ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА-8 класса
материал по химии (8 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА-8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_8_kl.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: 

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Химия — предмет,  изучение которого проходит на протяжении 4-х лет, начиная с 8 класса.  Относится к предметам естественнонаучного цикла. Главное назначение химии — формирование научного мировоззрения, знаний о природе и  о методах ее познания. На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2009 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний основ науки - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера
  • овладение умениями наблюдать и объяснять разнообразные химические явления, соблюдать правила  безопасного обращения с веществами в химической лаборатории, а также в повседневной жизни
  • развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности
  • формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.

III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации предмет «ХИМИЯ» рассматривается как общеобразовательный учебный предмет инвариантной части Базисного учебного плана. Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 175 часов. В том числе по 105 часов в 8 классе (3 часа в неделю, 2 часа за счёт федерального компонента и 1 час за счёт регионального компонента) и 70 часов в 9 классе (2 часа в неделю).

МЕСТО ХИМИИ КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В СИСТЕМЕ ВСЕОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


       Школьный курс химии в синтезированном виде содержит краткие и обобщенные сведения из разных разделов химической науки, дидактически переработанные и последовательно изложенные в доступной для учащихся форме. Большую часть его содержания составляют основы химии.
     Основы химии — это построенная и обобщенная на базе ведущих идей, научных достижений и теорий науки система общих знаний об элементах, веществах, процессах их превращений и методов их познания.
    Современное содержание общего среднего образования и учебных предметов представлено четырьмя видами. Применительно к химии как учебному предмету это:
1)    система теоретических, методологических и прикладных знаний основ химии и химической технологии. Эти знания обеспечивают общее химическое и политехническое образование, дают представление о химической картине природы;
2)    система учебных умений и навыков соответствующая знаниям химии. Она обеспечивает учебную деятельность учащихся, применение знаний на практике;
3)    накопленный практикой химического познания опыт творческой деятельности, необходимый для решения усложненных учебно-познавательных задач, для творческого подхода к овладению химией и применения знаний и умений. Это важный элемент в воспитании творческой личности;
4)    система норм отношений к окружающей природе, к социальным явлениям химии, к поведению в природе и обществе. Она служит основой для выработки научного мировоззрения, природоохранительных убеждений, нравственности и их проявления на практике.
Наличие в школьной химии всех этих видов содержания является необходимым условием для выполнения общих целей обучения и реализации его важнейших функций.
    Содержание химического образования — наиболее общая дидактическая категория. Оно отражает знания, способы деятельности, опыт творчества и отношений, необходимые для химического образования человека.
    Содержание обучения — подчиненная содержанию химического образования категория, отвечающая на вопрос «чему учить в школе?».
Отобранное для изучения в школе содержание обучения оформляется в учебный предмет. Для этого оно согласуется с отведенным для его изучения временем и возможностями учащихся. В учебный предмет входит не все содержание обучения, а лишь его основная часть, подлежащая усвоению на уроках. Помимо содержания, учебный предмет включает аппарат усвоения и ориентировки (контрольные вопросы, упражнения и задачи, методические указания). В учебном предмете реализуются внутрипредметные и межпредметные связи, которые обеспечивают преемственность и обобщенность знаний и умений. Учебный предмет включает неорганическую и органическую' химию.       Важным условием построения учебного предмета является его направленность на целевое раскрытие основных компонентов химического образования, на реализацию в единстве обучения, воспитания и развития учащихся.
        

ИСХОДНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПО ХИМИИ ДЛЯ 8 КЛАССА ЯВИЛИСЬ:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2009/2010 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 379 от 09.12.2008 г.;    
  • Письмо Минобрнауки России  от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»
  • Рабочая программа  разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005)

В АВТОРСКУЮ ПРОГРАММУ О.С.ГАБРИЕЛЯНА ВНЕСЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ:

О.С. Габриелян разрешает учителю химии изменять структуру представленного в программе практикума.  В связи с этим, были перемещены практические работы из практикумов №1 и №2 непосредственно в темы «Введение», «Простые вещества», «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами» и «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». Такое распределение практических работ позволяет учащимся закрепить свои знания и умения, а также сформировать практические навыки сразу после изучения отдельных вопросов химии.

