конспект урока с АМО
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Скобликова Анастасия Павловна

конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_himii_s_amo.docx36.6 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная информация

Автор урока: Скобликова Анастасия Павловна

Предмет: химия

Класс: 9 класс, 16 человек

Продолжительность урока: 45 минут

Методическая информация

Тема урока: Алюминий и его соединения.

Автор учебника: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс

Тип урока: Урок является комбинированным.  Повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности запоминания изученного на предыдущих занятиях, актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке. В связи с этим главным ориентиром для оценивания на данном уроке является деятельность, освоение способов действия, необходимых для того, чтобы отнести алюминий к амфотерным элементам и одному из самых распространённых и значимых элементов в промышленности, а не только теоретические сведения: знание свойств веществ.

Психолого-педагогическая   характеристика особенностей класса:

В классе обучается 9 мальчиков и 7 девочек. Успеваемость -100%; качество знаний 78%.

Класс сильный. Большинство учеников имеет высокий  или средний уровень развития всех видов памяти (зрительную, слуховую, моторную, смешанную), хорошо владеют способами запоминания материала. Учащиеся проявляют активность и творчество на уроках химии. Дети в основном доброжелательны друг к другу. Инициативность, активность, живой отклик на новые дела, творческие начинания .

Цели урока/ занятия/ мероприятия:

 Образовательная - повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности запоминания изученного на предыдущих занятиях, актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке.

Развивающая – развитие мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения.

Воспитательная – воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности. 

Задачи урока/ занятия/ мероприятия:

Общеобразовательные:

 а) применение обобщенных знаний,  умений и навыков в новых условиях – создание проблемной ситуации;

б) контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков с помощью домашней работы;

в) уметь устанавливать существенные признаки, являющиеся основой различных классификаций;

г) уметь устанавливать причинно-следственные связи между «составом», «химическими свойствами», «получением металла».

Развивающие:

а) развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;

б) развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации.

Воспитательные:

а) формирование у учащихся познавательного интереса к химии;

б) воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели;

в) воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.

 Обще учебные:

а) учебно – организационные: составлять  таблицы.

б) учебно – интеллектуальные: умения сравнивать, анализировать.

в) учебно – информационные: пользоваться компьютером.

Формируемые УУД

Познавательные

 Учащиеся отрабатывают навыки по химическому эксперименту

Учащиеся отрабатывают навыки   работы с ПСХЭ Д.И. Менделеева, дают характеристику алюминию и его соединений по положению в таблице.

Учащиеся актуализируют коммуникативные способности, умение слушать, умение правильно высказывать свои мысли. Формируют культуру работы с химическими веществами, четкость и организованность в работе.

Коммуникативные

Коммуникация.

Интеракция.

Умение находить адекватную замену словам, в случае затруднения.

Умение правильно выражать свои мысли письменно и устно.

Умение управлять поведением партнера, осуществляя контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать.

Умение адекватно использовать речь, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Умение характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу.

Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Умение эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные

Умение анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Умение осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Личностные

Позитивная моральная самооценка, создание ситуации успешности в обучении. Способность к самооценке.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

Учебно-познавательная мотивации и интерес к обучению.

Дифференциация заданий, выбор уровня и объёма освоения. 

Оборудование:  

1. Для лабораторных  опытов: штативы для пробирок, пробирки, растворы: хлорид алюминия,  гидроксида калия, соляной кислоты.

2. Для демонстраций:  коллекция «Алюминий» и его сплавы, изделия из алюминия (кастрюля, столовые приборы, модель самолёта, бенгальские огни, алюминиевая проволока, фольга пищевая, серебрянка, новогодний «дождик», Альмагель);

  1. Схема-кластер для учащихся, приложения с дополнительной информацией
  2. Технические средства:  компьютер, мультимедиа, программное обеспечения Химия 8-11 классы.

Ход урока

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»        

Этап 1.   Инициация

Приветствие        АМО «Я тебя знаю» (Шкатулка)

(АДАПТИРОВАННЫЙ)

Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.        

