Рабочая программы по химии 8 -9 класс
рабочая программа по химии (8, 9 класс) на тему

Беленков Сергей Константинович

Рабочая программа по химии 8 класс Рудзитис

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

По химии

8 класс

                                                                                                                                                               

2017год

Планируемые результаты изучения предмета «Химия-8»

Требования к уровню подготовки

В результате изучения химии ученик должен  

знать/понимать:

  • химическую  символику:  знаки  химических  элементов,  формулы  химических  веществ  и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная  масса,  молярный  объем,  химическая  реакция,  классификация  реакций;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

  • называть химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять  физический  смысл  атомного  (порядкового)  номера  химического  элемента, номеров  группы  и  периода,  к  которым  элемент  принадлежит  в  периодической  системе Д. И. Менделеева, закономерности  изменения  свойств  элементов  в  пределах  малых  периодов  и главных подгрупп;
  • характеризовать  химические  элементы  (от  водорода  до  кальция)  на  основе  их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь  между  составом,  строением  и  свойствами  веществ;  химические  свойства  основных  классов неорганических веществ;
  • определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу  соединений,  типы  химических  реакций,  валентность  и  степень  окисления  элемента  в соединениях,  вид  химической  связи  в  соединениях,  возможность  протекания  реакций;
  • составлять  формулы  неорганических  соединений  изученных  классов;  схемы  строения атомов  первых  20 элементов  периодической  системы  Д. И. Менделеева;  уравнения  химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  •  распознавать  опытным  путем  кислород,  водород,  углекислый  газ,    растворы кислот и щелочей; хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;
  • вычислять  массовую  долю  химического  элемента  по  формуле  соединения;  массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
  • использовать приобретенные  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и повседневной жизни с целью:

• безопасного обращения с веществами и материалами;  

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

• приготовления растворов заданной концентрации.  

Знать

  • важнейшие химические понятия:  вещество, тело, свойства вещества;сущность понятий чистые вещества и смеси, виды смесей, способы их разделения; физические и химические явления, химическая реакция; атом, молекула, химический элемент, относительная атомная  масса; вещества молекулярного и немолекулярного строения; классификация веществ (на простые и сложные вещества); химическая формула, индекс; валентность и  значение валентности некоторых химических элементов; химическое уравнение, реагенты, продукты реакции, коэффициент; классификация  химических реакций;моль, молярная масса.
  • химическую символику: знаки химических элементов.
  • основные законы химии:  закон постоянства состава веществ; законсохранения массы веществ;понимать их сущность и значение; основные положения атомно-молекулярного учения, понимать его значение;
  • правила работы в школьной лаборатории, безопасного обращения с реактивами и приборами.

Уметь

  • описывать физические свойства веществ;
  • обращатьсяс химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для безопасного обращения с веществами и материалами;
  • отличать химические реакции от физических явлений;определять строение вещества по его свойствам
  • классифицировать вещества по составу (на простые и сложные).
  • называть химические элементы; записывать знаки химических элементов; называтьбинарные соединения;
  • записывать химическую формулу вещества по валентности;
  • определять качественный и количественный состав веществ по их формулам и принадлежность к определенному классу соединений (к простым или сложным веществам); определять валентность  элемента в соединениях;
  • определять реагенты и продукты реакции; расставлять коэффициенты в уравнениях реакций на основе закона сохранения массы веществ;
  • определять типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ;
  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;молярную массу по формуле соединения, количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

Знать

  • важнейшие химические понятия: катализатор, окисление, горение, оксиды, тепловой эффект химической реакции, экзотермическая реакция, эндотермическая реакция, термохимическое уравнение; план характеристики химического элемента и простого вещества;
  • сущность круговорота кислорода в природе, применение кислорода;
  • состав воздуха, виды топлива,  способы сжигания топлива.
  • физические и химическиесвойства кислорода и способы его получения;

Уметь

  • характеризоватькислород как химический элемент и простое вещество; химические свойства оксидов;способы защиты атмосферного воздуха от загрязнения;
  • составлять формулы неорганических соединений; уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства кислорода;
  • называть оксиды;
  • определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к классу оксидов;
  • производить расчеты по термохимическим уравнениям;
  • получать, собирать и распознавать опытным путем кислород, соблюдая правила безопасного обращения с веществами.

Знать

  • важнейшие химические понятия: кислота, соль,индикатор;состав кислот, солей;
  • план характеристики химического элемента и простого вещества;
  • физические и химические свойства  водорода, его получение и применение.

Уметь

  • характеризовать  водород как химический элемент и простое вещество;
  • записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства водорода;
  • определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений по формулам веществ;
  • составлять  формулы кислот и солей;
  • называть соединения изученных классов (оксиды, кислоты, соли);
  • распознавать опытным путем водород.

