Относительная молекулярная масса. Массовые доли элементов.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Насырова Галия Гелемхатовна

урок химии в 8 классе по учебникам Н.Е.Кузнецовой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока химии для 8 класса по теме

« Относительная молекулярная масса вещества. Массовые доли элементов в соединениях»

 

Цель урока:

-сформировать  у учащихся  понятие «относительная молекулярная масса» и «массовые доли элемента»;

-развивать навыки нахождения относительной молекулярной массы и массовой доли элемента в химическом соединении;

-совершенствовать навык нахождения относительной молекулярной массы и массовых долей элемента в соединении;

Планируемые результаты:

Предметные:

  • закрепить понятия о формуле вещества и её структурных компонентах: коэффициентах, индексах;
  • определить понятия  «относительная молекулярная масса вещества», «массовые доли элементов в соединениях;
  • научиться правильно произносить формулы веществ;
  • отработать навык расчёта относительной молекулярной массы вещества и массовых долей элементов;
  • научиться распознавать по формулам простые и сложные вещества.
  • познакомиться с физическими свойствами некоторых веществ.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • фиксировать индивидуальное затруднение в проблемном действии;
  • самостоятельно решать задачи, используя имеющиеся знания;
  • контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;

Познавательные

  • работать с разными видами информации и ориентироваться в ней;
  • выполнять действия по образцу;
  • использовать знаково-символичные средства при сворачивании и разворачивании информации;
  • задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;

Коммуникативные:

  • развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе;
  • развивать умение принимать коллективное решение.

Личностные УУД:

  • осознание необходимости учения;
  • работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
  • учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
  • работать над осознанием ответственности за общее дело;
  • учиться выражать свое мнение.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, дидактический раздаточный материал, периодическая система.

                              Ход  занятия:

   Оргмомент:

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас  урок химии  буду вести я,  меня зовут  Насырова Галия Гелемхатовна, я работаю учителем в школе д. Сарайлы.  

-Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова русского поэта Николая Заболоцкого.

Не позволяй душе лениться,

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!                              

  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

 -Сегодня на уроке будет множество вопросов, на которые мы должны дать ответ.  Надеюсь, что мы все с этим справимся. Предлагаю настроиться  на позитивную работу.

  1. Актуализация (повторение) знаний.

Для того, чтобы изучить  новую тему  повторим пройденное.  

-Ребята, скажите мне пожалуйста, что  обозначают цифры рядом с каждым элементов? (порядковый номер, заряд ядра, число протонов, электронов)

Что это за цифра стоит внизу? (относительная  атомная масса)

-Напомните мне правило округления:  (если после целого числа стоит цифра от 5 до 9, то мы добавляем одну  единицу к целому; если после целого числа стоит цифра от 0 до 4, то оставляем целое число без изменения)

Карточки.  Химический элемент водород. Относительная атомная масса равна 1. По такому принципу определите.

-Найдите  относительные атомные массы  водорода, серы, натрия, цинка, железа, хлора.

-Почему она не просто масса, а относительная  атомная масса?  

(относительная атомная масса элемента  Ar –это отношение массы атома химического элемента к 1\12 массы атома углерода с массовым числом 12)

-Умеете ли вы составлять формулы бинарных соединений? (на доске пишут примеры)

Н2О +1 и -2

-Ребята, это атом?  Это уже молекула.

-  У молекулы же не относительная атомная масса. Как вы думаете, как она будет называться? (относительная молекулярная масса)

Значит,  какая тема  нашего урока на сегодня? (относительная молекулярная масса)

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему  нашего урока «Относительная молекулярная масса», но наша тема еще шире мы еще познакомимся с таким понятием как массовые доли химических элементов в соединениях.

А что мы сегодня  узнаем  и научимся на уроке?

Значит, наша цель

Цель: (научиться находить относительные молекулярные массы   научиться их вычислять.) На предыдущих уроках вы научились вычислять относительную атомную массу, а сегодня мы научимся находить и вычислять относительную  молекулярную  массу.

Исходя из этой цели перед нами на сегодня такие задачи.

