Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ по химии
статья по химии (10, 11 класс) на тему

Совершенствование структуры и содержания углублённого курса химии, поиск эффективных средств и методов организации учебного процесса при подготовке учащихся к единому государственному экзамену

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_podgotovki_uchashchihsya_k_ege_po_himii.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Особенности  подготовки учащихся к ЕГЭ по химии

В настоящее время в процессе обучения в школе делается акцент не на передачу готовых знаний, а на вооружение учащихся различными умениями, как общеучебными, так и предметными.  С 2011 года в нашей школе организовано углублённое изучение химии в рамках дополнительного образования, создана профильная группа.  Работа по совершенствованию и обновлению содержания химического образования в профильной группе направлена, прежде всего, на углубление и расширение знаний учащихся в области химии, формирование у них познавательной активности, творческой инициативы, самостоятельности суждений, т.е. личностных компетенций, обеспечивающих успех в любой сфере деятельности, в том числе и учебной. Важным направлением работы является подготовка учащихся профильной группы к единому государственному экзамену.

Цель: Совершенствование структуры и содержания углублённого курса химии, поиск эффективных средств и методов организации учебного процесса при подготовке учащихся к единому государственному экзамену.

Сущность опыта: подобрана система расчётных задач по химии, способствующих подготовке выпускников к единому государственному экзамену; выявлен уровень готовности выпускников к ЕГЭ; экспериментально проверена эффективность системы расчётных задач.

Новизна: реализована целостная организационно-методическая система обучения учащихся решению сложных химических задач, разработаны рекомендации по выявлению готовности старшеклассников к ЕГЭ.

Трудоёмкость: подготовка учащихся к ЕГЭ требует от учителя систематической и кропотливой работы, внимания к вопросам формирования у учащихся важнейших общеучебных умений – анализировать сущность предложенного задания, переносить усвоенный алгоритм действий в новые ситуации, например на решение задач повышенного уровня сложности; необходимо обучать учащихся приёмам работы с различными контролирующими заданиями; использовать компьютерные формы контроля знаний.

Особенности методической системы: ученики, как правило, не могут самостоятельно решить нестандартную задачу, и от педагога требуется помощь, максимально сохраняющая самостоятельность учащихся. Эти, казалось бы, взаимоисключающие требования к действиям учителя и составляют основные сложности его работы.

Учитель выделяет характерные затруднения учащихся при решении расчётных задач, возникновение которых объясняет личностными особенностями учеников:

  • низким интересом к содержанию задач;
  • недостаточными волевыми качествами и целеустремлённостью;
  • заниженной или завышенной оценкой своих знаний и способностей.

Встречаются затруднения, связанные с неприятным отношением к своим действиям и знаниям: “зацикливание” на первой пришедшей в голову идеи, рассмотрением только одного варианта решения; отсутствием предварительного соотнесения идеи решения с условием, известными ученикам теоретическими положениями и фактами; дефицитом информации, например незнанием химических свойств веществ.

Учитывая причины затруднений учащихся, подбираются задачи, содержание которых вызывает у учащихся интерес, подчёркивает их практическую значимость, способствует мобилизации творческих способностей учащихся, направляет их на анализ различных вариантов решения задачи, проявление интуиции в поиске решения. Помощь ученику оказывается не тогда, когда он столкнётся с тем или иным затруднением, а в случае, если школьник не смог самостоятельно его преодолеть и начинает терять терпение.

Для формирования познавательной активности используются разнообразные формы и методы организации учебной деятельности:

  • систематически введение в учебный процесс нетрадиционных задач интегрированного содержания;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
  • стимулирование учеников к использованию способов решения задач без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

Таким образом, оценивается деятельность ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижений.

Организационно-методическая система обучения учащихся решению сложных химических задач, сочетающая традиционные и нетрадиционные формы организации учебного процесса, включает следующие элементы:

  • Уроки обучения приёмам решения задач.
  • Уроки формирования навыков выбора способов решения задач.
  • Практические занятия.
  • Урок одной задачи
  • Уроки-бенефисы.

