Способы и методы подготовки обучающихся к промежуточной и ГИА по физике
методическая разработка по физике

Способы и методы подготовки обучающихся к промежуточной и ГИА по физике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»

Способы и методы подготовки обучающихся к промежуточной и государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ)  по физике
(из опыта работы)

Разработал: учитель физики
и информатики

1 квалификационной категории

Карцев Андрей Николаевич

п. Верхнеднепровский

2020

          При изучении физики, я  свой первый урок в 7 классе, начинаю с демонстрации «волшебства» (различных физических опытов). Затем объясняю, обучающимся, что  всё это «волшебство», все наши действия в жизни мы можем объяснить с помощью такой науки как физика, одной из наук о природе. Далее говорю им о том, что в каком классе мы будем изучать. Это делается всё для того, чтобы привить любовь обучающихся к своему предмету, показать, как наши знания, практическое применение этих знаний  влияют на нашу жизнь, как с помощью физики объяснить различные природные явления. Моя задача не только хорошо подготовить учеников к промежуточной и итоговой аттестации, но и научить  всех обучающихся  применять теоретические и экспериментальные знания в обычной жизни, что соответствует требованиям ФГОС.

             Моя методика подготовки основана  на подаче теоретического материала и закреплении его на вопросах, задачах, интерактивных заданий в различной  форме (устной, письменной, интерактивной на различных электронных ресурсах), которая позволяет  обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков,  развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности. При объяснении теоретического материал по физике, объясняя суть физических явлений, законов, понятий, я применяю проблемный метод обучения, начиная с постановки проблемы, опираюсь на уже известные обучающимся сведения. Например, при изучении темы «Выталкивающая сила. Закон Архимеда», демонстрирую взвешивание тела в воздухе и взвешивание тела в воде. Затем идёт постановка проблемы, вопросы и проведение экспериментов по решению проблемы. Проверку усвоение обучающимися  теоретических знаний поверяю при помощи различных методов (письменных самостоятельных работ, физических диктантов, карточек-заданий, устного опроса обучающихся, интерактивных вопросов с различных электронных ресурсов, презентаций).

         При объяснении  нового материала я сначала сообщаю  основное, то что легко могут понять обучающиеся. Затем повторяю и добавляю более сложные  знания. По новым стандартам учащиеся должны добывать знания сами. Но, всё же, базовые знания должны быть правильно сформированы на уроках. Впоследствии необходимо скорректировать знания, добытые самим учеником. Я  делаю это, проводя разбор различных ошибок, которые допустили обучающиеся на самостоятельных письменных работах, при различных видах опросов.

        При подготовке к промежуточной аттестации, во время обобщаюших уроков и уроков на повторение тем, я обращаю очень пристальное внимание не только на усвоение обучающими основных физических законов, физических формул, но и на правильность оформления физических задач, переводу различных физических величин, решению не только типовых задач, но и задач «нестандартных» различного уровня, а так же решению «качественных задач».

       В конце каждой четверти во всех классах я провожу зачёт, где выявляю знания каждого из учеников на базовом уровне. Перед проведением зачётов я вместе с учащимися ещё раз прорабатываем теорию с использованием презентаций, напоминаем важные моменты, вспоминаем задания, которые выполняли и разбираем новые.

          При  подготовки к ОГЭ и ЕГЭ я уделяю особое внимание базовым знаниям 7-9 классов, обращаю внимание учащихся на важность хорошего знания теоретического материала, приводя примеры заданий ОГЭ и ЕГЭ, которые  невозможно решить, не применив теоретические знания, ведь  решение почти каждой задачи требует глубоких знаний теории, , необходимо вникать в суть физических законов и понятий, понимать смысл формул, а не бездумно их вызубривать.

           При  подготовки к ОГЭ и ЕГЭ необходим оценочный самоконтроль. Каждый  из учащихся должен твёрдо знать сколько  баллов он может получить в данный момент. Для каждого учащегося разрабатывается индивидуальный план, в котором указываются темы, плохо усвоенные учащимся (по итогам тестирований по КИМам, электронным образовательным ресурсам, материалам СтатГрада и др) и составляется график консультаций.

          Большая трудность при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ  по физике заключается в том, что учащиеся обладают недостаточными знаниями по математике: не могут из одной формулы вывести другую, перевести единицы измерения, привести число к стандартному виду, округлить число, прочитать или построить график, а очень часто, даже зная формулу, просто не могут вычислить результат. Знать действия над  векторами, выразить нужную величину из формулы, найти сторону треугольника, применить теорему Пифагора, теоремы  синусов и косинусов и т. д. Именно поэтому, необходимо повторять основные математические знания и отрабатывать их на практике.

          Нужно добиваться того, чтобы обучающиеся овладели основными физическими и математическими понятиями, понимали физические законы, знали физические формулы, физические величины и единицы их измерения, переводы единиц измерения и умели применять их на практике, что является необходимым, но не достаточным условием успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Для успешной сдачи  нужен  опыт выполнения различных тестов и задач повышенного уровня сложности. Нужно много решать  различными способами, обосновывая своё решение и применяя теорию.

        Нужно предоставлять свободу ученику в самостоятельной деятельности – повторении и воспроизведении теоретического материала, решении задач. На этом этапе  могут использоваться интернет-ресурсы. Именно самостоятельная деятельность позволяет  ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал, научит применять теоретическую базу при решении различных задач.

                                Рекомендации по решению задач

 Общий метод решения задач базового уровня

1) Установить, какому явлению соответствует ситуация задачи.

2)  Выделить элемент знаний об этом явлении, указанный в вопросе задачи.  

