Урок - путешествие "Удивительный мир воды"
методическая разработка по химии (8, 9 класс) на тему

Балашова Наталья Александровна

Методическая разработка предназначена для проведения урока или внеклассного мероприятия для учеников 8-9 классов или студентов 1 курса ПОО СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnyy_mir_vody.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока с использованием игровых технологий или внеклассного мероприятия по химии для учащихся 8 классов, а также учащихся 1 курсов профессиональных образовательных организаций СПО.

Цели и задачи методической разработки: повысить и поддержать интерес учащихся к дисциплине химия; показать один из возможных вариантов обобщения и контроля знаний учащихся.

Форма проведения: игра-путешествие.

Урок предусмотрен с демонстрацией занимательных опытов, привлекающих внимание и вызывающих интерес учащихся. Оформить материал урока  можно с помощью компьютерной  презентации.

Урок - путешествие «Удивительный мир воды»

Цели и задачи:

Образовательные:

в занимательной форме обобщить и проверить знания и практические умения учащихся по основным классам неорганических соединений, в том числе воды. Закрепить навыки решения задач; составления уравнения химических реакций; обращения с химическим оборудованием, веществами.

Развивающие:

развивать внимание, память, мышление, умение сравнивать и  находить оптимальные решения, работать в паре или группе.

Воспитывающие:

воспитывать самостоятельность, умение сотрудничать.

Тип урока: обобщения и контроля знаний

Форма проведения: игра – путешествие

Оборудование: компьютер; мультимедиапроектор; экран; презентация, выполненная в  программе Microsoft Power Point; раздаточный материал с заданиями, оборудование и реактивы для проведения занимательных опытов и экспериментального задания.

План урока

I. Организационный момент.

1.Сообщение темы и целей урока.

2.Вступительное слово преподавателя.

II. Основная часть.

1. «Остров погибших кораблей»

2. «Владения морской Ведьмы»

3. «Пещера Ледяного чудовища»

4. «Таинственный риф»

5. «Заколдованный родник»

III. Заключительная часть. Подведение итогов урока.

Ход урока

Организационный момент

Учащиеся могут проходить препятствия в командах, парах, индивидуально, по усмотрению учителя.

Вступительное слово учителя

Сегодня у нас необычный урок, а урок - путешествие в удивительный мир воды.

Вода – одно из самых распространенных веществ, очень важных и незаменимых для человека. Обычная, на первый взгляд, вода, уникальна, скрывающая свои  тайны.

Цель путешествия: преодолеть все препятствия и раскрыть секреты воды.

Итак, готовы? (звук шума моря, крик чаек, музыка из кинофильма «Пираты Карибского моря») Представьте, шумит море, вы слышите крик чаек  и попадаете…

1 препятствие «Остров погибших кораблей»

Демонстрация опыта № 1 «Затонувший корабль».

Это место, где обитают призраки погибших пиратов, охраняющие затонувшие сокровища. Призраки растворяются, если вы правильно подберете ключ к сокровищнице.

Графический диктант

На листах нарисована прямая, разделенная на 10 пронумерованных отрезков, соответствующих вопросам диктанта. Отметить шалашиком номер суждения, которое вы считаете неверным, т.е. с которым не согласны.

  1. Вода - это простое вещество.
  2. Вода состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.
  3. Природную воду можно назвать химически чистой.
  4. В дождевой воде больше примесей, чем в речной.
  5. Плотность льда меньше, чем плотность жидкой воды.
  6. Плотность воды меньше плотности нефти.
  7. Вода бурно взаимодействует со щелочными металлами.
  8. Вода хороший растворитель.
  9. Для организма полезна химически чистая (дистиллированная) вода.
  10.  При взаимодействии воды с металлами образуются кислоты.

 

Ключ для проверки

1    2   3   4   5   6   7   8   9  10

Критерии оценки: «оценка 5» - выполнено без ошибок; «оценка 4» - 1-2 ошибки; «оценка 3» - 3-4 ошибки

2 препятствие «Владения морской Ведьмы»

Перед вами владения морской ведьмы, которая любит делать разные гадости. Не дает спокойно жить морским обитателям, топит корабли, вызывает извержение вулкана. Не верите, смотрите (Демонстрация опыта №2 «Вулкан»). Ее любимое занятие - готовить различные колдовские зелья и яды. Ведьма предложит вам выбрать один из сосудов, угадаете, где вода? Вам повезло.

Экспериментальное задание

В двух пробирках под номерами находятся вещества, одно из них вода, а другое кислота или щелочь. Опытным путем определите номер пробирки с водой.