Урок одной задачи

Урок такого типа как бы завершает некоторый этап обучения решению задач, поэтому его лучше провести в тот момент, когда учениками усвоены необходимые понятия и разобран ряд частных приёмов решения задач. Внимание на этом уроке концентрируется в основном на анализе приёмов решения задачи. Поэтому, чтобы не тратить силы на знакомство с условием нескольких задач, достаточно рассмотреть решение только одной задачи, интересной по содержанию, богатой идеями, имеющей несколько способов решения. Творческая активность учащихся, в конечном счёте успех урока, целиком зависят от тех методических приёмов, которые выбирает учитель для анализа задачи. Они подчинены в основном двум целям:

  • направить деятельность школьников на исследование связей между данными задачи;
  • отработать умение делать логические выводы из полученных результатов.

После того как задача решена несколькими способами, учитель предлагает ученикам вопросы аналитического содержания:

Какими способами была решена задача?

Какой из них наиболее рациональный?

Какая закономерность между данными задачи была основной в каждом способе?

Нельзя ли рассматривать эту задачу как частный случай более общей задачи?

Чем интересна данная задача?

Вопросы помогают учащимся совершить рефлексию – осознать, какими новыми приёмами обогатился их опыт решения задач.

Уроки-бенефисы

На таких уроках  проводятся отчёты учащихся профильной группы о самостоятельных домашних исследованиях. Одним из требований к “бенефисной” задаче является возможность увидеть несколько способов её решения. Ученикам с низким уровнем активности и мотивации условие задачи предлагает учитель. Важно, чтобы ребята могли научиться не только великолепно решать задачи разных типов, но и самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала, информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций). Ведь цель таких уроков – стимулирование творческой деятельности учащихся.

На всех этапах учебного процесса учитель применяет учёт и корректировку учебной деятельности учащихся с целью стимулирования самооценки ими уровня усвоения способов учебно-познавательной деятельности и её результатов и предоставление ученикам информации для самостоятельного планирования и продвижения в усвоении учебного материала.

Опыт работы показывает, что можно организовать подготовку к единому государственному экзамену без опоры на “динамический тренинг” – натаскивание. Для повышения мотивации учащихся, интенсификации учебной деятельности учитель обращается к современным образовательным технологиям (технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления). Учитывая технологическую процедуру проведения ЕГЭ (заполнение документации, ограничение временем), учитель предлагает ребятам наряду с традиционными формами контроля знаний и умений компьютерные формы тестирования – индивидуальные, автоматизированные. Изюминка здесь заключается в том, что использование компьютерного тестирования значительно усилило мотивацию обучаемых:

а) повысилась активность работы на занятиях;
б) появился дух состязательности;
в) увеличилось количество положительных эмоций в ходе занятия;
г) появилось устойчивое стремление “победить” компьютер, доказав при этом наличие твёрдых знаний по предмету;
д) усилился интерес к самостоятельной подготовке.

Результативность: реализация учителем методической системы обучения учащихся решению расчётных задач привела к сокращению количества ошибок в контрольных работах учеников, вызванных несформированностью навыков самоконтроля и самокоррекции, отсутствием самостоятельно найденных способов решения; возросла успешность решения учащимися задач с недостающей и избыточной информацией; увеличилось количество оригинальных решений типовых задач и успешно выполненных нестандартных решений с ориентиром на задания ЕГЭ. Контрольные срезы знаний, призовые места на районной олимпиаде по химии, результаты выпускных и вступительных экзаменов в высшие учебные заведения показывают положительную динамику изменения уровня обученности учащихся по предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по теме самообразования "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСАХ И ОЛИМПИАДАХ ПО МАТЕМАТИКЕ"

Глава 1.    Теоретические  аспекты  в подготовке учащихся 5-8 классов к участию в математических конкурсах, олимпиадах1.1.   Роль внеклассной работы в подготовке уча...

Особенности подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по математике в формате ГИА

В статье дана сравнительная характеристика письменного экзамена и в формате ГИА. Как в услових гуманитарной гимназии подготовить детей к экзамену....

Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ по математике

Тестирование- новая форма экзамена. ЕГЭ представляет собой тестирование успеваемости....

Особенности подготовки учащихся к написанию итогового сочинения: опыт работы с использованием ИКТ и проектного метода

В статье даются  мнения учителей по вопросу написания итогового сочинения, говорится о проблемах, выявленных в результате апробации технологии написания сочинения в лицее а также  об...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

Концертное выступление учащихся является одним из сложных видов деятельности. Эта область искусства находится в постоянном развитии. Одной из проблем  является формирование эмоционально-волевых к...