Рабочая программа по химии для 8 классов
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Ондар Чечена Чунаевна

Программа предназначена для 8 классов средних общеобразовательных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a-rab._prog.po_him._8_kl._2ch._avto-izm.23.10.17.docx74.66 КБ

Предварительный просмотр:

            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

           Рабочая программа по химии для основной школы для 8 класса составлена в соответствии с  федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО.

За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор  Н.Н.Гара) и Примерная  программа по химии  на  основе  Федерального  компонента  государственного  образовательного  стандарта  основного общего  образования.

Общая характеристика учебного предмета

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Содержание программы по химии в основной школе структурировано по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь.

В курсе химии основной школы учащиеся знакомятся с первоначальными понятиями: атом, молекула, простое и сложное вещество, физические и химические явления, валентность; закладываются простейшие навыки в написании знаков химических элементов, химических формул простых и сложных веществ, составлении несложных уравнений химических реакций; даются понятия о некоторых химических законах: атомно – молекулярном учении, законе постоянства состава, законе сохранения массы вещества; на примере кислорода и водорода углубляются сведения об элементе и веществе. Учащиеся изучают классификацию простых и сложных веществ, свойства воды, оксидов, кислот, оснований, солей; закрепляют практические навыки, необходимые при выполнении практических и лабораторных работ. Изучаются структура периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, периодический закон, виды химической связи.

                                                               Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоениеважнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

 При составлении рабочей программы использовался учебно – методический комплект:

для учителя:

  • Примерная программа основного общего образования по химии.
  • Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2009г. -56с.
  • Гара Н.Н. Химия. Методическое пособие для учителя Уроки в 8 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2009 .
  • Рудзитис Г.Е. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2011г.
  • Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 8-9: пособие для учителя/ А.М. Радецкий. – М.: Просвещение, 2005г. М.: Просвещение, 2011г.
  • Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Химия. Задачник с «помощником». 8-9 классы - М.: Просвещение, 2009г.  

дляучащихся:

  • Рудзитис Г.Е. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2011.
  • Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 8-9: пособие для учителя/ А.М. Радецкий. – М.: Просвещение, 2005г. М.: Просвещение, 2011г.
  • Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Химия. Задачник с «помощником». 8-9 классы - М.: Просвещение, 2009г.  

MULTIMEDIA – поддержка предмета:

  • электронное приложение к учебнику «Химия 8»,  разработчик ЗАО «Образование – Медиа»
  • Уроки химии  Кирилла и Мефодия,  8 – 9  класс - Разработчик: Кирилл и Мефодий, 2005г

          На предмет «Химия» в 8 классах отводится 68 ч ( часа в неделю, 34 учебных недель). За основу рабочей программы взята Примерная  программа по химии  на  основе  Федерального  компонента  государственного  образовательного  стандарта  основного общего  образования и «Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений» (автор  Н.Н.Гара) .

  Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и блиц-контрольные работы, тесты. Формы тематического и итогового контроля – тесты и традиционные контрольные работы.

При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм.

           Авторская программа предполагает на  изучение материала  68 часов в год, 2 часа в неделю (из расчета 34 учебных недель), 3 часа – резервное время.  Время для изучения предмета увеличено на 1 час в неделю за счет школьного компонента и с учетом 34 недель обучения составит 68 часов.

Дополнительное и резервное время будет использовано для совершенствования навыков решения расчетных задач, упражнений в применении знаний и их  обобщения, коррекции знаний по итогам контроля. Дополнительное время отведено на изучение одного из важнейших разделов курса - классификации и химических свойств основных классов неорганических соединений.

Запланировано для проведения контрольных работ   - 5  часов, практических работ - 5 часов.

Практическая часть курса химии в 8 классе спланирована в соответствии с примерной и авторской  программ, с некоторой корректировкой, связанной с материальными возможностями кабинета и  целесообразностью использования времени урока и включает 5 практических и 9 лабораторных работ:

Лабораторный опыт 1 (домашний)

Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами Д

Образцы простых и сложных веществД

Разделение смеси, состоящей из порошков железа и серы

Лабораторный опыт 2

Примеры физических и химических явлений

Разложение основного карбоната меди (II)

Лабораторный опыт 3

Реакция замещения меди железом

Лабораторный опыт 4

Ознакомление с образцами оксидов

Лабораторный опыт 5

Получение и свойства водорода

Лабораторный опыт 6

Свойства растворимых и нерастворимых оснований

Лабораторный опыт 7

Взаимодействие оснований с кислотами.

