции разложения»,  8 класс

Технологическая карта урока

Предмет: Химия

Класс: 8 класс

Базовый учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013. – 286 с.

Тема урока:  Реакции разложения.

Задачи урока:

Личностные:

     1) развитие  целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню научных знаний и общественной практики,

     2)  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, 

     3)  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,  готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

     4)   развитие коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные:

     1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;

     2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

     3) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

     4) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

     5) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

     6) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

     7) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих  мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической речью;

     8) развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

Предметные:

1) закрепить и расширить знания учащихся о химических реакциях, их признаках и условиях протекания;

2) познакомить с реакциями разложения и начать формировать умение составлять уравнения химических реакций;

3) продолжить отрабатывать умение учащихся расставлять коэффициенты;

4) в ходе лабораторной работы ознакомить учащихся с действием фермента каталазы на пероксид водорода.

5) закрепить умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты.

5) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире;

6) приобретение опыта использования различных  методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

Тип урока:  урок открытия новых знаний

Форма урока: комбинированный

Формы работы учащихся: индивидуальная,   групповая.

Условия обеспечения учебной деятельности:

УМК: О.С. Габриелян

Технология: технология развития критического мышления, системно-деятельностный подход.

Методы обучения: активные методы обучения (кластер, синквейн, проблемное обучение, использование компьютерной презентации)

Реактивы:

- штатив с пробирками, 3% раствор пероксида водорода, марганцовка (кристаллическая);

- картофель сырой и варёный;

- мясо сырое и варёное.

Оборудование: подносы, пробирки, держалка, плоскодонная колба, тлеющая лучинка.

Материально-техническое обеспечение:

- электронный учебник  по химии издательства «Дрофа», 8 класс;

- навигатор. Методическое пособие к линии учебников «Химия 8-9 классы» О.С. Габриеляна

- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, Internet;

- карточки с изображением солнца, солнца за тучей и туч (для психологического   настроя класса);

- инструктивные карточки для  лабораторной работы;

- оценочные листы для самооценки;

- таблички с основными терминами: катализатор, фермент, пероксидаза, каталаза, денатурация;

- таблица "Белки. Уровни организации белковой молекулы";

- рисунки красных,  желтых, зеленых яблок  (для рефлексии).

Ход урока

I. Организационный.  Психологический настрой класса.

      Слайды 1, 2. 

Учитель: К  вам на урок  пришла вот  с таким настроением (показываю изображение солнца) и принесла  с собой  Солнышко! А у вас какое  настроение? На ваших столах лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и туч. Покажите,  свое настроение. Прекрасно,   хорошим и радостным настроением мы начинаем наш урок химии (на столах символы)           

II. Актуализация ранее полученных знаний и умений.

      Сегодня вам предстоит участвовать на  необычном уроке химии. Химия – это самая интересная наука на свете. Она полна разных тайн и чудес. А люди, знающие химию волшебники. Мы и станем  с вами волшебниками. Мы начинаем  разминку.

Какой сегодня день недели?

Какие явления Вы знаете?

Плавление сливочного масла, это какое явление?

Скисание молока?

Образование ржавчины на гвозде?

Кто открыл закон сохранения массы веществ?

Назовите вашего учителя химии?   Спасибо.  Молодцы!

Мотивационный момент.

       Вам алхимики (вот 8 Г классу) отправили письмо. Это письмо волшебное. А почему? Видите надпись? Нет. А может здесь засекречена, какая то информация? А какая информация?  Может наша сегодняшняя тема? ….

        Письмо пришло с приложением. Ребята Вы любите получать посылки? Она необычная, а полна с химическими реактивами. Все содержимое посылки на этом подносе.  Пероксид водорода,  лучинка,  марганцовка. Раз алхимики отправили  такие реактивы, нам остается с Вами химичить. Согласны Вы?

         Берем раствор пероксид водорода, по другому называют перекисью водорода. Посмотрим, протекает ли реакция? Да, но очень медленно, нам не видно. Мы торопимся, нужно успеть получить «5» и «4».

Проблемная ситуация. 

          А может есть, какие то вещества, ускоряющие реакцию? Я Вам раскрою один секрет. В химии есть вещества,  которые ускоряют реакцию. Один из них на подносе -это марганцовка. В химии эти вещества называют катализаторами.

Слад 3. (Вещества, ускоряющие скорость химической реакции, сами при этом не входят в состав продукта,  не расходуются и не участвуют в реакциях). Запомнили слово «катализатор» (прикрепи магнитом новое понятие)

       Итак  колба с пероксидом водорода, куда мы аккуратно друзья с помощью  ложечки  опускаем  марганцовку  только очень осторожно, соблюдая правила ТБ. Что мы видим? (шипит, бурлит). Выделяется, какой газ?  А какой газ?   Давайте проверим  с помощью тлеющей лучинкой,  опускаем в колбу. Что творится? Она горит.  Красиво правда?   Почему горит? (Потому что кислород). Тушим и вновь опускаем в колбу, она горит. Мы с Вами  зажгли лучинку кислородом с помощью пероксида водорода. Прекрасно.

