Главные вкладки

    Относительная молекулярная масса. Массовые доли элементов.
    план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

    Насырова Галия Гелемхатовна

    урок химии в 8 классе по учебникам Н.Е.Кузнецовой

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока химии для 8 класса по теме

    « Относительная молекулярная масса вещества. Массовые доли элементов в соединениях»

     

    Цель урока:

    -сформировать  у учащихся  понятие «относительная молекулярная масса» и «массовые доли элемента»;

    -развивать навыки нахождения относительной молекулярной массы и массовой доли элемента в химическом соединении;

    -совершенствовать навык нахождения относительной молекулярной массы и массовых долей элемента в соединении;

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    • закрепить понятия о формуле вещества и её структурных компонентах: коэффициентах, индексах;
    • определить понятия  «относительная молекулярная масса вещества», «массовые доли элементов в соединениях;
    • научиться правильно произносить формулы веществ;
    • отработать навык расчёта относительной молекулярной массы вещества и массовых долей элементов;
    • научиться распознавать по формулам простые и сложные вещества.
    • познакомиться с физическими свойствами некоторых веществ.

    Метапредметные:

    Регулятивные:

    • фиксировать индивидуальное затруднение в проблемном действии;
    • самостоятельно решать задачи, используя имеющиеся знания;
    • контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;

    Познавательные

    • работать с разными видами информации и ориентироваться в ней;
    • выполнять действия по образцу;
    • использовать знаково-символичные средства при сворачивании и разворачивании информации;
    • задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них;
    • развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;

    Коммуникативные:

    • развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе;
    • развивать умение принимать коллективное решение.

    Личностные УУД:

    • осознание необходимости учения;
    • работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
    • учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
    • работать над осознанием ответственности за общее дело;
    • учиться выражать свое мнение.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, дидактический раздаточный материал, периодическая система.

                                  Ход  занятия:

       Оргмомент:

    -Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас  урок химии  буду вести я,  меня зовут  Насырова Галия Гелемхатовна, я работаю учителем в школе д. Сарайлы.  

    -Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова русского поэта Николая Заболоцкого.

    Не позволяй душе лениться,

    Чтоб в ступе воду не толочь,

    Душа обязана трудиться

    И день и ночь, и день и ночь!                              

    1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

     -Сегодня на уроке будет множество вопросов, на которые мы должны дать ответ.  Надеюсь, что мы все с этим справимся. Предлагаю настроиться  на позитивную работу.

    1. Актуализация (повторение) знаний.

    Для того, чтобы изучить  новую тему  повторим пройденное.  

    -Ребята, скажите мне пожалуйста, что  обозначают цифры рядом с каждым элементов? (порядковый номер, заряд ядра, число протонов, электронов)

    Что это за цифра стоит внизу? (относительная  атомная масса)

    -Напомните мне правило округления:  (если после целого числа стоит цифра от 5 до 9, то мы добавляем одну  единицу к целому; если после целого числа стоит цифра от 0 до 4, то оставляем целое число без изменения)

    Карточки.  Химический элемент водород. Относительная атомная масса равна 1. По такому принципу определите.

    -Найдите  относительные атомные массы  водорода, серы, натрия, цинка, железа, хлора.

    -Почему она не просто масса, а относительная  атомная масса?  

    (относительная атомная масса элемента  Ar –это отношение массы атома химического элемента к 1\12 массы атома углерода с массовым числом 12)

    -Умеете ли вы составлять формулы бинарных соединений? (на доске пишут примеры)

    Н2О +1 и -2

    -Ребята, это атом?  Это уже молекула.

    -  У молекулы же не относительная атомная масса. Как вы думаете, как она будет называться? (относительная молекулярная масса)

    Значит,  какая тема  нашего урока на сегодня? (относительная молекулярная масса)

    Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему  нашего урока «Относительная молекулярная масса», но наша тема еще шире мы еще познакомимся с таким понятием как массовые доли химических элементов в соединениях.

    А что мы сегодня  узнаем  и научимся на уроке?

    Значит, наша цель

    Цель: (научиться находить относительные молекулярные массы   научиться их вычислять.) На предыдущих уроках вы научились вычислять относительную атомную массу, а сегодня мы научимся находить и вычислять относительную  молекулярную  массу.