Знать

  • важнейшие химические понятия:  растворы, основания;
  • классификацию растворов;
  • иметь представление о взвесях и их видах, свойствах воды как растворителя, о растворимости твердых, жидких и газообразных веществ в воде;
  • сущность понятия массовая доля растворенного вещества в растворе;
  • нахождение воды в природе и способы ее очистки;
  • физические и химические свойства воды;
  • применение воды и растворов.

Уметь

  • приводить примеры растворов, взвесей (суспензий, эмульсий);
  • вычислять массовую долю вещества в растворе;
  • характеризовать свойства воды;
  • составлять уравнения химических  реакций, характерных для воды;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля: приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве.

Знать

  • важнейшие химические понятия: оксиды, основания, кислоты, соли, индикаторы, реакция соединения, реакция замещения, реакция разложения, реакция обмена, реакция нейтрализации;
  • состав, классификацию, номенклатуру, способы получения,свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований, солей).
  • иметь представление о вытеснительном ряде металлов Н.Н.Бекетова.

Уметь

  • называть оксиды, кислоты, основания, соли;
  • определять принадлежность веществ к оксидам, кислотам, основаниям, солям;
  • составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей;
  • характеризовать химические свойства кислотных и основных оксидов, кислот, щелочей и нерастворимых оснований, солей; сущность реакции нейтрализации;
  • записывать уравнения реакций, характеризующих способы получения и свойства основных классов неорганических соединений;
  • распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей;
  • иметь представление о генетической связи веществ,генетическом ряде металла и неметалла;
  • составлять генетический ряд металла и неметалла, записывать уравнения реакций, отражающих генетическую связь веществ;
  • применять полученные знания для решения практических задач, соблюдая правила безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием.

Знать

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, амфотерные оксиды и гидроксиды, изотопы;
  • основные законы химии: формулировку периодического закона, данную Д.И.Менделеевым, современную формулировку периодического закона, его сущность и значение;
  • построение периодической системы Д.И.Менделеева, понятие о периоде, группе, главной и побочной подгруппах; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
  • особенности строения атома, состав ядра, определение понятий:  протоны, нейтроны, электроны,  изотопы, химический элемент; особенности строения атомов металлов и неметаллов; физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента;
  • виды электронных облаков (атомных орбиталей);
  • план характеристики химического элемента по положению в ПСХЭ и строению атома;
  • основные этапы жизни и деятельности Д.И.Менделеева, значение его научных открытий и достижений, как гениального ученого и гражданина.

Уметь

  • характеризовать химические свойства основных классов неорганических соединений (кислот, оснований, амфотерных неорганических соединений), называть некоторые группы сходных элементов, приводить примеры амфотерных оксидов и гидроксидов, записывать уравнения реакций, характеризующих их свойства;
  • объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; физический смысл номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева;
  • характеризовать хим. элемент по положению в ПСХЭ; химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов;
  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева;
  • записывать электронные и электронно-графические формулы атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

Знать

  • важнейшие химические понятия: электроотрицательность  химических элементов, химическая связь, ковалентная связь, ковалентная неполярная связь, ковалентная полярная связь, ионы, ионная связь, кристаллическая решетка,типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная), валентность, степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, окислительно-восстановительные реакции; классификация химических реакций по изменению степеней окисления химических элементов;
  • понимать механизм образования ковалентной неполярной, ковалентной полярной, ионной связи;
  • особенности строения и свойств атомов металлов и неметаллов;
  • особенности строения веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии, кристаллических и аморфныхвеществ.

Уметь

  • пользоваться таблицей электроотрицательностей химических элементов;
  • прогнозировать свойства атома на основании его строения;
  • определять тип химической связи в соединениях, валентность истепень окисления элементов  в соединениях;
  • приводить примеры веществ с различным типом хим. связи;
  • записывать схемы образования химической связи в соединениях;
  • характеризовать связь между составом, строением и свойствами веществ;
  • находить окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель;
  • расставлять коэффициенты методом электронного баланса.

Знать

  • важнейшие химические понятия: молярный объем, относительная плотность газов;
  • основные законы химии: сущность закона Авогадро.

Уметь

  • вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
  • вычислять относительную плотность газов;
  • использовать для расчетов объемные отношения газов при химических реакциях.

Знать

важнейшие химические понятия:ингибиторы;

положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов,нахождение в природе, физические и химические свойства;

свойства хлора, его получение и применение;

свойства хлороводорода,  соляной кислоты и хлоридов;

лабораторный способ получения соляной кислоты, ее свойства, качественную реакцию на соляную кислоту и ее соли;

качественную реакцию на галогенид-ионы и иод.

Уметь

  • характеризовать галогены как химические элементы;
  • обосновывать свойства галогенов как типичных неметаллов;
  • составлять уравнения характерных для хлора реакций;
  • записывать уравнения  химических  реакций, характерных для соляной кислоты;
  • давать сравнительную характеристику галогенов;
  • выполнять химический эксперимент, соблюдая правила техники безопасности.

