урок по теме "Серная кислота" 9 класс
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему

Титова Валентина Ивановна

Данный урок является  шестым по счету в разделе «Кислород и сера». При планировании урока были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся. Преподавание химии в 9-м классе, где был проведен анализируемый урок, ведется по программе Н.Н.Гара (2 ч в неделю), по учебнику Рудзитиса Г.Е.  «Химия.Неорганическая химия.Органическая.9класс».

 На уроке решались следующие цели и  задачи:

 Цель урока: на основе философской категории «интерпретация и доказательство»  создать условия для формирования учебной, коммуникативной компетенции через освоение знаний по составлению уравнений реакций, химических свойств и способа получения серной кислоты, продолжить  умение работать в микрогруппах, логически мыслить, что будет способствовать воспитанию моральных качеств личности.

Задачи:

Образовательные:

-           Систематизировать и обобщить, имеющиеся знания о строении молекулы серной кислоты, её физических и химических свойствах. Сообщить новые данные.

-           Познакомиться с правилами по технике безопасности во время работы с серной кислотой.

-           Рассмотреть области применения серной кислоты.

-           Вспомнить, какие реакции называются качественными.

Развивающие:

 - Развивать познавательный интерес учащихся. Развивать логическое мышление учащихся, внимание, память, речь.

 -Формировать умения исследовательской работы, через химический эксперимент;

   Воспитательные:

- Формировать научное мировоззрение.

-Воспитывать активность,  самостоятельность, интерес к предмету. Содействовать воспитанию у учащихся организованности, аккуратности при проведении эксперимента, умения организовать взаимопомощь при работе в группах.  

         Метапредметные:

-     умение выделять главное, сравнивать, обобщать, проводить аналогию;

-  развивать    способность к интерпретации.

Образовательные цели соответствуют требованиям программы, охватывают все содержание урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 423708.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

1. Открытый урок: « СЕРНАЯ КИСЛОТА». 9 класс.

ЦЕЛЬ.   Познакомить  учащихся   с   историей   открытия   кислоты,   с
индивидуальными химическими свойствами, с правилами техники безопасности
и областью применения кислоты, отшлифовывать навыки   химического
эксперимента у учащихся,способствывать развитию интереса к предмету,
уверенности в своих знаниях и умениях.

ОБОРУДОВАНИЕ.   Компьютер,   мультимедийный   проектор,   диск   с
компьютерной презентацией, к. серная кислота, ткань, сахарная пудра, свеча,
лучинка, листок бумаги с рисунком разбавленной кислоты, этанол, перманганат
калия, вода, три пронумерованные пробирки с растворами карбоната, хлорида,
сульфата натрия, соляная кислота, хлорид бария, нитрат серебра, халаты, очки,
резиновые перчатки.

ХОД УРОКА.

        1 слайд

1. Организационный момент. Приветствие

2. Мотивационный этап.

Объявляем цель урока и девиз.                    

3. Объяснение нового материала.

 2 слайд

       Используем игровой момент. Результат - тема урока.

                 Первое упоминание об этом веществе встречается у арабских и европейских  алхимиков.

                  Ее называли : 1) купоросное масло, 2) серное масло.

     3 слайд.

   Алхимик Андреас Либавий в 1595 г. Установил тождественность обоих веществ. Это   серная кислота.

    Задание классу - перечислить ее физические свойства.

          Кислота обладает всеми химическими свойствами кислот.

    Задание классу-  перечислить характерные химические свойства кислот.

                                        Они относятся к разбавленной серной кислоте. Но наибольший интерес

                                 вызывает   концентрированная   серная   кислота. Она   обладает   и

                              индивидуальными свойствами.

     4 слайд.

               Показать емкость с конц. кислотой, указав группу хранения.

                    (Показывать  с соблюдением правил ТБ).

     5 слайд.

    На обратной стороне емкости обязательно прочитать аннотацию.

               Опыт- растворение кислоты. (Показывает учитель, соблюдение правил ТБ).

     6 слайд.

И хорошо подходят слова сатирика николаевской эпохи Козьмы Пруткова

« Всегда держись начеку». Серная кислота- это особое вещество.

Показать опыты. (Опыты проводит учитель, соблюдая правила ТБ):

А) бесцветные чернила;

Б) обугливание ткани;

          В) обугливание сахарной пудрой ( вопрос классу- какой газ поднимает массу, запах      

          вызывает - ... );

          Г) возгорание свечи;

         Д) обугливание лучины.

     Вопрос классу: Что произойдет, если концентрированная кислота попадет на кожу рук, лица ...? Какую медицинскую помощь необходимо оказать?

    Показать аптечку.

  7 слайд.

Прав Дмитрий Иванович Менделеев «Опыт - единственно верный путь
спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории».


Вопрос классу: Какие правила ТБ необходимо соблюдать при работе с серной
кислотой и почему?

Кислота и ее соли имеют качественную реакцию


Ученический эксперимент? ( Под контролем учителя и соблюдением правил ТБ).


Задание. В пронумерованных пробирках находятся растворы сульфата натрия,
карбоната натрия, хлорида натрия. Определить каждое вещество? Оформить в
виде таблицы.
(8 слайд)

Очень долго серная кислота не находила применение. Но как только началось ее использование кислоту возвеличили.


9 слайд- применение кислоты.

Вывод: Серная кислота - хлеб химической промышленности.


Развлекательный момент - показ слайдов (10-18) и зачитываем сказку  о
кислоте. « Конкурс хвастовства.»

В заключении -межпредметная связь с биологией (схема по переливанию групп
крови..), аналогично показать переход степеней окисления серы.

Домашнее задание дифференцированное. Написать уравнения реакций и
разобрать ОВР: для слабых учеников - а,в; для средних -б,ж; для сильных - г,д,е.
Подведение итогов. Оценка активности учеников и слова благодарности за
работу на уроке, за помощь, оказанную вне урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....