Лабораторный опыт 8

Взаимодействие кислот с металлами и оксидами металлов

Лабораторный опыт 9 Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.

Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений

Практическая работа 1 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете

Практическая работа 2 Очистка загрязненной поваренной соли

Практическая работа 3 Получение и свойства кислорода

Практическая работа 4 Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества

Практическая работа 5

Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»

Содержание учебного курса

     СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ8 класс

68 ч/год (2 ч/неделю)

     НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 1. Первоначальные химические понятия (20 ч)

       Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

       Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.

       Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.

       Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

       Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

       Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

       Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.

       Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.

       Практические работы

       • Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

       • Очистка загрязненной поваренной соли.

       Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 2. Кислород (9 ч)

       Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.

       Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

       Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом вытеснения воды. Определение состава воздуха. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

       Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.

       Практическая работа. Получение и свойства кислорода.

       Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 3. Водород (6 ч)

       Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.

       Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

       Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).

Тема 4. Растворы. Вода (7 ч)

       Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

       Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.

       Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

       Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Тема 5. Основные классы неорганических соединений (9 ч)

       Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

       Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.

       Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение.

       Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.

       Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

       Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

       Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.

       Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (10 ч)

       Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

       Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.

       Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.

Тема 7. Строение веществ. Химическая связь (7 ч)

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.

       Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

       Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения химии в 8 классе ученик должен

знать / понимать

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

называть: химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

обращатьсяс химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем: кислород, водород; растворы кислот и щелочей;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.

Учебно-методические средства обучения

Основная литература для учителя

  1. Стандарт основного общего образования по химии.
  2. Примерная программа основного общего образования по химии.
  3. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2009г. -56с.
  4. Гара Н.Н. Химия. Методическое пособие для учителя Уроки в 8 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2009 .
  5. Рудзитис Г.Е. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2011г.
  6. Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 8-9: пособие для учителя/ А.М.Радецкий. – М.: Просвещение, 2005г. М.: Просвещение, 2005г.
  7. Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Химия. Задачник с «помощником». 8-9 классы - М.: Просвещение, 2009г.

Дополнительная литература для учителя

  1. Барковский Е.В., Врублевский А.И. Тесты по химии, Минск, «Юнипресс», 2002.
  2.  Глинка Н.Л. Общая химия. – Ленинград, «Химия», 1985г
  3. Егоров А.С. и др. Репетитор по химии /А.С.Егоров. Ростов – на – Дону: Феникс, 2004.
  4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. – М., «Дрофа», 1999г
  5. Химия в школе: научно – методический журнал.- М.: Российская академия образования; изд – во «Центрхимэкспресс». – 2005 – 2012.

Основная литература для учащихся

  1. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман - Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений  – М.: Просвещение, 2011г.
  2. Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Химия. Задачник с «помощником». 8-9 классы - М.: Просвещение, 2009г.
  3. Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 8-9: пособие для учителя/ А.М.Радецкий. – М.: Просвещение, 2005г. М.: Просвещение, 2005г

Дополнительная литература для учащихся

  1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М., «АСТ-пресс», 2002.
  2. Егоров А.С. и др. Репетитор по химии /А.С.Егоров. Ростов – на – Дону: Феникс, 2004.
  3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. – М., «Дрофа», 1999г
  4. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М., «Дрофа», 2002г.
  5. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М., «Химия», 1995г.

Тематическое планирование уроков химии в 8 классе, 68 часов (2 часа в неделю)

№ урока

№ урока

в теме

Раздел, название урока в поурочном планировании

Дидактические единицы образовательного процесса

Химический  эксперимент (демонстрации и опыты), расчетные задачи

Контроль

знаний учащихся

Кол-во

часов

Дата

(план)

Дата

(факт)

Тема 1«Первоначальные химические понятия (20 часов)

1

1

  Предмет химии. Вещества и их свойства

Знать определение предмета химии. Уметь различать вещества и физические тела.

