Внеклассное мероприятия по химии
классный час по химии на тему

Переплетов Сергей Владимирович

Внеурочное мероприятия по химии "Химический анализ родниковых вод"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodniki.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

внеурочного события

Тема мероприятия:  «Химический анализ родниковых вод»

Форма проведения: экскурсия, практическое занятие

Цель: Определить расположение родников на территории с. Гавриловка.  Провести анализ родниковой воды.

Задачи:

Обучающие: Систематизация полученных знаний учащихся о химических веществах в природе на примере родников.

Развивающие: Развитие памяти, логического мышления, умения применять полученные ранее знания.

Воспитательные: Умения работать в паре, в группе. Воспитание сознательной дисциплинированности, четкости и организованности в работе.

Планируемые результаты обучения:

Личностные  представлять результаты своей работы, используя информационные технологии

    Предметные       - знать состав родниковых вод

                                  - знать  правила охраны родников;

                               - рассказать о последствиях загрязнения  родников для всего живого;

    Метапредметные   - провести наблюдение за состоянием родников села, сформулировать выводы по итогам наблюдения 

Формируемые УУД

Личностные -   умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Регулятивные -  оценка своей деятельности, постановка и сохранение учебной задачи в сотрудничестве с учителем; проявление познавательной инициативы в сотрудничестве 

Коммуникативные -  развивать сотрудничество с педагогом, сверстниками, формулировать собственное мнение.

Познавательные -  проводить классификацию по заданным критериям; строить логические рассуждения; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; развивать познавательный интерес и воображение. 

Технологии и техники    технология дифференцированного обучения

Ресурсы (учебники, наглядные пособия, информационные источники и т.д.) __________________________________________________________

Этапы

мероприятия

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу, организует внимание.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Фронтальный опрос.

Организует фронтальную беседу по вопросам:

  1. Что такое родник?
  2.  Каков состав воды родниковых вод? 2. Какие вещества загрязняют родники?
  3. Как сохранить родники, которыми мы пользуемся?
  4. Как сохранить исчезающие родники?
  5. Какую роль играют родники в экосистеме?

Отвечают на вопросы.

Название темы

«Химический анализ родниковых вод …»

Целеполагание, мотивация

1. Объявляет тему занятия

2. Выясняет, какие вопросы хотели бы обсудить учащиеся.

3. Предлагает сформулировать цель.

4. Помогает определить практическую деятельность во время экскурсии и практического занятия по анализу воды.

1. Участвуют в беседе.

2. Формулируют цели данного занятия.

3. Определяют свою деятельность в группе.

Экскурсия, практическая работа

Инструктирует по правилам поведения и структуре практической работы.

Организует и направляет учащихся, делит учащихся на 3 группы,  раздаёт задания и приборы.

После возвращения в класс  предлагает практическую работу.

Выполняют практическую работу:

Выполняют практическую  работу.

Рефлексия.

Подведение итогов

Даёт характеристику деятельности учащихся на уроке.

Определяют результат своей работы и эмоциональное настроение.

Домашнее задание

Даёт задание на дом:

отчеты о проделанной работе.

Записывают в дневник

Отчет первой группы

Откуда же  берутся родники?

     Проведём опыт. Возьмём три стакана и поместим в них воронки. В одну воронку насыпаем почву, в другую – столько же песка, в третью – столько же размельчённой глины. Нальём одновременно во все воронки одинаковое количество воды. Мы увидели, что почва и песок пропускают воду, а глина задерживает

      Так происходит и в природе. Выпадает дождь на поверхность земли или растает снег, часть воды испарится, часть просочится в почву. Капельки воды будут просачиваться вниз до тех пор, пока не встретят слой глины или других пород, плохо пропускающих воду. Здесь они будут скапливаться и по наклонной поверхности стекать вниз. Как только подземная вода дойдёт до обнажения обрыва, она выйдет на поверхность.

     Место выхода подземных вод на поверхность земли называют родниками или ключами. Чаще всего подземные воды выходят на поверхность земли вдоль рек и оврагов. Из родников берут начало ручейки, которые, сливаясь вместе, образуют реки. Дождевая вода на поверхности земли бывает мутной. Но, просочившись сквозь почву, камни песок, она очищается.

   Отчет второй группы

Исследование родниковой воды.

             Качество воды характеризуют ее прозрачность, мутность, цвет, а также  запах, вкус,  реакция среды, содержание солей, степень загрязнения. В источнике  мы взяли пробу воды для анализа на качество.  

           Органолептические характеристики родниковой воды  показали, что вода прозрачная, чистая, вкус и привкус не ощущается, бесцветная, запах не обнаруживается.  Таким образом, интенсивность вкуса, привкуса и запаха равна нулю.

    Вода долго может храниться, и ее свойства не теряются.

Свойства родниковой воды.

Кислотно-щелочная среда

Мутность

Прозрач-ность

Цвет-ность

Запах

Вкусовые качества

Нейтральная

-

Прозрачная

Бесцветная

качество

Балл

Без вкуса

-

0

Температура воды в источнике в разные месяцы.

 Месяц

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Температура

+7

+7

+7

+7

+7

     Удивляет то, что температура источника в течение 5 месяцев фактически не изменялась, и составляла +7 градусов по Цельсию.  Вода в источнике не замерзает.

Жесткость.

 Мыло в воде пенится относительно хорошо. Гидрокарбонатной жесткостью вода практически не обладает.

Качественный состав воды.

                                                               Состав осадка.

        Мы осуществили процесс  выпаривания воды. После выпаривания воды сухого остатка было очень мало, и он не обладал желтым цветом, но мы все же проделали опыт на наличие  железа и сделали окончательный вывод, что вода ионов железа не содержит.  