4 мин.

Цель этапа: «Знакомство» друг с другом и повторение изученного на прошлых уроках.

Создание доброжелательной обстановки на уроке.

Технология проведения: Класс делится на 3группы, по числу рядов в классе. Каждый ряд – это форма существования элемента. Перед дверью поставить стул, на него шкатулку в которой листочки с заданием свернуты в трубочку:

а) алюминий,  как свободный атом: - порядковый номер AI=?;  «адрес»  алюминия в ПСХЭ Д. И. Менделеева; заряд ядра атома алюминия равен ?; число протонов в ядре атома AL =?; число нейтронов в ядре атома AL =?; число электронов в ядре атома  AL =?;   электронная схема AL =?;  электронная формула AL =?;   число валентных электронов  в атоме AL =?;  степень окисления атома AL =?.

  б) алюминий, как простое вещество: Ar (AI) =?; Mr (AI)  =?; M (AI) =?; вид химической связи AI=?;  тип кристаллической решетки AI=?; сколько  алюминий  отдает  электронов?; сколько  алюминий  принимает электронов?;  какие свойства проявляет  алюминий?; алюминий металл или неметалл?

 в) алюминий,  как сложное вещество – формула оксида алюминия, формула гидроксида алюминия; формула хлорида алюминия; формула сульфата алюминия; формула нитрата алюминия; дайте название веществу – AI2O3; дайте название веществу – AI(OH)3;  дайте название веществу – AIPO4;   дайте название веществу – AI2(CO3)3;  дайте название веществу – AI2S3.   

 Ученик берет листочек с заданием и садится на соответствующий ряд своему заданию, пишет ответ и вставляет в бейджик. Потом в импровизированной форме называют «свое имя» знакомятся с соседом по парте, при этом пожимая друг другу руку.

Этап 2. Погружение в тему.

 Название метода: Дидактическая игра « Сходство и отличие». 

 Совместное целеполагание. 3 мин. 

Учитель: - Мы продолжаем изучение большой и важной темы “Металлы”. Сегодня нам предстоит познакомиться с металлом хорошо знакомым вам с детства. Для этого посмотрите на доску и сделайте задание.

 Цель этапа: Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения. Совместное целеполагание.

Технология проведения: Учитель записывает  на доске разные формулы,  в составе которых есть и  алюминий, и просит ребят найти между  ними общее и чем они отличаются.

Учитель: - Для подтверждения своих предположений послушайте  одну красивую, но, вероятно, неправдоподобную легенду из «Historia naturalis».  Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец. В дар императору он преподнес изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно легкого металла. Мастер поведал, что этот ни кому неизвестный металл он сумел получить из глинистой земли. Должно быть, чувство благодарности редко обременяло Тиберия, да и правителем он был недальновидным. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившееся в казне золото и серебро, он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому неповадно было заниматься производством «опасного» металла.

О каком металле идёт речь?

(Ответ: об алюминии)

 Формулировка темы урока, его цели и задач осуществляется с помощью выполнения этого задания с опорой на ранее приобретённые знания и собственные наблюдения.

Учитель: - Таким образом, тема нашего урока: «Алюминий  и его соединения». 

Цель:

 изучать самый распространенный металл на Земле и его соединения.

Задачи:

  • исследовать  физические и химические свойства алюминия;
  • развивать представления о переходных химических элементах, об амфотерности алюминия, умения и навыки самостоятельной и групповой деятельности;
  • воспитывать культуру работы с химическими реактивами, соблюдения правил техники безопасности.

Ребята, на ваших столах находятся кластеры.  

 Эти кластеры будут нашими маршрутами при изучении темы. Именно по ним мы будем поэтапно изучать самый распространенный металл на земле.

 После выполнения  предыдущих заданий в классе разворачивается коллективное обсуждение по следующим вопросам: 1.Сколько электронов находится на внешнем уровне атома алюминия? Ответ: три электрона.2.Какую степень окисления проявляет алюминий? Ответ: +3.Алюминий будет отдавать или принимать электроны? Ответ: отдавать. Значит алюминий это…Ответ: металл. 4. Какой же это металл: активный или неактивный?