Знать правила поведения в кабинете химии

Д

Примеры тел и веществ

Лабораторный опыт 1 (домашний)

Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами

   Фронтальный опрос

      1

2

2

Чистые вещества и смеси

Знать отличие чистого вещества от смеси, основные способы разделения смесей

Д

Разделение смеси, состоящей из порошков железа и серы

Текущий опрос

  Работа по карточкам

      1

3

3

Физические и химические явления.

Химические реакции.

Знать определение химической реакции, признаки и условия протекания химических реакций. Уметь отличать физические процессы от химических реакций.

Лабораторный опыт 2

Примеры физических и химических явлений

Д

Примеры физических и химических явлений

Фронтальный и текущий опрос

      1

4

4

Простые и сложные вещества.

Знать определение атома, простого и сложного вещества, отличие смеси и сложного вещества

Уметь различать простые и сложные вещества, вещества молекулярного и немолекулярного строения

Д

- Взаимодействие железа с серой

Лабораторный опыт3:  ознакомление с образцами простых и сложных веществ

 Текущий опрос

       1

5

5

Практическая работа № 1«Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете»

Знать правила работы в химическом кабинете. Уметь обращаться с лабораторным штативом, спиртовкой, мерными сосудами, фарфоровой чашкой, пробирками, проводить нагревание в открытом пламени.

Практическая работа 1 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете

Практическая работа № 1

Контроль выполнения

      1

6

6

Практическая работа № 1 (1-й час)

«Изучение строения пламени»

Знать строение пламени, его свойства.

Уметь проводить исследование пламени, нагревание на спиртовке.

Практическая работа № 1

Изучение строения пламени

Практическая работа № 1

      1

7

7

Практическая работа № 2

(2-й час)«Очистка загрязненной поваренной соли»

Знать правила обращения с необходимым для работы лабораторным оборудованием, способы разделения смесей фильтрованием и выпариванием. Уметь изготавливать фильтр, фильтровать и выпаривать.

Практическая работа 2 Очистка загрязненной поваренной соли

Практическая  работа № 2

Контроль выполнения

      1

8

8

Химический элементы. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов.

Знать определение атома и молекулы, простого и сложного вещества, химического элемента как определенного вида атомов.

 Уметь различать понятия «простое вещество» и «химический элемент».

Знать химические знаки некоторых химических элементов. Понимать различия между абсолютной и относительной массами. Уметь находить значение относительной атомной массы.

Демонстрации:

ПС;

- видеофильм «Химические элементы»

Д

Образцы простых и сложных веществ

Фронтальный и текущий опрос

      1

9

9

Закон постоянства состава вещества.

Знать формулировку закона постоянства состава веществ. Уметь производить расчеты на основе постоянства состава вещества.

Текущий опрос

     1

10

10

Химические формулы. Расчеты по формулам.

Знать определение понятия «химическая формула» и что обозначает индекс в химической формуле. Уметь вычислять относительную молекулярную массу, характеризовать по данной формуле качественный и количественный состав вещества.

РРЗ. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

 Работа по карточкам

      1

11

11

Валентность химических элементов.

Уметь определять валентность элементов по формулам соединений из двух элементов.

Знать определение понятия «валентность»

Демонстрация: - видеофильм «Химия 8 класс ч. 1» (Первоначальные химические понятия»

Текущий опрос

      1

12

12

Составление химических формул по валентности

Уметь составлять формулы веществ из двух элементов по известной валентности.

Демонстрация: - видеофильм «Химия 8 класс ч. 1» (Первоначальные химические понятия»

Самостоятельная работа

Работа по карточкам

      1

13

13

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ.

Знать основные положения атомно-молекулярного учения, определение закона сохранения массы веществ, роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании этого учения.

 Демонстрация: опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ.

Фронтальный опрос

       1

14

14

 Химические уравнения.

Знать формулировку закона сохранения массы веществ, понимать смысл уравнений химических реакций.

 Уметь расставлять коэффициенты в уравнениях реакций.

Д

Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

Демонстрация: - компакт-диск «Вещества и их превращения»

Фронтальный и текущий опрос

       1

15

15

Типы химических реакций

Знать определения реакций разложения, соединения и замещения.

