ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР «А.П. БОРОДИН - КОМПОЗИТОР И ХИМИК»
классный час по химии на тему

Рощинская Валерия Юрьевна

Материал будет интерес прт проведении предметных недель. Это интегрированный урок химии и литературы, который показывает значимостьнауки для искусства и искусства для науки на примере выдающегося отечественного химика А.П. Бородина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturno.docx35.69 КБ
Файл borodin_titul.docx137.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР
«А.П. БОРОДИН - КОМПОЗИТОР И ХИМИК»

Первоклассный химик, которому
многим обязана химия.

Д. И. Менделеев

Цели:

         1. Познакомить учащихся с жизнью, деятельностью и творчеством

А.П. Бородина.

         2. Показать значимость науки для искусства и искусства для науки на
примере выдающегося отечественного химика и композитора А.П. Бородина.

         3. Способствовать творческому подходу к изучению химии, побудить к поиску дополнительного материала, повысить активность каждого ученика в процессе получения химических знаний.

         4.Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою отечественную науку и искусство.

Оформление.  Портрет А.П. Бородина. Под ним дата жизни: «1833-1887».

Справа - плакаты с высказываниями: 1. «Бородин стоял бы еще выше  по химии, принес бы еще пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии» - Д.И. Менделеев. 2. «Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе...» - В.В. Стасов.

В глубине сцены стоит рояль.

Девиз: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».

(Б. Шоу.)

Музыкальное сопровождение: музыка А.П. Бородина, М.И. Глинки,

Штрауса (отца), Ц.А. Кюи, Ф. Шопена, В. Моцарта.

Звучит музыка Бородина 3 часть. Выходят четыре девочки в костюмах и читают стихи.

Литература

Химия

Музыка

Звучит  Наталья Морозова - Александр Порфирьевич Бородин-Опера "Князь Игорь" - Половецкие пляски- песня невольниц.

Л.И. В старых сказках к колыбели ребенка приходят волшебни-

цы, и каждая приносит ему дар.

В.Ю. Эта сказка вспоминается, когда думаешь о судьбе Бородина.

Л.И. Сколько ему досталось даров:

В.Ю. и могучий разум  ученого, и гений композитора,

Л.И. и литературное дарование.

В.Ю. Ни одного  таланта он не растерял, все развил и отдал своему народу, человечеству.

Л.И. Он был красив, добр, остроумен, всегда полон жизни и энергии.

В.Ю. Невольно возникает вопрос: как мог он быть одновременно химиком, композитором и поэтом?

Л.И. Поистине перед нами человек с  большой буквы. Мы  произносим его
имя с гордостью

Вместе Александр Порфирьевич Бородин.

  • профессор химии;
  • доктор медицины;
  • генерал;
  • знаменитый композитор;
  • он основал метод фторирования органических соединений;
  • провел работу по конденсации альдегидов;
  • написал оперу «Князь Игорь»;
  • писал стихи, поэмы, басни.

Тимур. А.П. Бородин не любил о себе говорить. Только однажды
в разговоре со своими близкими друзьями случайно обронил: «Я по
натуре симфонист и лирик».

(Тихо играет военная музыка начала 19 века. На сцену выходит
Саша Бородин.)

     Саша. Мне идет восьмой год. На дворе весна. С улицы доносятся
бравые марши, от которых сладко замирает и холодеет в восторге сердце.
Смиренно подхожу к бонне, умоляюще заглядываю в глаза: «Фрейлейн Луиза, мы сегодня пойдем на плац?». Согласие получено.  Какое счастье впереди! На Семеновском плацу. Стоя на почтительном расстоянии и почти ослепнув от медного великолепия  оркестра, я тону в его стройном громе. Музыканты скоро заприметили меня, осмелев, я уже нырял под канат, огораживающий площадку.
Во время перерыва я трогаю, разглядываю, держу в руках каждый  инструмент.
И спрашиваю, спрашиваю, спрашиваю... Отвечают мне весело и охотно,
я запоминаю названия, пытаюсь дунуть в отверстие маленькой флейты - вместо пения раздается слабое шипение.

А дома... Дома я сразу бегу к фортепиано, вновь и вновь пытаюсь изобразить то отдельные голоса, то стройное звучание военной музыки. Поглядев на мои восторги, маменька решает пригласить учителя

(Военная музыка умолкает. На сцене появляются фрейлейн Луиза,
солдат Кузьма и Саша.)

Луиза. Зольдат! Бистро, шленнер эссен... Кушайт!