         Ребята, а еще  мы можем ускорить  нашу реакцию перемешиванием.

            У вас есть  в доме пероксид водорода? А где? (да, в аптечке). А для чего? (убивают инфекцию). Если у нас на ладони рана, а на рану капать раствором Н2О2? Что наблюдаем? (шипит).  А знаете почему? Потому что она выделяет кислород. А кислород  убивает микробы.  Еще, что остается на ладони?  Думаем. (влага, т. е. вода).

       Таким образом,   сколько веществ вступило  в реакцию? Взяли только одно вещество (какое?).  Сколько веществ образовалось?   А получили что? (кислород и  воду). Напомню, что  марганцовка только ускоритель реакции. Видите она осталось, не прореагировала.

     При каких условиях осуществляются реакции? (давайте вспомним сегодняшний важный термин, который  мы говорили в начале урока)

Слайд 4. Реакция.

        Из одного вещества получили сколько. Отсюда, какая и наша тема?  Подскажите мне сегодня, какая тема?  (реакции разложения). Правильна ли тема, проверяем. Напомню, что  в письме засекречено сегодняшняя тема нашего урока. Проверяем с помощью пульверизатора. (раствор фенолфталеина, пульверизатор,  щелочь). Тема нашего урока «Реакции разложения». Молодцы.

Слайд 5. Тема урока

III. Формирование новых знаний и умений.

Какую учебную задачу ставили?

IV. Открытие новых знаний и умений.

Выполнение задания учащимися

Слайд  6.  Ребята Вы видите на экране, что из одного сложного может образоваться насколько простых, или несколько сложных, или  одно простое и одно сложное вещество. Здесь вариантов очень много.

2HgO 2Hg + O2 ↑  

Сл. – Сл.+Пр.

Сл.- Пр.+Пр.

Сл.-Пр.+ Сл

      Химические реакции разложения - из сложного вещества образуется несколько простых или сложных веществ               

          Как Вы думаете, есть ли природные катализаторы? Из курса биологии Вы знаете.  Как их называют?  (ферменты - следующее новое понятие) Молодцы.

Слайд 7. Действительно, есть биокатализаторы, их называют ферментами.    Слайд 8. Сегодня вы проделаете опытным путем такую же реакцию (разложение пероксида водорода), но на живых тканях. Объектом исследования является наш любимый картофель. Но под воздействиемчего? (фермента). Ферменты в растительных клетках  называют – пероксидаза (следующее новое понятие) 

 Слайд 9. Приступаем к работе в группах. Перед вами инструктивная карточка лабораторной работы, таблицу Вы должны заполнить выводами и сдать в конце урока. Не забудьте писать фамилии.  Ставится отдельная оценка за лабораторную работу.

Лабораторная работа: «Реакция разложения  пероксид   водорода под воздействием фермента картофеля»

Оборудование, реактивы. Штатив лабораторный с пробирками, пипетки с метками на 1 мл; кусочки сырого и вареного картофеля; пероксид водорода (3%-ый раствор или 0,5%-ый раствор); лучинка; спички.

Цель опыта: с помощью опыта выясните наличие в клубнях картофеля ферментов, расщепляющих перекись водорода

Ход работы. В   первую пробирку помещают ломтики сырого картофеля, в вторую – вареного В каждую пробирку с помощью пипетки приливают 0,5 мл 3%-ного раствора пероксида водорода Н2О2.

Пронаблюдайте, что будет происходить в каждой из пробирок.

2.Составьте таблицу, показывающую активность каждой ткани.

№ пробирки

Содержимое

Что делаю?

Что наблюдаю?

№ 1

Ломтик сырого  картофеля

+ Н2О2  и опустить  тлеющую лучинку

№ 2

Ломтик вареного  картофеля

+ Н2О2 и опустить  тлеющую лучинку

Вывод: что наблюдали, объясните полученные результаты.

Наблюдения.

В пробирке с сырым картофелем под №1  будет наблюдаться бурное образование пузырьков («вскипание»).

В пробирке  с вареным картофелем под №2 пероксид водорода не расщеплается, пузырьки не выделяются. Почему?

Обсуждение результатов. Образование пузырьков в пробирке с сырым картофелем объясняется присутствием в клетках фермента пероксидазы – у растений (или каталазы – в мышцах), которые расщепляют перекись водорода до воды и кислорода. Молекулярный кислород выделяется в виде пузырьков. Наличие кислорода можно определить с помощью тлеющей лучинки, которая вспыхивает, если ее внести в пробирку с выделяющимися пузырьками.