Варианты

1. №1- вода, №2 – раствор соляной кислоты

2. №1-раствор гидроксида натрия, №2 – вода

3. №1- раствор серной кислоты, №2 – вода

(Влияние среды растворов на окраску индикаторов)

3 препятствие «Пещера Ледяного чудовища»

В пещере живет безобидное на вид существо. Любимое занятие - разбивать замороженные фигурки на кусочки и складывать мозаику. Но если у него не получается, он злится и превращается в безжалостное ледяное чудовище, замораживая всех на своем пути. (Демонстрация опыта №3 «Превращение воды в лед»). Единственный выход – помочь собрать недостающие детали мозаики.

Задание

Подставьте в уравнения реакций недостающие химические вещества и расставьте коэффициенты.

Варианты

Ответы

1. Са + Н2О = ……+ Н2

    ….. + Н2О = Н3РO4

2. SO3 + ….. = Н2SO4

      Nа + Н2О = ……+ Н2

3. К2О + ….. = КОН

    N2О5 + Н2О =…..

1. Са + 2Н2О = Са(ОН)2 + Н2

    P2О5 + 3Н2О = 2Н3РO4

2. SO3 + Н2О = Н2SO4

      2Nа + 2Н2О = 2NаОН + Н2

3. К2О + Н2О = 2КОН

    N2О5 + Н2О = 2НNО3

4 препятствие «Таинственный риф»

Вы можете полюбоваться красотой и разнообразием красок удивительного рифа.  Но есть опасность быть ужаленными блембиями – сгустками, состоящими из различных веществ. Они станут безопасны, если раскрыть тайну их свирепости.

Задание

С какими из веществ будет взаимодействовать вода? Напишите возможные уравнения реакций. Если реакция не протекает, укажите причину. И вы раскроите тайну блембий.

Варианты

Ответы

1.  CuO; SO3; КОН

2.  Nа2О; НСl; Аu

3.  NаОН; К; СО

SO3 + Н2О = Н2SO4

2О + Н2О = 2NаОН

 2К + 2Н2О = 2КОН + Н2

5 препятствие «Заколдованный родник»

В конце трудного пути вам очень хочется пить. О, чудо! Перед вами родник, но вода непригодна для питья. Определите в ней содержание солей, и она снова станет пресной.

Решите задачу

  1. 20г поваренной соли растворили в 80г воды. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

Ответ:0,2 или 20%

2. 10г поваренной соли растворили в 190г воды. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе. 

Ответ:0,05 или 5%

  1. 5г поваренной соли растворили в 45 г воды. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе. 

Ответ:0,1или 10%

Подведение итогов

Описание занимательных опытов

Опыт №1 «Затонувший корабль»

Делаем из фильтровальной бумаги кораблик и прячем в него кусочек металлического натрия. Затем опускаем в кристаллизатор с водой, в которую добавлен фенолфталеин. При взаимодействии натрия с водой, кораблик возгорается и тонет. Вода в кристаллизаторе окрашивается в малиновый цвет, символизируя появление приведений.

Опыт №2 «Вулкан»

Насыпаем немного дихромата калия на асбестовую сетку, затем добавляем немного порошка магния, хорошо перемешиваем смесь и формируем горкой. Прикасаемся к вершине «вулкана» нагретой стеклянной палочкой или горящей лучиной. Смесь загорается и выбрасывает большое количество искри пепла, это напоминает извержение вулкана. Сам вулкан при этом непрерывно растет и меняет цвет, из оранжевого в зеленый.

Опыт №3 «Превращение воды в лед»

В стакан или большую демонстрационную пробирку с раствором силиката натрия добавляем раствор соляной кислоты. Жидкость кристаллизуется (как бы превращается в лед) Получается нерастворимая кремневая кислота.

Используемая литература.

Габриелян О.С. Химия. 8 кл. – М., Дрофа, 2015

Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М., Дрофа, 2006

Шукайло А.Д. Тематические игры по химии. – М., ТЦ Сфера, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Вода-растворитель. Растворы. Работа воды в природе".

Данный урок проводится в 5 классе по предмету природоведение, который знакомит учащихся со свойствами воды как растворителя, учит готовить растворы соли в воде и взвеси мела в воде; формирует знания о...

Презентация " Вода - уникальное вещество" к уроку по теме " Вода" 8 класс.

Презентация " Вода - уникальное вещество" позволяет расширить представление о воде как уникальном веществе на Земле, затронуть экологические и нравственные проблемы охраны воды, показать, что защита в...

Конспект урока на тему: "Вода источник жизни. Как сберечь воду."

Интегрированный урок английского языка и физики по теме «Вода источник жизни. Как сберечь воду.»   Тип урока: комбинированныйЦели и задачи урока:Цель:  создание целостного представления...

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»Класс: 6Тип урока: Лабораторная работаОборуд...

Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.

Тема  урока: « Химические свойства воды.  Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок  изучения и закрепления новых знаний.  На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...

Разработка урока по теме «Вода»:Источники загрязнения воды. Охрана вод.

Нетрадиционный (урок с рефлексии с элементами экологического тренинга)...