Рабочая программа по химии 10-11 кл. ГОС
рабочая программа по химии на тему

Талыпа Анастасия Юрьевна

Рабочая программа по химии 10-11 кл. ГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_10_-_11_klass_rabochaya_programma.doc564.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  1.   Пояснительная записка.

       Представленная рабочая программа составлена на основе программы О. С. Габриеляна «Программа курса  химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» Дрофа. Москва. 2006год на базовом уровне, опирается на учебник О. С. Габриеляна «Химия 10 -11 классы. Базовый  уровень» 2008 года издания, и соответствует стандарту. Данный предмет входит в область естествознания.

      Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа рассчитана на 1 час классных занятий в неделю в 10 класс (всего 36 часов за год). Из этих часов приходится:

● на практические работы - 2 часа

● на контрольные работы- 4 часа

●  лабораторных работ -  15

И 2 часа классных занятий в 11 классе (всего 68 часов), из которых приходится:

● на практические работы - 2 часа

● на контрольные работы- 5 часов

●  лабораторных работ -  18

В процессе реализации представленной рабочей программы планируется использовать следующие формы организации учебного процесса: групповая, индивидуальная, коллективная. При обучении будет учитываться уровень развития каждого ученика, что будет отражено в поурочном планировании. Оцениваться будут проверочные, контрольные, практические работы и устные ответы. Планируется использовать следующие виды контроля: письменный, диктант, тест, устный опрос.

        

Для изучения в 10 классе предусмотрены следующие темы:

  1. Введение – 1 час
  2. Теория строения органических соединений – 2 часа
  3. Углеводороды и их природные источники – 8 часов
  4. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники – 11 часов (1 час взят из резерва)
  5. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе - 6 часов
  6. Биологически активные органические соединения  - 4 часа
  7. Искусственные и синтетические полимеры – 4 часа (1 час взят из резерва)

Для изучения в 11 классе предусмотрены следующие темы:

  1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева – 6 часов
  2. Строение вещества – 26 часов
  3. Химические реакции – 16 часов
  4. Вещества и их свойства – 20 часов (2 часа взято из резерва)

График лабораторных и практических работ

№ урока

Дата план

Дата факт

Название

10 класс

4

Лабораторная работа №1 «Изготовление моделей углеводородов

6

Лабораторная работа №2 «Определение элементного состава органических соединений

7

Лабораторная работа №3 «Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах

8

Лабораторная работа №4 «Получение и свойства ацетилена»

9

Лабораторная работа №5 «Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её переработки»»

12

Лабораторная работа №6 «Свойства этилового спирта»

13

Лабораторная работа № 7 «Свойства глицерина»

15

Лабораторная работа № 8 «Свойства формальдегида»

17

Лабораторная работа № 9 « Свойства уксусной кислоты»

18

Лабораторная работа № 10

«Свойства жиров»

19

Лабораторная работа № 11

«Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка»

20

Лабораторная работа № 12

«Свойства крахмала»

21

Лабораторная работа № 13

«Свойства Глюкозы»

25

Лабораторная работа № 14 «Свойства белков»

27

Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений»

35

Лабораторная работа №15 «Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков»

36

Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон»

11 класс

5

Лабораторная работа № 1 «Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек»

12

Лабораторная работа №2

«Определение типа кристаллической решетки в данном веществе и описание его свойств»

15

Лабораторная работа №3

«Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделий из них»

22

Практическая работа

№ 1

«Получение, собирание и распознавание газов»

25

Лабораторная работа №4

«Испытание воды на жёсткость, устранение жесткости воды.»

  Лабораторная работа №5    «Ознакомление с минеральными водами »

28

Лабораторная работа №6

«Ознакомление с дисперстными системами (суспензиями, эмульсиями, аэрозолями, гелями и золями)»

35

Лабораторная работа №7 «Реакция замещения меди в растворе медного купороса»

Лабораторная работа №8

«Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды»

37

Лабораторная работа № 9 «Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком»

38

Лабораторная работа №10

«Получение кислорода разложением  пероксида водорода в присутствии оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля»

42

Лабораторная работа №11

«Различные случаи гидролиза солей»

55

Лабораторная работа № 12

«Испытание растворов кислот индикаторами»

Лабораторная работа № 13, 14, 15

«Взаимодействие кислот с гидроксидами, солями  и металлами»

56

.

Лабораторная работа №16

«Получение и свойства нерастворимых оснований»

57

Лабораторная работа №17

«Ознакомление с коллекциями:

  1. металлов,
  2. неметаллов,
  3. кислот
  4. оснований,

минералов, содержащих соли».

59

Лабораторная работа №18

«Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов»

60

Практическая работа №2

«Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений».

График контрольных работ

11

Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды и их природные источники»

22

Контрольная работа №2 по теме «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники»

28

Контрольная работа №3 по теме «Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе»

33

Итоговая контрольная работа

11 класс

6

Контрольная работа №1 «Строение атома»

32

Контрольная работа №2 «Строение вещества»

48

Контрольная работа №3

«Химические реакции»

64

Контрольная работа №4

«Вещества и их свойства»

67

Итоговая контрольная работа

Используемая литература:

1.Учебник О. С. Габриеляна «Химия 10 класс. Базовый уровень» 2008года

2. Программы О. С. Габриеляна «Программа курса  химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» Дрофа. Москва. 2006год

3. Учебник О. С. Габриеляна «Химия 11 класс. Базовый уровень» 2008года

Требования к уровню подготовки

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

        


№ урока

Дата

Тема урока

Оборудование

Понятия

Демонстрация

Лабораторные, практические, самостоятельные работы

Повторе-ние

Дом.

задание

п/п

По теме

план

факт

 1

 2

 3

 4

5

6

7

8

9

10

     11

Введение 1 час

1

1

Предмет органической химии

Образцы органических соединений

Органические соединения: природные, искусственные и синтетические, их особенности,  органическая химия,

Демонстрация образцов

§1, №6 стр. 13

Тема 1  Теория строения органических соединений 2 часа

2

1

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности

Валентность, химическое строение, теория строения органических соединений

§2 стр. 13

3

2

Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах

Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений

Гомологический ряд, гомологическая разность, молекулярные и структурные формулы

Демонстрация моделей

Стр. 20-21, №8,9 стр. 22

Тема  2 Углеводороды и их природные источники 8 часов

4

1

Природный газ. Алканы: гомологический ряд, изомерия, номенклатура

Лабораторная работа №1

Пластилин, спички

Природный газ, углеводороды, алканы или предельные углеводороды, международная номенклатура, правила составления названий алкано

Лабораторная работа №1 «Изготовление моделей углеводородов»