Содержание программы

В курсе 8 класса учащиеся знакомятся с первоначальными химическими понятиями: химический элемент, атом, молекула, простые и сложные вещества, физические и химические явления, валентность; закладываются простейшие навыки в написании знаков химических элементов, химических формул простых и сложных веществ, составлении несложных уравнений химических реакций; даются понятия о некоторых химических законах: атомно-молекулярном учении, законе постоянства состава, законе сохранения массы вещества; на примере кислорода и водорода углубляются сведения об элементе и веществе. Учащиеся изучают классификацию простых и сложных веществ, свойства воды, оксидов, кислот, оснований, солей; закрепляют практические навыки, необходимые при выполнении практических и лабораторных работ. Изучаются структура Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, периодический закон, виды химической связи.        

Тема 1. Первоначальные химические понятия (19 ч)

Химия в системе наук. Познавательное и народно-хозяйственное значение химии. Связь химии с другими науками.

Тела. Вещества.  Свойства веществ.  Чистые вещества  и  смеси.  Способы  очистки  веществ.

  Физические  и  химические  явления.  Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного  строения. Качественный и  количественный  состав  вещества.  Простые  и  сложные  вещества.  

Химические  элементы.  Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ. Атомная  единица  массы.  Относительная  атомная  и  молекулярная  массы.

 Количество вещества.  Моль – единица количества вещества. Молярная масса.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное  учение.  Роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании основ атомно-молекулярного учения.

Закон  сохранения  массы  веществ.

Химические  уравнения. Типы химических реакций. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации.

  1. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.
  2. Однородные и неоднородные смеси, способы из разделения.  
  3. Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ.
  4. Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций.

Лабораторные  опыты.

  1. Рассмотрение  веществ  с  различными  физическими  свойствами.
  2. Разделение  смеси.
  3.  Примеры  физических явлений.
  4.  Примеры  химических  явлений.  
  5.  Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов.
  6. Разложение  основного  карбоната меди(II).
  7.  Реакция замещения меди железом.

Практические работы

  1. Правила  техники  безопасности  при  работе  в  химическом  кабинете.  Приемы обращения с лабораторным штативом, со спиртовкой, электронагревателем; изучение строения пламени.  
  2. Очистка поваренной соли.

Расчетные задачи.

  1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
  2. Вычисление  массовой  доли  элемента  в  химическом  соединении.  
  3. Установление  простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
  4.  Вычисления по химическим уравнениям массы или  количества  вещества  по  известной  массе  или  количеству  одного  из  вступающих  или

получающихся в реакции веществ.  

Тема 2. Кислород. Горение (5 ч)

Кислород  как химический элемент и простое вещество.  Нахождение  в  природе.  Физические  и  химические  свойства.  Получение, применение.

Круговорот кислорода в природе. Горение. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожара. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций. Топливо и способы его сжигания.

Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Расчеты по химическим уравнениям.

Демонстрации.

  1. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом

вытеснения воды.

  1. Определение состава воздуха.
  2. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
  3. Получение кислорода из пероксида водорода при разложении.

Лабораторные опыты.

  1. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа.

  1. Получение и свойства кислорода.

Расчетные задачи.

  1. Расчеты по термохимическим уравнениям.  

Тема 3. Водород. (5 ч)

Водород как химический элемент и простое вещество.  Нахождение  в  природе.  Физические  и  химические  свойства.  Водород — восстановитель. Получение водорода в лаборатории и промышленности.  Применение водорода как экологически чистого топлива и сырья для химической промышленности.

Меры предосторожности при работе с водородом.

        Кислоты. Нахождение в природе. Состав кислот. Валентность кислотных остатков. Общие свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Особые свойства соляной и серной кислот.  Меры предосторожности при работе с кислотами. Понятие о вытеснительном  ряде металлов.

        Соли. Состав солей, их названия. Составление формул солей.

Демонстрации.

  1. Получение  водорода  в  аппарате  Киппа,  проверка  водорода  на  чистоту,

горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

  1. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).  
  2. Образцы кислот и солей.
  3. Действие растворов кислот на индикаторы.

Лабораторные  опыты.

  1. Получение  и свойства водорода.
  2. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).

Расчетные задачи.   Решение различных типов задач.

Тема 4. Растворы. Вода. (4 ч)

Вода  —  растворитель.  Растворимость  веществ  в  воде.  Определение  массовой  доли растворенного вещества.  Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

        Основания. Состав оснований. Щелочи и нерастворимые основания. Физические свойства оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Меры предосторожности при работе со щелочами.

Демонстрации.

  1. Взаимодействие воды с металлами (натрием, кальцием).
  2. Взаимодействие воды с оксидами кальция и фосфора. Определение полученных растворов индикатором.
  3. Реакция нейтрализации.

Практическая  работа.

  1. Приготовление  раствора  соли  с  определенной  массовой  долей вещества.

Расчетные  задачи.  

