Конспект урока "Аммиак"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Катаева Валентина Дмитриевна

Урок разработан с использованием ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_ammiak.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 Аммиак.  

ФИО (полностью)

 Катаева Валентина Дмитриевна

Место работы

 МБОУ «Ардатовская средняя общеобразовательная школа», Республика Мордовия.

Должность

Учитель химии и биологии

Предмет

химия

Класс

9

Тема   урока  

 Аммиак.  

Базовый учебник

Габриелян О.С. Химия 9 (Дрофа)2016г.

 Тип урока: урок формирования и закрепления новых знаний.

Цели урока:

- обучающие: раскрыть строение молекулы аммиака, повторив на ее примере ковалентную полярную связь; сформировать знания о физических, химических свойствах, получении, собирании и распознавании аммиака и солей аммония.


-развивающие: развивать мышление, память, речь, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы; совершенствовать навыки решения тестовых заданий; развивать познавательный интерес.


-воспитывающие: формировать мировоззрение учащихся, развить самостоятельность, чувство коллективизма и ответственность.


Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная. 

Планируемые результаты:

Предметные:

  Умения характеризовать аммиак (состав, строение, получение, физические и химические свойства);

 объяснять механизм образования четвертой ковалентной связи атома азота и показывать отличие его от обменного механизма образования ковалентной связи;

  объяснять основные свойства (обусловленные наличием в молекуле неподелённой электронной пары) и восстановительные свойства (вызванные минимальной степенью окисления азота) аммиака;

  записывать уравнения реакций, характеризующие способы получения и химические свойства аммиака и солей аммония;

  распознавать соли аммония, сопоставлять их с солями щелочных металлов;

  указывать области применения изучаемых веществ.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования.

Личностные УУД: умения соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять самоконтроль познавательной деятельности в процессе достижения результата.

Регулятивные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

Коммуникативные УУД: умение общаться с использованием монологической и диалогической речи.

Личностные:

творческое отношение к учебному труду.

Необходимое техническое оборудование: на столах учащихся компьютер; у учителя компьютер, проектор, экран; на демонстрационном столе: лабораторный штатив, стакан с водой, круглодонная колба с аммиаком (приготовленная заранее перед уроком), закрытая пробкой с вставленной в нее стеклянной трубкой; раствор фенолфталеина.

 



Этап урока


Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Приложения 1)


Деятельность учителя 

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)


Деятельность ученика


УУД


1


2


3


4


5


6


1.


Организационный момент

 


Приветствие, проверка готовности к уроку


Приветствие, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.


Коммуникативные УУД:

сотрудничество с учителем.


2.


Мотивационно-ориентировочный этап


 

   Тесты по теме: «Азот  простое вещество»

Модуль 1

ЭОР №1Аммиак. Строение молекулы.

http://fcior.edu.ru/card/12325/ammiak-stroenie-molekuly.html


Дает задания ученикам

Фронтально беседует с учащимися класса по вопросам кроссворда  

1. Явление, при котором одно вещество имеет разные модификации?

2. В ПСХЭ их 22. Элементы, расположенные в 4,5,6,7 группах. Что объединяет эти элементы?

3. Индикатор, который проявляет синий цвет в щелочной среде?

4. Вещество, которое ускоряет химическую реакцию, но само при этом не расходуется?

5. Элементы, в переводе с греческого означают «солеобразующие»?

6. Элементы, в переводе с греческого означает «рождающие руды».

Формулирует тему урока: «Аммиак. Соли аммония».

Записывает число, тему урока.

Для формулирования задач урока, предлагает учащимся заполнить таблицу  «Знаю-хочу знать».

Формулирует задачи урока:

1. Способы получения аммиака.

2. Физические свойства.

3. Химические свойства аммиака и его соединений.

4. Распознавание аммиака и его соединений.

5. Применение и меры защиты от его воздействия.

Рассказывает о строение молекулы, акцентирует внимание на химической связи.


 Учащиеся 1 варианта  выполняют на компьютере тесты по теме: «Азот  простое вещество»
учащиеcя 2 варианта отвечают на вопросы кроссворда, при необходимости делают записи на доске при заполнении таблицы.

Вместе формулируют тему урока.

При заполнении столбца таблицы «Знаю»

просматривают ЭОР №2.

Записывают состав и строение молекулы. Определяют тип химической связи.


Регулятивные УУД:

формулирование темы урока, постановка цели, задач, контроль знаний.

ПознавательныеУУД:

высказывают предположения на поставленные вопросы.


3.

Актуализация знаний.
Операционно-исполнительский этап.

Стадия осмысления.

Модуль 2

 ЭОР №2. Получение аммиака.

http://fcior.edu.ru/card/3832/laboratornaya-rabota-poluchenie-ammiaka-i-ego-svoystva.html


Рассказывает учащимся о важности соединений азота, а именно об аммиаке. Озвучивает необходимость знания строения молекул веществ для определения свойств этих соединений, а также практически получать, собирать и распознавать аммиак. Предлагает учащимся в ходе урока определить: где применяется аммиак.

Предлагает, просмотрев видеофрагмент, записать уравнение получения аммиака и описать его физические свойства.


Учащиеся слушают, смотрят видеофрагмент, обсуждают, составляют уравнение. Составляют в тетради опорный конспект.

Познавательные УУД:

умение на практике пользоваться логическими приёмами, объснения, решения проблем.

Личностные УУД:

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Регулятивные УУД:

умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

 


Введение новых знаний

 

Свойства аммиака и солей аммония.