Ответы могут быть разные: из своего жизненного опыта ребята отвечают, что это неактивный металл (алюминиевые провода не реагируют с водой), другие делают предположение об активности алюминия, так как он находится в электрохимическом ряду напряжения металлов сразу после активных металлов.

Учитель: Алюминий относится к  р-элементам, переходной элемент, соединения которого обладают амфотерными свойствами. Металл. Алюминий занимает промежуточное положение между металлами и неметаллами. Металлические свойства у него должны быть выражены слабее, чем у натрия и магния. Наличие у него 3 электронов на внешнем уровне и несколько меньший радиус атома обуславливает уменьшение химической активности алюминия по сравнению с  соответствующими элементами I и II групп)

Учитель: - Для решения вопроса об активности алюминия, что мы должны рассмотреть?

Ответ: Физические и химические свойства алюминия.

Учитель: Почему алюминия нет в свободном виде в природе? Обратите внимание на положение алюминия в электрохимическом ряду напряжения металлов.

Ответ: Исходя из положения алюминия в электрохимическом ряду напряжений металлов, можно заключить, что он обладает высокой химической активностью и поэтому не встречается в природе в свободном состоянии.

Фаза 2 «Работа над темой»        

Этап 3. Инпут

 Интерактивная лекция – презентация: «Алюминий и его соединения»

22 мин.

Цель: Формирование новых знаний, умений и навыков.

     Алюминий был открыт в 1825 г. Датским ученым Х. Эрстедом.

    Алюминий в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева находится в 3 группе, в главной подгруппе,  в 3 периоде, порядковый номер 13.

    Ребята, составьте , пожалуйста схему строения атома алюминия и напишите электронно – графическую формулу. Определите степень окисления алюминия и валентность.

  1. Алюминий – химический элемент.
  1. AI
  2. Ar (AI) = 27
  3. Степень окисления - +3
  4. Нахождение в природе.

Алюминий – самый распространенный металл на Земле (3-е место), содержание его в земной коре около 9% по массе. Алюминий встречается в природе только в виде соединений.

Основные соединения алюминия:

  1. алюмосиликаты;
  2. бокситы (AI2O3 . n H2O) – горная порода, из которой получают алюминий;
  3. корунд - AI2O3 – очень твердые  прозрачные кристаллы, его кристаллы окрашенные примесями в красный цвет – рубин, в синий – сапфиры, являются драгоценными камнями.
  1. Алюминий – простое вещество.
  1. AI
  2. Mr (AI) = 27
  3. M (AI) = 27 г/моль
  4. Физические свойства.

Алюминий – очень легкий серебристо – белый металл, хорошо проводит Эл. ток и теплоту, пластичный – легко вытягивается в проволоку и прокатывается в листы и фольгу толщиной не менее 0,01мм.

  1. Химические свойства.

 а) взаимодействие с кислородом

     4AI + 3O2 = 2AI2O3

 б) взаимодействие с неметаллами

     2AI + 3S = AI2S3

 в) взаимодействие с оксидами металлов

    2AI + Fe2O3 = 2Fe + AI2O3

 г) взаимодействие с растворами щелочей

    2AI + 2NaOH + 2H2O = 2NaAIO2 + 3H2

 д) взаимодействие с разбавленными кислотами

    2AI + 6HCI = 2AICI3 + 3H2

е)  взаимодействие с водой

     2AI + 6H2O = 2AI(OH)3 + 3H2

 Алюминий не взаимодействует с конц. азотной кислотой.