  1. Нахождение  массовой  доли  растворенного  вещества  в  растворе.
  2. Вычисление  массы  растворенного  вещества  и  воды  для  приготовления  раствора  определенной концентрации.  
  3. Вычисление по химическим уравнениям массы по известному количеству вещества одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 5. Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений (10 ч)

Оксиды.  Классификация.  Основные  и  кислотные  оксиды.  Номенклатура.  Физические  и  химические свойства. Получение. Применение.

Основания. Классификация. Номенклатура. Физические  и  химические  свойства.  Реакция нейтрализации. Получение оснований и их применение.

Кислоты.  Классификация.  Номенклатура.  Физические  и  химические  свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение кислот.

Соли.  Классификация.  Номенклатура.  Физические  и  химические  свойства.  Способы получения солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации.

  1. Знакомство  с  образцами  оксидов,  кислот,  оснований  и  солей.
  2. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты.

  1. Действие кислот на индикаторы.
  2. Отношение кислот к металлам.
  3. Взаимодействие кислот с оксидами неметаллов.
  4. Свойства растворимых и нерастворимых оснований.
  5. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами.
  6. Разложение оксида меди (II) при нагревании.

Практическая  работа.  

  1. Решение  экспериментальных  задач  по  теме  «Важнейшие  классы

неорганических соединений».  

Расчетные задачи.

  1. Вычисления  по  химическим  уравнениям массы,  объема  и  количества  вещества  одного  из продуктов реакции по массе исходного вещества, его объему или количеству вещества.

Тема  6.  Периодический  закон  и  периодическая  таблица  химических  элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (8 ч)

Первые  попытки  классификации  химических  элементов.  Понятие  о  группах  сходных элементов.  Химические элементы, оксиды и гидроксиды которых проявляют амфотерные свойства.Периодический  закон  Д. И. Менделеева.

 Периодическая  таблица  химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Строение  атома.  Состав  атомных  ядер.  Электроны.  Изотопы.  Строение  электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы  

Д. И. Менделеева.

Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в Периодической системе и строения атома.

Лабораторные опыты.

  1. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.  

 

Тема 7. Химическая связь. Строение веществ. (8 ч)

Электроотрицательность  химических  элементов.  Основные  виды  химической  связи:  ковалентная  неполярная,  ковалентная  полярная,  ионная.  

Валентность  элементов  в  свете электронной  теории.  Степень окисления.  Правила  определения  степени  окисления  элементов.

Окислительно-восстановительные реакции.  

Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная.   Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Демонстрации.

  1. Ознакомление  с  моделями  кристаллических  решеток  ковалентных  и

ионных  соединений.  Сопоставление  физико-химических  свойств соединений  с  ковалентными  и ионными связями.  

Лабораторные опыты.

  1. Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом       химических связей.

 

Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (2 часа)

Закон  Авогадро.  Молярный  объем  газов.  Относительная  плотность  газов.  Объемные отношения газов при химических реакциях.

Расчетные задачи.

  1. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Тема 9. Галогены (4 часа)

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические  свойства  хлора.  Применение.  Хлороводород.  Соляная  кислота  и  ее  соли.

Сравнительная характеристика галогенов.

Демонстрации.

  1. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими

свойствами галогенов.

  1. Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Лабораторные опыты.

  1. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода.
  2. Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений.

Практическая работа.

  1.  Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.  

Расчетные задачи.

  1. Вычисления  по  химическим  уравнениям массы,  объема  и  количества  вещества  одного  из продуктов реакции по массе исходного вещества, его объему или количеству вещества.

Тема 10. Повторение и обобщение знаний за курс 8 класса (3 ч.)

Тематический план химия 8 класс.

Тема раздела

Количество часов

Практ.раб.

Контр.раб.

Всего

1

Первоначальные химические понятия.

2

1

19

2

Кислород. Горение.

1

-

5

3

Водород.

-

1

5

4

Растворы. Вода.

1

-

4

5

Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений.

1

1

10

6

Периодический  закон  и  периодическая  таблица  химических  элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.

-

-

8

7

Химическая связь. Строение веществ.

-

1

8

8

Закон Авогадро. Молярный объем газов.

-

-

2

9

Галогены.

1

-

4

10

Повторение и обобщение знаний за курс 8 класса.

-

1

3

6

4+1(ито-говая)

68



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

По химии

9 класс

2017 год

Планируемые результаты изучения предмета «Химия -9»

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения химии ученик должен  

знать/понимать:

• химическую  символику:  знаки  химических  элементов,  формулы  химических  веществ  и уравнения химических реакций;

• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная  масса,  молярный  объем,  химическая  реакция,  классификация  реакций,  электролит  и неэлектролит,  электролитическая  диссоциация,  окислитель  и  восстановитель,  окисление  и восстановление;

• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

• называть химические элементы, соединения изученных классов;

• объяснять  физический  смысл  атомного  (порядкового)  номера  химического  элемента, номеров  группы  и  периода,  к  которым  элемент  принадлежит  в  периодической  системе Д. И. Менделеева;  закономерности  изменения  свойств  элементов  в  пределах  малых  периодов  и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