-Относительная молекулярная масса обозначается как  буква эм большое с индексом эр. (Мr).

Найдите в учебнике на странице  43 определение Прочитайте  в слух. Кто прочитает?  (читает из учебника)  Прочитай, пожалуйста.

Относительной молекулярной массой вещества называется число, показывающее,   во сколько раз масса молекулы этого вещества больше 1\12 массы атома углерода.

Запишите в тетрадь.

Она  рассчитывается по формуле  как сумма относительных атомных масс атомов, образующих молекулу, с учетом индексов.

(написать общую формулу на доске и  на слайде)

-Рассмотрим,  как мы с вами вычислим относительную молярную массу воды. (показываю я)  и поваренной соли

Задания  на презентации.  Показать, потом вычисляем, затем проверяем.

SiO2  Al2O3 CaCO3 (цэ)

Работаем дальше.

Давайте посмотрим  мультфильм. Просмотр видеофильма «Апельсин».

Ребята у меня в руках  вместо апельсина  мандарин.  Мандарин, пока у меня какой?  (целый).  

Значит мы его примем за целое. Целый мандарин  как мы выражаем в %?  (100)

-(делю на доли)  

Доля всегда меньше целого мандарина. Значит меньше 1. Когда мы будем ее записывать, то начинаем писать как  0,…..  Это величина безразмерная.

Но мы с вами округлим до сотых. Например: 0,12,  А если в %?  12 %

  В химии мы тоже можем вычислять долю элемента в соединении, которое называется

 Массовая доля элемента в веществе

-обозначается буквой W (дубль-вэ)

-показывает долю элемента в общей массе соединения

-измеряется –доля от 1 или %

-рассчитывается  по формуле W (С)=n Ar(С) | Mr (СnDm)

-Массовая доля химического элемента –это отношение относительной атомной массы химического элемента к относительной молекулярной массе химического соединения.

Физминутка.

Широко руки свои простирает химия (руки в сторону)

В дела человеческие (руки на пояс)

В медицину раз(присели), в производство – два(присели)

В быт людской – три (присели)

Строитель, энергетик, металлург (поочерёдно отводим руки назад)

Все без неё, как без рук (круговые движения руками)

Вперёд шагает наука эта…( шагаем)

Продолжим и мы трудиться, чтобы успешно учиться (садимся)

Включить алгоритм и разобрать!!!

HCl   оформить  на доске в виде  задачи:

Дано:              Решение:

HCl                1.Вычисляем относительную молекулярную массу соединения HCl.

W(H)=?           Mr(HCl)=1+35,5=36,5

W(Cl)=?        2.  Вычислим массовую долю H

                         W(H)= 1\36,5=0.027  или 2,7 %

                         W(Cl)= 35,5\36,5=0,973 или 97,3%

 Ответ: 0,973 или 97,3%

Такие задания есть в КИМах по ОГЭ.  Тест с выбором ответа.

Опираясь на алгоритм, поработайте в парах с соседом   решить задачи , округлите до сотых.

Работа в парах по алгоритму (самостоятельно)

1.SO3,  2.Cl2O7,  3.CH4,  4.FeCl2,  5.H2S, 6.N2O5,  7.P2O5, 8.NaCl, 9.AlCl3, 10.K2O,

11.MgO,  12.CO2,   13.PH3, 14.C2H6, 15.NH3

Проверим выборочно № 1,3, 4, 8, 9, 11, 14  решение задачи на презентации.  

-Как вы думаете, зачем человеку необходимо знания массовой доли?

Рассмотрим на примере.

     Мы с Вами живем в зоне, где идет  нехватка в пище йода. «Эндемический зоб» - результат такой нехватки. Поэтому необходимо употреблять в пищу йодированную соль. Пищевые продукты обогащают йодом с помощью соединений – йодида калия и йодата калия. Зная понятие, массовая доля элемента в соединении, выясним - в каком из веществ больше содержится йода? KI  KIO3

В иодиде калия =0,77

В иодате калия=0,59

-Молодцы ребята. Откройте дневники и запишите домашнее задание:

1.изучить параграф 10 учебника;

2.Найдите массовую  долю серы  в серной кислоте,  формула которой H2SO4.