Кузьма. Эссен так эссен. Отчего ж нельзя.

Луиза. Я жду на кухне. (Уходит.)

Кузьма. Ты вот чего Ляксандр. Флейта казенная, так уж ты ее не того
... не очень-то. А я мигом. Подхарчусь малость, да и новый фортель
тебе покажу.

(Саша упражняется с флейтой. Появляется Кузьма.)

Кузьма. Ляксандр, ты слыхивал, как пташки поют? Ты в деревне-
то бывал?

Саша. Я на даче бывал.

Кузьма. А я-то деревенский (вздохнул и флейту, которую уж было
поднес к губам, задумался). Это ж какая красота - по весне, когда птица
домой прилетает, гнезда вьет, и всякая на свой голос верещит, поет,
насвистывает, горлышко так и ходит, вот-вот разорвется от песни-то,
от вольной воли, от радости...

(Кузьма поднес ко рту флейту, и раздались трели, переливы, пере-
свисты...) звучит музыка.

Кузьма. Как на птиц-то божьих похоже?

Саша. Похоже!

Кузьма. Нет, брат, не похоже... Возьми иволгу или пеночку ма-
хонькую, не говоря уж соловья... Соловья-то слыхал? Ну, ничо, ничо,
не горюй, услышишь, какие твои годы...

(На сцену выходят юноша и девушка. Тихо звучит музыка Штрауса
(отца).)

Корчуков. Александр Порфирьевич Бородин родился 12 ноября 1833 г.
в Петербурге. Семья жила в Измайловском полку, в большом каменном
четырехэтажном доме, принадлежавшем его матери - Авдотье Констан-
тиновне. Мальчик жил, окруженный заботой и вниманием матери. Ав-
дотья Константиновна была простой мещанкой. Никакого образования
она не получила. Маленького Сашу она любила всем сердцем и готова
была для него пожертвовать всем на свете. Благодаря ее заботе детство
мальчика прошло в благополучной обстановке. На образование сына
Авдотья Константиновна не жалела средств. Саша получил прекрасное
домашнее образование.

Сапига. Учился Саша прекрасно. Еще в детстве усвоил три ино-
странных языка: французский, немецкий, английский. Авдотья Кон-
стантиновна была очень музыкальна. Вечерами она играла на гитаре
и исполняла романсы и русские песни. Саша не только играл по нотам,
подбирал по слуху, но и пробовал сочинять сам. Он хорошо играл на
фортепиано, флейте, виолончели. Список его собственных произведений
начинается с польки, которую он написал, когда ему было 9 лет.

(исполняют «Польку» (для фортепиано).

 Выходит Саша Бородин и делает опыты.  Несгораемый платок. Ветки в инее.

Корчуков. Саша был чрезвычайно любознательным. Целыми часами он готов был сидеть за книгами, не замечая ничего вокруг себя. Ко всем своим учебным занятиям он относился с живым интересом, но более всего увлекался естествознанием и химией. В возрасте двенадцати лет Саша превратил в самодеятельную химическую лабораторию не только свою комнату, но и всю квартиру. На подоконниках, на столах и под столами - всюду, где только можно было что-то поставить, виднелись банки с растворами и порошками, колбы, реторты, стаканчики, пробирки.

Сапига. Иногда весь дом наполнялся едким удушливым запахом, дымом:
это Александр проводил свои химические опыты.
Саша любил лепить и рисовать, при этом он сам искусно изготовлял акварельные краски. С детских лет Бородин полюбил терпеливо кипятить, фильтровать, выпаривать. Его руки учились все с большим искусством сгибать
на огне паяльной лампы стеклянные трубки, складывать гармошкой фильтровальную бумагу.

Галимуллина. (из воспоминаний сестры). В свободное от занятий время
Саша делал экскурсии в область алхимии. Он с жадностью читал все
журналы для просвещения юношества, узнавал жизнь и обычаи далеких
стран и народов, читал о чудесах земли, неба и воды, изучал «Краткое

понятие о химии» В.Ф. Одоевского. Наконец Александр овладел секретом «тысячи маленьких чудес для домашнего круга». В теплой комнате  он окутывал ветки инеем, заставляя воду кипеть от холода, демонстрировал несгораемые нитки.