• характеризовать  химические  элементы  (от  водорода  до  кальция)  на  основе  их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь  между  составом,  строением  и  свойствами  веществ;  химические  свойства  основных  классов неорганических веществ;

• определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу  соединений,  типы  химических  реакций,  валентность  и  степень  окисления  элемента  в соединениях,  вид  химической  связи  в  соединениях,  возможность  протекания  реакций  ионного обмена;

• составлять  формулы  неорганических  соединений  изученных  классов;  схемы  строения атомов  первых  20 элементов  периодической  системы  

Д. И.Менделеева;  уравнения  химических реакций;

• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

• распознавать  опытным  путем  кислород,  водород,  углекислый  газ,  аммиак;  растворы кислот и щелочей; хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;

• вычислять  массовую  долю  химического  элемента  по  формуле  соединения;  массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и повседневной жизни с целью:

          -  безопасного обращения с веществами и материалами;  

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на  организм человека;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

- приготовления растворов заданной концентрации.  

В курсе 9 класса учащиеся изучают теорию электролитической диссоциации, окислительно-восстановительные реакции, некоторые вопросы общей химии (закономерности протекания химических реакций), углубляют знания по теме  «Строение атома и Периодический закон  Д.И. Менделеева» на примере характеристик подгрупп некоторых элементов. Продолжается изучение основных законов химии, отрабатываются навыки в выполнении практических работ и решении качественных и расчетных задач.

Знать

  • важнейшие химические понятия: электролиты и неэлектролиты,  электролитическая диссоциация; ионы, катионы и анионы, степень электролитической диссоциации, сильные электролиты, слабые электролиты, их представителей, определение понятий «кислоты», «основания», «соли»  с позиций ТЭД, реакция ионного обмена, реакция замещения, окислительно-восстановительные реакции, окисление, восстановление, окислитель, восстановитель, степень окисления, электроотрицательность, гидролиз соли;  
  • основные законы химии: основные положения теории электролитической диссоциации;
  • сущность реакций ионного обмена и реакции гидролиза соли.

Уметь

  • объяснять зависимость свойств веществ от их строения, сущность электролитической диссоциации
  • записывать уравнения диссоциации кислот, оснований, солей; уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде; уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса;уравнение гидролиза соли в ионном и молекулярном виде;
  • определять возможность протекания реакций ионного обмена; степень окисления
  • прогнозировать способность соли к гидролизу, тип гидролиза, реакцию среды в растворе соли;
  • производить расчеты по уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке;
  • проводить эксперимент, соблюдая правила ТБ.

Знать

  • важнейшие химические понятия: аллотропия, аллотропные видоизменения; скорость химической реакции, гомогенная реакция, гетерогенная реакция, катализаторы, ингибиторы, математическую формулу скорости химической реакции, зависимость скорости химической реакции от условий протекания, правило Вант-Гоффа; необратимая реакция, обратимая реакция, химическое равновесие, принцип Ле-Шателье, условия необратимости реакции, условия смещения химического равновесия;
  • особенности строения атомов элементов подгруппы кислорода;
  • строение, свойства, получение и применение кислорода и озона;
  • строение, свойства  аллотропных модификаций серы, химические свойства серы, ее получение и применение;
  • состав и свойства сероводорода, сероводородной кислоты, ее солей; оксида серы (IV), сернистой кислоты и ее солей; качественную реакцию на сульфид-ионы.
  • состав и свойства оксида серы (VI); серной кислоты, ее солей, качественную реакцию на сульфат-ионы; особенности взаимодействия концентрированной серной кислоты с металлами.

Уметь

  • характеризовать химический элемент по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строению атома;
  • прогнозировать свойства элементов на основании строения их атомов;
  • объяснять зависимость свойств веществ от их строения;
  • характеризовать строение и свойства кислорода и озона, аллотропных модификаций серы
  • характеризовать свойства кислот с точки зрения ТЭД;
  • записывать формулы изученных веществ и уравнения реакций с их участием, уравнения реакций, отображающих генетическую связь;
  • записывать уравнения ОВР концентрированной серной кислоты с металлами;
  • проводить химический эксперимент, соблюдая правила ТБ;
  • решать экспериментальные задачи на распознавание веществ;
  • подтверждать экспериментально качественный состав веществ;
  • объяснять зависимость скорости реакции от различных факторов;
  • применять принцип Ле-Шателье для определения направления смещения химического равновесия;
  • характеризовать реакции по известным признакам классификации.