§3 стр.  32-28

5

2

Химические свойства алканов

Спички, химический стакан, парафиновая свеча, КМnО4, Сa(OH)2,НВr

Химические свойства и  применение алканов, реакции дегидрирования

Горение СН4

Стр. 28-31, №7,8 стр. 32

6

3

Алкены. Этилен, его получение, химические свойства, применение. Полиэтилен

Лабораторная работа №2

Алкены, их изомерия, правила составления названий, реакции дегидратации, химические свойства, качественные реакции на кратную связь

Горение этилена

Получение этилен реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена

Лабораторная работа №2 «Определение элементного состава органических соединений»

§4, №6,7 стр. 41

7

4

Алкадиены и каучуки

Лабораторная работа №3

Демонстр.: Бутадиен 1,3, НВr, сухое горючее, спички, зажим, пробирки

Л/Р: НВr, КМnО4, бензин, керосин, солярка, мазут

Алкадиены (диеновые углеводороды), синтетические каучуки, резина, эбонит, химические свойства алкадиенов

Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность

Лабораторная работа №3 «Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах»

§5, №4 стр. 46

8

5

Алкины. Ацетилен, его получение, , химические свойства, применение. Поливинилхлорид и его применение

Лабораторная работа №4

Л/Р: Н2О, СаС2, пробирки с газоотводной трубкой, КМnО4

Алкины. Ацетилен, его химические свойства: горение, присоединение глогеноводородов, воды, галогенов

Поливинилхлорид, качественная реакция на кратную связь: обесцвечивание НВr и раствора КМnО4,

Горение С2Н2

Отношение метана, С2Н4, С2Н2 и С6Н6 к раствору КМnО4 и НВr

Лабораторная работа №4 «Получение и свойства ацетилена»

§6, №5 стр.51

9

6

Нефть. Соств и переработка нефти. Бензин. Понятие об октановом числе

Лабораторная работа №5

Коллекция «Нефть и продукты её переработки»

Нефть, фракционная перегонка или ректификация, ректификационные газы, газолиновая фракция, крекинт.

Демонстрация коллекции

Лабораторная работа №5 «Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её переработки»»

§8, №7 стр. 62

10

7

Бензол, его получение, химические свойства, применение.

Бензол, его получение, химические свойства: горение, реакции замещения с CL2 и НNO3, применение бензола

§7, №3 стр. 55, гот к к/ работе

11

8

Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды и их природные источники»

Тема  3 Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники  10 часов + 1 час

12

1

Углеводы. Единство химической организации живых организмов. Этанол, его получение, свойства, применение. Алкоголизм и его предупреждение

Лабораторная работа №6

Этиловый спирт, вода, подсолнечное масло, фильтровальная бумага, спиртовка, спички, медная проволока

Функциональная гидроксильная группа, предельные одноатомные спирты, изомерия и номенклатура спиртов, простые эфиры, водородная связь, химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с натрием, дегидратация (внутримолекулярная и межмолекулярная), окисление в альдегиды, реакция этерификации

Окисление спирта в альдегид

Лабораторная работа №6 «Свойства этилового спирта»

13

2

Предельные многоатомные спирты. Глицерин и его применение

Лабораторная работа № 7

Н2О, глицерин, гидроксид натрия, сульфат меди

Многоатомные спирты, глицерин,

Демонстрация: качественная реакция на многоатомные спирты

Лабораторная работа № 7 «Свойства глицерина»

14

3

Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция

Коллекция « Каменный уголь и продукты его переработки»

Коллекция, растворимость фенола в воде, качественная реакция на фенол

15

4

Альдегиды, их получение, химические свойства и применение

Лабораторная работа № 8

Ракция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы, окисление альдегидов и глюкозы с помощью гидроксида меди

Лабораторная работа № 8 «Свойства формальдегида»

16

5

Карбоновые кислоты, , их получение, химические свойства

17

6

Применение  уксусной кислоты. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой

Лабораторная работа № 9

Лабораторная работа № 9 « Свойства уксусной кислоты»

18

7

Сложные эфиры и жиры. Нахождение сложных эфиров  в природе, получение, применение

Лабораторная работа № 10

Коллекция эфирных масел

Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров, коллекция эфирных масел

Лабораторная работа № 10

«Свойства жиров»

19

8

Жиры как сложные эфиры, химические свойства, применение

Лабораторная работа № 11

Лабораторная работа № 11

«Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка»

20

9

Углеводы, их классификация, значение

Лабораторная работа № 12

Качественная реакция на крахмал

Лабораторная работа № 12

«Свойства крахмала»

21

10

Глюкоза, химические свойства, применение

Лабораторная работа № 13

Лабораторная работа № 13

«Свойства Глюкозы»

22

11

Контрольная работа №2 по теме «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники»

Тема  4 Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе  6 часов

23

1

Амины, их получение, химические свойства и применение

Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой, реакция анилина с бромной водой

24

2

Аминокислоты, их получение, химические свойства и значение в организме, применение

Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот

25

3

Белки, их получение, структура, химические свойства и значение в организме

Лабораторная работа № 14

Растворение и осаждение белков, цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая, горение птичьего пера и шерстяной нити

Лабораторная работа № 14 «Свойства белков»

26

4

Нуклеиновые кислоты, их синтез в клетке и роль в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инжененрии

Модель молекулы ДНК

Модель молекулы ДНК

27

5

Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений»

Переходы: этанол→этилен→этиленгликоль→этиленгликолят меди; Этанол →этаналь→этановая кислота

Практическая работа №1 (Инструктаж)

28

6

Контрольная работа №3 по теме «Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе»

Тема  5 Биологически активные органические соединения  4 часа + 1 час

29

1

Ферменты как биологические катализаторы белковой природы

Пероксид водорода, сырое мясо, сырой картофель

Коллекция СМС содержащих энзимы

Индикаторная бумага

Ферменты или энзимы, их   специфические свойства: большие значения относительной молекулярной массы, селективность, действие в определённом температурном интервале и при определённом значении рН среды, использование ферментов в промышленности

Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля

Коллекция СМС, содержащих энзимы

Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой

§19

30

2

Витамины. Авитаминозы

Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов.

Коллекция витаминных препаратов

Витамины, авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы, функции витаминов

Демонстрация коллекции, иллюстраций,

Испытание раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой

§20, стр. 148-152

31

3

Гормоны.