Согласно требованиям к уровню подготовки выпускников, «в результате изучения химии ученик должен … уметь … распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак». Программа О.С. Габриеляна предусматривает только одну практическую работу для формирования данного умения: Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание газов» есть в программе 9 класса. Эта практическая работа проводиться по вариантам, вследствие чего отдельно взятый ученик может научиться распознавать только два газа. На основании вышеизложенного,  была добавлена одна практическая работа «Получение и распознавание водорода и кислорода» в 8 классе в теме «Простые вещества».

Данная рабочая программа может быть реализована  при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных, тестовых и  контрольных работ.

IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

(будут планироваться и отслеживаться при введении ФГОС ООО).

Межпредметные связи

При формировании понятий неорганической химии следует учитывать, что учащиеся изучили: явления природы, воздух, смеси веществ (природоведение 3-5-е классы); сведения об атмосфере, вопросы охраны атмосферы от загрязнений (география, 6-7-е классы); природные и экономические ресурсы России, факторы, определяющие размещение химической промышленности на территории страны, размещение металлургических производств в России (география, 8-ой классы); понятие о теле, веществе, молекулах, атомах; ядерную модель атома; строение атомов водорода, гелия, лития; получили представления об электроне, о заряде ядер атомов, двух родах зарядов, взаимодействии заряженных тел, электрическом поле, внутренней энергии тела, количестве теплоты, единицах ее измерения, изменении внутренней энергии, теплоте сгорания топлива; изучили способы передачи теплоты; сохранение и превращение энергии в механических и тепловых процессах; строение металлов, природу их электрической проводимости, гальванический элемент (физика, 7-9-е классы); значение азотных, фосфорных и калийных удобрений для сельского хозяйства (биология, 6-7-е классы); пропорции, проценты (математика, 5-7-е классы).

При формировании понятий органической и обшей химии следует учитывать, что учащиеся изучили: законы сохранения, поверхностное натяжение и вещества, его изменяющие, понятие упругости и пластичности (физика, 7-8-е классы); значение жиров, углеводов и белков в обмене веществ в организме, развитие жизни на Земле, круговороты веществ и превращение энергии  в биосфере (биология, 8-9-е классы); размещение сырья топливной и химической промышленности России, комплекс отраслей по добыче и переработке минерально-сырьевых ресурсов России (география, 6-9-е классы); философские представления о мире и его познании, химические превращения как одна из форм движения материи, практика как основа познания (обществоведение, 5-8-е классы).

При формировании понятий по другим учебным дисциплинам могут быть использованы следующие знания учащихся по неорганической химии: свойства веществ основных классов неорганических соединений - для усвоения вопросов о составе костных и других тканей; окисление, катализатор - для разъяснения легочного и тканевого газообмена (биология, 8-9-е классы); строение электронных оболочек атомов, изотопы, виды химической связи - при изучении вопросов строения атомов (физика, 7-8-е классы); периодический закон, строение атома, число Авогадро, количество вещества, молярный объем газов, строение кристаллических решеток металлов, их физические свойства - при изучении вопросов электрической проводимости веществ, полупроводников (физика, 8-9-е классы); применение веществ, их получение, основные направления химизации народного хозяйства - для формирования понятий о территориально-производственном комплексе и рациональном размещении промышленных объектов (география, 8-9-е классы); единичное, особенное и общее в строении и свойствах неорганических веществ, роль химии как производительной силы общества - при рассмотрении вопросов экономического развития нашего государства (обществоведение, 9-й класс).

Развитие общеучебных умений и навыков

Общеучебные умения и навыки - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.

Развитие общеучебных умений и навыков школьников имеют целью способствовать более успешной работе педагога по воспитанию, обучению и всестороннему развитию учащихся. Передовой практикой, научными исследованиями доказана важность овладения полноценными умениями и навыками учебного труда. Вовремя и правильно сформированные учебные умения и навыки - условие успешного продвижения учащихся в школьном образовании, эффективное средство их учебной и самостоятельной работы. Работа над формированием учебных умений и навыков является важным средством повышения качества обучения, воспитания, средством укрепления связи обучения с жизнью.

С этой целью и включен раздел «Общеучебные умения и навыки» в программу курса химии 8 класса. При разработке раздела учитывались научные данные о развитии учебно-познавательной, трудовой и общественной деятельности учащихся и были использованы опубликованные в печати результаты исследований по педагогике, психологии, частным методикам, рекомендации по развитию общеучебных умений и навыков школьников Лошкаревой Н.Е., Татьянченко Д.В., Воровщикова С. Г.

