Урок химии 10 класс
план-конспект урока по химии (10 класс)

Конспект урока  химии в 10 классе по теме : ": Важнейшие представители карбоновых кислот. Акриловая и олеиновая кислоты как представители непредельных карбоновых кислот. Лабораторный опыт №11. Отношение олеиновой кислоты к бромной воде и раствору перманганата калия. Лабораторный опыт №12.Взаимодействие стеариновой и олеиновой кислот со щелочью."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 51_urok_10-a.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 51    класс 10-а    дата 24.01.19

Тема: Важнейшие представители карбоновых кислот. Акриловая и олеиновая кислоты как представители непредельных карбоновых кислот. Лабораторный опыт №11. Отношение олеиновой кислоты к бромной воде и раствору перманганата калия. Лабораторный опыт №12.Взаимодействие стеариновой и олеиновой кислот со щелочью.

Задачи:

Образовательные: - способствовать формированию знаний учеников о химических свойствах насыщенных одноосновных карбоновых кислот на примере уксусной кислоты; - показать сходство и отличие неорганических и органических кислот

 Развивающие: - способствовать дальнейшему формированию умений составлять формулы органических веществ и их изомеров, а также уравнений химических реакций с их участием, прогнозировать свойства химических веществ исходя из их строения; - продолжать развивать логическое мышление, умение обобщать и делать выводы.

 Воспитательные: - способствовать воспитанию самостоятельности мышления и аккуратности в обращении с химическими веществами

Тип урока: урок применения практических знаний

Оборудование: Олеиновая кислота, бромная вода, раствор перманганата калия; пробирки.

Ход урока:

  1. Организационный этап
  2. Актуализация опорных знаний

Ученики восстанавливают в памяти строение двойной связи, ее характерные особенности и обусловливаемые ею химические свойства этилена и его гомологов. Вспоминают они также химические свойства одноосновных предельных карбоновых кислот.

  1. Постановка целей урока
  2. Изучение нового материала

Стеариновая кислота – одна из наиболее распостранённых в природе жирных кислот, входящая в виде глицеридов в состав липидов, прежде всего триглицеридов (жиров) животного происхождения, последние выполняют функцию энергетического депо. Синтезируется из пальмитиновой кислоты под действием ферментов – элонгаз, отвечающих за удлинение алифатической цепи жирных кислот.

Промышленное значение и применение

Основным промышленным методом получения стеариновой кислоты является извлечение её из стеарина – продукта гидролиза жиров при производстве мыла. Соли и эфиры стеариновой кислоты называют стеаратами. В виде эфиров содержатся в растительных и животных жирах. В смеси с пальмитиновой кислотой - основа стеарина. Соли стеариновой кислоты - составная часть мыл

Широко используется в косметической промышленности: стеарат натрия является одним из оcновных компонентов мыла, сама стеариновая кислота входит в состав многих косметических средств. Стеараты натрия, кальция, свинца используются как компоненты пластичных смазок

Использование в косметике:

- в качестве эмульгатора и стабилизатора смеси

- делает смеси непрозрачными

- используется в качестве загустителя при производстве мыла и твердых косметических средств

Олеиновая кислота (иначе называется 9-октадеценовая или элаиновая кислота) представляет собой жирную ненасыщенную кислоту, имеющую вид маслянистой жидкости. Впервые была открыта в начале XIX века Шеврелем. Химический состав олеиновой кислоты - CH3(CH2)7CH:CH(CH2)7COOH. Не растворяется в воде, зато прекрасно разбавляется в хлороформе, бензоле, эфире, этаноле.

Олеиновая кислота широко распространена в природе в качестве глицерида олеина, который является основным компонентом многих животных и растительных жиров. Так, входит в состав животных жиров трески, свинины, говядины.

А также содержится в растительных маслах: оливковом, подсолнечном, рапсовом, миндальном, арахисовым, фисташковом и многих других. 
Изготавливается олеиновая кислота по ГОСТу 7580 91 путем гидролиза жиров и масел с последующим фракционированием формирующейся смеси кислот и многочисленной перекристаллизацией из ацетона (при температуре -40 С) или метанола (90%). Окисление олеиновой кислоты осуществляется при помощи перманганата калия с расщеплением двойной связи. Таким образом, создается смесь пеларгоновой и азелаиновой кислот, которая в дальнейшем гидрируется до кислоты стеариновой. Неочищенная олеиновая кислота в промышленности используется редко.