3)  Дать словесную формулировку выделенного элемента знания или записать соответствующую формулу.

4)  Применить формулировку или формулу к конкретной ситуации.

5)  Сформулировать ответ.

 Общий метод решения задач повышенного и высокого уровня

1)  Установить, какому явлению соответствует ситуация задачи.

2)  Построить графическую модель явления с учетом условий задачи.

3)  Составить уравнения, описывающие модель.

4)  Вывести из уравнений расчетную формулу.

5)  Рассчитать значение искомой физической величины по формуле.

Основные принципы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ:

1)  Многократное повторение учебного материала.
2)  Выделение  главного при изучении темы.
3)  Ориентирование в физических величинах и единицах их измерения.
4)  Самостоятельная деятельность учащихся.

5) Разбор типовых заданий.

6) Разбор «не типовых» заданий

7)  Систематический опрос и проверка усвоения материала различными способами (в том числе и с помощью интерактивности)

8)  Собственная оценка каждым учащимся своего уровня подготовки.

Об учебниках и учебных пособиях

      Большую роль при подготовки к промежуточной аттестации, ОГЭ и ЕГЭ играет учебник и задачник по физике .

    При подготовке обучающихся к промежуточной аттестации и ОГЭ.

      В учебниках Л.Э. Генденштейн,   А.Б. Кайдалов,  В.Б. Кожевников. Физика. 7 класс и Физика 8 класс после параграфов даются разборы задач 1 и 2 части и предлагаются задания и задачи 1 и 2 части, что позволяет закрепить и отработать навыки решения задач и заданий по темам приподготовке к сдаче ОГЭ. Кроме того к учебникам прилагаются сборники задач этих же авторов с заданиями и задачами 1, 2, повышенного и «олимпиадного» уровней сложности, а также даны экспериментальные задания. Задания из сборников целесообразно давать на дом для самостоятельного решения и проверки в начале урока у обучающихся.

       Для подготовки обучающихся 9 класса, кроме задач, используемых в учебнике, также целесообразно использовать сборники задач, с задачами различного уровня сложности.

   

При подготовке обучающихся к ЕГЭ.

    В обновленном учебнике физики для 10 и 11 классов под редакцией  Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотского Н.Н., который  соответствует требованиям ФГОС  сосредоточена информация, которая позволяет расширить кругозор школьников, приведены примерные темы докладов и рефератов, а также образцы заданий в формате ЕГЭ. Использование книги на уроках и дома поможет учащимся не только эффективно закрепить пройденные темы, но и успешно подготовиться к проверочным работам и итоговой аттестации.

    После  параграфов предлагаются задания для обучающихся в формате ЕГЭ из первой части. После каждого раздела подробно разбираются задачи из второй части ЕГЭ.

Литература для подготовки

  1. Кабардин О.Ф «Физика. Справочные материалы».,М., «Просвещение» (любой  год  издания)
  2. Кабардин О.Ф.,   «Физика. Справочник для старшеклассников и  поступающих в ВУЗы». М.:  «АСТ-пресс. Школа» (любой  год  издания).
  3. ЕГЭ-2017, ЕГЭ-2018, ЕГЭ-2019, ЕГЭ-2020. Физика: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. М.Ю. Демидовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2017, 2018, 2019, 2020.  
  4. ЕГЭ-2018, ЕГЭ-2019, ЕГЭ-2020 Физика: тематические и типовые экзаменационные варианты: 32 варианта / Под ред. М.Ю. Демидовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2018, 2019, 2020.
  5. ЕГЭ-2018. Физика: актив-тренинг: решение заданий А и В / Под ред. М.Ю. Демидовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2018.
  6. ЕГЭ-2017 Физика / ФИПИ авторы-составители: В.А.Грибов – М.: Астрель, 2017
  7.  «Физика. 10 класс. Базовый уровень» под редакцией Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотского Н.Н . М., «Просвещение» 2018
  8. Учебник по физике 11 класс Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. - базовый и профильный уровень. «Просвещение» 2018

Интернет- поддержка

  1.  https://phys-oge.sdamgia.ru/,       https://phys-ege.sdamgia.ru/      сайт  «Решу ОГЭ»,  «Решу ЕГЭ»  (физика)
  2. https://yandex.ru/tutor/subject/?subject_id=18 ,  https://yandex.ru/tutor/subject/?subject_id=4    сайт Яндекс-Репетитор  ОГЭ и ЕГЭ по физике.
  3. http://interneturok.ru/ru  сайт  «Интернет урок»
  4. http://vk.com/ege_physics  группа  «Подготовка к ЕГЭ по  физике»  социальной  сети  «В контакте»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проблемное обучение как один из методов подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ"

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащих...

Проблемы, формы и методы подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по биологии

Выступление на семинаре "Особенности организации обучения в процессе подготовки обучающихся к ЕГЭ" и на круглом столе  в рамках Городского форума-выставки «Общее образование – путь в профессию»...

Инновационные формы и методы подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию

Опыт  подготовки старшеклассников к ЕГЭ по истории и обществознанию...

Опыт деятельностной интеграции учителей ОО в оптимизации организационно-педагогических условий подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации ФГОС ООО.

Для успешной подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации необходимо выполнение ряда условий, в том числе «организационно-педагогических»....

Презентация к статье "Опыт деятельностной интеграции учителей ОО в оптимизации организационно-педагогических условий подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации ФГОС ООО"

Для успешной подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации необходимо выполнение ряда условий, в том числе «организационно-педагогических»....

Способы и методы подготовки к ВПР по химии

Выступление из опыта работы  о способах и методах подготовке к ВПР по химии в 11 классе...