Конспект урока "Чистые материалы" 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)

Ершова Татьяна Анатольевна

«Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей»

Цели урока:

1. Сформировать понятия о чистом веществе и смеси веществ

2. Ознакомить со способами разделения смесей

 

Задачи:

Образовательная:познакомить учащихся с понятием о чистом веществе и смеси веществ. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека. Познакомить со способами разделения смесей.

Развивающая: развивать познавательный интерес , умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: Способствовать формированию целостного мировоззрения учащихся. Воспитывать культуру умственного труда. Развивать навыки работы с лекционным материалом.

Оборудование и реактивы, наглядность, ТСО: смесь порошков железа и серы, магнит, стаканчик с водой, образцы дисперсных систем согласно таблице «Примеры смесей», оборудование и реактивы для демонстрации способов разделения смесей согласно схеме «Способы разделения смесей». Учебник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistye_veshchestva.docx64.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №

«Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей»

Цели урока:

1. Сформировать понятия о чистом веществе и смеси веществ

2. Ознакомить со способами разделения смесей

Задачи:

Образовательная:познакомить учащихся с понятием о чистом веществе и смеси веществ. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека. Познакомить со способами разделения смесей.

Развивающая: развивать познавательный интерес , умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: Способствовать формированию целостного мировоззрения учащихся. Воспитывать культуру умственного труда. Развивать навыки работы с лекционным материалом.

Оборудование и реактивы, наглядность, ТСО: смесь порошков железа и серы, магнит, стаканчик с водой, образцы дисперсных систем согласно таблице «Примеры смесей», оборудование и реактивы для демонстрации способов разделения смесей согласно схеме «Способы разделения смесей». Учебник.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Проверка домашнего задания:

Учитель проводит фронтально  химическую разминку – тренинг : показывает карточки с формулами различных соединений, ученики дают название и определяют принадлежность вещества к классу неорганических соединений

II. Понятие о чистом веществе и смеси.

Объяснение нового материала учитель начинает с беседы:

 - Что называют веществом? (Вещество – это то, из чего состоят физические тела)

  - Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая комната, чистая тетрадь, чистая одежда… А что подразумевает собой понятие чистое вещество?

  - Тема сегодняшнего урока:  «Чистые вещества и смеси» (запись даты и темы урока учащимися  в тетради ).

- А чем отличается чистое вещество от смеси веществ?

Цели урока обсуждаются с учащимися:

-  Выяснить, какое вещество считают чистым. Что такое смесь? Какие бывают смеси? Какими способами можно разделить смеси?

Учитель предлагает ученикам рассмотреть смеси, находящиеся на демонстрационном столе и примеры смесей, представленные на слайде.  Далее учитель вместе с учениками формирует определение смеси, как комбинации из нескольких веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом(учащиеся фиксируют определение в тетради).

 Учитель дополняет, что в природе нет абсолютно чистых веществ, все они встречаются преимущественно в виде смесей. Приводим примеры (демонстрируем слайды) смесей, дети записывают их в тетради:

- воздух (смесь газов – азота, кислорода, аргона и др.) – газообразная смесь

- морская вода, минеральная вода с газом, молоко, сок, кофе, раствор соли (сахара) в воде – жидкие смеси

- гранит, сплавы металлов – твердые смеси

На данном этапе ученикам предлагается работа с раздаточным материалом, выданным  на парту (Приложение 1), а так же с рис. 74 в учебнике (с. 122).  Изучаем представленную на листе таблицу с различными примерами смесей, анализируем смеси по составу, по агрегатному состоянию входящих в смесь компонентов, приводим свои примеры смесей.

Развивая тему, учитель сообщает, что для научных исследований и в промышленности, в основном, требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. В тоже время, необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т. к. любое чистое вещество содержит хотя бы ничтожное количество примесей.

Даем определение чистого вещества (слайд, запись в тетради):

- Чистым называется вещество, которое обладает постоянными физическими свойствами.

В чистом веществе примеси, хотя и присутствуют в незначительном количестве, но не влияют на его физические и химические свойства. Пример чистого вещества – дистиллированная вода.

Учитель отмечает, что в смесях каждое из составляющих их веществ сохраняет свои индивидуальные свойства. Для подтверждения этих слов учитель демонстрирует смесь порошков железа и серы, разделяет эту смесь действием магнита и делает вывод:  железо обладает способностью намагничиваться, а сера – нет.

Развивая тему, учитель обращает внимание учеников на смеси, представленные на демонстрационном столе: смесь речного песка и поваренной  соли, смесь сахара и поваренной соли,  смесь воды и масла, смесь глины или мела с водой. Сравниваем эти смеси с растворами сахара (соли) в воде.  Отмечаем, что в одних смесях мы можем различить отдельные компоненты смеси,  в других же – различить частицы веществ, входящих в состав смеси невозможно. Классифицируем по этому признаку смеси на однородные и неоднородные, демонстрируем слайд, приводим схему в тетради:

СМЕСИ

Однородные

(растворы NaCl, сахара в воде, воздух)

Неоднородные

(смесь Fe и S, NaCl и сахара, глина с водой, масло с водой)

Формулируем определения:

Неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.

Однородными называются смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих  смесь (даже при помощи микроскопа)

Для закрепления материала на данном этапе ученики работают парами и  приводят свои  примеры  смесей ( однородную и неоднородную)

III. Способы разделения смесей.

Учитель снова обращается к демонстрационному столу и знакомит ребят с основными способами разделения смесей, которые представляет в виде следующей схемы:

Основные способы разделения смесей (очистки веществ)

Неоднородные смеси

Отстаивание и декантация

Отстаивание частиц глины и песка в воде. Применяется для очистки питьевой воды

Фильтрование

Применяется для очистки питьевой воды (бытовые фильтры)

Действие магнитом

(отделение железа от немагнитных веществ)

Однородные смеси

Выпаривание

Выделение NaCl из воды соленых озер

Кристаллизация

Производство сахара

Дистилляция

(перегонка)

Получение дистиллированной воды

 IV. Демонстрационные опыты.

 Учитель проводит лабораторные опыты, демонстрируя основные способы разделения смесей: отстаивание и декантация, фильтрование и выпаривание, действие магнитом.