  1. Получение

Получают электролизом раствора его оксида в расплавленном криолите 3NaF AIF3

                                эл.ток

      2AI2O3 ====== 4AI + 3O2

  1. Применение
  • Судостроение
  • Строительство
  • Самолетостроение
  • В космической технике
  • Автомобильная промышленность
  • Производство посуды
  • Ракетостроение
  • Электрические провода
  • Химическое машиностроение
  • Упаковочный материал
  • Алюминотермия – получение металлов

Соединения алюминия

Оксид алюминия

1. AI2O3

2. Mr (AI2O3) = 102

3. М(AI2O3) = 102г/моль

4. Физические свойства

   Белое твердое вещество, не растворим в воде.

5. Химические свойства

AI2O - проявляет амфотерные свойства:

а) Взаимодействие с кислотами

   AI2O3 + 6HCI = 2AICI3 + 3H2O

б) Взаимодействие со щелочами

    AI2O3 + 2NaOH = 2NaAIO2 + H2O

Гидроксид алюминия

  1. AI(OH)3
  2. Mr (AI(OH)3) = 78
  3. M (AI(OH)3) = 78г/моль
  4. Физические свойства

Белое твердое вещество, не растворим в воде.

  1. Химические свойства

    AI(OH)3 – проявляет амфотерные свойства

а) взаимодействие с кислотами

   2AI(OH)3 + 6HCI = 2AICI3 + 3H2O

б) взаимодействие с основаниями

   AI(OH)3 + NaOH = NaAIO2 + 2H2O

в) разложение

    2AI(OH)3 = AI2O3 + 3H2O

Качественная реакция на ион  AI3+.

Реактивом на ионы AI3+ являются  OH- ионы, образуется белый осадок.

  1. Применение знаний, умений и навыков
  1. Выполнение лабораторной работы №13;
  2. Ответьте на вопросы:

а) Чем отличается алюминий по химическим свойствам от других типичных металлов, ответ подтвердите уравнениями реакций.

б) Почему,  алюминиевые изделия,  используемые в быту,  не вступают в химические реакции с кислотами, щелочами, не окисляются?

IV. Д/З s 37, упр. 3-5.

Этап 4. Проработка содержания темы. 10 мин.

«Проблема – решение – ответ»

Цель: Доказательство амфотерности алюминия.

  1. Ответьте на вопросы:

а) Чем отличается алюминий по химическим свойствам от других типичных металлов, ответ подтвердите уравнениями реакций подтверждающими его амфотерность.

   

Домашнее задание: Почему,  алюминиевые изделия,  используемые в быту,  не вступают в химические реакции с кислотами, щелочами, не окисляются? Ответ подтвердите уравнениями реакции.

Этап 5. Эмоциональная разрядка (разминка). 2 мин. 

Название метода – «Японские поклоны»

Цель: Снятие напряжения и усталости и расслабление.

 Обучающиеся встают из-за парт и наклоняются в стороны, учитель читает текст делая паузы(_______так паузы обозначены в тексте), если эта информация им понятна они ее запомнили на уроке они подмигивают правым глазом, если не понятна то левым.

 Текст: При нормальных условиях алюминий покрыт тонкой и прочной оксидной плёнкой________ и потому не реагирует с классическимиокислителями: с H2OO2HNO3 (без нагревания), H2SO4,_________ но реагирует с HCl._________ Благодаря этому алюминий практически не подвержен коррозии___________ и потому широко востребован современной промышленностью. Однако при разрушении оксидной плёнки (например, при контакте с растворами солей аммония NH4+, горячими щелочами или в результате амальгамирования), алюминий выступает как активный металл-восстановитель.____________ Не допустить образования оксидной плёнки можно, добавляя к алюминию такие металлы, как галлийиндий или олово.__________ При этом поверхность алюминия смачивают легкоплавкие эвтектики на основе этих металлов________

Фаза 3. «Завершение образовательного мероприятия».

Этап 6. Рефлексия. 4 мин.

 Название метода: «Цветок- бутон»

Цели  задачи использования метода: Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения

Обучающимся заранее раздаются цветы и не раскрывшиеся бутоны, и предлогантся ответить ими как прошел для них урок.

Если ребенку было тяжело и утомительно, то он подымит бутон.

Если ему все понравилось и он готов применять знания, то цветок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...