Способы и методы подготовки к ВПР по химии
статья по химии (11 класс)

Трубникова Елена Евгеньевна

Выступление из опыта работы  о способах и методах подготовке к ВПР по химии в 11 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vpr.pptx1.02 МБ
Файл seminar_uchiteley_himii.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы и методы подготовки к ВПР по химии Подготовила: учитель химии и биологии МБОУ «Клюквинская СОШ» Курского района Курской области Трубникова Е.Е.

Слайд 2

Результаты ВПР Год Количество обучающихся Результат 2017 1 18 баллов 2018 5 Средняя оценка «4»

Слайд 3

Результаты ВПР 2018 год ОО Кол-во уч. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Макс балл 2 2 1 2 2 2 2 2 3 3 2 2 3 3 2 Вся выборка 223249 83 93 82 92 92 74 72 61 53 62 82 47 32 51 40 Курская обл. 1435 84 96 83 91 96 78 75 79 62 73 89 56 42 61 50 Курский муниципальный район 19 68 84 53 95 100 82 66 32 26 25 63 53 18 42 58 МБОУ « Клюквинская средняя общеобразовательная школа 5 100 100 100 100 100 100 100 100 0 20 100 50 20 60 80

Слайд 4

Структура работы ВПР Каждый вариант ВПР содержит 15 заданий различных типов и уровней сложности. В работе содержится 11 заданий базового уровня сложности с кратким и развернутым ответом. Их порядковые номера 1-8, 11, 12, 15.

Слайд 5

Структура работы ВПР В работе содержится 4 задания с развернутым ответом повышенного уровня сложности. Их порядковые номера: 9, 10, 13, 14. Эти задания более сложные, так как их выполнение предполагает комплексное применение умений

Слайд 6

Распределение заданий по основным содержательным блокам курса химии Содержательные блоки курса химии Кол-во заданий Теоретические основы химии 5 Неорганическая химия 4 Органическая химия 4 Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии. Химия и жизнь 2 ИТОГО 15

Слайд 7

Рекомендуемая шкала перевода суммарного балла за выполнение ВПР в отметку по пятибалльной шкале О тметка по пяти- балльной шкале «2» «3» «4» «5» Суммарный балл 0–10 11–19 20–27 28–33

Слайд 8

Этапы подготовки к ВПР 1. Ознакомление с нормативными документами, регламентирующими порядок проведения ВПР 2. Ознакомление с демонстрационным вариантом ВПР по химии 3. Включение типовых заданий ВПР в проверочные, контрольные и зачетные работы, отработка некоторых заданий на уроках

Слайд 9

Задание 1

Слайд 10

Задание 2

Слайд 11

Задание 3

Слайд 12

Задание 4

Слайд 13

Задание 4

Слайд 14

Задания 5-7

Слайд 15

Задание 5

Слайд 16

Задание 6

Слайд 17

Задание 7

Слайд 18

Задание 8

Слайд 19

Задание 8

Слайд 20

Задание 9

Слайд 21

Задание 10

Слайд 23

Задание 11

Слайд 24

Задание 12

Слайд 25

Задание 13

Слайд 26

Задание 14

Слайд 27

Задание 15

Слайд 28

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

 Способы и методы подготовки

к ВПР по химии

(из опыта работы)

Подготовила: учитель химии и биологии

Трубникова Е.Е.


В настоящее время одной из оценочных процедур Единой системы оценки качества образования в школе являются Всероссийские проверочные работы (ВПР).

Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. Важно помнить и говорить о том, что Всероссийские проверочные работы не являются итоговой аттестацией обучающихся, а представляют собой аналог годовых контрольных работ, традиционно проводившихся ранее в школах. Они позволяют определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение учебного года.

В оценке качества образования заинтересованы все: государство, общество, образовательные учреждения, учителя, ученики и их родители. У каждой из сторон свои потребности и свои способы использования полученных в результате такой оценки данных – от планирования индивидуальной работы с каждым школьником до анализа текущего состояния системы образования и формирования программ ее развития, повышения квалификации учителей в масштабах школы, региона и всей страны.

 Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это контрольные работы по различным предметам, проводимые для школьников всей страны. ВПР могут проводиться в начале и в конце учебного года.  

В 2018/2019 учебном году Всероссийские проверочные работы в апреле 2019 года пройдут для 4 – 8 и 11классов по предметам школьной программы. ВПР по химии предусмотрен в 8 и 11 классах, в режиме апробации. В нашем районе ВПР по химии проводится только в 11 классе.

ВПР предусматривает:

 - единое расписание

 - единые тексты заданий

 - единые критерии оценивания.

 В 11 классах ВПР проводятся для обучающихся, не выбравших ЕГЭ по соответствующим предметам. Они дают возможность оценить уровень подготовки обучающихся по этим предметам в конце 11 класса.  Тексты заданий в вариантах ВПР в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ.

Обучающиеся  11 класса МБОУ «Клюквинская СОШ» 2 года подряд принимают участие в выполнении заданий ВПР по химии.

В 2017 году в апробации принимал участие 1 обучающийся, набравший 18 баллов (минимальный балл установлен не был)

В 2018 году в апробации приняли участие 5 обучающихся, которые 100% подтвердили свои оценки в полугодии.

Дата: 05.04.2018

Предмет: Химия

Выполнение заданий

(в % от числа участников)

Максимальный первичный балл: 33

ОО

Кол-во уч.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Макс
балл

2

2

1

2

2

2

2

2

3

3

2

2

3

3

2

Вся выборка

223249

83

93

82

92

92

74

72

61

53

62

82

47

32

51

40

Курская обл.

1435

84

96

83

91

96

78

75

79

62

73

89

56

42

61

50

Курский муниципальный район

19

68

84

53

95

100

82

66

32

26

25

63

53

18

42

58

МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа

5

100

100

100

100

100

100

100

100

0

20

100

50

20

60

80

Содержание всероссийской проверочной работы по химии определяется на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования  по химии, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004  № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).  

На основании ФК ГОС по химии базового уровня разработан кодификатор, определяющий перечень элементов содержания и перечень требований, выносимых на итоговую проверку.

 Разработка ВПР по химии осуществлена  с учетом следующих общих положений:

 − ВПР ориентирована на проверку усвоения системы знаний  и умений, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для средней школы.

 В Федеральном компоненте Государственного стандарта среднего общего образования эта система знаний и умений представлена  в виде требований к уровню подготовки выпускников по химии (базовый уровень); − учебный материал, проверяемый заданиями ВПР, отбирается  с учетом его общекультурной значимости для общеобразовательной подготовки выпускников средней школы;

− проверка усвоения основных элементов содержания курса химии (базовый уровень) осуществляется с использованием заданий базового и повышенного уровней сложности.

Каждый вариант ВПР содержит 15 заданий различных типов и уровней сложности. Задания также имеют различия по требуемой форме записи ответа, который может быть представлен в виде: последовательности цифр, символов; слова; формулы вещества; уравнения реакции.

 В работе содержится 11 заданий базового уровня сложности с кратким  и развернутым ответом. Их порядковые номера 1-8, 11, 12, 15.

В работе содержится 4 задания с развернутым ответом повышенного уровня сложности. Их порядковые номера: 9, 10, 13, 14. Эти задания более сложные, так как их выполнение предполагает комплексное применение следующих умений:

 – составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства веществ и/или взаимосвязь веществ различных классов, электронный баланс окислительно-восстановительной реакции;

 –объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением;

 – моделировать химический эксперимент на основании его описания.   Включенные в работу задания условно распределены по четырем содержательным блокам:

 «Теоретические основы химии» (5 заданий);

«Неорганическая химия» (4 задания);

«Органическая химия» (4 задания);

 «Методы познания  в химии. Экспериментальные основы химии. Химия и жизнь» (2 задания).

При подготовке обучающихся к независимой оценке качества образования, предпочитаю использовать следующие пособия:

- ВПР. Химия. 11 класс. 10 вариантов типовых заданий. Дроздов А.А. 