С такими способами разделения смесей как возгонка, центрифугирование, хроматография учитель знакомит учеников на видеофрагментах (демонстрирует видеоролики на экране с помощью проектора).

V. Закрепление.

На данном этапе ученики работают в парах по карточкам; им необходимо предложить способ разделения своей смеси, указанной в задании. Ученики обдумывают и озвучивают свои решения.

Учитель обращается к учащимся с дополнительными вопросами:

- Процессы разделения смесей следует относить к физическим или химическим процессам? (к физическим процессам)

- Какие явления подтверждают этот вывод?

VI.  Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Подводя итог  урока, учитель обращается к классу с вопросами:

  • С какими новыми понятиями мы сегодня познакомились?
  • Какие методы разделения смесей мы освоили?
  • Где и как нам могут пригодиться полученные сегодня на уроке знания?

VII. Домашнее задание:

п. 4, в.2-5 с.17, т\з с.18 с., готовиться к п\р №2 с. 19-20

Урок №

«Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей»

Тема урока: Чистые вещества и смеси.

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с понятием о чистом веществе и смеси веществ. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека. Познакомить со способами разделения смесей.

Развивающая: развивать познавательный интерес , умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: Способствовать формированию целостного мировоззрения учащихся. Воспитывать культуру умственного труда. Развивать навыки работы с лекционным материалом.

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный, частично-поисковый.

Оборудование и реактивы, наглядность, ТСО: смесь порошков железа и серы, магнит, стаканчик с водой, образцы дисперсных систем согласно таблице «Примеры смесей», оборудование и реактивы для демонстрации способов разделения смесей согласно схеме «Способы разделения смесей». Учебник.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная.

Подготовка к уроку: санитарная подготовка кабинета, оформление доски. Раздача карточек для работы, собеседование с детьми (отметка об отсутствующих, проверка внешнего вида, решение текущих вопросов).

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Педагогические задачи, решаемые на данном этапе

I. Организационный момент.

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Постановка темы урока, ориентация в целеполагании, сообщение плана урока.

Создание рабочей атмосферы урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Руководство процессом.

Выполнение химического диктанта по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».

Развитие сформированных умений и навыков; психологическая подготовка к восприятию нового материала.

Формулировка вопросов по предыдущей теме.

Повторение изученного на предыдущем уроке: ответы на заданные вопросы.

III. Изучение нового материала.

1. Руководство процессом.

В рабочих тетрадях записывают дата и тему урока.

2. Рассказ учителя о чистых веществах и смесях.

Конспектирование материала.

Формирование понятия и чистом веществе на основе представления о том, что такое вещество состоит из одинаковых молекул, постоянный состав которых может быть изображен с помощью единственной формулы.

3. Заполнение схем и таблиц по классификации и типам смесей.

Работа в тетрадях: заполнение таблицы «Типы смесей» при помощи текста учебника

IV. Физминутка.

Руководство процессом.

Выполнение упражнений.

Физическая и эмоциональная разрядка. Формирование бережного отношения к здоровью.

V. Формирование умений и навыков.

Демонстрация способов разделения смесей.

1. Заполнение схемы «Основные способы разделения смесей (очистки веществ».

2. Выполнение заданий по карточкам (выборочно нескольким учащимся)

Закрепление изученного, подготовка к изучению нового материала. Развитие навыков самостоятельной работы. Воспитание умения преодолевать учебные трудности.

VI. Формулировка домашнего задания.

Комментарии учителя.

Записи в дневниках.

п. 4, в.2-5 с.17, т\з с.18 с.,

готовиться к п\р №2 с. 19-20

Развитие общеучебных умений. Формирование ответственного отношения к труду.

VII. Завершение урока.

Проговаривание этапов проведенного урока.

Подведение итогов урока.

Попросить тетради на проверку.

Выставление и комментирование оценок за работу на уроке.

Просмотр тетрадей, возможные вопросы.

Внутреннее «проговаривание» изученного. Развитие памяти. Рефлексия деятельности, самоанализ и самооценка.

Резерв.

Формулировка задачи.

Решение задачи.

Развитие вычислительных навыков и химической логики.

Приложения

Таблица. Типы смесей.

Компонент, которого больше

Компонент, которого меньше

Примеры смесей

Газ

Газ

Воздух, природный газ

Газ

Жидкость

Туман, аэрозоли, попутный газ с капельками нефти

Газ

Твердое вещество

Пыль в воздухе, дым, смог, песчаные бури, аэрозоли

Жидкость

Газ

Вода с растворенным в ней кислородом, шипучие напитки

Жидкость

Жидкость

Жидкие среды организма (плазма крови, лимфа, пищеварительные соки), спиртные и безалкогольные напитки

Жидкость

Твердое вещество

Морская вода с растворенными солями, растворы электролитов, речной и морской ил , строительные растворы

Твердое вещество

Газ

Снежный наст с пузырьками воздуха в нем, кирпич, керамика

Твердое вещество

Жидкость

Косметические и медицинские средства (мази, тушь, помада и т.п.)

Твердое вещество

Твердое вещество

Сплавы, минералы, руды

Схема. Основные способы разделения смесей (очистки веществ).

http://gigabaza.ru/images/57/112566/7f0492b3.gif

http://gigabaza.ru/images/57/112566/m6b65a7db.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...