Инсулин, белок

Гормоны, их свойства, гуморальная регуляция, инсулин, адреналин

Испытание аптечного препарата инсулин на белок

Стр. 153-154

32

4

Лекарства. Наркотические вещества

Аптечка

Химиотерапия, антибиоз, самолечение, фармакология, наркомания, дисбактериоз

Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка

Стр. 155-160

33

5

Итоговая контрольная работа

Тема  6 Искусственные и синтетические полимеры  3 часа

34

1

Искусственные полимеры: получение, свойства, применение

Коллекция пластмасс и изделий из них

Искусственные полимеры, пластмассы, целлулоид, волокна, ацетатное волокно, вискоза, медно-аммиачное волокно

Демонстрация коллекции

§21

35

2

Синтетические полимеры: получение, структура, основные представители

Лабораторная работа №15

Коллекции искусственных и синтетических волокон и изделий из них

Синтетические полимеры, структура макромолекул полимеров: линейная, разветвленная и пространственная; полиэтилен, полипропилен, синтетические волокна, синтетические каучуки, термореактивные и термопластичные полимеры

Демонстрация коллекции, распознавание волокон и изделий из них по отношению к нагреванию и химическим реактивам

Лабораторная работа №15 «Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков»

§22

36

3

Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон»

Полиэтилен, поливинилхлорид, фенолформальдегидная смола.

Волокна: хлопок, вискоза, шерсть, шелк, ацетат, капрон

Практическая работа №2(Инструктаж)

Стр. 181, гот. к к/ работе

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХИМИИ КУРСА 11 КЛАССА

№урока

дата

ТЕМА УРОКА

Практическая часть

Демонстрация

ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Оборудование

ЗАДАНИЯ НА ДОМ ПО УЧЕБНИКУ

По теме

план

факт

Тема 1. Строение атома (6часов)

1

1

          Атом – сложная частица

Д. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Ядро и электронная оболочка. Электроны , протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

§ 1

2

2

      Состояние электронов в        атоме

Д. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Электронное облако и орбиталь. Формы орбиталей (s, p, d, f). Главное квантовое число. Энергетические уровни и подуровни. Взаимосвязь главного квантового числа, типов и форм орбиталей и максимального числа электронов на подуровнях и уровнях

§ 2

3

3

Электронные конфигурации

 атомов химических элементов

.

Д. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Электронные конфигурации атомов элементов. Принцип Паули, правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов: s-, p-, d-, f- семейства

§ 3

4

4

Валентные возможности атомов химических элементов

Д. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов.

§ 4

5

5

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома

Лабораторная работа № 1 «Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек»

Д. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Предпосылки открытия Периодического закона: накопление фактологического материала, работа предшественников (Берцелиуса, Деберейнера, Шанкуртуа, Ньюлендса, Майера), съезд химиков в г. Карлсруэ. Личностные качества Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Первая формулировка Периодического закона. Горизонтальная, вертикальная, диагональная закономерности.

Периодический закон и строение атома. Изотопы.

Положение водорода в периодической системе.

Значение  периодического закона и периодическая системы для развития науки.

§ 5

6

6

Контрольная работа №1 «Строение атома»

Тема 2. Строение вещества (26часов)

ТЕМА 2. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА(26 ч)

1

2

3

4

5

7

6

7

1

Ионная химическая связь

Модель кристаллической решетки NaCl.

Образцы веществ и минералов с ионной кристаллической решеткой 

Ионная химическая связь и ионные кристаллические решётки.

таблица

§6

2

Ковалентная  полярная связь

Модели кристаллических решеток углекислого газа (тв.), алмаза, графита

Образцы веществ и минералов с молекулярной кристаллической решеткой

Ковалентная химическая связь и её классификация: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (σ и π), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллические решётки веществ

таблица

§6,7

9

3

Ковалентная неполярная химическая связь

10

4

Водородная химическая связь

Водородная связь межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм обраования этой связи и её значение

§6

11

5

 Металлическая химическая связь  

. Коллекция металлов

Металлическая химическая связь и  кристаллические решётки

12

6

Лабораторная работа №2

Лабораторная работа №2

«Определение типа кристаллической решетки в данном веществе и описание его свойств»

тблица

13

7

Обобщение –закрепление по типам химической связи.

14

8

Полимеры, пластмассы

Модель молекулы ДНК

Высокомолекулярные соединения и их классификация (природные и химические; искусственные и синтетические).

Пластмассы, их свойства и распознавание важнейших пластмасс.

модель молекулы ДНК

§10

15

9

Волокна

Лабораторная работа №3

Лабораторная работа №3

«Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделий из них»

Образцы пластмасс и изделий из них, образцы волокон и изделия из них,  спларанеорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия)

Понятие волокон. Классификация волокон: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические).

Образцы пластмасс и изделий из них, образцы волокон и изделия из них,  спларанеорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия

16

10

Экологические проблемы утилизации отходов из пластмасс.

Экологические проблемы , канцерогены

17

11

Газообразное агрегатное состояние вещества

Модель молярного объема газов.

  Три агрегатных состояния воды

Характеристика газовой фазы. Физические свойства газообразных веществ (сжимаемость, упругость, сжижение  газов). Закон Авогадро. Следствие из закона. Относительная и абсолютная плотность газов и их расчет.

Лекция

18

12

Воздух и природный газ- природные газообразные смеси

Состав воздуха. Постоянные и переменные компоненты воздуха. Изменение состава воздуха в результате техногенной деятельности человека. Парниковый эффект. Кислотные дожди. Озоновые дыры. Характеристика природного газа

Лекция

19

13

Водород. Кислород. Озон.

Получение этих газов в лаборатории и промышленности. Характеристика физических и химических свойств этих газов и их применение на основе этих свойств. Роль  этих газов в биологических процессах.

20

14

Аммиак. Углекислый газ. Угарный газ

Получение этих газов в лаборатории и промышленности. Характеристика физических и химических свойств этих газов и их применение на основе этих свойств. Роль  этих газов в биологических процессах.

Профилактика бытовых отравлений этими газами.

21

15

Метан. Этилен. Ацетилен

Получение этих газов в лаборатории и промышленности. Характеристика физических и химических свойств этих газов и их применение на основе этих свойств. Важнейшие химические синтезы на основе этих газов.

22

16

Практическая работа

№ 1

Практическая работа

№ 1

«Получение, собирание и распознавание газов»

23

17

Жидкое агрегатное состояние веществ

Образец накипи в чайнике и отрезке трубы

Приборы на жидких кристаллах.

Общая характеристика  жидкостей

(плотность, t0 кипения и отвердевания, летучесть).

Вода и ее свойства. Биологическая роль воды. Вода в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. Характеристика природных вод.

Жидкие кристаллы и их применение

Лекция

24

18

Минеральные воды, их использование.

25

19

Лабораторная работа №4

  Лабораторная работа №5   

Лабораторная работа №4

«Испытание воды на жёсткость, устранение жесткости воды.»

  Лабораторная работа №5    «Ознакомление с минеральными водами »

26

20

Жидкие кристаллы, их применение.

27

21

Твердое агрегатное состояние вещества

Образец твёрдого состояния воды

Кристаллическое строение вещества. Кристаллические решетки.

Аморфные твердые вещества в природе и повседневной жизни человека.