- Всероссийская проверочная работа. Химия. 11 класс. Типовые задания: 10 вариантов. Медведев Ю.Н. ,

 так как задания имеют практико-бытовую направленность.

Пример задания 3.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента оснoвный характер оксида в периодах уменьшается, а в группах возрастает. Учитывая эти закономерности, расположите в порядке усиления основности оксидов следующие элементы: Mg, Al, K, Ca. Запишите символы элементов в нужной последовательности.

Пример задания 15.

 Для лечения кожных заболеваний применяют 8%-ный раствор ацетата алюминия. Рассчитайте массы ацетата алюминия и воды, которые необходимы для приготовления 250 г раствора. Запишите подробное решение задачи.

        Структура заданий  по химии зарекомендовала себя как эффективная, способная адекватно оценить образовательные достижения выпускников, дифференцировать участников с разным уровнем подготовки.

        Однако, следует обратить внимание на одну из основных причин, приводящих к снижению образовательных результатов независимой оценки качества образования по химии: недостатке учебного времени на изучение предмета для большинства учащихся.

        Как показывает практика, химия в образовательных организациях изучается преимущественно на базовом уровне в объеме 1 или 2 часов в неделю, что не позволяет освоить все элементы содержания в соответствии с кодификатором. Чтобы решить эту проблему, в нашем ОУ в учебный план добавлен 1 час в 10 классе "Решение задач по химии". Изучение предмета в таком объёме дает возможность освоить сложные виды деятельности, в том числе вопросы генетической связи между классами неорганических и органических веществ, решение задач, входящих в текст  ВПР.

   Весь учебный процесс разбиваю на несколько  этапов, чтобы дети спокойно подходили к процедуре по оценке качества их образовательного уровня.

Этап  Изучение нового материала.

На этапе изучения нового материала предлагаю в качестве проблемного вопроса задания из текстов ВПР  и позже, уже при закреплении, вновь возвращаюсь к нему. Для поиска способа решения  учебной задачи привлекаю такие формы деятельности: беседа, самостоятельная работа с книгой, групповая работа или работа в парах.  На уроках  осуществляется химический эксперимент, лабораторный или демонстрационный. Внимание учащихся направляю на признаки и условия химических реакций. При образовании осадка, обращаем внимание на его цвет, консистенцию, при выделении газа – на его окраску, запах, физиологическое действие на организм. 
            Есть уроки-практикумы по решению экспериментальных задач, где школьники получают вещества и доказывают их наличие, распознают вещества и определяют их свойства. Кроме умения решать экспериментальные задачи, у учащихся на уроках химии должны сформироваться умения решать расчетные задачи. Для этого провожу уроки-практикумы по решению расчетных задач. Мы используем алгоритмы, которые позволяют с уровня решения задач по образцу переходить на уровень решения нестандартных, усложненных, требующих творческого подхода к решению, задач. 
           На уроках систематизации и обобщения знаний, а тем более во время контрольной работы учащимся предлагаю задания в тестовой форме. Они позволяют осуществить поурочный контроль, самоконтроль деятельности учащихся, обеспечивают развитие рефлексии и самоорганизации. Во время подготовки к урокам, я учитываю типичные ошибки в ответах на тесты и стараюсь вместе с детьми устранять их причины. Для этого предлагаю  задания типа ВПР  базового, повышенного и высокого уровня. В ходе проверки обнаруживаются пробелы в знаниях, поэтому по возможности стараюсь их сразу устранять. Анализ проверочной работы предлагаю проводить учащимся в парах. Сначала они проверяют друг у друга (взаимопроверка) ответы по заранее составленным листам ответов, а затем отводится время для того, чтобы учащиеся объяснили причины неправильных ответов. 
           Особенно эффективны тренинги с использованием компьютера, позволяющие ученику работать с посильной для него скоростью и выполнять задания разного уровня сложности.

В целях развития интереса и любви к химии, склонности заниматься ею, а также в целях развития навыков самостоятельной работы, считаю, необходимо практиковать в старших классах индивидуальные творческие работы учащихся по химии, которые получили название проектов. Ученики, желающие самостоятельно поработать, берут  темы и от начала до конца самостоятельно изучают их, пользуясь консультациями учителя, книгами, приборами, материалами и прочим учебным оборудованием, сосредоточенным в химическом кабинете. Результаты самостоятельных творческих работ (проектов), используются на уроках и во внеклассной работе.