Знать

  • важнейшие химические понятия: водородная связь, донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи; соли аммония;
  • особенности строения и свойств атомов элементов главной подгруппы V группы; строение, физические и химические свойства, получение и применение азота – простого вещества;
  • строение и свойства аммиака, способы распознавания среди других газов, способы его получения и применение;
  • состав, строение, свойства, получение и применение солей аммония, качественную реакцию на катион аммония;
  • состав, строение, свойства аммиака, способы его получения и распознавания, применение;
  • строение, свойства, получение и применение азотной кислоты, качественную реакцию на нитрат-ион;
  • строение, свойства, получение и применение нитратов, биологическую роль азота;
  • состав и свойства аллотропных видоизменений фосфора, нахождение в природе, получение и применение фосфора;
  • состав, свойства, получение и применение оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты и ее солей, качественную реакцию на ортофосфат-ион;
  • определение понятия «минеральные удобрения», названия и химические формулы азотных, калийных и фосфорных удобрений, важнейшие макроэлементы и микроэлементы, их значение для растений, иметь представление о простых и комплексных удобрениях.

Уметь

  • давать сравнительную характеристику строения и свойств элементов главной подгруппы V группы;  белого и красного фосфора;
  • характеризовать азот как химический элемент и простое  вещество, биологическую роль азота, круговорот азота в природе;
  • определять опытным путем аммиак, катион аммония, нитрат-ионы, ортофосфат-ионы;
  • распознавать минеральные удобрения;
  • записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства и способы получения веществ, уравнения ОВР, уравнения реакций, отображающих генетическую связь;
  • определять  принадлежность веществ к определенным классам соединений, тип химической реакции, валентность и степень окисления химических элементов в соединениях;
  • называть соединения изученных классов, определять состав веществ по их формулам;
  • проводить хим. эксперимент, соблюдая правила ТБ;
  • производить расчеты по определению массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного (и обратные задачи).

Знать

  • особенности строения и свойств атомов элементов главной подгруппы IV группы; строение, физические и химические свойства, получение и применение углерода – простого вещества, сущность круговорота углерода в природе;
  • состав, строение, свойства, применение оксида углерода (II) и оксида углерода (IV), качественную реакцию на оксид углерода (IV);
  • особенности строения и свойства угольной кислоты и карбонатов, качественную реакцию на карбонат-ионы;
  • иметь представление и жесткости воды и способах ее устранения;
  • важнейшие природные соединения кремния, способы его получения, свойства, применение; строение кристаллической решетки оксида кремния (IV), его свойства, применение;
  • состав, строение, свойства, получение, применение кремниевой кислоты и ее солей, качественную реакцию на силикат-ион;
  • технологию производства керамики, стекла, цемента.

Уметь

  • давать сравнительную характеристику строения и свойств элементов главной подгруппы IV группы; сравнительную характеристику оксидов углерода;
  • характеризовать углерод как химический элемент и простое  вещество, аллотропные модификации углерода;
  • распознавать оксид углерода (IV), карбонат-ионы;
  • записывать уравнения реакций, отражающих химические свойства и способы получения веществ, генетическую связь.
  • проводить химический эксперимент, соблюдая правила ТБ;
  • приводить примеры изделий силикатной промышленности;
  • производить вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Знать

  • важнейшие химические понятия: металлическая химическая связь, металлическая кристаллическая решетка; металлургия, сплавы;
  • особенности строения и свойств атомов металлов, их физические и общие химические свойства;
  • способы получения металлов; особенности строения и свойств атомов, нахождение в природе, физические и химические свойства, получение и применение  щелочных, щелочно-земельных металлов, кальция, алюминия, железа и их соединений;
  • качественные реакции на ионы;
  • генетическую связь соединений;
  • технологию производства чугуна и стали, цветные сплавы, их свойства и применение.

Уметь

  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, объяснять взаимосвязь строения и свойств;
  • характеризовать химические свойства металлов, составлять уравнения реакций с участием металлов, указывать их тип, называть продукты реакций, записывать уравнения реакций, отражающих генетическую связь;
  • записывать уравнения реакций получения металлов;
  • характеризовать свойства некоторых сплавов и их применение;
  • даватьсравнительную характеристику строения и свойств атомов элементов главной подгруппы I группы;  
  • распознавать вещества, используя качественные реакции;
  • осуществлять реакции, лежащие в основе цепочки превращений;
  • составлять уравнения ионных реакций, окислительно-восстановительных реакций;
  • характеризовать алюминий по плану, составлять уравнения реакций с участием алюминия и его соединений, указывать их тип, называть продукты реакций;
  • характеризовать железо по плану, составлять уравнения реакций с участием железа и его соединений, указывать их тип, называть продукты реакций;
  • характеризовать производство чугуна и стали, приводить примеры изделий из чугуна и из стали.