 Уметь определять тип реакции по данному химическому уравнению.

Д

Горение магния

Д

Разложение основного карбоната меди (II)

 Текущий опрос

 Работа по карточкам

       1

16

16

Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные химические понятия»

Уметь применять полученные знания, умения и навыки при решении примеров и задач

       1

17

17

Анализ результатов контрольной работы № 1.

Количество вещества.

Моль – единица количества вещества

Уметь анализировать свою работу, делать работу над ошибками и уметь делать выводы

Знать число Авогадро, определения количества вещества и моля. Уметь определять число структурных единиц по данному количеству вещества и наоборот. Знать о равенстве числовых значений молярной и относительной молекулярной масс. Уметь вычислять массу данного количества вещества.

Д

Химические вещества и  соединения количеством вещества в 1 моль

 Фронтальный опрос

       1

18

18

Вычисления по химическим уравнениям

Уметь вычислять по заданным химическим уравнениям массу или количество вещества по известной массе или известному количеству одного из вступающих в реакцию или получающихся в результате реакции веществ.

РРЗ. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

 Текущий опрос

      1

19

19

Обобщение и систематизация знаний по теме «Первоначальные химические понятия»

Уметь применять полученные знания на практике

 Фронтальный опрос

 Подготовка к кон. работе

      1

20

20

Зачет по теме «Первоначальные химические понятия»

Уметь анализировать свою работу и уметь делать выводы

Сам. работа

 Контроль выполнения

      1

Тема 2 «Кислород. Оксиды. Горение» - 9 часов

21

1

Кислород. Общая характеристика кислорода

Уметь различать понятия «простое вещество» и «химический элемент» на примере кислорода. Уметь характеризовать физические свойства кислорода и способы собирания кислорода.

Д

Получение кислорода из перманганата калия. Собирание кислорода методом вытеснением воздуха и методом вытеснения воды

Фронтальный опрос

      1

22

2

Химические свойства кислорода.  Применение

кислорода

Знать химические свойства кислорода. Уметь различать физические и химические свойства, составлять уравнения реакций кислорода с фосфором, серой, углем и железом.

Д

Горение углерода, серы, фосфора, железа в кислороде

Лабораторный опыт 4

Ознакомление с образцами оксидов

 Сам. работа

 Работа по карточкам

      1

23

3

Практическая работа  №3 «Получение и свойства кислорода»

Уметь собирать простейший прибор для получения газа, проверять его на герметичность, укреплять пробирку в штативе, обращаться с нагревательными приборами. Уметь собирать газ вытеснением воды и воздуха.

Практическая работа 3 Получение и свойства кислорода

Практическая работа

Контроль выполнения

      1

24

4

Воздух и его состав Горение веществ в воздухе. Горение и медленное окисление

Знать состав воздуха как смеси, состоящей из простых и сложных веществ. Понимать проблемы, связанные с охраной атмосферного воздуха. Уметь объяснять различие между горением и медленным окислением.

 Демонстрации:

-количественное определение содержания кислорода в воздухе;

- Опыты, выясняющие условия горения

 Текущий опрос

       1

25

5

Вычисления по химическим уравнениям

Уметь вычислять по хим. уравнениям массу по известному количеству вещества, вступающего или получающегося в результате реакции и наоборот

-Плакат «Количественные соотношения в химии»

 Текущий опрос

  Работа по карточкам

      1

26

6

Оксиды. Окисление. Круговорот кислорода в природе

Знать: определение оксидов, окисления.

Знать круговорот кислорода в природе

Уметь объяснять круговорот кислорода в природе.

Лабораторный опыт: Ознакомление с образцами оксидов

Д

Горение спирта в фарфоровой чашке. Тушение пламени

Текущий опрос

      1

27

7

Расчеты по термохимическим уравнениям

Знать понятие теплового эффекта, экзо- и эндотермических реакций.

Уметь вычислять количество теплоты по термохимическому уравнению реакции.

Демонстрации: Сжигание в кислороде различных веществ

Сам. работа

Контроль выполнения

       1

28

8

Обобщение знаний по теме «Кислород»

Различать понятия «химический элемент» и «простое вещество», «физические свойства» и «химические свойства» на примере кислорода. Знать методы собирания кислорода вытеснением воды и воздуха. Уметь рассматривать применение веществ в зависимости от их свойств.