Якимов. (из воспоминаний брата Бородина). Брат постоянно был
чем-то увлечен. Много читал, проводил опыты, экспериментировал,
писал стихи, сочинял музыку. Когда он проводил опыты, не любил,
чтобы его отвлекали. Наша матушка всегда просила нас, не входить
в комнату, где занимается Саша, даже тогда, когда он сидит за роялем.
Музыка для него была второй жизнью. Он прекрасно играл и пел. Когда
Саша садился за рояль, в доме наступала идеальная тишина. Мы, затаив
дыхание, слушали музыкальные произведения в его исполнении.

 Звучит музыка. Ганага читает стихотворение

Никачев. В жизни каждого молодого человека наступает время,
когда он начинает задумываться о том, какой путь избрать. Наступило такое время и в жизни Саши Бородина. Ему шел семнадцатый год.
О том, чтобы ему стать профессиональным музыкантом не было и речи.
В глазах всех окружающих занятия музыкой были развлечением, не профессией. Осенью 1850 г. Александр Бородин поступает в Медико-хирургическую академию. Там он изучает ряд новых для него предметов,
но больше всего, как и прежде, увлекается глубоким изучением химии.

Догадина.  В академии курс химии у Александра Бородина вел
замечательный педагог, один из крупнейших химиков своего времени
11иколай Николаевич Зинин - крупный ученый, новатор в области нау-
ки, руководитель кафедры, которая, по меткому выражению учеников,
была «трибуной нового направления в науке». Уже на первом курсе
Александр Бородин начинает заниматься самостоятельной научной ра-
ботой, в результате которой он впервые получает гликолевую кислоту.

(Ha сцене стоит стол. За столом сидит Н.Н. Зинин и что-то за-
писывает в тетрадь. Входит студент А.П. Бородин.)

Зинин. Чем могу служить? (Жестом указывает на стул.) Бородин,
если не ошибаюсь?

Бородин. Я имею к вам просьбу, господин профессор.

Зинин. Я отчего-то так и подозревал. Присаживайтесь, выкладывайте свою просьбу.

Бородин. Я прошу позволенья вашего заниматься химией под вашим началом, в лаборатории.

Зинин (протяжно). Вот так, та-ак. Это, знаете ли, неожиданность. Ведь вы медик? Я не ошибаюсь? То есть избрали медицину делом, так сказать, жизни?

Бородин. Я химию избрал делом..., так сказать, жизни. Потому и к вам пришел, Николай Николаевич.

Зинин. Вы, на каком курсе?

Бородин. На третьем.

Зинин. Видите, третий курс. На полдороге менять профессию. Или, во всяком случае, совмещать два труднейших занятия...

Бородин. Вы хотите мне отказать? Пожалуйста, не делайте этого! Я с радостью буду выполнять самую черную работу.

Зинин усмешкой). Самую черную, говорите? В химии пока что никакой другой и не водится. Ладно. Но вы хоть понимаете, что химия в житейском плане ничего не сулит? Самому скромному врачу гарантированы такие доходы, какие наилучшему химику не снились. Этовам ясно?

Бородин. Меня это вовсе не трогает, поверьте.

Зинин. Да и не в почете она у нас до сих пор, химия-то. Скажешь: «химик», и тут же тебе в ответ «а, это аптекарь, что ли?». Что ваши близкие скажут?

Бородин. Мое решение вполне обдуманно.

Зинин. Гм.. когда ж оно озарило вас, столь необдуманное решение?
Бородин. Позавчера
Зинин. Что?!

Бородин. Я не то сказал. Позавчера и ... десять лет назад тоже.

Зинин. Десять лет назад вам, я думаю, было лет десять?

Бородин. Я с детства занимался всякими опытами. Поначалу пустяковыми, конечно. Фокусы, фейерверки...

Зинин. Поначалу пустяковыми, а потом?

Бородин. У меня дома есть небольшая лаборатория, если ее можно
так назвать.

Зинин. И чем же вы в этой лаборатории занимались?
Бородин. В последнее время пытался получить гликолевую кислоту.
Зинин. Гликолевую кислоту? Дома? Завтра же приходи ко мне на кафедру. Посмотрим, посмотрим. Ничего не обещаю, но ... Студент-медик получает дома гликолевую кислоту! М-да. Ну что же, до завтра. Хотя... Еще один вопрос. А что, собственно, случилось у вас позавчера?
Бородин. Позавчера? (Смущаясь.) Так, личные обстоятельства.


Хворостов. Первоначальное недоверие Н.Н. Зинина сменилось
восхищением, когда он увидел зрелую технику химического экспе-
риментирования и обнаружил высокий уровень научного мышления
Александра Бородина. С каждым днем отношения между студентом
и профессором становились все более дружескими. Бородин быстро
стал своим человеком в лаборатории. Н.Н. Зинин решает подготовить
из студента заместителя себе по кафедре.