       В пробирке с вареным картофелем пероксид водорода не расщепляется, т. к. при варке ферменты (вещества белковой природы) исчезают.

Слайд 10.      При варке происходит нарушение вторичной и  третичной структуры фермента – белка и утрата его каталитической активности. Это явление называется денатурацией. Самый известный случай при денатурации белка в быту – приготовление куриного яйца. Денатурация (новое понятие)

       Какой вывод, мы с Вами сделаем?

Слайд 11. В организме протекает несколько тысяч биохимических реакций. В результате этих реакций накапливается в организме пероксид водорода. Это соединение токсично для клеток, ядовит. Это вещество эффективно удаляют пероксидаза, если растительная клетка и каталаза, если животная клетка.  Пероксид водорода тотчас расщеплается до молекулярного кислорода и воды.

           Каталаза – один из наиболее быстроработающих ферментов. При 0 градусах С одна молекула каталазы разлагает в 1 с до 40000 молекул пероксида водорода.

         Сегодня сами опытным путем докажем  биологическую роль фермента каталазы в  живых организмах.

V. Физкультминутка.

       Давайте, чтобы в наших мышцах хорошо работали каталазы мы делаем с Вами физкультминутку.

     Я приглашаю к себе двоих, а вы двое еще двоих, а вы еще шестерых, и далее. Пригласите. Держитесь друг за друга. Сделаем  большой круг.  В считанные секунды получился вот такой большой круг. Вот с такой скоростью  атомы соединяются между собой. Не только атомы, но и мы нуждаемся друг в друга. Что главное в жизни – это сплоченность, дружба и понимание. (нас видят, мы имеем равный статус и все вовлечены в процесс обучения). У нас позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, равное участие, одновременное взаимодействие.

VI. Первичное закрепление знаний.

Слайд 12. Чтобы  закрепить знания предлагаю составить  1,2,3 группе кластер, а 4.5,6  группе синквейн. На столах 4,5,6 группы.

Слайд 13. Вспомним кластер. В центре – название темы, проблемы, вокруг неё суждения – крупные смысловые единицы, соединяющиеся с разнообразными аргументами, фактами, примерами.

VII. Самооценка. Слайд 14.

  • Если вы были внимательны и уверены в себе что все изученные вопросы усвоили, поставьте себе «5»
  • Если вы были внимательными, усвоили материал в целом, но на вопросы ответить можете, поставьте «4»
  • Кто сомневается, поставьте себе «3»

   Поднимите руку, кто поставил «5» «4»

VII.Домашняя работа:

Слайд 15. Запишем домашнюю работу. 

§  29; упр. 1 стр. 155;

Создать свой буклет, памятку о ферментах;

Домашняя лабораторная работа.

Итог урока. Рефлексия.   «Яблоня». Слайд 16.

     Ребята, еще одно пожелание. Чтоб узнать Ваши мнения о сегодняшнем уроке я нарисовала на доске две яблони.   На столе красные, желтые, зеленые яблоки. Разукрасьте мои деревья.

На уроке было комфортно и все понятно (красное яблоко)

На уроке немного затруднялся, но все понятно (желтое)

На уроке было трудно,  ничего не понятно (зеленое)

Опыт  «Вулкан».   Слайд 17.

         Ребята, подводя итог нашему уроку я желаю,  Вам, чтобы вы  жили не как затухающий  костер, а как вулкан, полной мощностью энергией. Умейте управлять ею. Это и будет ключом к успеху, здоровью, счастью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока алгебры в 7 классе по теме"Разложение многочлена на множители".

представлена методическая разработка урока - путешествия по теме "Разложение многочлена на множители" и призентация к нему....

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе по теме "Разложение многочлена на множители".

Представлена методическая разработка  урока алгебры в 7 классе ао теме "Рапзложение многочлена на множители" и призентация к нему....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе по теме "Разложение многочленов на множители способом вынесения общего множителя за скобки и способом группировки"

Урок закрепления и обобщения знаний и способов учебных действий. Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, по цепочке, фронтальная. В конце урока использован эффект незавершенного действия....

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе "Приёмы разложения на множители и раскрытия скобок при решении примеров".

Предлагаю методическую разработку урока алгебры (7 класс) по теме: «Приемы разложения на множители и раскрытия скобок», построенный по биоадекватной методике преподавания и комментарии к нему....

Методическая разработка урока по математике "Разложение числа на простые множители" для 6 класса

Урок математики в 6 классе по учебнику Мордковича А. Г. и Зубаревой И. И.Тема. Простые числа. Разложение числа на простые множители.Тема урока:  Разложение числа на простые множители.Тип урока: к...

Разработка урока по математике "Разложение числа на простые множители"

Разработка урока по математике "Разложение числа на простые множители"...