Осмысление нового материала

Модуль 3,4


ЭОР №3,4. Физические и химические свойства аммиака.

http://fcior.edu.ru/card/213/fizicheskie-i-himicheskie-svoystva-ammiaka.html

http://fcior.edu.ru/card/213/fizicheskie-i-himicheskie-svoystva-ammiaka.html


Учитель дает задание учащимся просмотреть 1 слайд из ЭОР №3, проводитдемонстрационный эксперимент:растворимость аммиака в воде «фонтан» в колбе. Задает вопросы учащимися: 1) Почему аммиак хорошо растворим в воде? 2) Почему водный раствор аммиака окрашивает фенолфталеин в малиновый цвет? 
3)Как можно распознать аммиак?
Учитель объясняет образование между молекулами аммиака водородной связи.

Учитель дает задание просмотреть и прослушать 2 слайд из ЭОР. Обращает внимание учащихся на соли аммония. Химические свойства аммиака: записывают на доске уравнения реакций, составляют электронный баланс.
Показывает видеоролик «Горение аммиака в кислороде», «Аммиак восстанавливает металлы из их оксидов».

Химические свойства солей аммония.

Качественная реакция на NH4+.

 

Составление уравнений реакций на доске.

Проверка опорного конспекта.


Учащиеся смотрят и слушают материал из ЭОР, смотрят эксперимент, отвечают на вопросы учителя. Продолжают оформлять опорный конспект, работают у доски, составляют уравнения химических реакций.

Проверяют все вместе основные моменты опорного конспекта.

Познавательные УУД:

умение на практике пользоваться логическими приёмами, объснения, решения проблем.

Личностные УУД:

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Регулятивные УУД:

умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

Коммуникативные УУД:

умение общаться с использованием монологической о диалогической речи.

Личностные УУД:

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Регулятивные УУД:

умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.


6.

Закрепление.

 

 

Модуль 5

ЭОР №5. Применение аммиака.

http://fcior.edu.ru/card/11005/poluchenie-i-primenenie-ammiaka-soli-ammoniya.html

http://fcior.edu.ru/card/8526/testy-po-teme-ammiak-i-ego-svoystva-soli-ammoniya.html

ЭОР №6.  Тесты по теме: «Аммиак и его свойства. Соли аммония»


Применение аммиака и защита от воздействия аммиака.

Учитель дает задание выполнить тестирование по теме урока.


Учащиеся выполняют тест, выясняют уровень усвоения знаний по теме.

Личностные УУД:

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Регулятивные УУД:

умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

 

Рефлексия.

Задает вопросы учащимся:

Сегодня на уроке я узнал...

Я достиг (не достиг ) цели, потому что....

Что вы будете использовать в жизненной ситуации?

Учащиеся отвечают на вопросы

Коммуникативные УУД:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений.


7.


Домашнее задание.

 


Учитель записывает на доске и комментирует:§33, задание  1-8 , подготовиться к практической работе 4.


Учащиеся записывают задание в дневник.


1

 

 


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название

ресурса

Тип, вид

ресурса

Форма предъявления информации

(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

ФЦИОР

  

Модуль состоит из двух кадров, включающих текст, схему пространственного строения молекулы аммиака, сведения об открытии аммиака. В том числе, ученику предлагается познакомиться с строением молекулы аммиака путем просмотра и прослушивания озвученных формул.

 

 Иллюстрация, звукорядная анимация.

3 мин.

   

http://fcior.edu.ru/card/12325/ammiak-stroenie-molekuly.html

2

 

ФЦИОР

  

Модуль состоит из двух кадров, включающих видеоролики "Растворение аммиака в воде", "Испарение жидкого аммиака", Схему, показывающую химические свойства аммиака. В том числе, ученику предлагается познакомиться с физическими и химическими свойствами аммиака путем просмотра и прослушивания озвученных формул и видеороликов

 

 

Видеофрагмент

10 мин.

 http://fcior.edu.ru/card/213/fizicheskie-i-himicheskie-svoystva-ammiaka.html

3

ФЦИОР

  

Схему, показывающую химические свойства аммиака. В том числе, ученику предлагается познакомиться с физическими и химическими свойствами аммиака путем просмотра и прослушивания озвученных формул и видеороликов

 

 

Интерактивная схема

2 мин.

 

http://fcior.edu.ru/card/213/fizicheskie-i-himicheskie-svoystva-ammiaka.html

4

 ФЦИОР

  

Модуль включает модели приборов и веществ, необходимых для получения аммиака из смеси хлорида аммония и гашеной извести, инструкцию, указывающую порядок действий. Ученику предлагается нагреть реакционную смесь и проверить растворимость аммиака в воде, сфотографировать результаты, записать наблюдения в лабораторный журнал путем ввода с клавиатуры уравнений химических реакций и выводов

 

 Виртуальная лаборатория.

10 мин.

  http://fcior.edu.ru/card/3832/laboratornaya-rabota-poluchenie-ammiaka-i-ego-svoystva.html

5

 ФЦИОР

  

Модуль состоит из трех кадров, включающих схемы круговорота азота в природе, получения аммиака и свойств солей аммония. В том числе, ученику предлагается познакомиться с физическими и химическими свойствами солей аммония путем просмотра и прослушивания озвученных формул.

 

 

 

Интерактивная схема

5 мин.

 

http://fcior.edu.ru/card/11005/poluchenie-i-primenenie-ammiaka-soli-ammoniya.html

6

ФЦИОР

 

Тест вопросы: 2,4,5.

 

 

10 мин.

  http://fcior.edu.ru/card/8526/testy-po-teme-ammiak-i-ego-svoystva-soli-ammoniya.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...