Знать

  • важнейшие химические понятия: органическая химия, органические вещества, химическое строение, валентность, гомологи, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, изомеры, предельные углеводороды,  алкены, алкины, функциональная группа, спирты, карбоновые кислоты, карбоксильная группа, сложные эфиры, жиры, аминокислоты, белки, мономер, полимер, структурное звено, реакция полимеризации;
  • основные законы химии: основные  положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова;
  • общую формулу алканов, гомологический ряд метана, номенклатуру и изомерию алканов, нахождение алканов в природе, получение, свойства алканов на примере метана, применение;
  • общую формулу алкенов, гомологический ряд этилена, номенклатуру и изомерию алкенов, получение, свойства алкенов на примере этилена, применение;
  • общую формулу алкинов, гомологический ряд ацетилена, номенклатуру и изомерию алкинов, получение, свойства алкинов на примере ацетилена, применение;
  • формулы и особенности строения и свойств, получение и применение одноатомных спиртов (метанола, этанола), многоатомных спиртов (этиленгликоля, глицерина);
  • формулы и  особенности строения и свойств карбоновых кислот (муравьиной, уксусной, стеариновой и др.), применение карбоновых кислот, сложных эфиров, биологическую роль жиров;
  • важнейших представителей углеводов, их молекулярные формулы, свойства, значение в природе и в жизни человека;
  • названия важнейших аминокислот, их свойства, биологическое значение; функции белков;
  • свойства, применение полимеров на примере полиэтилена, поливинилхлорида.

Уметь

  • записывать молекулярные и структурные формулы органических веществ, формулы структурных изомеров;
  • составлять шаростержневыемодели веществ;
  • составлять молекулярные и структурные формулы метана и его гомологов, изомерных алканов, называть их по ИЮПАК;
  • характеризовать основные химические свойства алканов на примере метана;
  • решать расчетные задачи на установление  простейшей  формулы  вещества  по  массовым  долям элементов;  
  • составлять молекулярные и структурные формулы этилена и его гомологов, изомерных алкенов, называть их по ИЮПАК;
  • характеризовать основные химические свойства алкенов на примере этилена.
  • составлять молекулярные и структурные формулы ацетилена и его гомологов, изомерных алкинов, называть их по ИЮПАК;
  • характеризовать основные химические свойства алкинов на примере ацетилена;
  • составлять формулы простейших спиртов, давать им  характеристики;
  • составлять формулы простейших карбоновых кислот, сложных эфиров, общую формулу жиров, характеризовать их свойства;
  • характеризовать важнейшие углеводы;
  • характеризовать биологическое значение и свойства аминокислот и белков;
  • записывать уравнения реакций полимеризации.

 

Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 часов)

Электролиты  и  неэлектролиты.  Электролитическая  диссоциация  веществ  в  водных растворах.  Ионы.  Катионы  и  анионы.

  Электролитическая диссоциация  кислот,  щелочей  и  солей.  Слабые  и  сильные  электролиты.  Степень  диссоциации.

Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.

Демонстрации.

  1. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
  2. Некоторые химические свойства кислот, солей, оснований.

Лабораторные опыты.

  1. Испытание веществ на электрическую проводимость.
  2. Реакции обмена между растворами электролитов.

Практическая  работа.  

  1. Решение  экспериментальных  задач.

Расчетные задачи

  1. Расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

 

Тема 2. Кислород и сера (11 ч.)

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные видоизменения кислорода.

Сера.  Аллотропия  серы.  Физические  и  химические  свойства.  Нахождение  в  природе. Применение  серы.  Оксид  серы(IV).  Сероводородная  и  сернистая  кислоты  и  их  соли.  

Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций  от различных условий: от природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения, концентрации реагирующих веществ, температуры, катализатора.

Химическое равновесие, условия его смещения. Решение задач.

Демонстрации.

  1. Знакомство  с  образцами  природных сульфидов, сульфатов.
  2. Получение пластической серы.
  3. Демонстрация опытов, выясняющих зависимость скорости химических реакций от различных факторов.
  4. Таблицы «Обратимые реакции», «Химическое равновесие», «Скорость химической реакции».

Лабораторные опыты.

  1. Получение и свойства озона.
  2. Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений.
  3. Распознавание сульфид-, сульфит-ионов в растворе.
  4. Распознавание сульфат-ионов в растворе.

Практическая работа

  1. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».

Расчетные  задачи.  

  1. Вычисления  по  химическим  уравнениям  реакций  массы,  количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
  2. Расчеты по уравнениям с использованием закона объемных отношений.
  3. Расчеты по термохимическим уравнениям.
  4. расчеты по определению массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного (и обратные задачи).

Тема 3. Азот и фосфор (11 ч.)

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов.

 Азот, физические  и  химические  свойства,  получение  и  применение. Круговорот  азота  в природе.  Аммиак.  Физические  и  химические  свойства  аммиака,  получение,  применение.  Соли аммония. Оксиды  азота(II)  и  (IV). Азотная  кислота  и  ее  соли. Окислительные  свойства  азотной кислоты.

Фосфор.  Аллотропия  фосфора.  Физические  и  химические  свойства  фосфора.  Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Минеральные удобрения.

Демонстрации.

  1. Получение аммиака и его растворение в воде. Обнаружение аммиака.
  2. Качественные реакции на соли аммония, нитраты.
  3.  Ознакомление  с образцами природных нитратов, фосфатов.  
  4. Видеофильм «Фосфор».

Лабораторные  опыты.  