Повторение, закрепление знаний.

         На уроках повторения, закрепления знаний учащиеся  обязательно работают с заданиями из ВПР по определенной теме. Мы анализируем ответы учащихся на ВПР  предыдущих лет, обращаем внимание на темы, в которых повторяются ошибки в ответах.  Создаю для уроков карточки с заданиями из текстов ВПР прошлых лет по данным темам и предлагаю их для решения.
          Во время изучения нового материала, проверке и закреплении знаний  обращаю особое внимание на элементы содержания и виды деятельности, которыми должны владеть учащиеся, и которые обозначены в спецификации к заданиям ВПР  по химии.

Я постоянно фиксирую в своей тетради, с какими заданиями базового и повышенного уровня  ученики не справились, и если из занятия в занятие номера заданий часто повторяются, то фиксирую «западающую» тему и корректирую план групповых занятий, вынося тему на дополнительное  занятие. Если ошибка встречается часто только у одного ученика, то в этом случае прошу ученика поработать с теоретическим материалом данной темы, а затем с заданиями карточек, которые составлены по определенной теме на основе материалов ВПР. Такая работа дает позитивные результаты.

Этап пробного написания ВПР

   Для проведения пробного выполнения ВПР я выделяю  2 урока. Обычно это конец февраля – начало марта.

Для ребят создаются все условия (тишина, невозможность общения, работа с текстами ВПР,  необходимые источники информации «Периодическая таблица», «Таблица растворимости», «Электрохимический ряд напряжения металлов»). Условия как максимально приближены к реальному ВПР. Тестовые задания обязательно содержат инструкцию для учащихся.
        В этот же день ответы проверяются, анализируются, результаты доводятся до сведения обучающихся. На уроках  и индивидуальных консультациях осуществляется разбор типичных и индивидуальных ошибок в ответах.

Домашняя подготовка.

   В качестве домашнего задания  предлагаю не только задания из учебника, но и прошу детей самих составлять тесты по изученной теме (в дальнейшем учащиеся обмениваются ими, выполняют задания и анализируют тесты) или составлять условия расчетных задач. Кроме организации творческого домашнего задания по разработке «авторских» текстовов для самоконтроля и взаимоконтроля предлагаю ученикам рефлексировать свои затруднения.

        Если проанализировать итог моей работы, можно сделать вывод, что способы и методы подготовки к ВПР  позволяют подготовить детей к достойному прохождению оценочной процедуры.

Я думаю, успех заключается:

-в отборе форм и методов, способствующих повышению эффективности обучения химии;

-в разработке разноуровневых заданий, конспектов уроков и предметных курсов с включением материалов ВПР  базового, повышенного и высокого уровней сложности, требующих включения в работу репродуктивного, частично поискового, исследовательского и эвристического способов познавательной деятельности;

-в использовании тестов, включающих закрытые и открытые задания, которые позволяют выявить (контролировать) и оценить уровень владения школьниками материалом темы.

Только совместная работа всех участников оценочных процедур могут,  принесет положительные результаты и Вам, и Вашим выпускникам.

Успехов Вам, уважаемые педагоги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы подготовки к ЕГЭ по химии

Методы и формы подготовки к ЕГЭ по химии...

Эффективные способы и методы поэтапной подготовки обучающихся к сдаче норм комплекса ГТО во внеурочной деятельности

Эффективные способы и методы поэтапной подготовки обучающихся к сдаче норм комплекса ГТО во внеурочной деятельности...

Способы и методы подготовки обучающихся к промежуточной и ГИА по физике

Способы и методы подготовки обучающихся к промежуточной и ГИА по физике...

Методы естественнонаучного исследования в изучении химии как способ развития компетенций функциональной грамотности.

Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать варгументированном обсуждении проблем, относящихся к естественнымнаукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:➢ научно ...