Образец твёрдого состояния воды

Лекция

28

22

Дисперсные системы Лабораторная работа №6

Лабораторная работа №6

«Ознакомление с дисперстными системами ( суспензиями, эмульсиями, аэрозолями, гелями и золями)»

Образцы различных дисперстных систем, коагуляция, синерезис, эффект Тиндаля

Понятие о дисперсных системах, их классификация. Примеры эмульсий, суспензий, аэрозолей. Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели).

Отличие коллоидов от истинных растворов. Эффект Тиндаля

Образцы различных дисперстных систем,

§8

29

23

Чистые вещества

Понятие «доля» и ее разновидности в химии

Массовая доля элемента в составе сложного вещества, ее расчет

Массовая  и объемная доля компонентов в смеси, их расчет. Массовая и объемная доля примесей, их расчет. Массовая (объемная) доля выхода продукта реакции.

Задачи.

30

24

Решение задач

31

25

Обобщение и систематизация  знаний учащихся по теме, подготовка к контрольной работе

Задание в тетради.

32

26

Контрольная работа №2 «Строение вещества»

ТЕМА 3. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ (16 ч)

33

1

Реакции, идущие без изменения состава веществ.

Получение озона. Озонатор

Превращение красного фосфора в белый

Химические реакции. Аллотропия. Аллотропные видоизменения. Причины аллотропии. Примеры аллотропных модификаций элементов: кислорода, углерода, фосфора, олова. Озон и его  биологическая роль.

 

Озонатор

§11

34

2

Изомеры. Изомерия

Модели молекул изомерных органических веществ (бутана и изобутана, этилового спирта и диметилового эфира)

Структурная изомерия органических соединений и ее виды. Причины многообразия органических соединений. Реакции изомеризации.

Модели молекул изомерных органических веществ (бутана и изобутана, этилового спирта и диметилового эфира)

§12

35

3

Реакции, идущие с изменением состава веществ Лабораторная работа №7

Лабораторная работа №8

 Лабораторная работа №7 «Реакция замещения меди в растворе медного купороса»

Лабораторная работа №8

«Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды»

Зависимость скорости реакции от природы веществ

Реакции соединения, разложения. Реакции замещения на примере химических свойств металлов.

Медный купорос, гвоздь

§11

36

4

Тепловой эффект химических реакций

Д. Примеры эндо- и экзотермических реакций

Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции. Термохимическое уравнение Расчеты по термохимическим уравнениям..

Значение экзотермических реакций в практической деятельности челове

§13

37

5

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции

Лабораторная работа № 9

Лабораторная работа № 9 «Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком»

Взаимодействие растворов серной кислоты с расворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры.

Модель кипящего слоя.

Скорость реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Закон Вант-Гоффа. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Биотехнологии

Соляная кислота, цинк, серная кислота, тиосульфат натрия

Модель кипящего слоя

§13

38

6

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие

Лабораторная работа №10

Лабораторная работа №10

«Получение кислорода разложением  пероксида водорода в присутствии оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля»

Д. Опыты, показывающие зависимость скорости химических реакций от температуры, концентрации реагирующих веществ, поверхности соприкосновения реагирующих веществ, катализаторов и ингибиторов.

Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура.

Пероксид водорода, оксид марганца, картофель

§14

39

7

Реакции, протекающие в водных растворах

Взаимодействие лития и натрия с водой; получение оксида фосфора и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом.

Образцы кристаллогидратов.

Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации

 

Зависимость степени ЭД уксусной кислоты от разбавления раствора

Строение молекул воды.  Вода- универсальный растворитель. Растворы. Растворимость веществ. Сильные и слабые электролиты..Свойства кислот, оснований, солей в свете теории электролитической диссоциации.

Литий, натрий, лакмус

Образцы кристаллогидратов.

Уксусная кислота

40

8

Химические свойства воды

Взаимодействие воды с металлами, основными и кислотными оксидами.

Реакции гидратации в органической химии.

41

9

Гидролиз органических и неорганических соединений

 

Гидролиз карбида кальция, карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца

Получение мыла

Гидролиз неорганических  и органических солей. Среда водных растворов. Водородный показатель рН раствора .Гидролиз целлюлозы, крахмала, жиров и продукты их расщепления. Биологическая роль гидролиза белков, жиров и углеводов.

Жир, карбид кальция, карбид карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца

§16

42

10

Лабораторная работа №11

Лабораторная работа №11

«Различные случаи гидролиза солей»

43

11

Окислительно-восстановительные реакции

Простейшие ОВР: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов в составе простых и сложных веществ. Окислитель. Восстановитель. Окисление. Восстановление. Составление электронного баланса для окислительно-восстановительных реакций.

Цинк, соляная кислота, гвоздь. Сульфат меди

44

12

Окислительно-восстановительные реакции Решение задач

45

13

Электролиз

Объяснение

Решение задач

Модель электролизёра, электролизной ванны для получения аллюминия.

Понятие электролиза. Электролиз растворов и расплавов солей на примере хлорида натрия и хлорида меди (II). Практическое применение электролиза.

Модель электролизёра, электролизной ванны для получения аллюминия.

§15

46

14

Электролиз. Решение задач

47

15

Обобщение и систематизация  знаний учащихся по теме, подготовка к контрольной работе

Решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе

48

16

Контрольная работа №3

«Химические реакции»

Контроль знаний учащихся.

ТЕМА 4. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА (18 + 2часа из резерва)

49

1

Металлы

Д. 1. Образцы металлов, модели кристаллических решёток металлов.

2. Взаимодействие

Na и Sb  с Cl, Fe с S

3. Горение Mg и Al в кислороде.

4. взаимодействие щелочных металлов с водой. Натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой,

Cu c HNO3

алюминотермия

 

Положение металлов в Периодической системе и строение их атомов.

Простые вещества – металлы: металлическая связь и строение кристаллов. Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами, солями в растворах, органическими веществами (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами.

Оксиды и гидроксиды металлов. Зависимость их свойств от степени окисления металла. Значение металлов, в том числе в природе и жизни организмов

§18

50

2

Общие способы получения металлов

.

Руды металлов. Сущность получения металлов из руд. Важнейшие промышленные восстановители. Пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия. Металлотермический способ получения на примере алюминотермии.

§18

51

3

Коррозия металлов

.

 «Образцы» изделий, подвергшихся коррозии.

.

Понятие «коррозия». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии

§18

52

4

Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов.

 1. коллекция образцов неметаллов.

2.  взаимодействие хлорной воды с раствором бромида, иодида калия

. Положение неметаллов в Периодической системе, строение их атомов. ЭО. Инертные газы.