Смирнова. А музыка? Неужели она была  совсем забыта? Нет, забыть ее он не мог. Но она занимала теперь в егожизни очень скромное место. До поры, до времени страсть к музыке таилась где-то в самой глубине души. Только изредка, после целого дня, проведенного в лаборатории, он все-таки садился за фортепиано, и его руки  химика, обожженные кислотами, как-то несмело бродили по клавишам, словно прося у них прощения. Проходил час, другой, в доме уже давно все спали, но клавиши не отпускали его рук, как будто боясь, что он вернется не скоро.

(К роялю подходит Чугай  и исполняет «Грезы» из «Маленькой сюиты» А.П. Бородина.)

Смирнова. В 1856 г. Александр Бородин окончил Медико-хирургиче-
скую академию и начал работать в военно-сухопутном госпитале. Пер-
спективы работы на медицинском поприще были блестящи, но старое
увлечение - любовь к химии, усиленная дружба с выдающимся химиком
сделали свое дело: молодой врач бросает работу в госпитале, приступа-
ет к работе над диссертацией по теме: «Аналогия между мышьяковой
и фосфорной кислотами в их химических свойствах и в их действии на
организм» и в 1958 г. защищает ее, получив при этом ученую степень
доктора наук.
(Звучит фрагмент музыкального произведения «Ориенталь»

Ц.А. Кюи.)

Хворостов. А.П. Бородин ставит перед собой задачу - получить рациональ-
ным способом новые кислоты. Для этого он пытается в уже известных кислотах заменить водород галогенами, а потом углеводородным радикалом. При решении этой задачи он открывает группу «ангидридов Шютценберга», которые справедливо должны были бы называться «ангидридами Бородина», и получает углеводород бутан, нагреваяв запаянной трубке цинкэтил с этиловым эфиром бензойной кислоты. Бородин впервые получил фторорганическое соединение, а затемпроделал две оригинальные работы с бензилом и хлоридоформом. Всеэти достижения русского ученого привлекли большое внимание крупнейших химиков того времени.

Корчуков.  После возвращения из Германии А.П. Бородин получает
звание профессора, и его назначают заведующим новой химической
лаборатории.  К тому времени профессор Н.Н. Зинин выходит в отставку. Его
преемником в делах становится А.П. Бородин.

Сапига. Дни идут за днями в напряженной работе. Химия, как Шехерезада, каждый вечер обрывает свой рассказ на самом интересном  месте. Ведь рядом с лабораторией, стоило только пройти коридор, лежали на конторке ноты, начатая опера «Князь Игорь» и стихи.

Хайрутдинов. отрывок из   иронической поэмы «Сон Лиины».

Я не сатирик, я поэт

Сатиры все и обличения

(Пусть говорит, что хочет свет)

Суть нигилизма порожденья,

Родные сестры клеветы,

Плоды бездарности суровой.

И публицистики дешевой,

Ругать других всегда готовой.

Мне обличенья все противны!

И что в том проку наконец,

Что там какой-нибудь подлец

Описан - «обличен»?

Мне гривны, грош за это жалко дать.

А где уж самому писать!

Романс « Темный лес» Костикова Дарья под минус.


Догадина. Химическая наука обогащалась все больше и больше работами А.П. Бородина и его учеников. Одна из крупнейших работ была посвящена реакции уплотнения валеральдегида. Если прежде для проведения этой реакции А.П. Бородин пользовался только металлическим натрием, то в дальнейшем он проводил полимеризацию с помощью некоторых кислот и щелочей, хлорида цинка и хлорида фосфора (V) и всюду,
как и ожидал, получал те же продукты.

Никачев. Но и в музыке, и в химии Бородин оставался все тем же
новатором, прокладывающим путь в еще не исследованные, не освоен-
ные опыты. Он знал вдохновение, знал яркие вспышки интуиции и за
роялем, и за лабораторным, и за письменным  столом. От каждого образа он требовал такой же четкости и чистоты, какой он добивался при про-
ведении химических экспериментов. Ему нравилось сочинять музыку,
но из скромности он своих произведений не показывал.

