Урок - исследование по теме "Идентификация органических и неорганических веществ" с использованиием системно-деятельностного подхода в обучении
план-конспект урока по химии (11 класс)

Наталия Сай

Для определения присутствия веществ, анионов, катионов используются различные химические реакции.  Эти реакции широко используются при проведении качественного анализа, целью которого является определение наличия веществ или ионов в растворах или смесях. Знание качественных реакций необходимо и для написания ЕГЭ (это вопрос 25, который вызывает у школьников большие затруднения). Даенный урок позволяет выпускиникам обобщить свои знания по теме "Качественные реакции".Урок составлен с использованием системно-деятельностного подхода в обучении.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ И НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ .

Слайд 2

Качественные реакции – это химические превращения, сопровождающиеся характерными признаками, с помощью которых проводят распознавание веществ. .

Слайд 4

Качественные реакции в органической химии Химическое соединение Реактив Признаки реакции Непредельные углеводороды (алкены, алкины, алкадиены) Бромная вода( Br 2 ) Обесцвечивание Раствор KMnO 4 Обесцвечивание Одноатомные спирты CuO (черный) Cu (красный) Многоатомные спирты Cu(OH) 2 Синий раствор Фенолы Бромная вода ( Br 2 ) Осадок телесного цвета FeCl 3 Фиолетовый раствор

Слайд 5

Химическое соединение Реактив Признаки реакции Альдегиды [ Ag(NH 3 ) 2 ]OH Ag выпадает в осадок Cu 2 O ( оранжевый) Cu(OH) 2 Белки HNO 3 (к) Желтое окрашивание Cu(OH) 2 Фиолетовое окрашивание

Слайд 6

Качественные реакции на катионы Определяемый ион Реактив Наблюдаемые признаки реакции Li + пламя Красное пламя Na + пламя Желтое пламя K + пламя Фиолетовое пламя Rb + пламя Сине-фиолетовое пламя Ca 2+ пламя Кирпично-красное пламя Sr 2+ пламя Карминово-красное пламя Ba 2+ пламя Желто-зеленое пламя Cu 2+ пламя Зеленое пламя

Слайд 7

Качественные реакции на катионы Определяемый ион Реактив Наблюдаемые признаки реакции Ba 2+ SO 4 2- Белый молочный осадок CrO 4 2- Желтый осадок Cr 2 O 7 2- Ag + Cl - Белый творожистый осадок NH 4 + ОН - Запах аммиака Лакмусовая бумажка синеет С u 2+ O Н - Синий осадок Fe 2+ OH - Грязно-зеленый осадок Fe 3+ OH - Бурый осадок С NS - Кроваво-красное окрашивание

Слайд 8

Качественные реакция на анионы Определяемый ион Реактив Наблюдаемые признаки реакции Cl - Ag+ Белый творожистый осадок Br - Телесный творожистый осадок I - Жельый творожистый осадок PO 4 3- Желтый осадок SO 4 2- Ba 2+ Белый молочный осадок CO 3 2- H + Выделяется газ, не поддерживающий горение S 2- Pb 2+ Чёрный осадок Желтый осадок CrO 4 2- Ba 2+ Cr 2 O 7 2-

Слайд 9

Правила техники безопасности Тушите спиртовку только колпачком. Работайте только над столом Собирайте остатки веществ в специально предназначенную посуду. Реактивы с рук смыть водой, а затем нейтрализующим веществом. Запрещается: менять пробки и пипетки от различных банок или склянок; выливать или высыпать остатки реактивов в склянки и банки, из которых они были взяты; передавать спиртовку в зажженном виде .