3.Найти относительную молекулярную массу молекулы белка молока:

Мr ( C6H12O6)-?

4.Раздать конкретным детям.

Сравните массовые доли калия, содержащегося  в  его соединениях  KNO3  и  KCl.

Подведем итоги урока.

 Рефлексия:

  • 1.Я узнал много нового
  • 2.На уроке было над чем подумать
  • 3.Думаю,что мне это пригодится в жизни

Оценка

Ребята, как вы считаете, почему я выбрала эпиграфом к уроку слова русского писателя Н.Заболоцкого?

Нет таких людей, к которым знания приходят сами, только системный труд подымает, их каждый день на ступеньку выше. Если вы сегодня остались недовольны собой - не огорчайтесь, поработайте дома самостоятельно, и завтра у вас все получится.

Урок  окончен.  Спасибо за внимание!

Спасибо ребята вам за урок, мне было очень приятно и интересно с вами работы.

             

Азалия

Ильшат

Тансылу

Даша

Тимур

Дима

Рома

       Самоанализ урока   химии в 8 классе.

Тема моего урока «Относительная молекулярная масса. Массовые доли химических элементов в соединении».

Была поставлена цель: 

- научиться находить и вычислять относительную молекулярную массу и массовые доли элементов;
-научиться правильно решать задачи;
-запомнить определения и формулы.

Исходя из цели выработали такие задачи:
-изучить необходимость использования относительной молекулярной массы и массовых долей элементов в химии;
-сформировать умения и навыки вычислять относительную молекулярную массу и массовые доли элемента по формуле;
-умение работать с периодической системой химических элементов;
-умение находить причинно-следственные связи;
-формировать осознанный подход к изучаемой дисциплине.

Учебно-методический комплект автор Кузнецова Н.Е.

На уроке применяла такие формы работы:

-работа в парах с карточками;

-работа у доски (решали задачи на нахождении массовой доли и нахождении относительной молекулярной массы)

-работа по вариантам;

Была работа с учебником, нашли определение и записали в тетрадь

Помог фрагмент из мультфильма подвел к продолжению и раскрытию темы урока.

Детям  были представлены химические формулы  наглядно увидели в виде каких соединений они существуют в природе.

Решали разнотипные задачи, от простого к сложному;

Переводили доли в %. Такие задачи встречаются в заданиях ОГЭ по химии.

Здоровье сберегающим технологиям относиться физминутка.

Дети были оценены, получили  разноуровневые   домашние  задание.

Урок закончился  рефлексией.

Я считаю, что достигла  поставленных целей урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Насырова Галия Гелемхатовна учитель химии ООШ д.Сарайлы

Слайд 2

Не позволяй душе лениться, Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Н.Заболоцкий

Слайд 3

23 ноября. Тема урока Относительная молекулярная масса вещества . Массовые доли элементов в соединениях.

Слайд 4

Цель: - научиться находить и вычислять относительную молекулярную массу и массовые доли элементов; -научиться правильно решать задачи; -запомнить определения и формулы.

Слайд 5

Задачи: -изучить необходимость использования относительной молекулярной массы и массовых долей элементов в химии; -сформировать умения и навыки вычислять относительную молекулярную массу и массовые доли элемента по формуле; -умение работать с периодической системой химических элементов; -умение находить причинно-следственные связи; -формировать осознанный подход к изучаемой дисциплине.

Слайд 6

Mr – относительная молекулярная масса (не имеет единицы измерения) Mr (С nDm ) = Ar (C) * n + Ar (D) * m

Слайд 7

SiO 2 Mr ( SiO 2 ) = 28+16∙2=60 кремнезём Горный хрусталь аметист Кварцевый песок

Слайд 8

Al 2 O 3 боксит корунд рубин глинозём Mr (Al 2 O 3 ) =27∙2+16∙3=54+48=102

Слайд 9

CaCO 3 мрамор известняк мел Mr ( CaCO 3 ) = 4 0+12+16∙3=100

Слайд 11

Массовая доля элемента в веществе -обозначается буквой W (дубль-вэ) -показывает долю элемента в общей массе соединения - измеряется –доля от 1 или % -рассчитывается по формуле Ar ( C ) * n w ( C )=------------ --- Mr ( C n D m )

Слайд 12

Широко руки свои простирает химия (руки в сторону) В дела человеческие (руки на пояс) В медицину раз(присели), в производство – два(присели) В быт людской – три (присели) Строитель, энергетик, металлург (поочерёдно отводим руки назад) Все без неё, как без рук (круговые движения руками) Вперёд шагает наука эта…( шагаем) Продолжим и мы трудиться, чтобы успешно учиться (садимся)

Слайд 13

Вычислите массовые доли всех химических элементов в соляной кислоте формула которой HCl . Соляная кислота входит в состав желудочного сока, активизирует фермент пепсин, который расщепляет белки. Недостаток или избыток кислоты приводит к нарушению пищеварения.

Слайд 14

Алгоритм вычисления массовой доли элемента в сложном веществе. 1 . Записать: дано. 2. Вычислить Mr соединения. 3. Вычислить массовую долю (w) по формуле Ar ( C ) * n w ( C )=------------ --- Mr ( C n D m ). 5. Записать ответ.

Слайд 15

0,4 0,75 0,44 8. 0,39 0,20 0,6 14. 0,2

Слайд 16

Мы с Вами живем в зоне, где идет нехватка в пище йода. «Эндемический зоб» - результат такой нехватки. Поэтому необходимо употреблять в пищу йодированную соль. Пищевые продукты обогащают йодом с помощью соединений – йодида калия и йодата калия. Зная понятие, массовая доля элемента в соединении, выясним - в каком из веществ больше содержится йода?

Слайд 17

йодид калия йодат калия W(I)= w(I)= KI KIO 3

Слайд 18

w (I)= 0,77 w (I)=0,59 KI KIO 3

Слайд 19

Домашнее задание : 1.Изучить параграф 10 учебника; 2.Найдите массовую долю серы в серной кислоте, формула которой H 2 SO 4. 3.Найти относительную молекулярную массу глюкозы: М r ( C 6 H 12 O 6 )-?

Слайд 20

1.Я узнал много нового… 2.На уроке было над чем подумать … 3.Думаю,что мне это пригодится в жизни… Рефлексия

Слайд 21

Не позволяй душе лениться, Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Н.Заболоцкий

Слайд 22

Спасибо за внимание!

Слайд 23

Вычислите массовую долю железа в его соединении с кислородом, имеющую формулу Fe 3 O 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Относительная молекулярная масса"

Данные интерактивные презентации могут быть использованы как на интерактивной доске, так и в режиме мультимедиа. Задача этих презентаций заключается в визуализации такой, казалося бы простой темы как...

Химическая формула. Относительная молекулярная масса вещества.

Презентацию можно использовать на уроках химии 7 класса (пропедевтический курс) при изучении темы "Химия и математика" и на уроках 8 класса при изучении темы "Первоначальные химические понятия"....

Презентация к элективному курсу по химии для учащихся 10 классов Занятие №7 Тема:Нахождение молекулярной формулы сложного вещества по данным об отношении масс элементов в нем и относительной молекулярной массы.

Презентация к элективному курсу (автора Терентьевой Ю.А.)  по химии  для учащихся 10 классов  Занятие №7 Тема:Нахождение молекулярной формулы сложного вещества по данным об отношении ...

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в соединении

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в соединении....

Массовая доля химического элемента в со-единении. Вычисление массовой доли х.э. в соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Массовая доля химического элемента в со­единении. Вычисление массовой доли х.э. в соединении. Установление простейшей формулы вещества  по массовым долям элементов....

Презентация-разработка Открытый урок по химии "Массовая доля элемента в веществе и массовая доля вещества в растворе"

Открытый урок по химии "Массова доля элемента в веществе и массовая доля вещества в растворе...