Корчуков. Вершиной его творчества стала опера « Князь Игорь». И здесь звучит тема скорби и страдания: «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Игорь был близок по духу самому Бородину! Написать оперу на сюжет о русских богатырях, об их любви к родине, русской истории было заветной мечтой А.П. Бородина. А не взять ли «Слово о полку Игореве»? Тут было все, что нужно. Игорь - яркая, героическая натура. Ярославна - нежная, любящая и сильная духом русская женщина. Кончак - дикий, смелый предводитель половцев. Земледельческая Русь и варварский кочевой Восток вставали здесь во всей яркой драматичности своей вековой борьбы. В опере на такой сюжет можно выразить то, о чем еще никогда не говорила музыка.

Сапига.  Уже близилась к концу его опера «Князь Игорь». Произведение готово. По большей части записано карандашом. Но карандаш может с течением времени стереться, смазаться. Чтобы этого не случилось,
А.П. Бородин покрывает рукопись желатином или яичным белком и разве-
шивает нотные листы для просушки, как белье на веревках по всей квартире:
от рояля к окну. Бородин, шутя, гордится этим своим изобретением.

(Звучит ария Князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе...»
из оперы А. Бородина «Князь Игорь» в исполнении Е. Нестеренко.)

Корчуков. 15 февраля 1887 г. в последний день Масленицы по инициативе А.П. Бородина для профессоров и преподавателей была организована костюмированная вечеринка. Вечер удался на славу. Александр
Порфирьевич был в тот день одет в русскую красную рубашку-косоворотку и высокие сапоги. Он оживленно балагурил, смешил всех своими забавными каламбурами, танцевал, шутил. И вдруг пошатнулся, побледнел и упал во весь рост.

(Звучит «Реквием» В. Моцарта, 1 часть (фрагмент).)

В.Ю. И не случайно спорят сейчас химики и музыканты, кому
принадлежит А.П. Бородин: науке или искусству?

Л.И. На это может быть только один ответ: А.П. Бородин принадлежит народу, из которого он  вышел, и весь его многогранный талант - свидетельство способностей  могучего русского народа.

(Звучит пролог из оперы А.П. Бородина, хор «Слава» (фрагмент).)



Предварительный просмотр:

Бородин Александр Порфирьевич

(1833—1887), композитор, учёный-химик.

     Родился 12 ноября 1833 г. в Петербурге. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, отчество и фамилию получил от камердинера князя — Порфирия Бородина.

     Родители дали Александру неплохое домашнее образование. В 1850 г. он поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию, которую блестяще окончил в 1856 г.

Научная карьера складывалась успешно. В 1858 г. Бородин получил степень доктора медицины, в 1864 г. стал профессором, в 1874 г. заведующим кафедрой химии Медико-хирургической академии, в 1877 г. — академиком. Его работы в области химии до сих пор не утратили своего научного значения.

     В то же время учёный с детства увлекался музыкой и на этом поприще достиг не меньших успехов.В 1867 г. Бородин написал Первую симфонию, которая принесла ему известность как композитору. Он один из создателей русской классической симфонии. После успеха Александр Порфирьевич начал работать сразу над двумя крупными сочинениями — Второй симфонией («Богатырская», 1876 г.) и оперой «Князь Игорь» на сюжет «Слова о полку Игореве».

     Но и тонкий лиризм не был чужд творчеству Бородина. Образцом могут служить его романсы на стихи А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Г. Гейне и собственные. Романс «Для берегов отчизны дальной» — одно из лучших вокальных воплощений пушкинской лирики.

      Каждое его произведение — истинный шедевр. «Громадный и оригинальный талант» — так отозвался о композиторе Ф. Лист.

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно- музыкальный вечер "День независимости России"

Литературно – музыкальный вечер,  посвящен самому дорогому – любви к Родине. Через года доносятся до нас голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной русской земле....

Сценарий литературно-музыкально-историческоо вечера, посвященного защитникам блокадного Ленинграда

Взятие Ленинграда и соединение с Финскими войсками могло еще больше укрепить гитлеровскую коалицию, заставить правительства стран, которые еще колебались, вступив в войну против СССР. Быстрый захват Л...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Литературно-музыкальная композиция "Недаром помнит вся Россия про день Бородина!"

Сценарий и презентация литературно-музыкальной композиции, посвященной 200-летию Бородинской битвы...

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса»

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса». Учащиеся и гости знакомятся с историей появления жанра романса, прослеживают путь его развития в России от XIX до XXI ве...

Сценарий литературно – музыкального концерта, посвященного творчеству русского композитора П.И.Чайковского

Цель: Приобщать детей и родителей к произведениям  П.И.Чайковского, расширять кругозор, слуховой опыт, научить  понимать и наслаждаться шедеврами классической музыки....