При отборе учебных умений и навыков учитывалась значимость их для подготовки школьников к выполнению самостоятельной учебной, трудовой и общественной деятельности.

Целесообразно дать определение каждой группе общеучебных умений:

  • учебно-управленческими умениями можно понимать общеучебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.
  • учебно-информационные умения - общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.
  • учебно-логические умения - общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.

При организации поурочного планирования внесены рекомендации по развитию общеучебных умений и навыков школьников согласно теме урока и выполняемых учебных задач.

Убеждена, что данные изменения в программе помогут воспитать убежденность в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

V. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ХИМИИ 8 КЛАССА

Введение.

 Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Практические работы:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 «Правила т/б. Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием»

 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание (инструкция по ТБ).

ТЕМА 1.  Атомы химических элементов.

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Контрольная работа №1.

ТЕМА 2.  Простые вещества.

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, серы,  углерода и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».

Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Практические работы:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 «Получение водорода и кислорода и изучение их свойств».

Контрольная работа №2.

ТЕМА 3. Соединения химических элементов.

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

Практические работы:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе».

Контрольная работа №3.

ТЕМА 4.  Изменения, происходящие с веществами.

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Типы химических реакций. Реакции разложения. Реакции соединения. Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца (признаки химических реакций).

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция). Водород, строение свойства, получение. Кислород, строение свойства, получение

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты. 3. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 4. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 5. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 6. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практические работы:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5 «Признаки химических реакций».

Контрольная работа №4.

ТЕМА 5.  Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты. 7. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 8. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 9. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 10. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 11. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 12. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Практические работы:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 «Ионные реакции».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №9 «Решение экспериментальных задач»

Контрольная работа №5.

Учебные экскурсии.

Хим лаборатория, аптеки, местное производство.

VI. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ХИМИИ В 8 КЛАССЕ

Тема

количество часов на изучение

Кол-во практических работ

Кол-во контрольных работ

Введение

16

2

-

1

Атомы химических элементов

13

-

1

2

Простые вещества

11

1

1

3

Соединения химических элементов

20

1

1

4

Изменения, происходящие с веществами

20

1

1

5

Растворение, растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.

25

4

1

Итого час

105

Количество практических работ

9

Количество контрольных работ

5

VII. УМК ПО ПРЕДМЕТУ «ХИМИЯ» ДЛЯ 8-9 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

  1. Программы.

О.С.Габриелян. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: «Дрофа» 2009.

        Программа авторского курса  химии для 8-11 классов О.С.Габриеляна соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Особенности программы курса химии для 8-9 классов ОУ: Весь теоретический материал рассматривается в первый год обучения химии, в 8 классе. В основе программы положено понятие химический элемент и формы его существования: атомы, простое вещества  и соединения химических элементов.

  1. Учебники

О.С.Габриелян. Химия. 8 класс. – М .: «Дрофа», 2008  г. ,с изменениями

О.С.Габриелян . Химия. 9 класс. – М ,Дрофа, 2006 г, с изменениями,  2009 г.

Учебники соответствуют федеральному компоненту образовательного стандарта базового уровня по химии и включены в перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Методические пособия для учителя

1. О.С.Габриелян,А.В. Яшукова.. ХИМИЯ. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ.  8 – 9 КЛАССЫ

-М.: «Дрофа» . 2008 г.

2. О.С.Габриелян., Н.П.Воскобойникова, А.В., Яшукова. ХИМИЯ. НАСТОЛЬНАЯ КНИГА УЧИТЕЛЯ.

8 класс.- М.: «Дрофа ,2008 г. с изменением

Учебные пособия для контроля и оценки результатов обучения.

- О.С.Габриелян., П.Н. Березнин.,А.А.Ушакова. Химия. 8 класс. Контрольные и проверочные работы

К учебнику О.С.Габриеляна «Химия». 8 класс - М.: «Дрофа» 2007г.

Дидактический

материал: задачники,

рабочие тетради, пособия для учащихся

1. О.С.Габриелян., А.В. Яшукова. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ. 8 КЛАСС. К учебнику О.С.Габриеляна «Химия».

8 класс. -М.: «Дрофа»,2005-2008 г

2. О.С.Габриелян., Т.В. Смирнова. ИЗУЧАЕМ ХИМИЮ В 8 КЛАССЕ: Дидактические материалы. - М.:

«Блик плюс», 2004 г.