    Исходя из этой цели перед нами на сегодня такие задачи.

    -Относительная молекулярная масса обозначается как  буква эм большое с индексом эр. (Мr).

    Найдите в учебнике на странице  43 определение Прочитайте  в слух. Кто прочитает?  (читает из учебника)  Прочитай, пожалуйста.

    Относительной молекулярной массой вещества называется число, показывающее,   во сколько раз масса молекулы этого вещества больше 1\12 массы атома углерода.

    Запишите в тетрадь.

    Она  рассчитывается по формуле  как сумма относительных атомных масс атомов, образующих молекулу, с учетом индексов.

    (написать общую формулу на доске и  на слайде)

    -Рассмотрим,  как мы с вами вычислим относительную молярную массу воды. (показываю я)  и поваренной соли

    Задания  на презентации.  Показать, потом вычисляем, затем проверяем.

    SiO2  Al2O3 CaCO3 (цэ)

    Работаем дальше.

    Давайте посмотрим  мультфильм. Просмотр видеофильма «Апельсин».

    Ребята у меня в руках  вместо апельсина  мандарин.  Мандарин, пока у меня какой?  (целый).  

    Значит мы его примем за целое. Целый мандарин  как мы выражаем в %?  (100)

    -(делю на доли)  

    Доля всегда меньше целого мандарина. Значит меньше 1. Когда мы будем ее записывать, то начинаем писать как  0,…..  Это величина безразмерная.

    Но мы с вами округлим до сотых. Например: 0,12,  А если в %?  12 %

      В химии мы тоже можем вычислять долю элемента в соединении, которое называется

     Массовая доля элемента в веществе

    -обозначается буквой W (дубль-вэ)

    -показывает долю элемента в общей массе соединения

    -измеряется –доля от 1 или %

    -рассчитывается  по формуле W (С)=n Ar(С) | Mr (СnDm)

    -Массовая доля химического элемента –это отношение относительной атомной массы химического элемента к относительной молекулярной массе химического соединения.

    Физминутка.

    Широко руки свои простирает химия (руки в сторону)

    В дела человеческие (руки на пояс)

    В медицину раз(присели), в производство – два(присели)

    В быт людской – три (присели)

    Строитель, энергетик, металлург (поочерёдно отводим руки назад)

    Все без неё, как без рук (круговые движения руками)

    Вперёд шагает наука эта…( шагаем)

    Продолжим и мы трудиться, чтобы успешно учиться (садимся)

    Включить алгоритм и разобрать!!!

    HCl   оформить  на доске в виде  задачи:

    Дано:              Решение:

    HCl                1.Вычисляем относительную молекулярную массу соединения HCl.

    W(H)=?           Mr(HCl)=1+35,5=36,5

    W(Cl)=?        2.  Вычислим массовую долю H

                             W(H)= 1\36,5=0.027  или 2,7 %

                             W(Cl)= 35,5\36,5=0,973 или 97,3%

     Ответ: 0,973 или 97,3%

    Такие задания есть в КИМах по ОГЭ.  Тест с выбором ответа.

    Опираясь на алгоритм, поработайте в парах с соседом   решить задачи , округлите до сотых.

    Работа в парах по алгоритму (самостоятельно)

    1.SO3,  2.Cl2O7,  3.CH4,  4.FeCl2,  5.H2S, 6.N2O5,  7.P2O5, 8.NaCl, 9.AlCl3, 10.K2O,

    11.MgO,  12.CO2,   13.PH3, 14.C2H6, 15.NH3

    Проверим выборочно № 1,3, 4, 8, 9, 11, 14  решение задачи на презентации.  

    -Как вы думаете, зачем человеку необходимо знания массовой доли?

    Рассмотрим на примере.

         Мы с Вами живем в зоне, где идет  нехватка в пище йода. «Эндемический зоб» - результат такой нехватки. Поэтому необходимо употреблять в пищу йодированную соль. Пищевые продукты обогащают йодом с помощью соединений – йодида калия и йодата калия. Зная понятие, массовая доля элемента в соединении, выясним - в каком из веществ больше содержится йода? KI  KIO3

    В иодиде калия =0,77

    В иодате калия=0,59

    -Молодцы ребята. Откройте дневники и запишите домашнее задание:

    1.изучить параграф 10 учебника;

    2.Найдите массовую  долю серы  в серной кислоте,  формула которой H2SO4.

    3.Найти относительную молекулярную массу молекулы белка молока:

    Мr ( C6H12O6)-?

    4.Раздать конкретным детям.

    Сравните массовые доли калия, содержащегося  в  его соединениях  KNO3  и  KCl.

    Подведем итоги урока.

     Рефлексия:

    • 1.Я узнал много нового
    • 2.На уроке было над чем подумать
    • 3.Думаю,что мне это пригодится в жизни

    Оценка

    Ребята, как вы считаете, почему я выбрала эпиграфом к уроку слова русского писателя Н.Заболоцкого?

    Нет таких людей, к которым знания приходят сами, только системный труд подымает, их каждый день на ступеньку выше. Если вы сегодня остались недовольны собой - не огорчайтесь, поработайте дома самостоятельно, и завтра у вас все получится.

    Урок  окончен.  Спасибо за внимание!

    Спасибо ребята вам за урок, мне было очень приятно и интересно с вами работы.

                 

    Азалия

    Ильшат

    Тансылу

    Даша

    Тимур

    Дима

    Рома

           Самоанализ урока   химии в 8 классе.

    Тема моего урока «Относительная молекулярная масса. Массовые доли химических элементов в соединении».

    Была поставлена цель: 

    - научиться находить и вычислять относительную молекулярную массу и массовые доли элементов;
    -научиться правильно решать задачи;
    -запомнить определения и формулы.

    Исходя из цели выработали такие задачи:
    -изучить необходимость использования относительной молекулярной массы и массовых долей элементов в химии;
    -сформировать умения и навыки вычислять относительную молекулярную массу и массовые доли элемента по формуле;
    -умение работать с периодической системой химических элементов;
    -умение находить причинно-следственные связи;
    -формировать осознанный подход к изучаемой дисциплине.

    Учебно-методический комплект автор Кузнецова Н.Е.

    На уроке применяла такие формы работы:

    -работа в парах с карточками;

    -работа у доски (решали задачи на нахождении массовой доли и нахождении относительной молекулярной массы)

    -работа по вариантам;

    Была работа с учебником, нашли определение и записали в тетрадь

    Помог фрагмент из мультфильма подвел к продолжению и раскрытию темы урока.

    Детям  были представлены химические формулы  наглядно увидели в виде каких соединений они существуют в природе.

    Решали разнотипные задачи, от простого к сложному;

    Переводили доли в %. Такие задачи встречаются в заданиях ОГЭ по химии.

    Здоровье сберегающим технологиям относиться физминутка.

    Дети были оценены, получили  разноуровневые   домашние  задание.

    Урок закончился  рефлексией.

    Я считаю, что достигла  поставленных целей урока.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Насырова Галия Гелемхатовна учитель химии ООШ д.Сарайлы

    Слайд 2

    Не позволяй душе лениться, Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Н.Заболоцкий

    Слайд 3

    23 ноября. Тема урока Относительная молекулярная масса вещества . Массовые доли элементов в соединениях.

    Слайд 4

    Цель: - научиться находить и вычислять относительную молекулярную массу и массовые доли элементов; -научиться правильно решать задачи; -запомнить определения и формулы.

    Слайд 5

    Задачи: -изучить необходимость использования относительной молекулярной массы и массовых долей элементов в химии; -сформировать умения и навыки вычислять относительную молекулярную массу и массовые доли элемента по формуле; -умение работать с периодической системой химических элементов; -умение находить причинно-следственные связи; -формировать осознанный подход к изучаемой дисциплине.