  1. Взаимодействие  солей  аммония  со  щелочами (распознавание солей аммония).
  2. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

Практические работы

  1. Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака.
  2. Определение минеральных удобрений (?).  

Тема 4. Углерод и кремний (9 ч.)

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их  атомов.  

Углерод,  аллотропные  модификации,  физические  и  химические  свойства  углерода. Угарный  газ,  свойства  и  физиологическое  действие  на  организм.  Углекислый  газ,  угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Демонстрации.

  1. Кристаллические  решетки  алмаза  и  графита.  Знакомство  с  образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.
  2. Получение оксида углерода  (IV) и его взаимодействие с гидроксидом кальция.

Лабораторные опыты.

  1. Ознакомление с различными видами топлива (коллекция топлива).
  2. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов

и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат-ион.

  1. Ознакомление с образцами природных силикатов.
  2. Ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией «Стекло и изделия из стекла»).

Практическая  работа.  

  1. Получение  оксида  углерода(IV)  и  изучение  его  свойств. Распознавание карбонатов.  

Расчетные задачи.

  1. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Тема 5. Общие свойства металлов. Металлы IА-IIIА- групп ПСХЭ Д.И.Менделеева. Железо. Металлургия. (13 ч)

Общие свойства металлов.

Положение  металлов  в  периодической  системе  химических  элементов  Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Демонстрации.

  1. Образцы металлов, взаимодействие металлов с неметаллами.

Лабораторные опыты

  1. Рассмотрение образцов металлов.
  2. Взаимодействие металлов с растворами солей.

МеталлыIА–IIIА-групп  ПСХЭ Д.И. Менделеева

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов.  Нахождение  в  природе.  Физические  и химические  свойства.  Применение  щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий.  Положение  алюминия  в  периодической  системе  и  строение  его  атома. Нахождение  в  природе. Физические  и  химические  свойства  алюминия. Амфотерность  оксида  и гидроксида алюминия.

Демонстрации.

  1. Знакомство  с  образцами  важнейших  солей  натрия,  калия,  природных соединений  кальция,  рудами  железа,  соединениями  алюминия.
  2.  Взаимодействие  щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой.

Лабораторные опыты

  1. Ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия и кальция.
  2. Ознакомление с природными соединениями кальция.
  3. Ознакомление и образцами алюминия и его сплавов.

Практическая работа

  1. Решение экспериментальных задач.

Железо.

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе.  Физические  и  химические  свойства  железа.  Оксиды,  гидроксиды  и  соли  железа(II)  и железа(III).

Демонстрации.

  1. Знакомство с железными рудами.  
  2. Получение гидроксидов железа и их взаимодействие с кислотами.
  3. Качественные реакции на ионы железа.

Лабораторные опыты

  1. Получение гидроксида железа (II) и взаимодействие его с кислотами.
  2. Получение гидроксида железа (III) и взаимодействие его с кислотами.

Практическая работа

  1. Решение экспериментальных задач.

Металлургия.

Понятие  о  металлургии.  Способы  получения  металлов.  Сплавы  (сталь,  чугун, дюралюминий, бронза). Производство чугуна и стали. Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Понятие о коррозии металлов и способах защиты от нее (обзорно).

Тема 6. Краткий обзор важнейших органических веществ (11 ч.)

Первоначальные представления об органических веществах. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения  органических  соединений  А. М. Бутлерова.  Изомерия.  Упрощенная  классификация органических соединений.  

Предельные  углеводороды.  Метан,  этан.  Состав, строение, физические  и  химические  свойства. Применение. Понятие о гомологах и гомологических рядах.

Непредельные  углеводороды. Состав, строение,  физические и  химические свойства. Применение.  

Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).

Природные источники  углеводородов. Нефть и природный  газ, их применение.  Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

        Кислородсодержащие органические вещества: спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы (общие сведения).

        Общие понятия об аминокислотах, белках, полимерах.

Демонстрации.

  1. Модели  молекул  органических  соединений, схемы, таблицы.
  2. Горение  углеводородов  и обнаружение продуктов их горения.
  3. Образцы нефти и продуктов их переработки.
  4. Видеоопыты по свойствам основных классов органических веществ.

Лабораторные опыты

  1. Этилен, его получение и свойства.
  2. Ацетилен, его получение и свойства.

Расчетные  задачи.  

Установление  простейшей  формулы  вещества  по  массовым  долям

элементов.  

Тематический план химия 9 класс.

Тема раздела

Количество часов

Практ.

раб.

Контр.раб.

Всего

1

Электролитическая диссоциация

1

1

10

2

Кислород и сера.

1

1

11

3

Азот и фосфор.

1

1

11

4

Углерод и кремний.

1

1

9

5

Общие свойства металлов.

МеталлыIА –IIIА групп  ПСХЭ Д.И. Менде-леева.

Железо.

Металлургия.

2

1

13

6

Краткий обзор важнейших органических веществ.

-

1(итого-вая)

11

Итого:

6

6

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»

пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....

Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...

Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...

Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.

В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....