Неметаллы – простые вещества, их атомное и молекулярное строение. Аллотропия. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами.. Водородные соединения неметаллов. Получение водородных соединений.

§19

53

5

Окислительные и восстановительные  свойства неметаллов.

6

Кислоты органические и неорганические

.

Образцы природных органических кислот

Разбавление концентрированной серной кислоты

Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой, медью.

Классификация кислот по различным классификационным признакам. Кислоты в природе. Общие химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами,  основаниями и солями. Особенность взаимодействия с металлами концентрированной серной кислоты и азотной кислоты любой концентрации. Особые свойства органических кислот.

Правила безопасного обращения с кислотами в быту и на производстве. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим

§20

55

7

Лабораторная работа № 12

Лабораторная работа № 13, 14, 15

Лабораторная работа № 12

«Испытание растворов кислот индикаторами»

Лабораторная работа № 13, 14, 15

«Взаимодействие кислот с гидроксидами, солями  и металлами»

5655556

8

888

Основания органические и неорганические

Лабораторная работа №16

.

Лабораторная работа №16

«Получение и свойства нерастворимых оснований»

Состав и классификация оснований. Кислородсодержащие и бескислородные основания. Органические основания. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями; термическое разложение нерастворимых в воде оснований. Правила безопасного обращения со щелочами. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим

§21

57

9

Соли. Классификация солей.

Лабораторная работа №17

Лабораторная работа №17

«Ознакомление с коллекциями:

  1. металлов,
  2. неметаллов,
  3. кислот
  4. оснований,

минералов, содержащих соли».

Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди(11)

Классификация солей: кислые и основные соли. Общие  химические свойства солей. Примеры использования человеком солей в быту и на производстве. Роль солей в жизни животных и растительных организмов.

. 

§22

58

10

Химические свойства солей

59

11

Лабораторная работа №18

Лабораторная работа №18

«Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов»

§20,21,22

60

12

Качественные реакции на катионы и анионы

Практическая работа №2

Практическая работа №2

«Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений».

 1. Гашение соды уксусом.

2. Качественные реакции на катионы и анионы

3. Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложеию при нагревании

Анализ сложного вещества как один из методов изучения вещества. Качественные реакции на анионы Cl, Br, I, SO42─, CO32─. Признаки качественных реакций.

Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония.

61

13

Генетическая связь. Генетический ряд металла

Решение задач

Д. Практическое осуществление переходов:

Ca >>CaO >> Ca(OH)2 >>

                          ↓

                        Ca3(PO4)2

                          ↑

P >> P2O5 >> H3PO4

Cu >> CuO >> CuSO4 >> Cu(OH)2 >> CuO >> Cu.

Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере S и Si), переходного элемента (Zn).

§23

62

14

Генетический ряд неметаллов. Генетический ряд органических соединений.

Д. C2H5OH >> C2H4 >> C2H4Br2

Генетические ряды и генетическая связь органических веществ (для соединений, содержащих два атома углерода).

Единство мира веществ

63

15

Обобщение и систематизация  знаний учащихся по теме, подготовка к контрольной работе

Обобщение и систематизация  знаний

64

16

Контрольная работа №4

«Вещества и их свойства»

Контроль знаний учащихся.

65

17

Решение задач, подготовка к итоговой к/работе

66

18

Решение задач, подготовка к итоговой к/работе

67

19

Итоговая контрольная работа

68

20

Заключение, подведение итогов

Календарно - тематическое планирование по учебному курсу  «Химия» 11 класс

Дата

план

Дата

факт

п/п

№    по

теме

Тема урока

Практическая часть, демонстрация

Содержание урока

Домашнее задание

Тема  1. Строение атома и периодический закон  Д.И. Менделеева – 3 часа

1      

1

Вводный инструктаж по ТБ.Строение атома. Особенности строения электронных оболочек  переходных элементов.

А1.  Формы существования хим. элементов. Соврем. представления о строении атомов. Изотопы.

§ 1,2,3

2

2

Периодический закон  Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома, его значение. ПСХЭ – графическое отображение ПЗ. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы.

Лабораторный опыт №1

«Конструирование периодической таблицы с использованием карточек»

А2.  ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам.

§ 5 Стр. 36-42

Упр.7

3

3

Обобщающий урок по теме «Строение атома и периодический закон  Д.И. Менделеева»

Тестирование

Тема 2. Строение вещества – 14 часов

4

1

Анализ к/р. Ионная и металлическая хим. связи. Свойства веществ с этими типами связи. Виды ионов.

Демонс

моделей

решетки

NaCl, Fe

А3, А5.   Химическая связь: ионная, металлическая

§ 6

Стр. 44-46,

51-52

5

2

Ковалентная полярная и неполярная хим связи, их механизмы.

А3. Химическая связь: ковалентная  полярная и неполярная

Стр. 46-51

Упр. 4

6

3

Металлическая химическая связь

7

4

Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная  связь. Её биологическое значение.

Демонс

моделей

молекулы

ДНК

А5. Химическая связь водородная.

Стр. 52-54

8

5

Типы кристаллических решеток и  свойства веществ.

Вещества, аморфные и кристаллические. Полимеры.

Лабораторный опыт № 2 «Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств»

Лабораторный опыт № 3 «Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделий из них»

А5. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки.

конспект

9

6

Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.

Д.О. моделей изомеров

А14. Структурная изомерия.

Тестирование

§ 11

Стр.101

10

7

Газообразное состояние вещества.

.

В 9,10 Решение задач на горение топлива и газовые законы.

Природные газообр. смеси. Загрязнение атмосферы и борьба с ним

Конспект

11

8

Основные представители газообразных веществ: водород, кислород, аммиак, этилен. Практическая работа 1 «Получение, собирание и распознавание газов».

Практическая

работа 1

Стр. 350

12

9

Жидкое состояние вещества.

Лабораторный опыт № 4 «Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды»

Лабораторный опыт № 5 «Ознакомление с минеральными водами»

Вода, её потребление в быту. Минеральные воды, их использование. Жидкие кристаллы.

13

10

Твердое состояние вещества.

Аморфные твёрдые вещества в при роде и жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.

14

11

Понятие о дисперсных системах,  5их классификация и значение.

Лабораторный опыт № 6 «Ознакомление с дисперстными системами»

15

12

Состав вещества и смесей

Закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного состава.

Стр. 273

16

13

Понятие доля и её разновидности.

Массовая и объёмная доли, доля выхода продукта реакции от теоретически вожможног.

 С4. Расчеты: массы (объема) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

17

14

Контрольная работа 1 (тестирование) по теме «Строение вещества».

Тема 3. Химические реакции –8 часов

18

1

Анализ контрольной работы. Реакции, идущие без изменения состава веществ.

Аллотропия и аллотропные изменения. Причины аллотропии на примере модификации кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия.