    Слайд 6

    Mr – относительная молекулярная масса (не имеет единицы измерения) Mr (С nDm ) = Ar (C) * n + Ar (D) * m

    Слайд 7

    SiO 2 Mr ( SiO 2 ) = 28+16∙2=60 кремнезём Горный хрусталь аметист Кварцевый песок

    Слайд 8

    Al 2 O 3 боксит корунд рубин глинозём Mr (Al 2 O 3 ) =27∙2+16∙3=54+48=102

    Слайд 9

    CaCO 3 мрамор известняк мел Mr ( CaCO 3 ) = 4 0+12+16∙3=100

    Слайд 11

    Массовая доля элемента в веществе -обозначается буквой W (дубль-вэ) -показывает долю элемента в общей массе соединения - измеряется –доля от 1 или % -рассчитывается по формуле Ar ( C ) * n w ( C )=------------ --- Mr ( C n D m )

    Слайд 12

    Широко руки свои простирает химия (руки в сторону) В дела человеческие (руки на пояс) В медицину раз(присели), в производство – два(присели) В быт людской – три (присели) Строитель, энергетик, металлург (поочерёдно отводим руки назад) Все без неё, как без рук (круговые движения руками) Вперёд шагает наука эта…( шагаем) Продолжим и мы трудиться, чтобы успешно учиться (садимся)

    Слайд 13

    Вычислите массовые доли всех химических элементов в соляной кислоте формула которой HCl . Соляная кислота входит в состав желудочного сока, активизирует фермент пепсин, который расщепляет белки. Недостаток или избыток кислоты приводит к нарушению пищеварения.

    Слайд 14

    Алгоритм вычисления массовой доли элемента в сложном веществе. 1 . Записать: дано. 2. Вычислить Mr соединения. 3. Вычислить массовую долю (w) по формуле Ar ( C ) * n w ( C )=------------ --- Mr ( C n D m ). 5. Записать ответ.

    Слайд 15

    0,4 0,75 0,44 8. 0,39 0,20 0,6 14. 0,2

    Слайд 16

    Мы с Вами живем в зоне, где идет нехватка в пище йода. «Эндемический зоб» - результат такой нехватки. Поэтому необходимо употреблять в пищу йодированную соль. Пищевые продукты обогащают йодом с помощью соединений – йодида калия и йодата калия. Зная понятие, массовая доля элемента в соединении, выясним - в каком из веществ больше содержится йода?

    Слайд 17

    йодид калия йодат калия W(I)= w(I)= KI KIO 3

    Слайд 18

    w (I)= 0,77 w (I)=0,59 KI KIO 3

    Слайд 19

    Домашнее задание : 1.Изучить параграф 10 учебника; 2.Найдите массовую долю серы в серной кислоте, формула которой H 2 SO 4. 3.Найти относительную молекулярную массу глюкозы: М r ( C 6 H 12 O 6 )-?

    Слайд 20

    1.Я узнал много нового… 2.На уроке было над чем подумать … 3.Думаю,что мне это пригодится в жизни… Рефлексия

    Слайд 21

    Не позволяй душе лениться, Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Н.Заболоцкий

    Слайд 22

    Спасибо за внимание!

    Слайд 23

    Вычислите массовую долю железа в его соединении с кислородом, имеющую формулу Fe 3 O 4.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку "Относительная молекулярная масса"

    Данные интерактивные презентации могут быть использованы как на интерактивной доске, так и в режиме мультимедиа. Задача этих презентаций заключается в визуализации такой, казалося бы простой темы как...

    Химическая формула. Относительная молекулярная масса вещества.

    Презентацию можно использовать на уроках химии 7 класса (пропедевтический курс) при изучении темы "Химия и математика" и на уроках 8 класса при изучении темы "Первоначальные химические понятия"....

    презентация "Химические формулы.Относительная молекулярная масса"

    Презентация к уроку по теме "Химические формулы.Относительная молекулярная масса"...

    Презентация к элективному курсу по химии для учащихся 10 классов Занятие №7 Тема:Нахождение молекулярной формулы сложного вещества по данным об отношении масс элементов в нем и относительной молекулярной массы.

    Презентация к элективному курсу (автора Терентьевой Ю.А.)  по химии  для учащихся 10 классов  Занятие №7 Тема:Нахождение молекулярной формулы сложного вещества по данным об отношении ...

    Таблицы относительных молекулярных масс.

    Относительные молекулярные массы органических и неорганических веществ. Для быстрого решения задач, при условии, что учащиеся умеют определять относительные атомные и молекулярные массы....

    Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в соединении

    Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в соединении....