Относительная молекулярная масса. Массовые доли элементов.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
урок химии в 8 классе по учебникам Н.Е.Кузнецовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_himii_dlya_attestatsii.doc | 68.5 КБ |
otnositelnaya_molekulyarnaya_massa_i_massovye_doli.pptx | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока химии для 8 класса по теме
« Относительная молекулярная масса вещества. Массовые доли элементов в соединениях»
Цель урока:
-сформировать у учащихся понятие «относительная молекулярная масса» и «массовые доли элемента»;
-развивать навыки нахождения относительной молекулярной массы и массовой доли элемента в химическом соединении;
-совершенствовать навык нахождения относительной молекулярной массы и массовых долей элемента в соединении;
Планируемые результаты:
Предметные:
- закрепить понятия о формуле вещества и её структурных компонентах: коэффициентах, индексах;
- определить понятия «относительная молекулярная масса вещества», «массовые доли элементов в соединениях;
- научиться правильно произносить формулы веществ;
- отработать навык расчёта относительной молекулярной массы вещества и массовых долей элементов;
- научиться распознавать по формулам простые и сложные вещества.
- познакомиться с физическими свойствами некоторых веществ.
Метапредметные:
Регулятивные:
- фиксировать индивидуальное затруднение в проблемном действии;
- самостоятельно решать задачи, используя имеющиеся знания;
- контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
Познавательные
- работать с разными видами информации и ориентироваться в ней;
- выполнять действия по образцу;
- использовать знаково-символичные средства при сворачивании и разворачивании информации;
- задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них;
- развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;
Коммуникативные:
- развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе;
- развивать умение принимать коллективное решение.
Личностные УУД:
- осознание необходимости учения;
- работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
- учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
- работать над осознанием ответственности за общее дело;
- учиться выражать свое мнение.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, дидактический раздаточный материал, периодическая система.
Ход занятия:
Оргмомент:
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас урок химии буду вести я, меня зовут Насырова Галия Гелемхатовна, я работаю учителем в школе д. Сарайлы.
-Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова русского поэта Николая Заболоцкого.
Не позволяй душе лениться,
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
- Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
-Сегодня на уроке будет множество вопросов, на которые мы должны дать ответ. Надеюсь, что мы все с этим справимся. Предлагаю настроиться на позитивную работу.
- Актуализация (повторение) знаний.
Для того, чтобы изучить новую тему повторим пройденное.
-Ребята, скажите мне пожалуйста, что обозначают цифры рядом с каждым элементов? (порядковый номер, заряд ядра, число протонов, электронов)
Что это за цифра стоит внизу? (относительная атомная масса)
-Напомните мне правило округления: (если после целого числа стоит цифра от 5 до 9, то мы добавляем одну единицу к целому; если после целого числа стоит цифра от 0 до 4, то оставляем целое число без изменения)
Карточки. Химический элемент водород. Относительная атомная масса равна 1. По такому принципу определите.
-Найдите относительные атомные массы водорода, серы, натрия, цинка, железа, хлора.
-Почему она не просто масса, а относительная атомная масса?
(относительная атомная масса элемента Ar –это отношение массы атома химического элемента к 1\12 массы атома углерода с массовым числом 12)
-Умеете ли вы составлять формулы бинарных соединений? (на доске пишут примеры)
Н2О +1 и -2
-Ребята, это атом? Это уже молекула.
- У молекулы же не относительная атомная масса. Как вы думаете, как она будет называться? (относительная молекулярная масса)
Значит, какая тема нашего урока на сегодня? (относительная молекулярная масса)
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему нашего урока «Относительная молекулярная масса», но наша тема еще шире мы еще познакомимся с таким понятием как массовые доли химических элементов в соединениях.
А что мы сегодня узнаем и научимся на уроке?
Значит, наша цель
Цель: (научиться находить относительные молекулярные массы научиться их вычислять.) На предыдущих уроках вы научились вычислять относительную атомную массу, а сегодня мы научимся находить и вычислять относительную молекулярную массу.
Исходя из этой цели перед нами на сегодня такие задачи.
-Относительная молекулярная масса обозначается как буква эм большое с индексом эр. (Мr).
Найдите в учебнике на странице 43 определение Прочитайте в слух. Кто прочитает? (читает из учебника) Прочитай, пожалуйста.
Относительной молекулярной массой вещества называется число, показывающее, во сколько раз масса молекулы этого вещества больше 1\12 массы атома углерода.
Запишите в тетрадь.
Она рассчитывается по формуле как сумма относительных атомных масс атомов, образующих молекулу, с учетом индексов.
(написать общую формулу на доске и на слайде)
-Рассмотрим, как мы с вами вычислим относительную молярную массу воды. (показываю я) и поваренной соли
Задания на презентации. Показать, потом вычисляем, затем проверяем.
SiO2 Al2O3 CaCO3 (цэ)
Работаем дальше.
Давайте посмотрим мультфильм. Просмотр видеофильма «Апельсин».
Ребята у меня в руках вместо апельсина мандарин. Мандарин, пока у меня какой? (целый).
Значит мы его примем за целое. Целый мандарин как мы выражаем в %? (100)
-(делю на доли)
Доля всегда меньше целого мандарина. Значит меньше 1. Когда мы будем ее записывать, то начинаем писать как 0,….. Это величина безразмерная.
Но мы с вами округлим до сотых. Например: 0,12, А если в %? 12 %
В химии мы тоже можем вычислять долю элемента в соединении, которое называется
Массовая доля элемента в веществе
-обозначается буквой W (дубль-вэ)
-показывает долю элемента в общей массе соединения
-измеряется –доля от 1 или %
-рассчитывается по формуле W (С)=n Ar(С) | Mr (СnDm)
-Массовая доля химического элемента –это отношение относительной атомной массы химического элемента к относительной молекулярной массе химического соединения.
Физминутка.
Широко руки свои простирает химия (руки в сторону)
В дела человеческие (руки на пояс)
В медицину раз(присели), в производство – два(присели)
В быт людской – три (присели)
Строитель, энергетик, металлург (поочерёдно отводим руки назад)
Все без неё, как без рук (круговые движения руками)
Вперёд шагает наука эта…( шагаем)
Продолжим и мы трудиться, чтобы успешно учиться (садимся)
Включить алгоритм и разобрать!!!
HCl оформить на доске в виде задачи:
Дано: Решение:
HCl 1.Вычисляем относительную молекулярную массу соединения HCl.
W(H)=? Mr(HCl)=1+35,5=36,5
W(Cl)=? 2. Вычислим массовую долю H
W(H)= 1\36,5=0.027 или 2,7 %
W(Cl)= 35,5\36,5=0,973 или 97,3%
Ответ: 0,973 или 97,3%
Такие задания есть в КИМах по ОГЭ. Тест с выбором ответа.
Опираясь на алгоритм, поработайте в парах с соседом решить задачи , округлите до сотых.
Работа в парах по алгоритму (самостоятельно)
1.SO3, 2.Cl2O7, 3.CH4, 4.FeCl2, 5.H2S, 6.N2O5, 7.P2O5, 8.NaCl, 9.AlCl3, 10.K2O,
11.MgO, 12.CO2, 13.PH3, 14.C2H6, 15.NH3
Проверим выборочно № 1,3, 4, 8, 9, 11, 14 решение задачи на презентации.
-Как вы думаете, зачем человеку необходимо знания массовой доли?
Рассмотрим на примере.
Мы с Вами живем в зоне, где идет нехватка в пище йода. «Эндемический зоб» - результат такой нехватки. Поэтому необходимо употреблять в пищу йодированную соль. Пищевые продукты обогащают йодом с помощью соединений – йодида калия и йодата калия. Зная понятие, массовая доля элемента в соединении, выясним - в каком из веществ больше содержится йода? KI KIO3
В иодиде калия =0,77
В иодате калия=0,59
-Молодцы ребята. Откройте дневники и запишите домашнее задание:
1.изучить параграф 10 учебника;
2.Найдите массовую долю серы в серной кислоте, формула которой H2SO4.
3.Найти относительную молекулярную массу молекулы белка молока:
Мr ( C6H12O6)-?
4.Раздать конкретным детям.
Сравните массовые доли калия, содержащегося в его соединениях KNO3 и KCl.
Подведем итоги урока.
Рефлексия:
- 1.Я узнал много нового
- 2.На уроке было над чем подумать
- 3.Думаю,что мне это пригодится в жизни
Оценка
Ребята, как вы считаете, почему я выбрала эпиграфом к уроку слова русского писателя Н.Заболоцкого?
Нет таких людей, к которым знания приходят сами, только системный труд подымает, их каждый день на ступеньку выше. Если вы сегодня остались недовольны собой - не огорчайтесь, поработайте дома самостоятельно, и завтра у вас все получится.
Урок окончен. Спасибо за внимание!
Спасибо ребята вам за урок, мне было очень приятно и интересно с вами работы.
Азалия
Ильшат
Тансылу
Даша
Тимур
Дима
Рома
Самоанализ урока химии в 8 классе.
Тема моего урока «Относительная молекулярная масса. Массовые доли химических элементов в соединении».
Была поставлена цель:
- научиться находить и вычислять относительную молекулярную массу и массовые доли элементов;
-научиться правильно решать задачи;
-запомнить определения и формулы.
Исходя из цели выработали такие задачи:
-изучить необходимость использования относительной молекулярной массы и массовых долей элементов в химии;
-сформировать умения и навыки вычислять относительную молекулярную массу и массовые доли элемента по формуле;
-умение работать с периодической системой химических элементов;
-умение находить причинно-следственные связи;
-формировать осознанный подход к изучаемой дисциплине.
Учебно-методический комплект автор Кузнецова Н.Е.
На уроке применяла такие формы работы:
-работа в парах с карточками;
-работа у доски (решали задачи на нахождении массовой доли и нахождении относительной молекулярной массы)
-работа по вариантам;
Была работа с учебником, нашли определение и записали в тетрадь
Помог фрагмент из мультфильма подвел к продолжению и раскрытию темы урока.
Детям были представлены химические формулы наглядно увидели в виде каких соединений они существуют в природе.
Решали разнотипные задачи, от простого к сложному;
Переводили доли в %. Такие задачи встречаются в заданиях ОГЭ по химии.
Здоровье сберегающим технологиям относиться физминутка.
Дети были оценены, получили разноуровневые домашние задание.
Урок закончился рефлексией.
Я считаю, что достигла поставленных целей урока.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Не позволяй душе лениться, Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Н.Заболоцкий
23 ноября. Тема урока Относительная молекулярная масса вещества . Массовые доли элементов в соединениях.
Цель: - научиться находить и вычислять относительную молекулярную массу и массовые доли элементов; -научиться правильно решать задачи; -запомнить определения и формулы.
Задачи: -изучить необходимость использования относительной молекулярной массы и массовых долей элементов в химии; -сформировать умения и навыки вычислять относительную молекулярную массу и массовые доли элемента по формуле; -умение работать с периодической системой химических элементов; -умение находить причинно-следственные связи; -формировать осознанный подход к изучаемой дисциплине.
Mr – относительная молекулярная масса (не имеет единицы измерения) Mr (С nDm ) = Ar (C) * n + Ar (D) * m
SiO 2 Mr ( SiO 2 ) = 28+16∙2=60 кремнезём Горный хрусталь аметист Кварцевый песок
Al 2 O 3 боксит корунд рубин глинозём Mr (Al 2 O 3 ) =27∙2+16∙3=54+48=102
CaCO 3 мрамор известняк мел Mr ( CaCO 3 ) = 4 0+12+16∙3=100
Массовая доля элемента в веществе -обозначается буквой W (дубль-вэ) -показывает долю элемента в общей массе соединения - измеряется –доля от 1 или % -рассчитывается по формуле Ar ( C ) * n w ( C )=------------ --- Mr ( C n D m )
Широко руки свои простирает химия (руки в сторону) В дела человеческие (руки на пояс) В медицину раз(присели), в производство – два(присели) В быт людской – три (присели) Строитель, энергетик, металлург (поочерёдно отводим руки назад) Все без неё, как без рук (круговые движения руками) Вперёд шагает наука эта…( шагаем) Продолжим и мы трудиться, чтобы успешно учиться (садимся)
Вычислите массовые доли всех химических элементов в соляной кислоте формула которой HCl . Соляная кислота входит в состав желудочного сока, активизирует фермент пепсин, который расщепляет белки. Недостаток или избыток кислоты приводит к нарушению пищеварения.
Алгоритм вычисления массовой доли элемента в сложном веществе. 1 . Записать: дано. 2. Вычислить Mr соединения. 3. Вычислить массовую долю (w) по формуле Ar ( C ) * n w ( C )=------------ --- Mr ( C n D m ). 5. Записать ответ.
0,4 0,75 0,44 8. 0,39 0,20 0,6 14. 0,2
Мы с Вами живем в зоне, где идет нехватка в пище йода. «Эндемический зоб» - результат такой нехватки. Поэтому необходимо употреблять в пищу йодированную соль. Пищевые продукты обогащают йодом с помощью соединений – йодида калия и йодата калия. Зная понятие, массовая доля элемента в соединении, выясним - в каком из веществ больше содержится йода?
йодид калия йодат калия W(I)= w(I)= KI KIO 3
w (I)= 0,77 w (I)=0,59 KI KIO 3
Домашнее задание : 1.Изучить параграф 10 учебника; 2.Найдите массовую долю серы в серной кислоте, формула которой H 2 SO 4. 3.Найти относительную молекулярную массу глюкозы: М r ( C 6 H 12 O 6 )-?
1.Я узнал много нового… 2.На уроке было над чем подумать … 3.Думаю,что мне это пригодится в жизни… Рефлексия
Не позволяй душе лениться, Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Н.Заболоцкий
Спасибо за внимание!
Вычислите массовую долю железа в его соединении с кислородом, имеющую формулу Fe 3 O 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Относительная молекулярная масса"
Данные интерактивные презентации могут быть использованы как на интерактивной доске, так и в режиме мультимедиа. Задача этих презентаций заключается в визуализации такой, казалося бы простой темы как...
Химическая формула. Относительная молекулярная масса вещества.
Презентацию можно использовать на уроках химии 7 класса (пропедевтический курс) при изучении темы "Химия и математика" и на уроках 8 класса при изучении темы "Первоначальные химические понятия"....
Презентация к элективному курсу по химии для учащихся 10 классов Занятие №7 Тема:Нахождение молекулярной формулы сложного вещества по данным об отношении масс элементов в нем и относительной молекулярной массы.
Презентация к элективному курсу (автора Терентьевой Ю.А.) по химии для учащихся 10 классов Занятие №7 Тема:Нахождение молекулярной формулы сложного вещества по данным об отношении ...
Самостоятельная работа по темам «Положение элемента в ПС. Явления. Расчёт относительной молекулярной массы вещества и массовой доли элемента в веществе по формулам» 8 класс
Проверка качества усвоения пройденного материала...
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в соединении
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в соединении....
Массовая доля химического элемента в со-единении. Вычисление массовой доли х.э. в соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Массовая доля химического элемента в соединении. Вычисление массовой доли х.э. в соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов....
Презентация-разработка Открытый урок по химии "Массовая доля элемента в веществе и массовая доля вещества в растворе"
Открытый урок по химии "Массова доля элемента в веществе и массовая доля вещества в растворе...