19

2

Реакции, идущие с изменением состава вещества. «Получение кислорода путем разложения перманганата калия», «Реакции замещения».

Лабораторный опыт № 7 «Реакция замещения меди в растворе медного купороса» Лабораторный опыт  №8

«Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды»

А9.   Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

Стр. 102,

108

20

3

Скорость химической реакции, её зависимость от различных факторов. Понятие о катализе.

Лабораторный опыт  №9

«Получение кислорода разложением  пероксида водорода в присутствии оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля»

  А20.   Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов.

Стр. 110

§ 13

21

4

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие, способы его смещения.

Лабораторный опыт  №10 «Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком»

А21.   Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов.

§ 14

22

5

Роль воды в химической реакции.

А22, А23. Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена.   Диссоциация электролитов в водных растворах. Слабые и сильные электролиты.

Реакции ионного обмена. Тестирование

§ 15

упр. 8 стр. 156

23

6

Гидролиз неорганических и органических соединений. Его биологическая роль.

Лабораторный опыт №11

«Различные случаи гидролиза солей»

В4.  Гидролиз неорганических и органических соединений. Гидролиз обратимый и необратимый.

§ 16

24

7

Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз.

Демонстра-

ция модели электролиза

А24.  Окислительно-восстановительные реакции. В3. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия, его значение

Стр. 107

25

8

Зачётно – обощающий урок по теме «Химические реакции»

Стр. 217

Тема 4. Вещества и их свойства –9  часов

26

1

Металлы: взаимодействие с неорганическими и органическими веществами.

Коррозия.

Лабораторный опыт №12

«Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами»

В5, А13.    Характерные химические свойства металлов и  оксидов основных, оснований. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов, способы защиты.

Стр. 201-224

Упр.13

27

2

Неметаллы

А8,   Характерные химические свойства  неметаллов, их оксидов  кислот;

Неметаллы на примере сравнительной характеристики галогенов

§ 19

Стр. 231

Упр.8

28

3

Кислоты неорганические и органические. Окислительные свойства серной и азотной кислот

С1, А24.   Окислительно-восстановительные реакции.

В5,С2     Окислительно-восстановительные реакции.

§ 20

29

4

Основания неорганические и органические.

Лабораторный опыт №13

«Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями»

А6, А11. Химические свойства оснований

§ 21

30

5

Соли, их классификация, свойства, качественные реакции, значение.

Лабораторный опыт №14

«Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями»

Лабораторный опыт № 15  «Получение и свойства нерастворимых оснований»

А12. Химические свойства солей.

Тестирование

§ 22

31

6

Лабораторные опыты

Лабораторный опыт №16 « Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами»

Лабораторный опыт №17 «Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов»

Лабораторный опыт № 18  «Ознакомление с коллекциями  металлов,неметаллов, кислот, оснований,

минералов, содержащих соли».

32

7

Практическая работа 2 Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических  соединений.

Практическая

работа 2

Стр. 356

33

8

Контрольная работа 2 (тестирование) по теме «Вещества и их свойства».

34

9

Анализ контрольной работы. Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХИМИИ КУРСА 11 КЛАССА

№урока

дата

ТЕМА УРОКА

Практическая часть

Демонстрация

ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Оборудование

ЗАДАНИЯ НА ДОМ ПО УЧЕБНИКУ

По теме

план

факт

Тема 1. Строение атома (9 часов)

1

1

          Атом – сложная частица

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Ядро и электронная оболочка. Электроны , протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

§ 1

2

2

      Состояние электронов в        атоме

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Электронное облако и орбиталь. Формы орбиталей (s, p, d, f). Главное квантовое число. Энергетические уровни и подуровни. Взаимосвязь главного квантового числа, типов и форм орбиталей и максимального числа электронов на подуровнях и уровнях

§ 2

3

3

Электронные конфигурации

 атомов химических элементов 1-3 периодов

.

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Электронные конфигурации атомов элементов. Принцип Паули, правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов: s-, p-, d-, f- семейства

§ 3 начало

4

4

Электронные конфигурации

 атомов химических элементов 4-7 периодов

§ 3 весь

5

5

Валентные возможности атомов химических элементов

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов.

§ 4

6

6

Предпосылки открытия Периодического закона

Предпосылки открытия Периодического закона: накопление фактологического материала, работа предшественников (Берцелиуса, Деберейнера, Шанкуртуа, Ньюлендса, Майера), съезд химиков в г. Карлсруэ. Личностные качества Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Первая формулировка Периодического закона.

§ 5 начало

7

7

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Горизонтальная, вертикальная, диагональная закономерности.

Периодический закон и строение атома. Изотопы.

Положение водорода в периодической системе.

Значение  периодического закона и периодическая системы для развития науки.

§ 5 весь

8

8

Контрольная работа №1 «Строение атома»

9

9

Работа над ошибками

Тема 2. Строение вещества. Дисперсные системы (15 часов + 4 часа из резерва)

ТЕМА 2. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА(26 ч)

1

2

3

4

5

7

6

10

1

Химическая связь Ионная химическая связь

Лабораторная работа №1

Лабораторная работа№1

«Свойства гидроксидов элементов третьего периода»

Модель кристаллической решетки NaCl.

Образцы веществ и минералов с ионной кристаллической решеткой 

Ионная химическая связь и ионные кристаллические решётки.

таблица

Стр 42-44

11

2

Ковалентная  связь

Модели кристаллических решеток углекислого газа (тв.), алмаза, графита

Образцы веществ и минералов с молекулярной кристаллической решеткой

Ковалентная химическая связь и её классификация: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (σ и π), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллические решётки веществ

таблица

Стр 44-49

12

3

Водородная химическая связь

Водородная связь межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм обраования этой связи и её значение

Стр 50-52

13

4

 Металлическая химическая связь  

Коллекция металлов

Металлическая химическая связь и  кристаллические решётки

Стр 50, упражнения

14

5

Единая природа химических связей

Монная связь как предельный случай ковалентной полярной, переход одного вида связи в другой, разные виды связи в одном веществе.

Стр. 52-55

15

6

Свойства ковалентной химической связи

Насыщаемость, поляризуемость, направленность. Геометрия молекул.

Стр. 55-56

16

7

Гибридизация орбиталей и геометрия молекул

Все виды гибридизации орбиталей, геометрия молекул.

§ 7 весь

17

8

Строение и образование полимеров

Полимер, мономер, макромолекула, структурное звено, степень полимеризации, молекулярная масса. Полимеризаци, поликонденсация

Стр 77-82

18

9

Неорганические полимеры, волокна и пластмассы

Лабораторная работа №2

Лабораторная работа №2

«Ознакомление с образцами органических и неорганических полимеров»

Образцы пластмасс и изделий из них, образцы волокон и изделия из них,  спларанеорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия)

Понятие волокон. Классификация волокон: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические).