  1. Первичное закрепление знаний

Лабораторный опыт №11.

Отношение олеиновой кислоты к бромной воде и раствору перманганата калия.

Цель. Показать зависимость непредельных свойств олеиновой кислоты от ее состава и строения.
Реактивы и оборудование.Олеиновая кислота, бромная вода, раствор перманганата калия; пробирки.

Ход работы

  1. Инструктаж по ТБ
  2. Выполнение работы
    1. В пробирку наливают по 2 см
    3 олеиновой кислоты и бромной воды. Пробирку закрывают пробкой и встряхивают. Наблюдается обесцвечивание бромной воды.
    2. В пробирку наливают по 2 см
    3 олеиновой кислоты и раствора перманганата калия. Пробирку закрывают пробкой и тоже встряхивают. Наблюдается обесцвечивание раствора перманганата калия.
    Учащиеся составляют уравнения реакций, объясняют сущность проведенных опытов и приходят к выводу, что олеиновая кислота наряду со свойствами карбоновых кислот проявляет также свойства непредельных соединений, что говорит о ее двойственной природе.

* * *

Опыты, с помощью которых перед учащимися можно ставить проблемы, сами по себе не могут решить все задачи урока. Они становятся лишь одним из средств активизации мыслительной деятельности учащихся, поскольку помогают в наглядной форме противопоставить неизвестное известному и побуждают ребят к поиску путей решения возникшей проблемы. Только в совокупности с другими средствами, методами и приемами такие опыты приобретают важное значение в обучении химии.

 

Лабораторный опыт №12.Взаимодействие стеариновой и олеиновой кислот со щелочью.

Цель: изучить особенности взаимодействия олеиновой и стеариновой кислоты со щелочью

Реактивы: олеиновая и сеариновая кислоты, гидроксид натрия

Ход работы:

Инстркутаж по ТБ

  1. В пробирку прилить 4 мл безводного спирта, 2 капли раствора щелочи, 2 капли фенолфталеина, опустить кусочек стеариновой кислоты и содержимое сильно встряхнуть. Ярко-малиновая окраска фенолфталеина слабеет и исчезает вследствие нейтрализации щелочи стеариновой кислотой. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном полном и сокращенном виде.
  2. Повторить опыт с олеиновой кислотой.
  3. В демонстрационную пробирку прилить 3 — 4 мл воды и опустить кусочек стеариновой кислоты. Встряхнуть и отметить, растворение кислоты не наблюдается даже при нагревании. Затем в эту же пробирку прилить немного щелочи. Встряхнуть и отметить, что смесь гомогенизируется вследствие взаимодействия кислоты со щелочью и образования растворимого мыла.
  4. Аналогично провести опыт с олеиновой кислотой.
  5. Выделение мыла из раствора. В пробирки, где прошли реакции стеариновой и олеиновой кислот со щелочью, прилить насыщенный раствор хлорида натрия. Мыла, вследствие их практической нерастворимости в соляном растворе, всплывает хлопьями наверх. В техники этот процесс называют высаливанием.

  1. Домашнее задание
  2. Рефлексия

На полях тетради проведите вертикальную линию  длинной 5 см- это 10 клеточек. Каждая клеточка- это 1 балл. Отметьте насколько вам понятен материал сегодняшнего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок химии и алгебры в 8 классе «Большие и малые числа в химии»

В статье представлен бинарный урок химии и алгебры в 8 классе. Урок посвящен применению понятия стандартный вид числа и умению выполнять действия с числами в стандартном виде для расчетов в химии. Уча...

Презентация к уроку химии "Обобщающий урок по теме «Теоретические основы химии»"11 класс

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков, полученных при изучении строении атомов химических элементов, изменении их свойств по группе и периоду....

Технологическая карта урока химии "Классы неорганических соединений. Соли"

Технологическая карта урока. как современная форма планирования урочной деятельности, в условиях реализации ФГОС позволяет учителю увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.

Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....

Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"

Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...

Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.

В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...

Урок химии "Классы неорганических веществ"

       Урок-путешествие « Круиз на  остров «Кисольфия» - это последний урок в теме «Классы неорганических веществ».  На уроке прослеж...