Демонстрация – Видеофильм «Химия. 8 класс. Ч.2» («Кислород. Водород»

Тематический опрос

       1

29

9

Контрольная работа № 2 по теме «Кислород»

Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении контрольной работы

      1

Тема 3 «Водород»( 6 часов)

30

1

Анализ результатов контрольной работы № 2.

Водород. Общая характеристика  водорода

Уметь анализировать свою работу, делать работу над ошибками и уметь делать выводы

Знать состав молекул водорода и способ его получения реакцией замещения. Уметь характеризовать физические свойства водорода, собирать водород методом вытеснения воздуха, доказывать его наличие, проверять водород на чистоту. Соблюдать меры предосторожности при работе с химическими реактивами.

Д

Получение водорода, проверка на чистоту, собирание методом вытеснения воздуха и воды

    Текущий

опрос

      1

31

2

Химические свойства  водорода

Уметь составлять уравнения реакций водорода с кислородом и с оксидами металлов.

Д

Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)

Лабораторный опыт 5

Получение и свойства водорода

 Текущий опрос

      1

32

3

Получение водорода в лаборатории и промышленности. Применение водорода

Знать области применения водорода и способы получения его в лаборатории и промышленности.

Уметь собирать водород вытеснением воздуха, доказывать его наличие, проверять на чистоту. Знать устройство аппарата Киппа

 Практическая работа 4

«Получение водорода в лаборатории»

 Фронтальный опрос

Работа по карточкам

       1

33

4

Состав кислот. Соли

Знать состав кислот и солей, определение кислоты и соли

Уметь составлять химические формулы солей, давать им название, сравнивать по составу кислоты и соли

Демонстрация образцов кислот и солей

Работа по карточкам

      1

34

5

Химические свойства кислот

Знать определение индикатора, химические свойства кислот

Уметь составлять уравнения реакции кислот с различными металлами, оксидами металлов, объяснять происхождение явлений с точки зрения атомно-молекулярного учения

Демонстрации

- действие индикаторов на растворы кислот;

-Взаимодействие кислот с металлами (железом, медью, цинком);

-Взаимодействие кислот с оксидами металов

 Текущий

опрос

      1

35

6

Обобщение и систематизация знаний по теме «Водород»

 Уметь применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий и упражнений

Д Видеофильм «Химия. 8 класс. Ч.2» («Кислород. Водород»

Фронтальный опрос

     1

Тема 4 «Вода. Растворы» (7 часов)

36

1

Вода – растворитель.

Растворы

Знать определения понятий «раствор», «растворимость», «насыщенный» и «ненасыщенный» растворы.

Д

Растворение в воде сахара, глины, бензина

Д

Растворение серной кислоты в воде

 Фронтальный опрос

      1

37

2

Массовая доля растворенного вещества

Знать определение массовой доли растворенного вещества. Уметь вычислять массовую долю и массу вещества в растворе.

РРЗ. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Текущий опрос

      1

38

3

Состав воды. Физические  

 и химические  свойства воды

Знать качественный и количественный состав воды уметь объяснять закон постоянства состава на примере воды. Знать способы очистки воды. Знать физические свойства и аномальные свойства воды.

Уметь составлять уравнения реакций воды с некоторыми металлами и оксидами металлов и неметаллов. Уметь составлять уравнения реакций воды с некоторыми металлами и оксидами металлов и неметаллов.

Д

Взаимодействие воды с натрием, магнием,  оксидом кальция, оксидом фосфора (Y)

 Текущий опрос

 Работа по карточкам

       1

39

4

Практическая работа № 4Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества

Уметь приготавливать раствор с определенной массовой долей растворенного вещества.

Практическая работа 4 Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества

      1

40

5

Обобщение и систематизация знаний по теме «Вода. Растворы»

Уметь применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений

Тестовая работа

      1

41

6

Контрольная работа № 3 по темам «Кислород», «Водород»,

«Вода. Растворы»

Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении контрольной работы

Контрольная работа

      1

42

7

Анализ итогов контрольной работы № 2.