Отчет третьей  группы

Органический мир.

Растительность вблизи родника.

      В связи с переувлаженением  местности древесно-кустарниковая растительность представлена  вербой,  ольхой черной, осиной, ясенем, ивой серой. Для русла ручья характерны влаголюбивые растения: осоки,  стрелолист обыкновенный. В ручье находится много ряски и  нитчатых водорослей. Ручей не замерзает даже в зимнее время. Здесь температура воздуха выше, чем температура вне родника.

Животный мир вблизи родника.

        Животный мир не очень  разнообразен: насекомые,  лягушки,  ужи, птицы: сороки, соловьи, кукушки, воробьи, домашние утки и гуси. Для одних это место купания, для других - пища, некоторых привлекают удобные места для гнезд. Нами было обнаружено несколько  гнезд сорок.

    Около родника обитает много лягушек - травяная и остромордая. В ручье встречается жук - плавунец.

  Мы определяли млекопитающих, подходящих к роднику, по следам, оставленным на почве. В основном это домашние животные: лошади, коровы, козы.

                   

Оценка экологического состояния родника.

           В русловой части ручья есть опавшие ветки, лесной хворост. Там много ила.  На некоторых участках  пойма сильно заросла, поэтому путь воды из родника оказывается сложным и запутанным. В некоторых местах наблюдается заболачивание.

Это удивительное место, потому что сюда идут три тропы со всех сторон села.

Но, к сожалению, среди нас есть и недобрые люди.  Рядом с родником мы обнаружили большое количество пластиковых бутылок, пакеты и  другой упаковочный материал.

Родник, который мы пытались описать – это не памятник природы, это безымянное место, которое несмотря на это, дорого нам, это уголок нашей родины.

      Экологическое состояние родника в целом  удовлетворительное.

Перспектива

       Мы планируем продолжить исследования и эколого-образовательную деятельность на территории родника. Включить в работу и учеников нашей школы, организовав для них цикл бесед  и проведение экскурсий, а также проведение экологических акции по очистке и уборке мусора на территории родника.

Предложения по охране и благоустройству источника.

    Необходимо делать рейды на родник с целью очистки его от бытового мусора, оставленного человеком.  Весьма желательно  бы очистить русло и берега от опавших веток, валежника, лесного хвороста - это гарантия роста растительности. Необходимо почистить русло ручья от ила и несколько его углубить. Тогда легче будет выявлять и преобладающую вблизи родника и ручья растительность. Итак, подводя итог, у нас получились

Предложения по охране родникового источника.

(практические рекомендации).

1.        Регулярно проводить акции по  чистке родника и  окружающей территории.

2.        Обратиться к жителям села  Измайловка с предложением о разумном и экономном использовании воды, особенно в летнее время и бережном отношении прилегающей территории. Для этого составить листовки для жителей села с просьбой не мусорить около родника и беречь все, созданное природой и руками человека.

3.        В школе провести беседы о том, что дает нам вода.

4.        Весной провести школьные экологические  акции по уборке мусора на территории родника.

5.        Организовать и провести экскурсию  на родник для учащихся начальных  классов школы.

 

Паспорт родника

        Номер источника  - 1

        Название источника -

        Республика - Россия

        Область - Тамбовская

        Район – Гавриловский

        Населенный пункт – с. Гавриловка 1-я

        Элемент рельефа  - балка, речной родник.

1.  Геологические условия выхода воды

Характеристика пласта, из которого вытекает подземная вода – песок, 0,7м.

Породы водоупорного пласта – глина, ил.

Выход воды на поверхность - из промежутков между частицами пород.

 Характер вытекания воды  - вытекает спокойно.

2.  Растительность вблизи родника –  травянисто - древесная.

3.  Физические особенности воды источника

        Прозрачность воды – прозрачная.

        Запах – нет запаха, интенсивность запаха - 0 баллов.

        Вкус – нет вкуса, интенсивность привкуса – 0 баллов.

        Температура воды – +7 °С.

         Замерзание источника. Сроки замерзания - не замерзает.

4.   Участие источника в питании ручья, реки, озера  - питает реку Ира.

5.   Хозяйственное использование источника – используется для питья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии «Химия – волшебница!»

Мероприятие можно провести на неделе естественных наук. В кабинете химии, продолжительность 30 минут. использование показательных опытов заинтересует учащихся....

Внеклассное мероприятие по химии "Химия - наука чудес"

Внеклассное мероприятие "Химия - наука чудес!" призвана как можно раньше вызвать у обучающихся интерес к изучению химии. Мероприятие можно проводить в начальной школе, а также в 5-7 классах во время п...

Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2011" для учащихся 9-11 классов

Краткое описание внеклассного мероприятия и слайд-фильм к нему....

Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2012" для учащихся 9-11 классов

Краткое описание внеклассного мероприятия и слайд-фильм к нему...

Химия-увлекательная наука.Внеклассное мероприятие по химии 8-9 классы

Разработка химического   вечера. Увлекательная  химия. Занимательные  опыты  по   химии....

Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2013" для учащихся 9-11 классов

Внеклассное мероприятие  "Абсолютное первенство по химии 2013" для учащихся 9-11 классов позволяет сравнить уровень знаний по предмету обучающихся разных классов как в личном первенстве так и выя...

Внеклассное мероприятие по химии для учеников начальной классов "Химия чудес"

Ученики начальных классов с удовольствием принимают участие в проведении химических опытов, что повышает интерес к данному предмету, хотя он будет преподаваться у них только через несколько лет....