Образцы пластмасс и изделий из них, образцы волокон и изделия из них,  спларанеорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия

Стр 82-85

19

10

Биополимеры

Белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды

Стр 85-89

20

11

Неорганические полимеры атомного и молекулярного строения

Аллотропная модификация углерода, кристаллический кремний, селен, теллур цепочечного строения; сера пластическая

В тетради

21

12

Предпосылки создания теории строения химических соединений Бутлерова.

Работы предшественников, личностные качества учёного

Стр 62-65

22

13

Основные положения теории Бутлерова

Изомерия, взаимное влияние атомов, индукционный и мезомерный эффекты, стереорегулярность.

Стр 65-76

23

14

Дисперсные системы, их типы

Образцы различных дисперстных систем, коагуляция, синерезис, эффект Тиндаля

Понятие о дисперсных системах, их классификация. Примеры эмульсий, суспензий, аэрозолей. Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели).

Отличие коллоидов от истинных растворов. Эффект Тиндаля

Массовая доля элемента в составе сложного вещества, ее расчет

Массовая  и объемная доля компонентов в смеси, их расчет. Массовая и объемная доля примесей, их расчет. Массовая (объемная) доля выхода продукта реакции.

Образцы различных дисперстных систем,

§10

Задачи.

24

15

Решение расчётных задач с понятиями «массовая и объёмная доли» компонентов смеси

25

16

Решение расчётных задач на вычисление молярной концентрации растворов.

Молярная концентрация растворов

Задание в тетради.

26

17

Обобщение и систематизация  знаний учащихся по теме, подготовка к контрольной работе

Задание в тетради.

27

18

Контрольная работа №2 «Строение вещества»

карточки

28

19

Работа над ошибками

ТЕМА 3. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ (21  час)

29

1

Классификация химических ревкций. Реакции, идущие без изменения состава веществ.

Получение озона. Озонатор

Превращение красного фосфора в белый

Модели молекул изомерных органических веществ (бутана и изобутана, этилового спирта и диметилового эфира)

Химические реакции. Аллотропия. Аллотропные видоизменения. Причины аллотропии. Примеры аллотропных модификаций элементов: кислорода, углерода, фосфора, олова. Озон и его  биологическая роль.

 

Структурная изомерия органических соединений и ее виды. Причины многообразия органических соединений. Реакции изомеризации.

Озонатор

Модели молекул изомерных органических веществ (бутана и изобутана, этилового спирта и диметилового эфира)

§11

§12

30

2

Реакции, идущие с изменением состава веществ 

Лабораторная работа №8

Лабораторная работа №3

«Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды»

Зависимость скорости реакции от природы веществ

Реакции соединения, разложения. Реакции замещения на примере химических свойств металлов.

Медный купорос, гвоздь

§11

31

3

Реакции, идущие с изменением степеней окисления. ОВр

32

4

Тепловой эффект химических реакций. Вычисление теплового эффекта по теплотам рбразования реагирующих веществ и продуктов реакции.

Д. Примеры эндо- и экзотермических реакций

Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции. Термохимическое уравнение Значение экзотермических реакций в практической деятельности человека

33

5

Расчеты по термохимическим уравнениям.

34

6

Классификация реакций по виду энергии, инициирующей реакцию. Электролиз

35

7

Электролиз. Решение задач

Объяснение

Решение задач

Модель электролизёра, электролизной ванны для получения аллюминия.

Понятие электролиза. Электролиз растворов и расплавов солей на примере хлорида натрия и хлорида меди (II). Практическое применение электролиза.

Модель электролизёра, электролизной ванны для получения аллюминия.

36

8

Вероятность протекания химических реакций. Закон сохранения  энергии

§ 12

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Взаимодействие растворов серной кислоты с расворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры.

Модель кипящего слоя.

Скорость реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Закон Вант-Гоффа. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Биотехнологии

Соляная кислота, цинк, серная кислота, тиосульфат натрия

Модель кипящего слоя

§13

38

10

Решение задач.

Расчёт средней скорости реакции по концентрациям реагирующих веществ. Вычисление с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции»

39

11

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие

Лабораторная работа №3

Лабораторная работа №4

«Получение кислорода разложением  пероксида водорода и перманганата калия»

Д. Опыты, показывающие зависимость скорости химических реакций от температуры, концентрации реагирующих веществ, поверхности соприкосновения реагирующих веществ, катализаторов и ингибиторов.

Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура.

Пероксид водорода, оксид марганца, картофель

§14

40

12

Решение задач. Нахождение константы равновесия по равновесным концентрациям и определение исходных концентраций веществ.

41

13

Реакции, протекающие в водных растворах. Электролитическая диссоциация

Взаимодействие лития и натрия с водой; получение оксида фосфора и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом.

Образцы кристаллогидратов.

Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации

 

Зависимость степени ЭД уксусной кислоты от разбавления раствора

Строение молекул воды.  Вода- универсальный растворитель. Растворы. Растворимость веществ. Сильные и слабые электролиты..Свойства кислот, оснований, солей в свете теории электролитической диссоциации.

Литий, натрий, лакмус

Образцы кристаллогидратов.

Уксусная кислота

§15

42

14

Водородный показатель. Диссоциация воды, константа диссоциации. Определение рН раствора заданной молярной концентрации

Лабораторная работа №5 «Использование индикаторной бумаги для определения рН слюны, желудочного сока и других соков организма»

43

15

Гидролиз органических и неорганических соединений

 

Гидролиз карбида кальция, карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца

Получение мыла

Гидролиз неорганических  и органических солей. Среда водных растворов. Гидролиз целлюлозы, крахмала, жиров и продукты их расщепления. Биологическая роль гидролиза белков, жиров и углеводов.

Жир, карбид кальция, карбид карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца

§16

44

16

Лабораторная работа №6

Лабораторная работа №6

«Различные случаи гидролиза солей»

17

Окислительно-восстановительные реакции

Простейшие ОВР: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов в составе простых и сложных веществ. Окислитель. Восстановитель. Окисление. Восстановление. Составление электронного баланса для окислительно-восстановительных реакций.

Цинк, соляная кислота, гвоздь. Сульфат меди

46

18

Окислительно-восстановительные реакции Решение задач

47

19

Обобщение и систематизация  знаний учащихся по теме, подготовка к контрольной работе

Решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе

48

20

Контрольная работа №3

«Химические реакции»

Контроль знаний учащихся.