Оксиды: состав, состав, номенклатура.

Уметь делать работу над ошибками.

Знать определения основных и кислотных оксидов. Уметь по составу классифицировать оксиды.

Д

Образцы оксидов

Знать классификацию неорганических соединений, определение и классификацию оксидов, их строение, свойства

Уметь классифицировать по составу и свойствам неорганические вещества

Контроль выполнения работы над ошибками

      1

Тема 5 «Основные классы неорганических веществ» (9 часов)

43

1

Оксиды: состав, строение, номенклатура, классификация. Классификациянеорганических соединений

Знать определения основных и кислотных оксидов. Уметь по составу классифицировать оксиды.

Д

Образцы оксидов

Знать классификацию неорганических соединений, определение и классификацию оксидов, их строение, свойства

Уметь классифицировать по составу и свойствам неорганические вещества

Фронтальный и текущий опрос

      1

44

2

Получение и свойства оксидов

Уметь сравнивать основные и кислотные оксиды. Уметь доказывать основный и кислотный характер оксидов. Записывать уравнения реакций

Д

Взаимодействие основных и кислотных оксидов с водой, основаниями (кислотами)

 Работа по карточкам

     1

45

3

Основания: состав, строение, номенклатура, классификация и свойства оснований

Знать состав оснований, их классификацию. Уметь составлять формулы оснований, распознавать раствор щелочи с помощью индикатора. Уметь определять реакции обмена. Знать правила ТБ при работе со щелочами.

Д

Окраска индикаторов в различных средах

 Текущий и фронтальный опрос

      1

46

4

Кислоты: номенклатура, классификация, свойства кислот

Свойства кислот

Знать состав кислот и их классификацию, номенклатуру. Уметь определять валентность кислотного остатка и составлять формулы кислот.

Знать химические свойства кислот, уметь составлять уравнения химических реакций, уметь пользоваться рядом активности металлов, распознавать кислоты с помощью индикаторов. Знать правила ТБ при работе с кислотами.

Д

Действие растворов кислот на индикаторы (фенолфталеин, метилоранж, лакмус)

Лабораторный опыт 8

Взаимодействие кислот с металлами и оксидами металлов

 Текущий опрос

     1

47

5

Соли: номенклатура,  состав, классификация

и свойства солей

Знать состав солей и их классификацию. Уметь составлять формулы солей по валентностям металла и кислотного остатка. Знать номенклатуру солей. Знать способы получения солей и записывать уравнения соответствующих реакций. Знать химические свойства солей. Уметь записывать соответствующие уравнения реакций.

Демонстрация некоторых химических свойств солей

Фронтальный опрос

 Работа по карточка

     1

48

6

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

Знать определения и классификацию неорганических веществ. Уметь по составу и свойствам классифицировать неорганические вещества; составлять генетические ряды металла и неметалла; иллюстрировать уравнениями химических реакций генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрация превращений веществ

     1

49

7

Практическая работа № 5 Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»

Уметь подбирать вещества и проводить химические реакции, необходимые для решения определенной задачи, соблюдая правила работы в кабинете химии.

Уметь составлять технологическую карту для п/р 6

Практическая работа 5

Практическая работа

Контроль    выполнения

     1

50

8

Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»

Уметь применять ЗУН, полученные при изучении темы 5, в ходе выполнения тренировочных упражнений и заданий

Знать понятие генетической связи, уметь осуществлять превращения.

 Фронтальный опрос

 Контроль выполнения

     1

51

9

Контрольная работа № 4 по теме «Основные классы неорганических соединений»

Уметь применять теоретические и практические ЗУН, полученные в ходе изучения темы 5, на контрольной работе

 Контрольная работа

      1

Тема 6 «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома» (10 часов)

52

1

Анализ итогов контрольной работы № 3.

Классификация химических элементов.

Уметь анализировать свою работу, делать работу над ошибками и уметь делать выводы

Знать общие признаки классификации ХЭ на примере групп сходных элементов. Уметь характеризовать зависимость свойств щелочных металлов, галогенов и их соединений от относительной атомной массы.

Д

Образцы щелочных металлов

  Текущий опрос

      1

53

2

Амфотерные соединения

Знать определение амфотерности, уметь экспериментально доказывать амфотерность предложенного оксида и гидроксида.

Лабораторный опыт 9 Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.

 Текущий опрос

      1

54

3

Периодический закон Д.И.Менделеева

Знать формулировку периодического закона. Уметь приводить примеры периодического изменения свойств химических элементов и их соединений.

Д

Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора с водой, исследование свойств полученных продуктов

 Текущий и фронтальный опрос

      1

55

4

Периодическая система химических элементов

Знать определения периода, группы, главной и побочной подгрупп, тенденции изменения свойств простых веществ и соединений химических элементов в периодах, главных и побочных подгруппах ПС. Уметь характеризовать химический элемент по положению в периодической таблице.

 Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

 Фронтальный опрос

 Работа по карточкам

      1

56

5

Строение атома.

Знать состав атомного ядра, определение химического элемента как определенного вида атомов с одинаковым зарядом ядра. Уметь находить число протонов, нейтронов, электронов указанного

атома.

  Видеофильм «Строение атома»

  Текущий опрос

      1

57

6

Изотопы

Знать определение изотопов

 Текущий опрос

      1

58

7

Строение электронных оболочек атомов

Знать современную формулировку периодического закона, физический смысл номеров периода и группы, причину периодического изменения химических свойств первых 20 элементов. Уметь объяснять периодическое изменение свойств химических элементов в свете теории строения атомов, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов.

  Таблица «Строение атома»

Фронтальный опрос

      1

59

8

Состояние электронов в атоме

Иметь представление о двойственной природе электрона и состоянии электронов в атоме. Уметь составлять электронные формулы атомов.

 Фронтальный опрос

 Работа по карточкам

      1

60

9

Значение Периодического закона.

Знать о роли Периодического закона для обобщения и объяснения уже известных и предсказания новых фактов. Уметь показывать его значение для развития науки и техники.

 Таблица химических элементов

 Текущий опрос

      1

61

10

Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».

Знать зависимость свойств атомов химических элементов  и их соединений от строения атома. Уметь характеризовать ХЭ по положению его в ПС. Уметь объяснять физический смысл порядкового номера ХЭ , номера периода, номера группы в ПС.

Уметь применять ЗУН при выполнении упражнений и задач.

   Демонстрация видеофильма

 Фронтальный опрос

 Тестовая работа

     1

Тема 7 «Химическая связь. Строение веществ» (7 часов)

62

1

Электроотрицатель-

ность химических элементов

Знать определение ЭО, закономерности изменения ЭО в периодах и главных подгруппах в зависимости от строения атомов, их радиусов. Уметь сравнивать ЭО элементов, расположенных в одной подгруппе и одном периоду ПСХЭ.

   Таблица «Электроотрицательность элементов»

   Текущий опрос

     1

63

2

Ковалентная связь

Полярная и неполярная ковалентная связь

Знать определение ковалентной связи, механизм ее образования. Уметь составлять электронные схемы образования ковалентных соединений, записывать электронные и структурные формулы молекул данного вещества.

 Таблицы по видам химической связи

  Текущий опрос

      1

64

3

Ионная связь

Знать определение ионов и ионной связи, механизм образования ионной связи. Уметь составлять схемы образования ионных соединений и их электронные формулы. Понимать отличие ионной связи от ковалентной.

 Таблица по ионной связи

   Фронтальный опрос

      1

65

4

Кристаллические решетки

Знать типы кристаллических решеток, зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки и молекулярного и немолекулярного строения. Уметь характеризовать физические свойства вещества по типу кристаллической решетки.

Д

Модели кристаллических решеток

    Текущий опрос

 Работа по карточкам

      1

66

5

Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение веществ. Химическая связь»

Уметь применять ЗУН при изучении темы 6, 7 при выполнении тренировочных заданий и упражнений

   Фронтальный опрос

 Тестовая работа

     1

67-68

6-7

Контрольная работа № 5по темам «ПЗ и ПСХЭ» и «Строение веществ. Химическая связь»

Уметь применять ЗУН в ходе выполнения контрольной работы

  Контрольная работа

      1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»

пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....

Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...

Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...

Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.

В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....