Слайд 10

Лабораторный опыт Качественные реакции на анионы, катионы, органические вещества Задания: определите вещества в предложенных склянках; сделайте вывод о том, с помощью каких качественных реакций вы их определили

Слайд 11

Задание 25 Установите соответствие между веществами и реагентом, с помощью которого их можно отличить друг от друга ВЕЩЕСТВА А) ацетилен и этилен Б) этилен и этан В) этандиол –1,2 и этанол Г) фенол и этанол РЕАГЕНТ 1 ) Br 2 2) [ Ag (NH 3 ) 2 ]OH 3) Al (OH) 3 4) H 2 SO 4 ( р – р ) 5) Cu (OH) 2

Слайд 12

Задание 25 ВЕЩЕСТВА A) НСl и Na 2 CO 3 Б) СаСl 2 и Na 2 CO 3 B) Са(НСO 3 ) 2 и Са(ОН) 2 Г) Са(НСO 3 ) 2 и NaOH ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ 1 ) выделение бесцветного газа 2) образование черного осадка 3) образование белого осадка 4) изменение окраски раствора 5) видимых признаков не наблюдается Установите соответствие между реагирующими веществами и при знаками протекающей между ними реакции

Слайд 13

Задание 25 ВЕЩЕСТВА А ) Al (NO 3 ) 3 и Ca (NO 3 ) 2 Б ) Na Cl и Na 2 SO 4 В ) KBr и HCl Г ) KI и NaNO 3 РЕАГЕНТ 1) AlCl 3 ( р-р ) 2 ) Br 2 3) Na 2 CO 3 ( р-р) 4) KOH (p-p) 5) BaCl 2 (p-p) Установите соответствие между реагирующими веществами и при знаками протекающей между ними реакции.

Слайд 14

Задание 25 Установите соответствие между веществами и реагентом, с помощью которого их можно отличить друг от друга ВЕЩЕСТВА А ) пентанол и фенол Б) пропанол –1 и глицерин В) муравьиная кислота и уксусная кислота Г) стеариновая и олеиновая кислоты РЕАГЕНТ 1 ) бромная вода 2) аммиачный р – р оксида серебра (I) 3) раствор соды 4) гидроксид меди (II) 5) натрий

Слайд 15

Проектная деятельность Исследования качества питьевой воды

Слайд 16

Цель Изучить качество питьевой воды разных источников в посёлке Тригуляй . Задачи: 1. Провести анализ состава и свойств воды. 2. Проанализировать полученные данные на соответствие воды с некоторыми требованиям ГОСТа . 3. Провести анализ протоколов испытаний образцов воды. 4. Сделать выводы

Слайд 17

Образцы воды Образец №1 - вода из закрытого источника Питирима. Образец №2 - вода из открытого источника Иоанн Предтечи. Образец №3 – водопроводная вода.

Слайд 18

ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ Всего было проведено 6 опытов Определение p Н-фактора воды Качественное определение хлоридов Качественное определение сульфатов Определение жесткости воды при помощи мыльного раствора Обнаружение катиона железа 2+ Обнаружение катиона железа 3+

Слайд 19

Опыт № 1 Определение p Н-фактора воды Образец №1 Образец №2 Образец №3 Цвет не изменился Цвет не изменился Универсальная индикаторная бумага посинела В пробирки с образцами воды опускали универсальный лакмусовый индикатор и оценивали его цвет. Вывод: в пробирке с водопроводной водой универсальная индикаторная бумага посинела, следовательно, среда слабощелочная.

Слайд 20

Опыт № 2 Определение содержания хлорид-ионов В пробирки помещали по 5 мл исследуемой воды и добавляли по 3 капли 10% - го раствора нитрата серебра. Приблизительное содержание хлоридов определяли по осадку или помутнению. Образец №1 Образец №2 Образец №3 Нет изменений Нет изменений Помутнение Вывод: в водопроводной воде обнаружено содержание хлоридов. MgCl 2 +2AgNO 3 = = 2AgCl ↓+Mg(NO 3 ) 2

Слайд 21

Опыт № 3 Качественное определение сульфат-ионов В пробирки наливали по 10 мл исследуемой воды, 0,05 мл соляной кислоты и 2 мл 5% - го раствора хлорида бария, перемешивали. Образец №1 Образец №2 Образец №3 Нет изменений Нет изменений Помутнение Вывод: в водопроводной воде обнаружено содержание cульфатов. CaSO 4 +BaCl 2 = =CaCl 2 +BaSO 4 ↓

Слайд 22

Опыт № 4 Определение жесткости воды при помощи мыльного раствора К исследуемым образцам воды, добавляли мыльный раствор, наблюдали. Образец №1 Образец №2 Образец №3 Наличие обильной пены Наличие пены Небольшое наличие пены Вывод: в водопроводной воде наименьшее наличие пены. 2C 17 H 35 COONa +CaCl 2 = = (C 17 H 35 COO) 2 Ca↓+2NaCl

Слайд 23

Опыт № 5 Обнаружение катиона железа 2+ К 5 мл исследуемой воды прибавляли по 3 капли гексацианоферрата ( III) калия, перемешивали и сравнивали со шкалой. Образец №1 Образец №2 Образец №3 Светло-зеленый раствор Светло-зеленый раствор Более интенсивный светло-зеленый цвет 2К 3 [Fe(CN) 6 ]+3FeSO 4 = = Fe 3 [Fe(CN) 6 ] 2 ↓+3K 2 SO 4 Вывод: в водопроводной воде ионов двухвалентного железа наибольшее количество .

Слайд 24

Опыт № 6 Обнаружение катиона железа 3+ В пробирки помещали по 10 мл исследуемой воды, прибавляли 1 каплю концентрированной азотной кислоты, несколько капель раствора перекиси водорода и примерно 0,5 мл раствора роданида калия. При содержании железа 0,1 мг/л появляется розовое окрашивание, а при более высоком содержании – красное. Образец №1 Образец №2 Образец №3 Светло-коричневое окрашивание, затем полное обесцвечивание Светло-коричневое окрашивание Светло-коричневое окрашивание FeCl 3 +3КCNS = =Fe(CNS) 3 ↓+3KCl Вывод: в водопроводной воде ионов трехвалентного железа наибольшее количество.

Слайд 25

Вывод В результате проделанной работы можно сделать вывод, что идеальной воды среди исследуемых образцов нет. В ходе исследований выявлено, что самой безопасной питьевой водой является вода, которая была взята из источников Питирима, вода из открытого источника имеет органические примеси, обычная водопроводная вода оказалась с высоким содержанием хлоридов, наличии масла и органических примесей. Таким образом, после исследований, мы рекомендуем жителям посёлка употреблять в пищу родниковую воду.

Слайд 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Боголюбов А.С. Экосистема. - М., 2001. Газета "Биология". Издательский дом "Первое сентября". №23, 2008 Газета "Иваново-Пресс". №41 от 11.10.2007 Попова Т.А. Экология в школе. - М., 2005. - 64 с. Сайт: www-chemistry.univer.kharkov.ua . Раздел: файлы, лекция 5 по экологии. Федорос Е.И.Нечаева Г.А. Экология в экспериментах. -М, 2006. - 384 с Шабрева Е.В. Современные экологические проблемы с точки зрения химика. Кукушкин Ю. Н. «Химия вокруг нас» - М; «Высшая школа», 1992. Ширшина Н.В. «Химия. Проектная деятельность учащихся» - Волгоград: Учитель, 2007. Сайт: www.ijkh.ivanovo.ru . Раздел МУП "Водоканал". Сайт: www.prechist-ecologia.narod.ru . Раздел "Водная гладь".

Слайд 27

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Тема урока

Идентификация органических  неорганических веществ

Цель урока: Изучить  качественные реакции на органические и на неорганические вещества.

Задачи:

-сформировать у  учащихся  понятие качественных реакций;

-научить учащихся идентифицировать органические и неорганические вещества с помочью качественных реакций;

- развить навыки решения заданий ЕГЭ

Форма проведения урока: работа в группах

Технологии: проблемный подход при изучении нового материала, урок– исследование

Методы: беседа, демонстрация, лабораторная работа, работа в группах.

Ход урока

I. Актуализация

Целью этого занятия является научиться проводить качественные реакции на катионы и анионы, а также органические вещества.

ответьте мне на простой вопрос: Что изучает химия

А как можно распознать вещества? По каким признакам?

  • Внешний вид.
  • Характерный запах.
  • Цвет
  • Растворимость в воде.

Какие реакции называют качественными реакциями?

Качественные реакции – это химические превращения, сопровождающиеся характерными признаками, с помощью которых проводят распознавание веществ.

Качественных реакций много. Мы проведем лишь некоторые из них.

Качественные реакции - характерные реакции, используемые для идентификации различных веществ(объявляется тема урока.)

Знание качественных реакций бесспорно помогает школьникам в исследовательской деятельности.  Исследовательская деятельность это то, что  позволяет  выйти за рамки школьной программы.

Для определения присутствия веществ, анионов, катионов используются различные химические реакции. Эти реакции широко используются при проведении качественного анализа, целью которого является определение наличия веществ или ионов в растворах или смесях.

 

II. Проведение лабораторного опыта (проводится по инструктивным картам)

Внимательно следите за признаками проводимых реакций. Какое природное явление они Вам напомнят?

Определение ионов является очень важным этапом анализа состава раствора. Ионы – это частицы, несущие на себе электростатический заряд. В зависимости от типа заряда, различают анионы, заряженные отрицательно, и катионы, заряженные положительно. Остановимся на последних.

Ионы серебра в растворе определяют с помощью ортофосфат-ионов. При их взаимодействии образуется желтый осадок ортофосфата серебра.

Ионы никеля и меди в растворе можно обнаружить с помощью щелочи. При добавлении в раствор содержащий ионы никеля щелочи выпадает изумрудно-зеленый осадок гидроксида никеля, аналогично с ионами меди, только осадок при этом будет голубым.

Железо проявляет переменную валентность, ионы этого металла могут быть заряжены как 2+, так и 3+. Двухвалентное железо в растворе можно обнаружить с помощью красной кровяной соли. При этом наблюдается выпадение темно-синего осадка турнбулевой сини.

Трехвалентное железо с тиоцианат-ионами дает кроваво-красное окрашивание. Именно эта реакция используется для создания эффекта крови в кино.

Большой интерес для изучения представляют качественные реакции на органические вещества. Так, гидроксид меди при взаимодействии с альдегидами приобретает морковно-оранжевый цвет. Эту реакцию еще называют реакцией медного зеркала.

Фенолы в растворе можно обнаружить с помощью хлорного железа. При этом раствор приобретает фиолетовый цвет.

Так что же вам напомнили эти реакции? Это же радуга!

У нас осталось определить анионы, и сейчас мы проведем с Вами лабораторный опыт на их определение. Перед Вами на столах в двух пробирках находятся растворы: хлорида и ортофосфата натрия. Определите эти вещества, прилив к каждому немного реактива – нитрата серебра. Сообщите о наблюдаемых изменениях.  Сделайте вывод.

III. Подведение итогов. Закрепление

Что узнали на уроке, что научились делать?  Где используются качественные реакции?

Знание качественных реакций бесспорно помогает школьникам в исследовательской деятельности.  Исследовательская деятельность это то, что  позволяет  выйти за рамки школьной программы.

Для определения присутствия веществ, анионов, катионов используются различные химические реакции. Эти реакции широко используются при проведении качественного анализа, целью которого является определение наличия веществ или ионов в растворах или смесях.

Знание качественных реакций необходимо и для написания ЕГЭ (это вопрос 25, который вызывает у школьников большие затруднения). Выполняется самостоятельная работа (по вариантам).

Качественные реакции органических и неорганических соединений

Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1)Установите соответствие между веществами и реагентом, с помощью которого их можно отличить друг от друга.

ВЕЩЕСТВА

А) пентанол и фенол

Б) пропанол-1 и глицерин

В) муравьиная кислота и уксусная кислота

Г) стеариновая и олеиновая кислоты

РЕАГЕНТ

1) бромная вода

2) аммиачный р-р оксида серебра (I)

3) раствор соды

4) гидроксид меди (II)

5) натрий

2)Установите соответствие между формулами двух веществ и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.

ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ

А) Al(NO3)3 и Ca(NO3)2

Б) Na3PO4 и Na2SO4

В) KBr и HCl

Г) KI и NaNO3

РЕАКТИВ

1) AlCl3 (р-р)

2) Br2

3) Fe

4) KOH (p-p)

5) BaCl2 (p-p)

3)Установите соответствие между веществами и реагентом, с помощью которого их можно отличить друг от друга.

ВЕЩЕСТВА

А) CaCl2 и NaCl

Б) Al(NO3)3 и Mg(NO3)2

В) Na2SO4 и BaCl2

Г) KOH и KBr

РЕАГЕНТ

1) KOH

2) K2CO3

3) лакмус

4) HCl

5) AgCl

4)Установите соответствие между формулами двух веществ и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.

ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ

А) HCl (г) NH3

Б) HNO3 и HCl

В) Na2SO4 и KNO3

Г) AlCl3 и MgCl2

РЕАКТИВ

1) NaOH (p-p)

2) Ba(NO3)2 (p-p)

3) CaSO4

4) Cu

5) лакмус

5) Установите соответствие

ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ

А) NH3(р-р) и H2O

Б) KCl и NaОН

В) NaCl и CaCl2

Г) FeCl3 и MgCl2

РЕАГЕНТ

1) HCl

2) KI

3) HNO3

4) KNO3

5) CuSO4

6)Установите соответствие между формулами двух веществ и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.

ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ

А) NaI и NaF

Б) ZnBr2 и MgBr2

В) KCl и HCl

Г) KF и HNO3

РЕАКТИВ

1) NaOH (р-р)

2) AgNO3 (р-р)

3) H2SO4 (р-р)

4) KCl (р-р)

5) NaHCO3

7)Установите соответствие между веществами и реагентом, с помощью которого их можно отличить друг от друга.

ВЕЩЕСТВА

А) BaSO4 и Ca3(PO4)2

Б) BaCl2 и MgCl2

В) AgNO3 и KNO3

Г) Na2O и MgO

РЕАГЕНТ

1) H2SO4 (разб.)

2) HCl (разб.)

3) H2O

4) NaNO3

5) HNO3 (конц.)

8)Установите соответствие между формулами двух веществ и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.

ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ

А) KCl и K2SO4

Б) ZnCl2 и MgCl2

В) HCl и NaCl

Г) NaOH и HNO3

РЕАКТИВ

1) NaNO3 (p-p)

2) Ba(OH)2 (p-p)

3) LiCl (p-p)

4) HBr

5) NaHCO3

9)Установите соответствие между реагирующими веществами и реагентом, с помощью которого их можно отличить друг от друга.

ВЕЩЕСТВА

А) этаналь и ацетон

Б) пропанол-1 и этиленгликоль

В) метиламин и пропан

Г) этанол и глицерин

РЕАГЕНТ

1) метилоранж (р-р)

2) Cu(OH)2

3) [Ag(NH3]2)OH (р-р)

4) H2SO4 (р-р)

5) KCl

10)Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками протекающей между ними реакции.

ВЕЩЕСТВА

А) HCl + Na2CO3

Б) CaCl2 + Na2CO3

В) Ca(HCO3)2 + Ca(OH)2

Г) Ca(HCO3)2 + NaOH

ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ

1) выделение бесцветного газа

2) образование черного осадка

3) образование белого осадка

4) изменение окраски раствора

5) видимых признаков не наблюдается

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

Презентация к уроку по теме "Основания органические и неорганические" 11 класс

Урок обобщения знаний учащихся по теме "Основания"...

Совершенствование урока и внеурочной деятельности как основных форм осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию учащихся в условиях ФГОС.

«Никого и ничему научить нельзя - в конечном счете каждый ученик учится сам». Развитие ребенка возможно лишь тогда, когда ему дают задания, соответствующие уровню его индивидуального развития.»...

Учебные исследования как способ реализации системно-деятельностного подхода.

Статья посвящена  проблеме организации учебных исследований в школе....

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.

Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться....

Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации  системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный  стандарт...