49

21

Работа над ошибками

ТЕМА 4. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА (33 часа)

50

1

Классификация неорганических веществ Лабораторная работа №7

Лабораторная работа №7

«Ознакомление с образцами представителей разных классов неорганических веществ»

51

2

Классификация органических веществ Лабораторная работа №8

Лабораторная работа №8

«Ознакомление с образцами представителей разных классов органических веществ»

52

3

Металлы. Общая характеристика

Д. 1. Образцы металлов, модели кристаллических решёток металлов.

2. Взаимодействие

Na и Sb  с Cl, Fe с S

3. Горение Mg и Al в кислороде.

4. взаимодействие щелочных металлов с водой. Натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой,

Cu c HNO3

алюминотермия

 

Положение металлов в Периодической системе и строение их атомов.

Простые вещества – металлы: металлическая связь и строение кристаллов. Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами, солями в растворах, органическими веществами (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами.

Оксиды и гидроксиды металлов. Зависимость их свойств от степени окисления металла. Значение металлов, в том числе в природе и жизни организмов

§18

53

4

Общие способы получения металлов Лабораторная работа № 9

 Лабораторная работа № 9 «Ознакомление с коллекцией руд»

Руды металлов. Сущность получения металлов из руд. Важнейшие промышленные восстановители. Пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия. Металлотермический способ получения на примере алюминотермии.

§18

54

5

Коррозия металлов

.

 «Образцы» изделий, подвергшихся коррозии.

Понятие «коррозия». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии

§18

55

6

Электролиз и его практическое значение.

Электролиз растворов солей

56

7

Решение задач и упражнений по теме

57

8

Металлы побочных подгрупп

58

9

Решение задач и упражнений по теме

59

10

Неметаллы. Положение в ПСХЭ, общие свойства

 1. коллекция образцов неметаллов.

2.  взаимодействие хлорной воды с раствором бромида, иодида калия

. Положение неметаллов в Периодической системе, строение их атомов. ЭО. Инертные газы.

Неметаллы – простые вещества, их атомное и молекулярное строение. Аллотропия. Химические свойства неметаллов. Водородные соединения неметаллов,оксиды и соответствующие им гидроксиды.

§19

60

11

Соединения неметаллов

61

12

Решение задач и упражнений по теме

62

13

Решение задач и упражнений по теме

Кислоты органические и неорганические

.

Образцы природных органических кислот

Разбавление концентрированной серной кислоты

Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой, медью.

Классификация кислот по различным классификационным признакам. Кислоты в природе. Общие химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами,  основаниями и солями. Особенность взаимодействия с металлами концентрированной серной кислоты и азотной кислоты любой концентрации. Особые свойства органических кислот.

Правила безопасного обращения с кислотами в быту и на производстве. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим

§20

64

15

Лабораторная работа № 10

Лабораторная работа № 11

Лабораторная работа № 10 «Сравнение свойств кремниевой, фосфорной, серной и хлорной кислот; азотистой и азотной кислот» Лабораторная работа № 11

«Свойства соляной, серной (разб.) и уксусной кислот»

8

161111111166

Основания органические и неорганические

.

Состав и классификация оснований. Кислородсодержащие и бескислородные основания. Органические основания. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями; термическое разложение нерастворимых в воде оснований. Правила безопасного обращения со щелочами. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим

§21

66

17

Лабораторная работа №12

Лабораторная работа №13

Лабораторная работа №12

«Взаимодействие гидроксида натрия с солями, сульфатом меди11 и хлоридом аммония»

Лабораторная работа №13

«Разложение гидроксида меди 11. Получение гидроксида алюминия и изучение его амфотерных свойств»

67

18

Решение задач и упражнений по теме  «кислоты» и «основания»

68

19

Амфотерные органические и неорганические соединения

 

§22

69

20

Генетическая связь. Генетический ряд металла

Решение задач

Д. Практическое осуществление переходов:

Ca >>CaO >> Ca(OH)2 >>           Ca3(PO4)2        ↑

P >> P2O5 >> H3PO4

Cu >> CuO >> CuSO4 >> Cu(OH)2 >> CuO >> Cu.

Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере S и Si), переходного элемента (Zn).

§23

70

21

Генетический ряд неметаллов. Генетический ряд органических соединений.

Д. C2H5OH >> C2H4 >> C2H4Br2

Генетические ряды и генетическая связь органических веществ (для соединений, содержащих два атома углерода).

Единство мира веществ

71

22

Решение расчётных задач на вычисление массы или объёма продуктов реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.

72

23

Решение расчётных задач на вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход и массовая доля его от теоретически возможного

73

24

Вычисление по химическим уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке

74

25

Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов

75

26

Определение молекулярной формулы газообразного вещества по известной относительной плотности и массовым долям элементов

76

27

Нахождение молекулярной формулы вещества по массе (объёму) продуктов сгорания

77

28

Решение комбинированных задач

78

29

Решение комбинированных задач

79

30

Обобщение и систематизация  знаний

Обобщение и систематизация  знаний

80

31

Обобщение и систематизация  знаний учащихся по теме, подготовка к контрольной работе

Обобщение и систематизация  знаний

81

32

Контрольная работа №4

«Вещества и их свойства»

Контроль знаний учащихся.

82

33

Работа над ошибками

Тема 5. Химический практикум (10 часов)

83

1

Практическая работа № 1

Практическая работа № 1 «Получение, собирание и распознавание газов, изучение их свойств»

84

2

85

3

Практическая работа № 2

Практическая работа № 2 «Скорость химических реакций, химическое равновесие»

86

4

Практическая работа № 3

Практическая работа № 3 «Сравнение свойств неорганических и органических соединений»

87

5

Практическая работа № 4

Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач по теме гидролиз»

88

6

Практическая работа № 5

Практическая работа № 5 «Решение экпериментальных задач по теме гидролиз»

89

7

Практическая работа № 6

Практическая работа № 6 «Решение экспериментальных задач по органической химии»

90

8

Практическая работа № 7

Практическая работа № 7  «Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ»

91

9

92

10

Практическая работа № 8

Практическая работа № 8 «Распознавание пластмасс и волокон»

Тема 6. Химия и общество (9 часов + 1 час из резерва)

93

1

Химия и производство

94

2

Производство аммиака и метанола

таблица

95

3

Химия и сельское хозяйство. Удобрения Лабораторная работа №14

Лабораторная работа №14 «Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов»

Коллекция удобрений и пестицидов

96

4

Химизация животноводства

таблица

97

5

Химия и экология

98

6

Охрана флоры и фауны. Биотехнология и генная инженерия

99

7

Химия и повседневная жизнь человека Лабораторная работа №15

Лабораторная работа №15 «Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов, изучение инструкций к ним по правильному и безопасному применению»

Образцы средств бытовой химии и лекарственных препаратов, средств гигиены и косметики

100

8

Обобщение, подготовка к контрольной работе

101

9

Итоговая контрольная работа

карточки

102

10

Заключение, подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»

пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....