3. О.С.Габриелян., Н.П. Воскобойникова ХИМИЯ В ТЕСТАХ , ЗАДАЧАХ, УПРАЖНЕНИЯХ.

8-9 классы. Учебное пособие. -М.: «Дрофа» ,2007 г.

Химический

эксперимент в школе.

1. О.С.Габриелян., Н.Н. Рунов., В.И.Толкунов. ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ШКОЛЕ. 8 КЛАСС. Учебное пособие.-М.: «Дрофа»,2005 г.

2. О.С.Габриелян., А.В. Яшукова . ТЕТРАДЬ ДЛЯ   ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ. 8 класс. К учебнику О.С.Габриеляна.«Химия». 8 класс. -М.: «Дрофа», 2006-2008

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

Текущий контроль (контрольные работы) по темам «Атомы химических элементов», «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами», «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», самостоятельные работы по темам «Введение» и «Простые вещества», итоговый контроль.

Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся зачеты, текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Оценка устного ответа.

Отметка «5»

-  ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

-  ответ самостоятельный.

Ответ «4»;

-  ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя,   отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

        - Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:  работа выполнена полностью и правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»: в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»: имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении, отсутствие ответа на задание.

4.  Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»: работа выполнена меньше  чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок, работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ.

        Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучений данного предмета в 8 классе учащиеся должны:

знать/понимать важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы;

уметь называть, определять, характеризовать вещества, объяснять явления и свойства, выполнять химический эксперимент;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Тема «Введение»

Учащиеся должны знать определения важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула; различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент». Определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Знаки первых 20 химических элементов. Понимать и записывать химические формулы веществ. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

Уметь отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретённые знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека. Определять положение химического элемента в Периодической системе, называть химические элементы. Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам. Вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.

Тема 1. Атомы химических элементов

Учащиеся должны знать Определение понятия «химический элемент», формулировку Периодического закона, определение понятий: «химическая связь», «ион», «ионная связь», определение металлической связи.

Уметь объяснять физический смысл атомного ( порядкового) номера химического элемента. Объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева. Объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Характеризовать химические элементы ( от Н до Са) на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов. Определять виды    химических связей в соединениях.

Тема 2. Простые вещества

Учащиеся должны знать общие физические свойства металлов. определение понятий «моль», «молярная масса». определение молярного объёма газов.

Уметь характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов и неметаллов. Характеризовать физические свойства неметаллов. Вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества ( и обратные задачи), объём газа по количеству, массу определённого объёма или числа молекул газа ( и обратные задачи).

Тема 3. Соединения химических элементов

Учащиеся должны знать определения степени окисления, электроотрицательности, оксидов, оснований, кислот и солей, кристаллических решёток, смесей, массовой или объёмной доли растворённого вещества.

Уметь определять степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения. Определять принадлежность веществ к классам оксидов, оснований, кислот и солей, называть их, составлять формулы. Знать качественные реакции на углекислый газ, распознавания щелочей и кислот. Характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решётки. Вычислять массовую долю вещества в растворе, готовить растворы заданной концентрации.

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами

Учащиеся должны знать Способы разделения смесей. Определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций по поглощению и выделению энергии. Определение понятия «химическая реакция».

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудование при проведении опытов с целью очистки загрязнённой поваренной соли. Составлять уравнения химической реакции на основе закона сохранения массы веществ. Вычислять по химическим уравнениям массу, объём или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего   определённую долю примесей. Отличать реакции разложения, соединения, замещения и обмена друг от друга, составлять уравнения реакций данных типов. Составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя  ряд активности металлов. Определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца

Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

Учащиеся должны знать определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде. Определение понятия «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Определение кислот, щелочей и солей с точки зрения ТЭД. Классификацию и химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей. определение понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».

Уметь пользоваться таблицей растворимости. Составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей. Составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в молекулярном и ионном виде. Составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде. Определять окислители и восстановители, отличать окислитель – восстановительные реакции от других типов реакций, расставлять коэффициенты в окислительно – восстановительных реакциях методом электронного баланса.

Учебные экскурсии

Учащиеся должны знать основные местные химические производства и профессии, связанные с химией.

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД

Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "искусство" для учащихся 8,9 классов по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы"

Рабочая программа соответствует  Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерств...